Международные организации уголовной полиции

Когда речь идет о международных организациях уголовной полиции, то прежде всего имеют в виду Интерпол — международную организацию, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью.

История этой организации берет свое начало в 1914 году, когда при активном участии князя Монако Альбера I в княжестве состоялся 1-й Международный конгресс уголовной полиции, в котором приняли участие полицейские из 14 стран, включая Россию. На конгрессе была одобрена инициатива о создании международной комиссии уголовной полиции, однако Первая мировая война помешала исполнению планов.

В 1923 году в г. Вене на 2-м Международном конгрессе уголовной полиции была создана Международная комиссия уголовной полиции для координации усилий отдельных стран в борьбе с общеуголовной преступностью.

В годы Второй мировой войны Интерпол фактически перестал существовать как международная организация. Воссоздание Интерпола произошло лишь в 1946 году с переносом штаб-квартиры в г. Париж. Позднее, в 1989 году, штаб-квартира Интерпола была перенесена в г. Лион.

В 1956 году принят действующий устав организации, который утвердил новое название организации — «Международная организация уголовной полиции — Интерпол». Конституция Интерпола (Устав) строго запрещает организации вмешиваться в политические, военные, религиозные или расовые споры суверенных государств.

На 1 января 2012 г. Интерпол объединяет 192 государства. Деятельность организации финансируется за счет взносов стран-участниц.

Высшим органом Интерпола является Генеральная Ассамблея, которая собирается ежегодно. Председательствует на Генеральной Ассамблее избираемый Президент Интерпола. С 2012 по 2016 год это представительница Франции Мирей Балестрази — первая в истории Интерпола женщина-президент.

Текущая работа возложена на постоянно действующий Генеральный секретариат, руководит которым Генеральный секретарь. С 2000 года это Рональд Ноубл (США), который в 2010 году переизбран на третий срок с 2010 по 2015 год.

Трижды в год собирается совещательный орган Интерпола — Исполнительный комитет, который избирается Генеральной Ассамблеей в составе 13 человек. Основные функции Исполнительного комитета — контроль за работой Генерального секретаря и исполнением решений Генеральной Ассамблеи, а также подготовка программ работы организации и вынесение их на рассмотрение Генеральной Ассамблеи.

В каждой из стран, входящих в Интерпол, в структуре национальных правоохранительных органов созданы Национальные центральные бюро (НЦБ), являющиеся органами по взаимодействию национальных правоохранительных органов с НЦБ Интерпола других стран и Генеральным секретариатом Интерпола.

Главной задачей Интерпола является координация усилий отдельных стран и проведение единой политики в области борьбы с общеуголовной преступностью.

Среди основных задач организации можно отметить координацию международного розыска преступников, а также борьбу с: торговлей людьми, организованными преступными сообществами, контрабандой наркотиков, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством, подделкой ценных бумаг и детской порнографией. В последнее время большое внимание уделяется общественной безопасности и борьбе с терроризмом.

Основные силы и ресурсы Интерпола сконцентрированы на выполнении таких функций, как:

  • создание закрытой всемирной телекоммуникационной системы обмена полицейской информацией;
  • создание и обслуживание баз данных полицейской информации;
  • оперативная поддержка всех полицейских служб, участие в международных полицейских операциях;
  • содействие сотрудничеству полиции разных стран, поддержка и помощь всем организациям, властям и службам, целью которых является борьба с преступностью.

Необходимо отметить, что инициатором розыска преступников всегда выступают правоохранительные органы страны и порядок инициации у всех свой собственный. Когда решение о розыске в стране принято, Национальное центральное бюро направляет просьбу в Генеральный секретариат Интерпола об издании розыскного циркуляра «с красным углом». Цвет означает, что человека ищут с целью ареста и выдачи.

