1 (3). Декрет Президента Республики Беларусь от 12.07.2005 N 9 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь» (далее — Декрет N 9) устанавливает такие требования при обороте нефтяного жидкого топлива, как:
- условием ввоза топлива с территории государств — членов Таможенного союза является внесение денежных средств в республиканский бюджет;
- маркировка сопроводительных документов на нефтяное жидкое топливо, ввозимое в Республику Беларусь автомобильным транспортом с территории таких государств, контрольными знаками;
- особый порядок расчетов при оптовой торговле нефтяным жидким топливом.
Административная ответственность за нарушение первых двух требований установлена в части 1 статьи 12.30 «Незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП): штраф в размере до двухсот базовых величин с конфискацией этого топлива (выручки от его реализации) либо без конфискации, а в случае повторности правонарушения в течение одного года после наложения административного взыскания — штраф в размере до трехсот базовых величин с конфискацией этого топлива (выручки от его реализации) либо без конфискации, а также автотранспортных средств, используемых для его перевозки, либо без конфискации (часть 2 статьи 12.30 КоАП).
В КоАП содержится также статья 12.35, предусматривающая ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками.
За нарушение третьего требования (особого порядка расчетов при оптовой торговле нефтяным жидким топливом) частью 5 статьи 12.30 КоАП предусмотрено наложение штрафа в размере суммы сделки.
Следует также отметить, что частью 3 статьи 12.30 КоАП установлена ответственность и для физических лиц за перевозку по территории Республики Беларусь более ста литров нефтяного жидкого топлива сверх количества, находящегося в серийно установленных организацией-изготовителем топливных баках транспортных средств, используемых для его перевозки, в виде штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией топлива, превышающего количество, перевозка которого по территории Республики Беларусь допускается. Повторное совершение данного деяния в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение в соответствии с частью 4 статьи 12.30 КоАП влечет наложение штрафа в размере от ста до двухсот базовых величин с конфискацией топлива, превышающего количество, перевозка которого по территории Республики Беларусь допускается.
Кроме того, Законом Республики Беларусь от 30.11.2010 N 198-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» введена ответственность в виде штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин за приобретение, хранение, использование или реализацию физическими лицами окрашенного нефтяного жидкого топлива, поставляемого в установленном порядке в организации, выполняющие работы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции, если в этих деяниях нет состава преступления (часть 6 статьи 12.30 КоАП).
Необходимо обратить внимание на то, что в отношении физических лиц частями 3 и 4 статьи 12.30 КоАП предусмотрены достаточно жесткие меры (до ста базовых величин с конфискацией топлива и от ста до двухсот базовых величин с конфискацией топлива, превышающего количество, перевозка которого по территории Республики Беларусь допускается, соответственно). Очевидно, что установление такой ответственности направлено на то, чтобы сократить количество подобных правонарушений, однако, как свидетельствуют статистические данные, количество совершаемых правонарушений в данной сфере не уменьшается. В связи с этим полагаем целесообразным устанавливать ответственность (размер штрафа) за совершенные в данной сфере правонарушения в зависимости от количества (объема) незаконно перевозимого топлива по аналогии со статьей 18.13 «Превышение скорости движения» КоАП, в которой размер штрафа зависит от того, на сколько километров в час лицом, управляющим транспортным средством, превышена установленная скорость движения. Это уточнение, в свою очередь, будет способствовать единообразному применению норм права и снижению таких рисков криминогенного характера, как:
- неопределенность оснований и условий принятия решений или совершения действий государственными органами, иными организациями или должностными лицами либо наделение их излишне широкими дискреционными полномочиями (полномочиями, которые могут осуществляться на основе усмотрения государственного органа, иной организации или должностного лица);
- необоснованный разрыв между верхним и нижним пределами мер ответственности.
2 (4). Не менее важным в криминологическом плане является регулирование вопросов, связанных с маркировкой сопроводительных документов на нефтяное жидкое топливо. Во исполнение Декрета N 9 Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление от 10.10.2005 N 1116 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 12 июля 2005 г. N 9» (далее — постановление N 1116). Согласно подпункту 1.1.1 пункта 1 Декрета N 9 условием ввоза топлива с территории государств — членов Таможенного союза является внесение денежных средств в республиканский бюджет в определяемых Советом Министров Республики Беларусь порядке и размере, рассчитанном исходя из вида и объема этого топлива. В результате постановлением N 1116 Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь и Белорусским государственным концерном по нефти и химии (концерн «Белнефтехим») поручено утвердить размер денежных средств, направляемых на транзитные счета налоговых органов, рассчитанный исходя из вида, объема и стоимости нефтяного жидкого топлива, ввозимого с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, а также порядок внесения денежных средств на транзитные счета налоговых органов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при ввозе ими этого топлива на территорию Республики Беларусь.
