Классификация товара с коммерческим наименованием «часть кабины» в соответствии с ТН ВЭД

Товар с коммерческим наименованием «часть кабины» при таможенном декларировании заявлен кодом 8708 29 900 9 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (далее — ТН ВЭД), как части и принадлежности моторных транспортных средств прочие с применением ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5%.

В соответствии со статьей 189 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) ответственность за достоверность заявленных сведений в декларации на товары несет декларант.

Реализация концепции упрощения порядка ведения бизнеса в сфере таможенного регулирования в первую очередь определяет перенос акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров, то есть после получения субъектами хозяйствования возможности использования товаров в свободном обращении.

Статьей 52 ТмК ТС предусмотрено, что таможенные органы осуществляют проверку правильности классификации товаров. При этом данное право реализуется также посредством статьи 99 ТмК ТС, предусматривающей проведение таможенного контроля после выпуска товаров.

По результатам проведения таможенного контроля таможенным органом была установлена неверная классификация товара и принято решение о классификации товара с коммерческим наименованием «часть кабины» в подсубпозиции 8707 90 900 9 ТН ВЭД как кабины прочие с применением ставки ввозной таможенной пошлины в размере 15%.

Данное решение таможни обжаловалось декларантом в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. В жалобе содержалось описание товара и доводы декларанта о классификации товара по ТН ВЭД.

Товар с коммерческим наименованием «часть кабины» — это задняя часть штатной однорядной кабины, установленной производителем автомобильного шасси. Товар представляет собой изготовленный из усиленного (армированного) волокнистого стеклопластика модуль, выполненный в форме квадрата с вырезанными проемами. Модуль оборудован двумя дверьми (по одной с каждой стороны) с установленными в них окнами и дверными ручками без замка, двумя светильниками и двумя поручнями в дверных проемах. Внутри модуля имеется выступ, высота которого выполнена с учетом габарита силового агрегата базового шасси. Товар устанавливается на шасси в целях расширения штатной кабины водителя для размещения членов пожарного экипажа, образуя так называемую кабину боевого расчета.

В соответствии с технологическим маршрутом изготовления пожарного автомобиля товар с коммерческим наименованием «часть кабины» присоединяют к штатной кабине, предварительно вырезав в ней заднюю стенку. Полученную конструкцию устанавливают на шасси, затем монтируют необходимое оборудование для размещения 4 членов пожарного экипажа (боевого расчета): устанавливают сиденья и спинки сидений, ручки, подложку, монтируют электрооборудование и т.д.; т.е. производится доработка и доукомплектование штатной кабины автомобиля.

В результате проведенных операций кабина водителя и боевого расчета имеет единый внутренний салон, позволяющий обеспечить постоянный зрительный контакт между водителем и боевым расчетом. Четыре двери, расположенные с обеих сторон, открываются по ходу движения автомобиля и имеют запирающие устройства с наружными и внутренними ручками управления, а также снабжены устройствами, фиксирующими двери в закрытом и открытом положениях, и опускаемыми стеклами, фиксируемыми в любом промежуточном положении.

Готовая кабина боевого расчета — однорядная, внутренние размеры позволяют разместить четыре сиденья, установленные по направлению движения автомобиля. Кабина боевого расчета оборудована индивидуальными местами с отдельной спинкой, подголовником и ремнями безопасности. Покрытие пола выполнено из материалов, не подверженных коррозии, препятствующих скольжению, и имеет окантовку, достигающую высоты не менее 100 мм от пола. Отделка боковин, задней стенки и потолка кабины боевого расчета выполнена из однотонного износостойкого материала, пригодного к чистке. Под сиденьями размещаются ящики для пожарно-технического вооружения. Сиденья выполняются откидными, с обеспечением фиксации крышки сиденья при его подъеме. Вблизи каждого посадочного места имеются травмобезопасные поручни. При этом в данной кабине отсутствует рулевое колесо.