Секретариат, проанализировав обоснованность просьбы и ее соответствие нормам организации, принимает решение и помещает циркуляр в базу данных, доступную всем национальным бюро. Если разыскиваемый обнаружен в какой-то стране, ее бюро высылает уведомление стране — инициатору розыска. В ответном письме подтверждается запрос на розыск, что является основанием для ареста и помещения под стражу до решения вопроса об экстрадиции.

Возможность и порядок экстрадиции определяются национальным законодательством. Редко, но бывают случаи, когда в экстрадиции преступника отказывают. Основных причин отказа три: отсутствие соответствующих договоров между странами, статус беженца подозреваемого и расхождения в законодательстве стран, когда преступление по меркам одного государства таковым в другом не считается.

Интерпол управляет международной системой коммуникации, которая позволяет силам полиции во всех странах — участницах организации востребовать, передать и получить важнейшие данные в кратчайшие сроки и с соблюдением полной секретности.

Информация о международных преступлениях и данные о преступниках, передаваемые через сеть телекоммуникаций, хранятся в многочисленных базах данных, сосредоточенных в штаб-квартире Интерпола. Базы данных, которые входят в информационную систему Интерпола, являются глобальным хранилищем существующей криминальной информации. Все поступающие данные автоматически подвергаются перекрестным проверкам с уже имеющейся информацией для выявления совпадений и установления ранее неизвестных связей.

Интерпол создает и обслуживает различные базы данных полицейской информации, среди которых — базы данных на известных преступников и лиц, находящихся в розыске; собирает информацию об отпечатках пальцев, профилях ДНК, украденных или утерянных паспортах, угнанных автомобилях, насилии над детьми и украденных произведениях искусства.

Новейшей стратегической системой Интерпола является автоматизированная система идентификации отпечатков пальцев.

Учеты Интерпола широко используются при расследовании таможенных преступлений, поскольку таможенная преступность в значительной части носит интернациональный характер.

Интерпол всегда работал и работает в тесном сотрудничестве с ООН. Взаимодействие Интерпола и ООН развивалось постепенно. В 1971 году с подписанием специальной договоренности между Интерполом и Экономическим и Социальным Советом ООН Интерпол получил статус межправительственной организации.

Следующим этапом стало подписание 8 июля 1997 г. в г. Нью-Йорке Генеральным секретарем ООН и президентом Интерпола Соглашения о сотрудничестве между ООН и Международной организацией уголовной полиции. Сферами сотрудничества были определены оказание содействия в борьбе с транснациональной и национальной преступностью, оказание мировому сообществу помощи в организации мероприятий по предупреждению преступлений, обеспечение действительности полномочий международных институтов правосудия, созданных ООН, создание единой базы для анализа уголовного законодательства государств мира. Особо отмечалась необходимость приложения всех возможных усилий для борьбы с организованной преступностью, а также с легализацией преступных доходов, незаконной торговлей людьми, преступлениями против несовершеннолетних, торговлей наркотическими средствами, нарушениями международного экологического и гуманитарного права.

Сотрудничество Интерпола и ООН осуществляется, прежде всего, через Центр по правам человека и Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Одновременно Интерпол сотрудничает и с другими специализированными учреждениями при ООН:

  • Международной организацией гражданской авиации — по вопросам безопасности полетов, а также предупреждения и борьбы с незаконными вмешательствами в работу гражданской авиации;
  • Международным союзом электросвязи — по вопросам, связанным с каналами связи Интерпола;
  • ЮНЕСКО — по вопросам защиты национальных культурных ценностей и предупреждения хищений произведений искусства;
  • Всемирной организацией интеллектуальной собственности — по вопросам преступлений против интеллектуальной собственности, в том числе защиты авторских прав;
  • Всемирной организацией здравоохранения — по вопросам применения психотропных и иных запрещенных веществ.

Важным направлением является объединение усилий сотрудников Интерпола и Всемирной таможенной организации по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ, розыска лиц, торговли людьми, борьбы с хищениями культурных ценностей, незаконного перемещения опасных промышленных отходов.

