Название документа: Решение экономического суда Гродненской области от 27.07.2015 (дело N 260-12/2015)
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Арендатор вносил арендные платежи без учета повышающего коэффициента к размеру арендной платы за земельные участки, находившиеся в государственной собственности. В результате арендатору были доначислены арендная плата на землю и пени.
Решение: Требование не удовлетворено, поскольку арендатор обязан был представить в налоговый орган по месту постановки на учет уточненные расчеты суммы арендной платы за земельные участки, а также вносить арендную плату с учетом коэффициента.
Примечание к документу: Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Гродненской области от 02.09.2015 (дело N 260-12/2015/68А) данное решение оставлено без изменения.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27.07.2015 Дело N 260-12/2015
Г. Гродно
Экономический суд Гродненской области, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению частного унитарного предприятия по оказанию услуг «Л» (г. В.) о признании недействительным решения инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району по акту проверки от 05.05.2015, с участием представителей лиц, участвующих в деле,
Установил:
Заявитель просит признать недействительным решение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району по акту проверки от 05.05.2015 в полном объеме.
По мнению заявителя, заинтересованное лицо не учло отсутствие факта внесения изменений в части размера арендной платы в договор аренды земли, а также дату фактического перехода заявителю по данному договору прав и обязанностей арендатора, неуведомление заявителя о увеличении размера арендной платы.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление и в судебном заседании требования не признало, указывает на соответствие принятого решения действующему законодательству, несоблюдение заявителем размеров и сроков оплаты арендных платежей за землю.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
В судебном заседании заинтересованное лицо требования не признало.
Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, экономический суд установил следующее.
Инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району на основании предписания от 17.03.2015 была проведена проверка заявителя по вопросам соблюдения им налогового законодательства в период с 01.01.2012 по 31.03.2015.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 07.04.2015, на который заявителем не были поданы в установленный срок возражения. На основании названного акта проверки налоговым органом было вынесено обжалуемое решение от 05.05.2015.
Решение заинтересованного лица во внесудебном порядке заявителем не обжаловалось.
Как следует из материалов проверки, основным видом деятельности заявителя в проверяемый период являлось оказание услуг по предоставлению прочих мест для проживания на арендуемом им земельном участке по адресу: г. В., ул. Г.
30.12.2011 спорный земельный участок площадью 4,7148 га решением районного исполнительного комитета был передан в аренду индивидуальному предпринимателю Я., с которым заключен соответствующий договор аренды от 10.01.2012. Согласно договору аренды размер арендной платы был установлен арендатору равным 7540,8 доллара США по курсу на первое число месяца года, в котором осуществляется оплата арендной платы.
В период действия договора аренды индивидуальный предприниматель Я. продал, а заявитель купил на основании договора купли-продажи от 30.05.2013 капитальные строения, находящиеся на данном участке. В этот же день, 30.05.2013, республиканским унитарным предприятием «Агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» была произведена государственная регистрация перехода права аренды на земельный участок площадью 4,7148 га к заявителю, о чем в этот же день была уведомлена землеустроительная служба районного исполнительного комитета, а также инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району.
В дополнении к иску заявитель подтвердил вступление им в правообладание спорным участком в указанную дату.
Решением районного исполнительного комитета от 30.12.2013 из упомянутого земельного участка было создано 6 участков общей площадью 2,3332 га, а в результате изменения границ земельного участка его площадь составила 2,3816 га.
Районным исполнительным комитетом с заявителем были заключены договоры аренды созданных земельных участков от 12.02.2014, а к договору аренды от 10.01.2012, заключенному с индивидуальным предпринимателем Я., заключено дополнительное соглашение от 12.02.2014, согласно которому была уменьшена площадь арендуемого участка с 4,7148 га до 2,3816 га, а также изменено наименование арендатора на заявителя, установлен размер арендной платы на основании Указа Президента Республики Беларусь от 13.08.2010 N 420 «Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». Ставка арендной платы за участок площадью 2,3816 га была установлена равной 36 237 880 рублей, или 3806,5 доллара США по курсу на первое число месяца года, в котором осуществляется оплата арендной платы.
В период пользования арендованным участком заявителем оплачивались арендные платежи согласно названному выше договору аренды от 10.01.2012 и дополнительному соглашению от 12.02.2014.
Вместе с тем согласно решению Волковысского районного исполнительного комитета от 03.12.2012 N 924 «Об установлении на 2013 год коэффициентов к размеру арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» на 2013 был установлен повышающий коэффициент 2 к размеру арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, уплачиваемой юридическими лицами за земельные участки.
Заявитель является юридическим лицом.
Аналогичный коэффициент 2 был установлен и на 2014 год решением Волковысского районного исполнительного комитета от 09.12.2013 N 1006 «Об установлении на 2014 год коэффициентов к размеру арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».
Названные решения были доведены до всеобщего сведения (газета «Наш час», Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.12.2012, 9/54818, Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2014, 9/61932) и являются общеобязательными.
Упомянутые решения Волковысского районного исполнительного комитета были приняты в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ N 101), которым местным исполнительным комитетам было предоставлено право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза, размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов, за исключением резидентов свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков применительно к земельным участкам, предоставленным этим резидентам администрациями свободных экономических зон. Согласно названному подпункту Указа N 101 исчисление и уплата арендной платы в увеличенном (уменьшенном) размере в соответствии с решениями местных исполнительных комитетов производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.
