О правовом регулировании холдингов в белорусском праве до принятия Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 N 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь»

28 декабря 2009 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь N 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее — Указ N 660), в соответствии с которым в белорусскую правовую систему было возвращено такое правовое явление, как холдинг.

В связи с изложенным нельзя не отметить, что исторически холдинги ведут свое происхождение из американского права и экономики. (Само понятие «холдинг» происходит от английского слова «to hold» — держать, в силу этого холдинговые компании в русскоязычном пространстве иногда определяют как «держательские» компании.)

При этом первые холдинги, а точнее, первые холдинговые корпорации появляются в США в конце XIX века для «обхода» американского антимонопольного законодательства, а точнее, антитрестовского Закона Шермана 1890 года.

Правда, формально считается, что первая холдинговая корпорация возникла за год до Закона Шермана, а именно в 1889 году в штате Нью-Джерси. Однако истинную популярность холдинговые корпорации приобрели именно благодаря тому, что формально не подпадали под антимонопольные ограничения.

Причем существо холдинга с момента возникновения первой холдинговой корпорации не изменилось до настоящего времени.

А именно под холдинговой корпорацией и тогда, и сейчас понимается предпринимательская корпорация, которая владеет контрольными пакетами акций других предпринимательских корпораций, а в силу этого имеет возможность предопределять действия указанных лиц. При этом влияние холдинговой корпорации распространяется не только на «дочерние» корпорации, т.е. те корпорации, в которых холдинговая корпорация непосредственно владеет контрольным пакетом акций, но и на так называемые «внучатые» корпорации, «правнучатые» корпорации и т.д., на которые холдинговая корпорация распространяет свое влияние через так называемый «косвенный контроль», т.е. через контроль над теми лицами, которые в свою очередь контролируют указанные корпорации.

(Причем отмечаем, что американское право делает акцент не на холдинге как таковом, т.е. не на предпринимательском объединении, иными словами, объединении ряда юридических лиц, а именно на холдинговой корпорации как таковой, т.е. на том юридическом лице, которое контролирует иные юридические лица. Кстати, в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь, в отличие от Указа N 660, речь также идет о холдинговой компании, а не о холдинге как таковом, более подробно по этому поводу см. ниже.)

Нельзя не указать, что впоследствии американские холдинги под разными наименованиями распространились по всему миру: законодательства и доктрины различных государств используют для определения данного явления различные понятия, такие как «холдинг», «группа» («группа компаний», «группа обществ»), «система обществ», «связанные предприятия (родственные предприятия)», «конгломерат», «организация организаций», «общество обществ» («товарищество товариществ», «товарищества второй группы»), «основное общество (товарищество)» и «дочернее общество, товарищество, корпорация» («филиал»), «доминирующий и зависимый субъект», «концерн».

Особое внимание законодателей различных государств мира данное явление привлекло уже в начале XX века в связи с тем, что оно активно начало использоваться для установления монопольных цен и раздела рынков сбыта и сфер влияния, получения налоговых преимуществ, спекуляций в банковской и финансовой сферах, недобросовестной политики в отношении частных инвесторов и т.д. (например, материнское (основное) общество, используя свое влияние на дочернее, могло понуждать его к выплате высоких дивидендов даже в ущерб собственным интересам, либо к приобретению работ, услуг основного общества по более высоким ценам, либо, наоборот, к снижению цены на собственные работы, услуги и т.д. Тем самым дочернее общество ставилось в невыгодные экономические условия). В связи с этим потребовалось введение антимонопольных, банковских и фондовых ограничений со стороны государства. В настоящее время объем такого регулирования в экономически развитых государствах достаточно велик.

При этом имеется определенная история существования данного явления и в белорусском праве.

А именно 10 декабря 1992 г. принят Закон Республики Беларусь N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон N 2034-XII), в ст. 11 которого предусматривалось, что для государственной регистрации холдинговой компании требуется в обязательном порядке получить согласие антимонопольного органа; кроме того, такое согласие требуется и для реорганизации холдинговой компании.