Со дня подписания в 1959 году Соглашения между Интерполом и Советом Европы они взаимодействуют по вопросам борьбы с преступностью на Европейском континенте. Сотрудники Интерпола участвуют в подготовке Европейских конвенций, направленных на противодействие преступности, в результате чего во многих из них появились указания на возможность использования их участниками каналов Интерпола.

Необходимо отметить, что в Европе Интерпол дублирует Европол — полицейская служба Европейского союза, у которой также есть свои национальные органы в государствах-участниках.

Создание единой полицейской службы Европейского союза было предусмотрено еще Маастрихтским договором, подписанным 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихте (Нидерланды) и положившим начало Европейскому союзу.

В сентябре 1992 г. на встрече в г. Брюсселе 12 министров внутренних дел и юстиции государств — членов ЕЭС была создана региональная полицейская организация — Европол. В феврале 1994 г. в г. Страсбурге (Франция) был открыт Центр Европола.

В 1998 году все страны — члены Евросоюза ратифицировали Конвенцию о Европоле, и с 1 июля 1999 г. началась полноценная работа службы. С 1 января 2010 г. Европол стал Агентством Европейского союза, что увеличило его возможности, но в то же время определило более строгий контроль со стороны Европарламента.

С 1 июля 2011 г. Европол размещается в штаб-квартире в г. Гааге.

Цели Европола сформулированы в главе второй Конвенции о Европоле. Основной целью является повышение эффективности работы национальных служб и их сотрудничества в предотвращении и борьбе с терроризмом, нелегальным оборотом наркотиков и другими проявлениями международной организованной преступности.

Достижение поставленных целей предусматривает решение таких задач, как:

  • облегчение информационного обмена между национальными службами;
  • сбор, обработка и анализ информации, незамедлительное информирование национальных служб;
  • информационная поддержка расследований, проводимых странами-участницами;
  • поддержка необходимой информационной инфраструктуры, баз данных.

Начиная с 2002 года Европол имеет право принимать участие в совместных расследованиях стран-участниц, а также требовать от них проведения расследований.

Европол финансируется входящими в него странами пропорционально величине валового национального продукта.

27 сентября 2001 г. на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в г. Будапеште было подписано Соглашение о сотрудничестве между Интерполом и Европолом.

С этого времени Национальные центральные бюро Интерпола могут, основываясь на ст. 6 указанного Соглашения и используя каналы связи Интерпола, получать и передавать оперативную информацию в рамках баз данных Европола для предупреждения и борьбы с серьезными формами международной организованной преступности.

Республика Беларусь была принята в Международную организацию уголовной полиции — Интерпол в 1993 году. Этот вопрос был рассмотрен на сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.11.1993 N 774 «О совершенствовании мер охраны общественного порядка и борьбы с преступностью» было принято решение создать Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ) в Республике Беларусь, 10 декабря этого же года оно было создано приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь. НЦБ Интерпола в Республике Беларусь входит в криминальную милицию Министерства внутренних дел Республики Беларусь на правах управления. В областных управлениях внутренних дел и Главном управлении внутренних дел Минского городского исполнительного комитета созданы группы по взаимодействию с НЦБ Интерпола.

Сотрудничество с Интерполом очень важно для Республики Беларусь, так как оно является одним из стратегических направлений деятельности правоохранительных органов страны. Республика Беларусь всегда активно участвует во всех сессиях Генеральной Ассамблеи Интерпола, международных конференциях и специальных операциях, координируемых организацией.

НЦБ Интерпола в Республике Беларусь является практически единственным подразделением не только в Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, но и во всей системе национальных правоохранительных органов, которое в состоянии получать оперативную информацию как от государств, с которыми у Республики Беларусь заключены договоры о правовой помощи, так и от абсолютного большинства государств, с которыми нет ни договоров, ни даже дипломатических отношений, но которые являются членами Интерпола.