В ходе налоговой проверки заинтересованным лицом было установлено, что названный коэффициент заявителем не применялся и арендные платежи вносились без его учета.
Вместе с тем в соответствии с пунктами 2-2 и 3 Указа N 101 арендная плата за земельные участки, предоставленные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, исчисляется и уплачивается в размере, увеличенном (уменьшенном) на основании решения местного исполнительного комитета или администрации свободной экономической зоны об увеличении (уменьшении) размера ежегодной арендной платы за земельные участки, принятого в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 или пунктом 2-1 Указа N 101, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок.
Договоры аренды земельных участков, зарегистрированные в установленном законодательством порядке до вступления в силу Указа N 101, действуют на определенных в них условиях, если иное не установлено в части 3 пункта 3 Указа N 101, и не требуют приведения в соответствие с названным Указом, за исключением случаев обращения арендаторов за приведением таких договоров аренды земельных участков в соответствие с названным Указом. При продлении таких договоров на новый срок их условия приводятся в соответствие с названным Указом.
По решениям, принятым до вступления в силу Указа N 101, по которым до 01.01.2010 не зарегистрированы в установленном законодательством порядке договоры аренды земельных участков, арендная плата исчисляется и уплачивается с даты вступления в силу названного Указа в порядке и сроки, им установленные. Местные исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон в десятидневный срок с даты вступления в силу названного Указа информируют налоговые органы по месту постановки юридического лица, индивидуального предпринимателя на учет и по месту нахождения земельного участка, а в отношении гражданина — налоговые органы по месту нахождения земельного участка об указанных решениях, а также о площади, функциональном использовании, целевом назначении и размере ежегодной арендной платы за предоставленные в аренду земельные участки.
Подпунктом 3.2 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 07.10.2013 N 455 «О некоторых вопросах налогообложения, переоценки имущества и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ N 455) было установлено, что юридические лица в связи с дополнением названным Указом Указа N 101 пунктом 2-2 не позднее 22.10.2013 были обязаны представить в налоговые органы по месту постановки на учет расчет суммы арендной платы за земельные участки с внесенными изменениями и (или) дополнениями, а также произвести уплату арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в суммах, исчисленных в соответствии с дополнением Указа N 101 пунктом 2-2, внесенным Указом N 455, и подлежащих уплате в сроки, предшествующие 01.10.2013. При этом начисление пени не производится и меры административной ответственности не применяются.
Таким образом, в связи с вышеуказанным дополнением Указа N 101 и принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 5 Указа N 455 пункт 2 данного Указа распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2013, юридические лица на основании подпункта 3.2 пункта 3 Указа N 455 не позднее 22.10.2013 по действующим на 01.01.2013 договорам аренды земельных участков, заключенным в рамках Указа N 101, а также по договорам аренды земельных участков, приведенным в соответствие с Указом N 101, обязаны были представить в налоговые органы по месту постановки на учет уточненные расчеты суммы арендной платы за земельные участки, а также произвести уплату арендной платы, что заявителем сделано не было.
В связи с изложенным обжалуемым решением налоговым органом заявителю было доначислено 68 548 362 рубля арендной платы на землю, а также 16 837 440 рублей пени, а всего — 85 385 802 рубля.
Довод заявителя о том, что доначисление осуществлено неправомерно и без учета установленной ставки арендной платы в действующем договоре аренды от 10.01.2012 в редакции дополнительного соглашения от 12.02.2014 не может быть принят во внимание в силу следующего.
В соответствии со статьей 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством. Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.
В судебном заседании заявитель указал на отсутствие у него финансовой возможности оплачивать арендные платежи как на причину возникновения задолженности.
С учетом изложенного заинтересованным лицом был сделан обоснованный вывод о неправомерном невнесении заявителем в установленные сроки арендных платежей за землю с учетом повышающего коэффициента 2 к размеру арендной платы, установленного решениями Волковысского районного исполнительного комитета от 03.12.2012 N 924, от 09.12.2013 N 1006. Суд отмечает, что незнание законодательства не освобождает от обязанности его соблюдения всеми налогоплательщиками. При должной степени рачительности, осмотрительности и заботливости заявителю должно было быть известно содержание названных решений Волковысского районного исполнительного комитета, а также Указа N 455 и Указа N 101.
Довод заявителя о его сложном финансовом положении как о причине возникновения задолженности также не может быть принят во внимание. В соответствии со статьей 1 ГК предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. При этом согласно статье 3 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
В связи с изложенным обжалуемым решением заявителю обоснованно были доначислены 68 548 362 рубля арендной платы на землю, а также 16 837 440 рублей пени, а всего — 85 385 802 рубля. Размер доначислений проверен судом и признан обоснованным.
С учетом изложенного решение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району по акту проверки от 05.05.2015 является законным и обоснованным, соответствующим действующему законодательству и принятым заинтересованным лицом в пределах его полномочий.
В связи с изложенным в удовлетворении требований заявителю следует отказать.
На основании статьи 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь расходы по госпошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 133, 190 — 194, 201 — 204, 207, 229, 230 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, экономический суд
Решил:
В удовлетворении заявления частного унитарного предприятия по оказанию услуг «Л» (г. В.) о признании недействительным решения инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району по акту проверки от 05.05.2015 отказать.
Принятые меры по обеспечению поданного заявления по делу сохранить до вступления в законную силу настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда Гродненской области в течение 15 дней после его принятия.
До обращения с жалобой в вышестоящие судебные инстанции обязательно прохождение стадии апелляционного обжалования.