В связи с этим во исполнение подпункта 3.1 пункта 3 постановления N 1116 Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство экономики Республики Беларусь постановлением от 12.10.2005 N 108/121/174 утвердили Инструкцию о порядке производства, приобретения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями контрольных знаков, их гашения и маркировки ими сопроводительных документов, оформленных в соответствии с законодательством на нефтяное жидкое топливо, ввозимое автомобильным транспортом на территорию Республики Беларусь, в отношении которого совершение таможенных операций в соответствии с законодательством не требуется (далее — Инструкция N 108/121/174). Норм, содержащих выраженные риски криминогенного характера, данный акт не содержит, однако в нем имеются положения и ссылки, которые нуждаются в дополнительном уточнении и разъяснении.
Например, уточнений требует порядок учета и хранения контрольных знаков. Так, пункт 21 Инструкции N 108/121/174 закрепляет, что полученные контрольные знаки хранятся в специально оборудованном помещении, которое должно быть постановлено на охранную сигнализацию территориальным подразделением Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Часть 2 пункта 21 Инструкции N 108/121/174 устанавливает, что индивидуальные предприниматели вправе выполнять функции по учету, хранению и выдаче контрольных знаков самостоятельно. Однако далее согласно пункту 22 Инструкции N 108/121/174 закрепляется, что контрольные знаки должны храниться в закрытых помещениях, защищенных от проникновения атмосферных осадков и почвенной влаги, при температуре 20 +/- 2 градуса Цельсия и относительной влажности 55 — 65 процентов. Помещения должны быть оборудованы сигнализацией и опечатываться. При этом не обозначено, распространяются эти требования на индивидуальных предпринимателей или нет. В то же время в пункте 11 Инструкции о порядке реализации, учета, хранения и уничтожения контрольных (идентификационных) знаков, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.08.2011 N 32 «О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками», содержатся идентичные требования к хранению контрольных знаков при указании о том, что индивидуальные предприниматели могут осуществлять хранение контрольных знаков в помещениях, не оборудованных сигнализацией, и без опечатывания при условии обеспечения их сохранности. В связи с этим возникает необходимость установить единообразные требования к условиям хранения контрольных знаков для индивидуальных предпринимателей, обязанных осуществлять маркировку товаров контрольными знаками.
Кроме того, следует отметить, что указанный выше перечень требований, по-видимому, излишне конкретизирован, что создает условия для коррупционных действий контролирующих субъектов. Так, нарушение даже на 1 градус температурного режима хранения контрольных знаков (относящихся к бланкам строгой отчетности) формально влечет ответственность по статье 23.21 КоАП. Такое установленное законодательством соотношение крайне формализованных требований и реального (логичного) отношения к хранению контрольных знаков (бумажный носитель с клеевой основой и т.п.) может стать благоприятной почвой для коррупционных действий сотрудников контролирующих и налоговых органов, составляющих протоколы о соответствующих правонарушениях.
