Производство товаров и оказание услуг с использованием известных товарных знаков или исключительные права на реализацию на территории Республики Беларусь товаров всемирно известных торговых марок (франшиза), безусловно, дает субъекту хозяйствования определенные конкурентные преимущества, а выпускаемая и реализуемая им продукция пользуется стабильным спросом.
Однако, заключая внешнеторговый контракт, предусматривающий предоставление импортеру каких-либо исключительных прав в отношении тех или иных товаров либо услуг (лицензионные договоры, дилерские и дистрибьюторские соглашения и т.п.), мало кто задумывается, что условия такого контракта могут оказать существенное влияние на порядок формирования таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию товаров, от чего напрямую зависит размер таможенных платежей.
Таможенные органы пока еще тоже не уделяют таким внешнеторговым контрактам достаточно пристального внимания. Работа в данном направлении только начинается, и со временем все может измениться, но тогда уже будет поздно.
Например, по результатам проверки трехлетней деятельности одного из ведущих производителей табачных изделий таможенный орган доначислил таможенные платежи и пени на сумму более Br 80 млрд.
Производитель — резидент Республики Беларусь заключил лицензионные договоры с тремя компаниями-нерезидентами, обладающими правами на товарные знаки всемирно известных марок сигарет.
Данные компании (лицензиары) предоставили производителю (лицензиату) права на использование на территории Республики Беларусь их товарных знаков, а также необходимую для производства табачных изделий техническую информацию и другие сведения.
Кроме того, лицензиат пользовался технической поддержкой лицензиаров, за что должен был вносить лицензионные платежи (роялти), порядок расчета и уплаты которых определяли договоры.
Для производства продукции, отмеченной товарными знаками лицензиаров, производитель должен был применять исключительно сырье, поставленное ими, их аффилированными компаниями или квалифицированными поставщиками.
Согласно лицензионным договорам приобретенное производителем сырье должно было идти исключительно на выпуск лицензионной продукции. Его нельзя было продать или поставить третьим лица, кроме случаев, когда сырье входило в состав продукции, выпускаемой под товарными знаками лицензиаров.
Для производства табачных изделий производитель заключил с поставщиками ряд внешнеторговых контрактов, по которым на протяжении нескольких лет ввозил на таможенную территорию Республики Беларусь необходимое сырье и выпускал из него табачные изделия под товарными знаками, права на которые ему передали лицензиары.
В соответствии с условиями вышеуказанных внешнеторговых контрактов сырье поставлялось в адрес производителя для его производственных потребностей исключительно с целью выпуска сигарет под торговыми марками согласно лицензионным договорам.
При таможенном декларировании таможенной стоимости ввозимого сырья производитель на протяжении длительного периода заявлял сведения о ней без добавления суммы уплаченных лицензионных платежей (роялти). Таможенный орган принимал такую таможенную стоимость без замечаний.
Указанные обстоятельства таможенный орган выявил только в 2014 г. в ходе таможенной проверки. В результате таможенную стоимость ввезенного сырья таможенный орган увеличил на сумму уплаченных лицензионных платежей (роялти), в связи с чем доначислил таможенные платежи в размере более Br 40 млрд. и пени примерно на ту же сумму.
Заявитель в ходе таможенной проверки, несмотря на неоднократные требования таможенного органа, так и не представил информацию о стоимости сырья, использованного при изготовлении каждой партии реализованных сигарет. В результате таможенный орган произвел расчет таможенных платежей, исходя из имевшейся в его распоряжении документально подтвержденной информации о сумме лицензионных платежей, уплаченных в проверяемом периоде, а также о стоимости сырья и материалов, ввезенных в указанный период.
Не согласившись с выводами таможенного органа, производитель подал на акт таможенной проверки возражения, ссылаясь на то, что поставщики сырья никак не были связаны с лицензиарами и не контролировали дальнейшего использования поставленного сырья. Таможенный орган возражения отклонил.
Производитель обратился в Евразийскую экономическую комиссию, которая признала лицензионные платежи связанными с ввезенным сырьем, т.е. подтвердила обоснованность выводов таможенного органа Республики Беларусь о необходимости включения их в таможенную стоимость импортируемого сырья. С этим решением согласились и судебные инстанции всех уровней.
Отказывая производителю в удовлетворении его требований о признании недействительным решения таможенного органа о доначислении таможенных платежей и пеней, суды сослались на следующее.
В силу п. 1 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза, регулирующим данные вопросы.
Таким международным договором является Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года (далее — Соглашение).
