О мерах по улучшению организации работы судов общей юрисдикции

Название документа: Постановление Президиума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.03.2016 N 1 «О мерах по улучшению организации работы судов общей юрисдикции»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что в период, прошедший после образования единой системы судов общей юрисдикции, судебная система работала в целом стабильно. В условиях ежегодно возрастающей нагрузки обеспечено законное, обоснованное и справедливое разрешение в разумные сроки подавляющего большинства судебных дел. На системной основе принимаются меры к правильному и единообразному применению судами законодательства. Проводятся мероприятия по подбору, подготовке и переподготовке судей и работников аппаратов судов. Проделана определенная работа по улучшению организации судебной деятельности, повышению культуры судопроизводства, доступности и открытости судебной системы для граждан. Практически завершена реализация основных мероприятий, предусмотренных Посланием Президента Республики Беларусь о перспективах развития системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь.

В то же время в организации и деятельности судов общей юрисдикции сохраняется ряд недостатков, которые отрицательно сказываются на авторитете судебной власти и вызывают обоснованные нарекания граждан.

Так, продолжают иметь место факты вынесения судами необоснованных определений об оставлении заявлений без движения, об отказе в возбуждении дел, об отказе в принятии заявлений, о приостановлении производства по делу.

Отмечаются случаи неоправданного затягивания сроков судебных разбирательств по уголовным, гражданским и экономическим делам, их длительного нахождения в производстве судов без разрешения по существу.

Отдельными судьями при проведении судебных разбирательств процессуальные права и обязанности участникам процесса, сроки и порядок обжалования выносимых судебных постановлений разъясняются формально и неполно. Допускаются отступления от установленного процессуальным законодательством порядка проведения судебных заседаний, что порождает недоверие к суду, сомнения в его профессионализме, объективности и беспристрастности.

Судами не всегда обеспечивается полнота исследования и надлежащая оценка доказательств, что влечет неправильное разрешение дел, допускаются случаи несоответствия выносимых постановлений требованию мотивированности. Суды второй и надзорной инстанций не по всем делам своевременно исправляют допускаемые нижестоящими судами ошибки путем отмены и изменения незаконных судебных постановлений.

Требует повышения общий уровень организации и культуры судопроизводства. До настоящего времени не исключены факты нарушения служебной этики судьями и работниками аппаратов судов. Имеют место случаи несоблюдения сроков вручения участникам процесса копий процессуальных документов, ненадлежащее качество их изготовления.

Некоторыми руководителями судов и структурных подразделений их аппаратов не принимается системных мер к обеспечению надлежащего уровня организации работы. Не уделяется должное внимание рассмотрению обращений граждан и юридических лиц в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». В ряде случаев проверки по обращениям проводятся неполно и поверхностно, недостатки в организации работы судов и конкретных судей не выявляются и не устраняются. В сообщениях, направляемых заявителям по результатам рассмотрения обращений, не всегда содержатся аргументированные и полные ответы на приведенные доводы и разъяснения порядка обжалования ответов на обращения.

