О практике привлечения к ответственности за административные правонарушения в сфере осуществления охранной деятельности

Согласно статье 23.57 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации, а на юридическое лицо — от десяти до ста базовых величин с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации.

Действующие правила осуществления охранной деятельности, требующей получения специального разрешения (лицензии), определены Законом Республики Беларусь от 08.11.2006 N 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон), Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ N 450), Указом Президента Республики Беларусь от 25.10.2007 N 534 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности».

Согласно части 2 статьи 9 Закона организации в сфере охранной деятельности вправе осуществлять охрану своих работников, охрану принадлежащих этим организациям объектов, проектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание средств и систем охраны, за исключением средств охраны индивидуального пользования, на основании специальных разрешений (лицензий) на деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц (далее — лицензия), если иное не предусмотрено частями третьей — пятой статьи 9 Закона, а также осуществлять без лицензии проектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание средств охраны индивидуального пользования.

Дела об административных правонарушениях, квалифицированных по статье 23.57 КоАП, в основном направляются в суд отделами Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, реже — налоговыми органами в связи с выявлением в ходе проведения комплексных проверок субъектов хозяйствования фактов осуществления охранной деятельности без получения специального разрешения (лицензии). Субъектами административного правонарушения по данной категории дел в большей мере выступают юридические лица государственной формы собственности.

В большинстве случаев предметом административного правонарушения по рассматриваемым делам является длительное нарушение установленных лицензионных требований и условий осуществления охранной деятельности.

Как правило, такими нарушениями являлись в совокупности непредставление лицензиатом в течение месяца со дня приема на работу в лицензирующий орган списков вновь принятых работников, осуществляющих лицензируемую деятельность (подпункт 382.1 пункта 382 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом N 450 (далее — Положение N 450)); допуск работников охраны к выполнению своих обязанностей без прохождения медицинского осмотра, непрохождение работниками охраны ежегодного медицинского осмотра (части 3 и 4 статьи 24 Закона); выполнение работниками охраны своих обязанностей без наличия служебных удостоверений и жетонов (часть 5 статьи 24 Закона); несоблюдение требований локальных нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления лицензируемой деятельности, необеспечение профессиональной подготовки работников, осуществляющих лицензируемую деятельность (подпункты 382.1 — 382.3 пункта 382 Положения N 450); в одном случае — выполнение обязанностей по охране объектов работниками лицензиата, не являющимися гражданами Республики Беларусь (статья 24 Закона).

В подтверждение фактов осуществления охранной деятельности с нарушением лицензионных требований и условий суду представлялись штатные расписания организации, приказы о приеме на работу, графики рабочего времени работников охраны и другое.

Несколько реже в вину субъекту административной ответственности вменяется осуществление охранной деятельности без получения специального разрешения (лицензии). Как правило, данное нарушение было сопряжено с отсутствием надлежащего контроля со стороны работников лицензиата за сроками действия лицензий и необеспечением своевременной подготовки документов для обращения в лицензирующий орган за получением новой лицензии. Кроме того, имел место единичный случай, когда субъект хозяйствования, осуществлявший охранную деятельность на протяжении 2009 — 2011 годов, не знал о необходимости получения специального разрешения (лицензии).

Рассмотрим пример.

КСПУП «З» вменялось в вину осуществление охранной деятельности с июля 2009 года по август 2011 года с нарушением условий и правил осуществления, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, выразившееся в осуществлении деятельности по охране принадлежащих ему объектов, не указанных в специальном разрешении (лицензии).

Согласно пункту 15 Положения N 450, для получения лицензии ее соискатель — юридическое лицо представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и местонахождения этого юридического лица, а также его обособленных подразделений, в том числе филиалов, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности.

Вместе с тем в имеющейся лицензии КСПУП «З» отсутствовало указание его филиалов, образовавшихся в результате реорганизации в форме присоединения, на территории которых осуществлялась охранная деятельность работниками юридического лица. По результатам рассмотрения дела предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 15 базовых величин.

Привлечение к административной ответственности по статье 23.57 КоАП в 2011 году было сопряжено с применением статьи 1.5 КоАП, обусловленным, как правило, длительным периодом совершения административного правонарушения (с 2008 года по 2011 год) и вступившими в силу с 23.02.2010 изменениями, смягчившими размер предусмотренной административной ответственности по статье 23.57 КоАП.

Так, по результатам рассмотрения дел в абсолютном большинстве случаев виновные лица признают свою вину, предпринимая меры к оперативному устранению допущенного нарушения, вследствие чего суд при привлечении их к административной ответственности применяет минимальный размер предусмотренного статьей 23.57 КоАП административного штрафа.