Согласно ст. 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения и ст. 14 действовавшего до 22 апреля 2014 г. Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года N 2151-XII «О Таможенном тарифе» при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к фактически уплаченной или подлежащей уплате цене добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в размере, не включенном в вышеуказанную цену.
Пункт 22 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376, определил, что, если лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности относятся ко всем или нескольким наименованиям товаров и в соглашении о предоставлении прав на использование данных объектов платежи (например, паушальный) не распределяются между отдельными наименованиями товаров, разделение суммарной величины таких платежей производится пропорционально стоимости каждого наименования.
Аналогичный порядок включения в таможенную стоимость различного рода добавлений закреплял и п. 11 Положения о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. N 1246, которое действовало в проверяемый период.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 6 ТмК ТС таможенные органы на таможенной территории Таможенного союза обеспечивают взимание таможенных платежей, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по принудительному взысканию неуплаченных таможенных платежей.
На основании ст. 66 ТмК ТС таможенные органы осуществляют также контроль таможенной стоимости. В соответствии с п. 1 ст. 68 ТмК ТС они имеют право принимать решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров как до, так и после выпуска, если данные органы или декларант обнаружат, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости, в том числе неправильно выбран метод ее определения и (или) сама таможенная стоимость товаров определена неправильно.
Согласно материалам дела право на производство и реализацию лицензионной продукции исходя из заключенных производителем лицензионных договоров обусловливалось использованием сырья, приобретенного исключительно у лицензиаров, их аффилированных компаний или поставщиков, одобренных лицензиарами. Применение сырья ограничивалось исключительно целями выпуска лицензионной продукции, от реализации которой уплачивалось лицензионное вознаграждение (роялти).
В письмах поставщиков содержалась информация о том, что они не контролировали дальнейшего использования сырья. Это не согласовывалось с условиями имеющихся в материалах дела договоров и не исключало возможности наличия такого контроля со стороны лицензиаров, осуществляемого в рамках лицензионных договоров. Из данных договоров усматривалось наличие зависимости поставщиков сырья от лицензиаров, поскольку лицензиары должны были одобрить кандидатуры поставщиков.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу, что ввезенное производителем сырье имело прямое отношение к сырью, ввезенному для производства лицензионных табачных изделий.
Ввиду того что таможенное законодательство обязывает включить в таможенную стоимость ввозимых товаров лицензионные платежи (роялти), которые относятся к оцениваемым товарам, внесенные производителем лицензионные платежи (роялти) в рассматриваемом случае подлежали включению в таможенную стоимость ввезенного им сырья.
В другом случае таможенный орган также произвел корректировку таможенной стоимости товаров всемирно известной торговой марки, ввезенных в рамках эксклюзивного дистрибьюторского соглашения.
Так, согласно представленному в таможенный орган при таможенном оформлении ввозимых товаров эксклюзивному дистрибьюторскому соглашению дистрибьютор — резидент Республики Беларусь должен был осуществлять в пользу поставщика дополнительные услуги (в частности, услуги рекламы и маркетинга). Объем затрат на оказание данных услуг дистрибьюторское соглашение не определяло.
Внешнеторговый контракт также устанавливал ограничения прав покупателя на пользование и распоряжение товарами. В частности, ни дистрибьютору, ни розничным торговым фирмам не разрешалась никакая прямая продажа продукции через Интернет. Дистрибьютор должен был вести ценовую политику с учетом ценовой политики поставщика, утверждавшего цены на товары, а также возможные скидки при продаже устаревших моделей. Это положение исключало возможность свободного ценообразования со стороны дистрибьютора.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 4 Соглашения таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, составляет стоимость сделки с ними, т.е. цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары при их продаже для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненную в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения, при выполнении следующих условий:
- отсутствуют ограничения прав покупателя на пользование и распоряжение товарами;
- продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров нельзя определить количественно.
Внешнеторговый контракт устанавливал определенные ограничения прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, а их продажа и цена зависели от условий и обязательств, влияние которых на цену товаров невозможно было определить количественно.
Ввиду вышеприведенных положений законодательства суд пришел к выводу, что таможенная стоимость ввозимых заявителем товаров не могла определяться по стоимости сделки (методу 1). В связи с этим в удовлетворении требований о признании недействительным решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости ввезенных товаров суд отказал.
Таким образом, рекомендуем субъектам хозяйствования, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, обратить внимание на то, что внешнеторговые контракты, имеющие громкие и красивые названия, порой могут стать причиной уплаты таможенных платежей в повышенном размере. Поэтому, прежде чем подписать такой контракт, следует просчитать возможные последствия, взвесив все за и против.