По мнению декларанта, если рассматривать готовый модуль как вторую кабину, то товар с коммерческим наименованием «часть кабины» следует классифицировать в соответствии с Основным правилом интерпретации (далее — ОПИ) 2а) в товарной позиции 8707 ТН ВЭД как готовую кабину, не укомплектованную сиденьями и оборудованием, необходимым боевому расчету для пожаротушения. С другой стороны, учитывая, что готовый (доукомплектованный) модуль не является изолированной кабиной для боевого расчета, а присоединяется к штатной кабине, увеличивая ее пространство, именуется в документах «расширение кабины», рассматривать его следует как часть кабины и классифицировать в соответствии с ОПИ 1 в товарной позиции 8708 ТН ВЭД.

Кроме того, декларантом были представлены заключения экспертных организаций о том, что товар с коммерческим наименованием «часть кабины» является частью кабины пожарного автомобиля и не является готовой кабиной, так как подвергается технологической доработке и дооснащению перед установкой на автомобиль.

Таким образом, по мнению декларанта, изложенное подтверждает их доводы о достоверности классификации товара с коммерческим наименованием «часть кабины» в товарной позиции 8708 ТН ВЭД и необоснованности решения таможни о классификации товара.

Согласно ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам.

В соответствии с текстом товарной позиции 8708 ТН ВЭД в нее включаются части моторных транспортных средств товарных позиций 8701 — 8705 ТН ВЭД. Кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств товарных позиций 8701 — 8705 ТН ВЭД включаются в товарную позицию 8707 ТН ВЭД.

В соответствии с Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, являющимися приложением к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 (далее — Пояснения), не полностью укомплектованные кузова (кабины) также включаются в товарную позицию 8707 ТН ВЭД, например, такие, в которых такие части, как ветровые стекла или двери, еще не установлены, или такие, в которых обивка или покраска еще не закончены. В то же время узлы в сборе, еще не имеющие характер не полностью укомплектованных кузовов (кабин), например, еще не укомплектованные дверьми, крыльями, капотами и крышками задних отделений и т.д., включаются в товарную позицию 8708 ТН ВЭД, а не в товарную позицию 8707 ТН ВЭД.

При рассмотрении жалобы также принимались во внимание положения Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.03.2012 N 8 «О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза каркаса кузова легкового автомобиля», в соответствии с которым каркас кузова легкового автомобиля, состоящий из металлических стержней, усиленных панелями различных конфигураций, и собранных неразъемных (сварных) узлов, которые составляют основу кузова, представленный без следующих кузовных элементов: крыльев, капота, боковых дверей, двери багажного отделения, элементов интерьера, внутренних частей и крепежных элементов, классифицируется в товарной позиции 8707 ТН ВЭД в соответствии с ОПИ 1.

Исходя из вышеизложенного Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь решение таможни о классификации товара с коммерческим наименованием «часть кабины» в подсубпозиции 8707 90 900 9 ТН ВЭД как кабины прочие признано правомерным, а жалоба на решение таможенного органа оставлена без удовлетворения.

В целях единообразной классификации товаров на территории государств — членов Евразийского экономического союза вопрос классификации товара с коммерческим наименованием «часть кабины» по ТН ВЭД был внесен на рассмотрение рабочей группы при Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза по вопросам классификации товаров, членами которой являются представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

На очередном заседании рабочей группы позиция белорусской стороны по классификации товара с коммерческим наименованием «часть кабины» в товарной позиции 8707 ТН ВЭД была единогласно поддержана. В результате Объединенная коллегия таможенных служб государств — членов Таможенного союза Решением от 04.06.2015 N 15/19 (далее — решение N 15/19) подтвердила позицию Министерства финансов Республики Армения, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральной таможенной службы России по классификации товара, а именно: модуль для размещения членов пожарного экипажа, изготовленный из армированного стеклопластика, оборудованный двумя дверьми с установленными в них окнами и ручками, двумя светильниками и двумя поручнями, не укомплектованный сиденьями и оборудованием для пожаротушения, присоединяемый к кабине пожарного транспортного средства, в соответствии с ОПИ 1 классифицируется в товарной позиции 8707 ТН ВЭД.

Кроме того, решением N 15/19 поручено Министерству финансов Республики Армения, Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральной таможенной службе России подготовить проект решения или разъяснения по классификации указанного товара.

В связи с этим Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь согласно пункту 6 статьи 52 ТмК ТС принято разъяснение от 10.11.2015 N 08/14136 «О разъяснении по классификации товаров» о классификации товара с коммерческим наименованием «часть кабины» в товарной позиции 8707 ТН ВЭД.