Необходимо обратить внимание на пункт 33 Инструкции N 108/121/174, определяющий, что контроль за использованием контрольных знаков осуществляется инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и другими контролирующими органами. В данном случае представляется целесообразным установить исчерпывающий перечень органов, имеющих право контролировать субъектов хозяйствования в данной сфере общественных отношений в соответствии с законодательством. Так, учитывая, что в частях 1 и 2 статьи 12.30 КоАП в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливается административная ответственность за нарушение ими условий ввоза на территорию Республики Беларусь нефтяного жидкого топлива, одним из которых является внесение денежных средств в республиканский бюджет, и то, что протоколы о данных видах административных правонарушений наряду с налоговыми органами имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица таможенных органов (часть 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), можно предположить, что таможенные органы также правомочны осуществлять контроль в данной сфере. В пункте 30 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», закреплено, что Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни осуществляют контроль за соблюдением требований таможенного законодательства Таможенного союза и Республики Беларусь, а также налогового законодательства Республики Беларусь в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и (или) при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
3 (5). Еще одним актом, связанным с контрольными знаками, является Инструкция о порядке обмена контрольных знаков, предназначенных для маркировки сопроводительных документов, оформленных в соответствии с законодательством на автомобильный бензин и дизельное топливо, ввозимое в Республику Беларусь с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, на контрольные знаки, предназначенные для маркировки сопроводительных документов (для трубопроводного транспорта — иных первичных учетных документов, установленных законодательством), оформленных в соответствии с законодательством на нефтяное жидкое топливо, ввозимое в Республику Беларусь с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.10.2005 N 119 (далее — Инструкция N 119). Инструкция N 119 была принята в связи с тем, что до принятия Декрета N 9 действовал Декрет Президента Республики Беларусь от 04.10.2002 N 25 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением автомобильного бензина и дизельного топлива в Республике Беларусь», регулировавший аналогичные, но более узкие отношения, связанные с незаконным обращением только автомобильного бензина и дизельного топлива (и никаких других видов нефтяного жидкого топлива) в Республике Беларусь. В связи с этим возникла необходимость обмена контрольных знаков, предназначенных для маркировки сопроводительных документов на нефтяное жидкое (а не только на автомобильный бензин и дизельное) топливо, ввозимое в Республику Беларусь с территории государств — членов Таможенного союза. В соответствии с пунктом 4 Инструкции N 119 плательщики, имеющие в наличии неиспользованные контрольные знаки, проводят их инвентаризацию по состоянию на 15 ноября 2005 г. Учитывая, что с указанного периода прошло достаточное количество времени, можно предположить, что все желающие субъекты (плательщики) уже совершили необходимый обмен, в связи с чем положения Инструкции N 119 уже утратили свою актуальность.
4 (6). Механизм, определяющий условия перемещения отдельных видов углеводородного сырья, в том числе и бензина, в пределах территории Республики Беларусь с целью их промышленной переработки, транзитного перемещения, экспорта и реализации на внутреннем рынке, регулируется Положением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 11.08.1998, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 03.09.1998, Министерства внешних экономических связей Республики Беларусь от 11.09.1998, Министерства экономики Республики Беларусь от 12.08.1998 «О порядке обращения углеводородного сырья и нефтепродуктов на территории Республики Беларусь», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.1999 N 1215 (далее — Положение).
Положение содержит порядок ввоза на территорию Республики Беларусь углеводородного сырья с целью его промышленной переработки или транзитного перемещения и нефтепродуктов с целью их реализации на внутреннем рынке или транзитного перемещения (пункт 1), порядок реализации углеводородного сырья и нефтепродуктов на территории Республики Беларусь (пункт 2), а также порядок вывоза углеводородного сырья и нефтепродуктов за пределы Республики Беларусь (пункт 3). Отдельные положения данного документа не в полной мере позволяют однозначно его толковать.
В соответствии с подпунктом 1.1.2 пункта 1 Положения основным документом, дающим право ввоза углеводородного сырья на территорию Республики Беларусь с целью его промышленной переработки, является протокол согласования поставки углеводородного сырья для его промышленной переработки на территории Республики Беларусь (документ, устанавливающий согласованные рабочей группой с поставщиком объемы, типы и сроки поставки сырья, предприятие, на котором данное сырье будет перерабатываться, а также соотношение объемов реализации выработанных из данного сырья нефтепродуктов на внутреннем рынке республики и на экспорт). По общему правилу не допускается ввоз углеводородного сырья с целью его промышленной переработки на территории Республики Беларусь без оформленного протокола. Поставщик имеет право заключать договоры на переработку углеводородного сырья с перерабатывающими предприятиями и предприятиями по поставкам нефтепродуктов только при наличии протокола (подпункт 1.1.3 пункта 1 Положения). В подпункте 1.1.5 пункта 1 Положения закреплено, что для оформления протокола поставщик обращается с коммерческим предложением в концерн «Белнефтехим». Коммерческое предложение в течение 5 дней с даты его поступления рассматривается рабочей группой, которая в случае его приемлемости оформляет протокол совместно с поставщиком. В случае неприемлемости коммерческого предложения рабочая группа в течение 5 дней с даты его поступления дает ответ с обоснованием отказа. Необходимо обратить внимание на то, что обозначенные случаи приемлемости либо неприемлемости коммерческого предложения не указываются и не перечисляются, в связи с чем непонятно, что может служить основанием такого отказа. Даже несмотря на то, что рабочая группа — это межведомственный рабочий орган, состоящий из специалистов концерна «Белнефтехим», Министерства экономики Республики Беларусь, назначаемых приказами по данным ведомствам, тем не менее, для поставщика, вероятно, может возникнуть необходимость заранее ознакомиться с теми позициями, по которым их коммерческие предложения могут быть неприемлемыми для оформления протокола.
