Название документа: Решение экономического суда Гомельской области от 12.03.2015 (дело N 51-11/2015)
Обстоятельства: Поскольку налоговым органом установлен факт неуплаты сумм налогов, сборов (пошлин) и пеней, решение о приостановлении операций по счетам ООО было принято законно и обоснованно
Примечание к документу: Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области от 14.04.2015 (дело N 51-11/2015-53А) данное решение оставлено без изменения.
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
12.03.2015 Дело N 51-11/2015
Г. Гомель
Экономический суд Гомельской области рассмотрел в открытом судебном заседании материалы по заявлению Совместного белорусско-германского предприятия «Б» общества с ограниченной ответственностью (г. Г.) (далее — СП «Б» ООО) о признании незаконными действий инспекции МНС по району г. Г., с участием представителей: от заявителя, от заинтересованного лица
Установил:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий инспекции МНС по району г. Г., выразившихся в приостановлении операций по счетам. Заявитель считает, что приостановление операций по счетам противоречит действующему законодательству и нарушает его законные права и интересы.
Представитель заявителя в заседании суда указанные в заявлении требования поддержал в полном объеме.
Представители инспекции МНС по району г. Гомеля указанные в заявлении требования не признали по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, обозрев представленные сторонами в заседание суда подлинные документы, суд установил:
В соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», п. 1 статьи 81, подпунктами 1.6, 1.8 пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), должностными лицами инспекции МНС Республики Беларусь по району г. Г. была проведена проверка соблюдения налогового законодательства СП «Б» ООО. В ходе проверки были выявлены факты нарушения порядка исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, иных платежей в бюджет за период с 17.01.2008 по 30.06.2014. По результатам проверки составлен акт 30.12.2014, задолженность плательщика перед бюджетом составила 1 269 807 051 руб. налогов и сборов, а также 299 228 422 руб. пени.
В связи с неисполнением плательщиком налогового обязательства и неуплаты пеней должностным лицом инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Г. 30.12.2014 в соответствии со статьей 49 НК применены меры обеспечения исполнения налогового обязательства — вынесены постановления о приостановлении операций по счетам СП «Б» ООО.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Республики Беларусь ненормативный акт государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акт законодательства, не соответствующий иному законодательному акту и нарушающий гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) юридического лица, признается судом недействительным по требованию лица, чьи права нарушены, а в случаях, предусмотренных законодательством, — по требованию иных лиц.
Из пункта 5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.05.2005 N 21 «О некоторых вопросах, связанных с применением Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь» следует, что хозяйственные суды в порядке, установленном статьей 229 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК), проверяют законность решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам в банке.
Согласно п. 1 статьи 13 НК плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).
В соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 статьи 13 НК под организациями понимаются простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования).
Согласно пункту 4 статьи 13 НК участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.
В соответствии со статьей 22 НК плательщик обязан, в частности, уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины), вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства.
В силу статьи 36 НК налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных настоящим Кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину).
Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины).
Налоговое обязательство прекращается его исполнением плательщиком (иным обязанным лицом) либо с возникновением обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс, таможенное законодательство Таможенного союза и (или) акты Президента Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору (пошлине).
В силу пункта 1 статьи 37 НК исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).
В силу подпункта 1.4 пункта 1, пункта 2 статьи 49 НК исполнение налогового обязательства и уплата пеней обеспечивается, в том числе, приостановлением операций по счетам в банке.
Согласно статье 53 НК приостановлением операций плательщика (иного обязанного лица) по счетам в банке признается по решению налогового или таможенного органа прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Право налоговых органов и их должностных лиц в пределах своей компетенции приостанавливать в случаях, установленных НК, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках регламентировано подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 81 НК.
Подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 53 НК установлено, что решение о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа в случае неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней.
Приостановление операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении таких операций до исполнения налогового обязательства, уплаты пеней в полном объеме либо до отмены решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке (пункт 4 статьи 53 НК).
В силу пункта 5 статьи 53 НК решение о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке доводится налоговым или таможенным органом до руководителя (представителя) банка, плательщика (иного обязанного лица).
Согласно постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 N 97 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при обеспечении исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, взыскание налогов, сборов (пошлин), пеней, иных обязательных платежей, контроль за исчислением и (или) уплатой которых возложен на налоговые органы, осуществлении контроля за соблюдением законодательства, и уведомления о проведении мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов» решение налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика в банке, принятое руководителем (его заместителем) налогового органа в случае неисполнения плательщиком в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней, оформляется постановлением о приостановлении операций по счетам по форме согласно приложению 1 к постановлению N 97.
В силу статьи 69 НК налоговый орган вправе проводить проверки.
В соответствии со статьей 78 НК по результатам проверки должностным лицом налогового органа составляются акт или справка проверки по форме, установленной законодательством. В акте проверки налоговым органом отражаются факты нарушений актов законодательства, в том числе и факты неисполнения плательщиком налогового обязательства в проверяемом периоде.
Поскольку налоговым органом установлен факт неуплаты товариществом сумм налогов, сборов (пошлин) и пеней в сумме 1 569 035 473 рублей, решение о приостановлении операций по счетам СП «Б» ООО было принято законно, обоснованно и в пределах компетенции, предоставленной государственному органу.
По основаниям, изложенным выше, судом отклоняется довод заявителя о том, что приостановить операции по счетам в банке налоговый орган вправе только после принятия решения по акту проверки, поскольку в силу положений статьи 53 НК приостановление операций по счетам в банке является решением налогового органа о выборе определенного способа обеспечения исполнения налогового обязательства и уплаты пеней.
Исходя из вышеизложенного, требования СП «Б» ООО являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
В силу статьи 133 ХПК, в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 133, 194, 205, 207, 229, 230 ХПК, суд
Решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда Гомельской области в течение пятнадцати дней после его принятия. В силу ст. 288 ХПК прохождение стадии апелляционного производства до обращения с жалобами в вышестоящие судебные инстанции обязательно.