Однако Закон N 2034-XII, вводя в правовую систему Республики Беларусь понятие «холдинговая компания», не разъясняет данное понятие, т.е. не объясняет, для каких правовых явлений вводится указанная регламентация.

Но уже 20 апреля 1993 г. принимается постановление Совета Министров Республики Беларусь N 250 «О холдингах, создаваемых в процессе приватизации» (далее — постановление N 250), которое уже вводит непосредственно само понятие «холдинг» в белорусскую правовую систему, однако исключительно для отношений по разгосударствлению и приватизации государственного имущества.

В соответствии с постановлением N 250 под холдингом понималось юридическое лицо любой организационно-правовой формы, в состав имущества которого входили и (или) в управлении которого находились доли (акции) в имуществе иных юридических лиц, обеспечивающие ему право принятия или отклонения решений, принимаемых их высшими органами управления.

Впоследствии постановление N 250 выделяло три типа холдинга:

  • производственный — холдинг, менее 50% имущества которого составляют доли (акции) в имуществе иных юридических лиц, осуществляющий кроме функций держателя акций хозяйственную деятельность;
  • финансовый — холдинг, более 50% имущества которого составляют доли в имуществе иных юридических лиц. Финансовый холдинг создается в форме открытого акционерного общества;
  • смешанный (производственно-финансовый) — холдинг, более 50% имущества которого составляют доли (акции) в имуществе иных юридических лиц, осуществляющий кроме функций держателя акций хозяйственную деятельность.

Однако 23 июля 2004 г. принимается постановление Совета Министров Республики Беларусь N 913 «О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь», в соответствии с которым постановление N 250 признается утратившим силу, в связи с чем приведенное понятие холдинга перестает действовать.

Но еще в период действия постановления N 250 в правовую систему Республики Беларусь вводятся сходные с холдингом явления, а именно: дочерние и зависимые общества, а также хозяйственные, в том числе финансово-промышленные, группы.

Речь идет в части дочерних и зависимых обществ о принятой 7 декабря 1998 г. новой редакции Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) (ст. 105, 106 ГК посвящены указанному явлению), которая в рассматриваемой части вступила в силу с 5 марта 1999 г.

Применительно же к регламентации хозяйственных, в том числе финансово-промышленных, групп необходимо указать на Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 N 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп», а также на Закон Республики Беларусь от 04.06.1999 N 265-З «О финансово-промышленных группах».

Однако, несмотря на отсутствие общей регламентации холдингов в правовой системе Республики Беларусь до вступления в силу Указа N 660, белорусский законодатель все-таки регламентировал рассматриваемое явление именно под термином «холдинг», но исключительно в одной сфере экономики, а именно в банковской сфере.

Суть изложенного заключается в том, что Законом Республики Беларусь от 17.07.2006 N 145-З «О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь» были внесены изменения в Банковский кодекс Республики Беларусь (далее — БК), которыми было предусмотрено, в отличие от первоначальной редакции БК, достаточно детальное регулирование понятия банковского холдинга (аналогично как и банковской группы).

Данное регулирование сохранено и в действующей редакции БК.

И наконец, рассматривая регламентацию холдингов белорусским законодателем в исторической ретроспективе, нельзя не отметить, что описываемое явление регулировалось также и на уровне международных организаций с участием Республики Беларусь.

В связи с указанным обращаем внимание на Типовой проект законодательного акта об объединениях коммерческих организаций, принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 28.05.2004 N 5-18 «О типовых проектах законодательных актов МПА ЕврАзЭС в сфере экономики и финансов («Об объединениях коммерческих организаций», «О транснациональных корпорациях»)» (далее — Типовой проект законодательного акта), в котором проводится разграничение объединений в зависимости от степени сохранения хозяйственной и правовой самостоятельности участников объединения на союзы (ассоциации), конгломераты, холдинговые объединения, концерны, тресты.

