Упущенная выгода — понятие в Республике Беларусь во многом мифическое. Связано это с двумя основными причинами:
- ненадлежащим правовым регулированием;
- практической сложностью доказывания.
Вопросам ненадлежащего правового регулирования упущенной выгоды посвящено много трудов как белорусских, так и российских правоведов. Основные претензии касаются следующих моментов:
- ст. 14 ГК понимает упущенную выгоду как неполученные доходы. В свою очередь, исходя из смысла упущенной выгоды и прежде всего из заложенного в убытках принципа компенсации потерь потерпевшей стороны, а не ее обогащения, более правильно определять упущенную выгоду как неполученную прибыль, т.е. неполученные доходы минус непонесенные расходы;
- упущенная выгода определяется в рамках обычных условий гражданского оборота. Такой подход вызывает много вопросов и разногласий по поводу того, что следует понимать под этими обычными условиями;
- часть вторая п. 2 ст. 14 ГК предоставляет потерпевшей стороне право взыскать упущенную выгоду с лица, нарушившего свои договорные обязательства и получившего вследствие этого доходы, в размере не меньшем, чем такие доходы. В данном положении опять-таки наблюдается нарушение принципа компенсационности убытков. Так, взыскание доходов, полученных недобросовестной стороной по сделке, является по своей сути штрафом, а не упущенной выгодой.
Что касается практической сложности доказывания упущенной выгоды, то здесь можно выделить три основные проблемы:
- трудность доказывания причинной связи между нарушением обязательства и упущенной выгодой;
- содержание мер и приготовлений к извлечению прибыли (п. 4 ст. 364 ГК);
- определение размера упущенной выгоды.
Данные проблемы во многом связаны с отсутствием методики расчета упущенной выгоды. При этом наличие такой методики, особенно утвержденной на законодательном уровне, существенно упростило бы процесс доказывания подобных убытков.
В последний год существования СССР Государственная комиссия Совета Министров СССР по экономической реформе одобрила Временную методику определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров <1> (далее — Временная методика).
- Временная методика, во-первых, содержала примерный перечень основных последствий нарушения договорных обязательств и видов убытков (в том числе упущенной выгоды). Другими словами, она фактически сразу закрепила причинно-следственную связь между нарушением обязательства и упущенной выгодой.
- Во-вторых, Временная методика установила порядок определения размера убытков и тем самым фактически освободила потерпевшую сторону от необходимости доказывать обоснованность мер и приготовлений к извлечению прибыли.
- В-третьих, Временная методика предусмотрела методы расчета убытков по каждому основному последствию нарушения договорных обязательств.
- В-четвертых, Временная методика предложила практические примеры расчета убытков.
Безусловно, Временную методику нельзя назвать совершенной в плане расчета размера убытков (в том числе упущенной выгоды). Однако она предусмотрела основания и направление движения в этих процессах. Более того, сам факт наличия одобренного на государственном уровне подобного документа увеличивал шансы на то, что суд согласится взыскать упущенную выгоду.
В настоящее время в законодательстве Республики Беларусь нет ни установленной, ни рекомендуемой методики определения размера убытков (упущенной выгоды). Единственное исключение — Методика оценки ущерба от пожаров на торфяниках, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 июля 1996 г. N 166, которая содержит формулу расчета упущенной выгоды.
Для практической реализации возможности взыскать упущенную выгоду (после или параллельно с внесением в законодательство изменений, связанных с правовым регулированием данного вида убытков) необходимо разработать и принять обязательную к применению или хотя бы рекомендуемую методику расчета упущенной выгоды.
Вместе с тем одна универсальная методика расчета упущенной выгоды будет неэффективной, т.к. не сможет учитывать особенности различных областей хозяйственной деятельности. В частности, Временная методика предоставляла министерствам и ведомствам право самостоятельно определять отраслевые особенности ее применения.
В Российской Федерации имеется ряд публикаций юристов, предлагающих методики оценки упущенной выгоды в различных сферах (интеллектуальная собственность, аренда и т.д.). Каждая из этих методик разрабатывалась и обосновывалась с учетом специфики вида деятельности.
В Республике Беларусь представляется разумным утвердить (рекомендовать к применению) общую методику расчета упущенной выгоды, на основании которой следует разработать отраслевые методики. Они должны учитывать специфику расходов в конкретной сфере деятельности и закреплять формулу расчета упущенной выгоды. Такие отраслевые методики могут разработать, например, министерства либо ассоциации (союзы), объединяющие специалистов определенных сфер деятельности.
Однако вопросом, от решения которого во многом будет зависеть принятие таких методик, является вопрос о том, есть ли у отечественной экономики реальная возможность «потянуть» упущенную выгоду. На сегодня экономическое положение многих как государственных, так и частных организаций Республики Беларусь не позволяет им рассчитаться даже по основным долгам, не говоря уже об упущенной выгоде. Поэтому, по нашему мнению, страна еще не готова к регламентации вопроса взыскания упущенной выгоды на законодательном уровне.
<1> Приложение к письму Государственного арбитража СССР от 28 декабря 1990 г. N С-12/НА-225.