Принимая во внимание необходимость улучшения организации работы судов общей юрисдикции, устранения причин и условий, порождающих обоснованные нарекания граждан и представителей юридических лиц на деятельность судов, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Обратить внимание судов на необходимость принятия действенных мер по устранению недостатков в организации работы и деятельности по осуществлению правосудия, обеспечения строгого соблюдения требований законодательства, исключения фактов нарушения трудовой дисциплины и профессиональной этики.
  2. Указать председателям областных, Минского городского судов, экономических судов областей и города Минска, районных (городских) судов на их персональную ответственность за обеспечение надлежащей организации работы возглавляемых судов, поддержание высокого уровня культуры судебной деятельности и работы с гражданами. Потребовать от руководителей судов принятия соответствующих мер реагирования по каждому факту необоснованного отказа в доступе к правосудию, нарушения профессиональной этики, волокиты, грубых нарушений законодательства, повлекших отмену или изменение судебных решений.
  3. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения законодательства, регламентирующего рассмотрение обращений граждан и юридических лиц. Должностные лица судов, ответственные за рассмотрение обращений, в пределах своей компетенции обязаны принимать все предусмотренные законом меры по своевременному восстановлению прав заявителей.Объективное рассмотрение обращений и правильное использование полученных при их разрешении сведений должно стать эффективным средством выявления и устранения недостатков в работе судов, осуществления надзора за судебной деятельностью.
  4. Председателям, заместителям председателей судов принимать последовательные меры к неукоснительному соблюдению норм законодательства, гарантирующих независимость судей и их подчинение только закону при осуществлении правосудия. Обращения граждан и юридических лиц о несогласии с вынесенными судебными постановлениями подлежат оставлению без рассмотрения по существу с разъяснением установленного порядка обжалования оспариваемого судебного постановления (статья 2 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»).
  5. Судам принять меры к существенному улучшению качества изложения судебных постановлений и ответов на обращения граждан и юридических лиц. Обеспечить в них полное отражение мотивов принятых решений, аргументировать несогласие с признанными необоснованными доводами участников процесса или заявителей.
  6. Судам апелляционной, кассационной, надзорной инстанций обеспечивать всестороннюю, объективную проверку законности и обоснованности судебных постановлений, тщательное рассмотрение приведенных в жалобах (протестах) доводов. Принимать исчерпывающие меры к исправлению судебных ошибок до вступления судебного постановления в законную силу. Использовать все предоставленные законом средства для окончательного разрешения дел без направления на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
  7. Верховному Суду Республики Беларусь:
    • в срок до 15 апреля 2016 г. разработать комплекс мероприятий, направленных на улучшение организации работы судов общей юрисдикции;
    • в срок до 1 мая 2016 г. разработать и утвердить правила профессиональной этики для работников аппаратов судов, в том числе не относящихся к категории государственных служащих;
    • в срок до 1 июня 2016 г. разработать и направить в суды методическое пособие по организации работы с обращениями граждан и юридических лиц;
    • в срок до 1 ноября 2016 г. провести комплексное изучение хода выполнения судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. N 14 «О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов», от 21 декабря 2006 г. N 10 «О практике применения законодательства, обеспечивающего право граждан на судебную защиту, и мерах по повышению ее эффективности в общих судах» и постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 5 декабря 2012 г. N 11 «О культуре судебной деятельности при осуществлении правосудия»;
    • на системной основе проводить мероприятия по информированию общественности о порядке работы с обращениями граждан и юридических лиц в судебной системе;
    • совместно с Институтом переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ принять меры по совершенствованию образовательных программ переподготовки и повышения квалификации руководителей судов и структурных подразделений их аппаратов за счет увеличения количества теоретических и практических занятий по вопросам организации работы и развитию управленческих навыков;
    • периодически заслушивать председателей областных, Минского городского судов, экономических судов областей и города Минска, их заместителей по вопросам организации работы с обращениями граждан и юридических лиц на заседании Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
    • совместно с областными, Минским городским судом, экономическими судами областей и города Минска через средства массовой информации систематически разъяснять позицию судов по наиболее актуальным правовым вопросам, возникающим в судебной практике.
  8. Председателям областных, Минского городского судов:
    • рассмотреть вопрос об оптимальном распределении обязанностей заместителей председателей областных, Минского городского судов в целях улучшения их взаимодействия, повышения роли и степени влияния на работу судов региона;
    • регулярно осуществлять выездные проверки организации работы нижестоящих судов с оказанием судам практической помощи, распространять положительный опыт работы;
    • повысить роль президиумов областных, Минского городского судов в деятельности по улучшению организации работы. На заседаниях президиумов рассматривать результаты проверок нижестоящих судов, заслушивать руководителей и судей районных (городских) судов, допускающих недостатки в работе;
    • обеспечить прохождение стажировок, повышение квалификации руководителей структурных подразделений и работников аппаратов судов, практиковать проведение семинаров с их участием.
  9. Председателям, заместителям председателей областных, Минского городского судов, экономических судов областей и города Минска, районных (городских) судов:
    • организовать контроль за движением дел, своевременностью обращения к исполнению вступивших в законную силу судебных постановлений, сроками изготовления процессуальных документов, вручения их копий участникам процесса. Исключить случаи несоблюдения установленных требований к качеству изготовления и порядку удостоверения копий процессуальных документов;
    • усилить требовательность при подборе и расстановке кадров. Обеспечивать всестороннюю и объективную оценку личных и деловых качеств кандидатов, уровня их общей и юридической грамотности, культуры общения и коммуникативности;
    • ввести в практику проведение внеочередной аттестации руководителей судов, судей, руководителей структурных подразделений аппаратов судов при систематическом поступлении обоснованных нареканий на их работу;
    • на постоянной основе практиковать посещение судебных заседаний по конкретным делам с последующим оказанием судьям необходимой методической помощи по организации судебных процессов и применению процессуального законодательства;
    • не реже одного раза в квартал проводить анализ причин, порождающих обоснованные нарекания на работу судов, и эффективности мер, принимаемых для их устранения;
    • принять меры по оборудованию средствами аудио — и видеозаписи служебных помещений, в которых осуществляется общение работников суда с посетителями.
  10. Судьям Верховного Суда Республики Беларусь, областных, Минского городского судов, экономических судов областей и города Минска, районных (городских) судов:
    • при рассмотрении уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях обеспечивать неуклонное соблюдение принципа презумпции невиновности;
    • не допускать необоснованного оставления заявлений без движения, отказа в возбуждении дел, отказа в принятии заявлений;
    • обеспечить неукоснительное соблюдение процессуального законодательства при подготовке дел к рассмотрению и их рассмотрении, не допускать непроцессуального общения с участниками судебного разбирательства;
    • строго соблюдать установленные законом сроки рассмотрения дел, заявлений и изготовления процессуальных документов;
    • постоянно работать над повышением своего профессионального уровня.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь В. О.Сукало