При этом под холдинговым объединением понимается совокупность двух или более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые им решения. Холдинговые отношения возникают в следующих случаях:

  1. преобладающего участия головной компании, являющейся хозяйственным обществом или хозяйственным товариществом, в капитале других юридических лиц, являющихся хозяйственными обществами или хозяйственными товариществами, с оформлением путем внесения записи в реестр акционеров (записи по счету депо) или в устав участника холдинга о владении акциями (долями), обеспечивающими преобладающее участие в капитале участника холдинга, либо внесения записи в устав хозяйственного общества — участника холдинга о праве головной компании давать ему обязательные указания, либо вступления в силу договора о таком праве между участниками холдинга и головной компанией. При этом под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (головной компании, участника холдинга) понимается владение собственником, головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством государства и уставом общества предопределять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом;
  2. договора о создании холдингового объединения между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами, товарищами) других юридических лиц — участников холдинга;
  3. решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными унитарными предприятиями, а также акционерными обществами с контрольным пакетом акций, закрепленным в государственной собственности, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.

При этом участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев возникновения холдинга в силу договора). Дочерние хозяйственные общества головной компании входят в холдинговые объединения и могут выйти из них только вместе с головной компанией.

Наряду с холдинговым объединением указанным Типовым проектом законодательного акта были урегулированы и иные объединения, сходные по своим правовым характеристикам с холдингом.

А именно в силу приведенного Типового проекта законодательного акта:

  • промышленная группа — группа, действующая как единый организационно оформленный хозяйственный комплекс, состоящий из юридических лиц (при возможном участии индивидуальных предпринимателей), между которыми имеются тесные экономические связи, основанные на специализации, кооперировании, комбинировании производства;
  • финансовая группа — группа банков или иных кредитных организаций, т.е. организаций, выполняющих отдельные банковские операции с целью извлечения прибыли;
  • промышленно-финансовая (финансово-промышленная) группа — совокупность юридических лиц, действующих как основное и (или) дочернее хозяйственные общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров (работ, услуг), повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Среди участников такой группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров (работ, услуг), а также банков или иных кредитных организаций;
  • конгломерат — это объединение коммерческих организаций, не имеющих общих производственных связей, на основе единого финансового регулирования их деятельности. В конгломерат могут входить производственные предприятия, банки, страховые и инвестиционные организации и иные субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Единое финансовое регулирование деятельности участников конгломерата осуществляется на основе создания коммерческой организации и ее регистрации в качестве юридического лица для выполнения функций единой финансовой управляющей компании участников объединения либо на основе передачи по договору функций финансового управления одному из участников объединения — коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю;
  • концерн — наиболее сложная форма договорного объединения коммерческих организаций, сохраняющих свою юридическую самостоятельность, индивидуальных предпринимателей различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, банковских и страховых организаций на основе единого управления в крупном промышленном тресте или банке для централизации производственных функций, научно-технической политики, инвестиций, финансовой и технической политики, внешнеэкономической деятельности, а также для организации коммерческого обслуживания. Концерн может накладывать на своих участников определенные ограничения по членству в иных концернах и других объединениях коммерческих организаций. Концерн является юридическим лицом, коммерческой организацией и создается на основе переданного ему в собственность участниками объединения имущества;
  • трест — объединение коммерческих организаций с утратой ими коммерческой и производственной самостоятельности при создании единой системы управления производством и реализацией товаров (работ, услуг), образуемое путем слияния объединяемых организаций либо путем передачи головной холдинговой компании контрольных пакетов акций (долей), обеспечивающих принятие любых решений, в том числе требующих квалифицированного большинства голосов. Трест создается как коммерческая организация на основе реорганизации (присоединения, слияния) ранее существовавших коммерческих организаций.

Нельзя, однако, не отметить, что приведенные дефиниции объединений, на наш взгляд, не совсем выверены и представляют собой попытку объединить в рамках одного акта и объяснить разные явления, взятые из разных систем, с помощью разных понятий, почерпнутых из разных законодательств и даже словарей.

В связи с указанным, однако, отмечаем, что если в одной правовой системе присутствуют такие сходные правовые явления, как холдинг, группа юридических лиц, концерн и т.д., то данные явления, безусловно, необходимо четко отличать друг от друга; и Указ N 660 в определенной степени справляется с данной задачей, вводя при этом такое понятие холдинга, которое ранее отсутствовало в белорусском праве.