Кроме того, учитывая, что ввоз углеводородного сырья на территорию Республики Беларусь может осуществляться субъектами хозяйствования всех форм собственности, резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, можно предположить, что в концерн «Белнефтехим» одновременно могут поступить несколько коммерческих предложений от различных заинтересованных субъектов, в связи с этим возникает требующий уточнения вопрос, может ли кому-то из них отдаваться предпочтение по каким-либо основаниям, или в случае их приемлемости рассматриваются и принимаются все поступившие в концерн «Белнефтехим» предложения.
Аналогичные вопросы могут возникать и при вывозе углеводородного сырья и нефтепродуктов за пределы Республики Беларусь. Так, в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 Положения «вывоз углеводородного сырья и нефтепродуктов за пределы республики с целью их реализации или промышленной переработки владельцами углеводородного сырья осуществляется по разрешениям концерна «Белнефтехим», выдаваемым на основании протокола. Разрешения установленной формы оформляются для предъявления в три адреса». Однако образца данной формы не имеется, а сроков, условий (да и в целом процедуры выдачи) таких разрешений Положением не определено. Что же касается вывоза углеводородного сырья и нефтепродуктов субъектами хозяйствования — резидентами Республики Беларусь, не являющимися поставщиками углеводородного сырья, то в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Положения он осуществляется по контрактам в двух случаях:
- для дальнейшей переработки углеводородного сырья за пределами таможенной территории Республики Беларусь с обязательным возвратом всех (или части) продуктов его переработки;
- для экспорта в случаях, когда на внутреннем рынке республики спрос на данное углеводородное сырье или нефтепродукты удовлетворен.
Такие контракты согласовываются с концерном «Белнефтехим» и регистрируются в Министерстве торговли Республики Беларусь. Но, как и в предыдущей рассмотренной ситуации, ни условий (положений) контрактов, ни порядка их согласования и регистрации в анализируемом акте не обозначено.
5 (7). Общие положения о розничной торговле нефтепродуктами содержит порядок осуществления на территории Республики Беларусь розничной торговли нефтепродуктами субъектами предпринимательской деятельности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.1999 N 1215 (далее — Порядок). Как видно из названия, его действие распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную торговлю нефтепродуктами через автозаправочные станции, реализующих нефтепродукты через эти станции за наличный или безналичный расчет юридическим и физическим лицам. На основании пункта 3 Порядка концерн «Белнефтехим» имеет право контролировать указанную деятельность субъектов предпринимательской деятельности. Пункт 7 Порядка несколько уточняет указанную норму и закрепляет положение о том, что «в случае нарушения субъектами предпринимательской деятельности настоящего Порядка лицензирования концерн «Белнефтехим» может своим решением с приложением обоснования на определенный срок приостановить действие разрешения (лицензии) на розничную реализацию нефтепродуктов, лишить их указанного разрешения (лицензии)». Такой подход изначально предполагает принятие решения о приостановлении (лишении) лицензии вне зависимости от установленных в законодательстве оснований (лишь с последующим обоснованием принявшего такое решение органа). Это является благоприятной почвой в том числе для коррупционных злоупотреблений должностных лиц концерна «Белнефтехим». Кроме того, при изложении пункта 7 Порядка не вполне объяснимо употребление формулировки «настоящего Порядка лицензирования», т.к. непонятно, речь идет о нарушении порядка лицензирования или о нарушении Порядка (регламентирующего осуществление розничной торговли нефтепродуктами субъектами предпринимательской деятельности). Вероятно, в данном случае после слов «настоящего Порядка» не хватает фразы «и порядка» либо, скорее всего, слово «лицензирования» является лишним, поскольку все, что касается порядка лицензирования, закреплено в иных нормативных правовых актах.
6 (8). Содержит неоднозначные положения и законодательство о лицензировании оптовой и розничной торговли нефтепродуктами. 1 сентября 2010 г. был издан Указ Президента Республики Беларусь N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», утвердивший Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее — Положение N 450). Наиболее значимыми особенностями данного акта являются сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и составляющих их работ и услуг, объединение норм о лицензировании в едином нормативном правовом акте, упрощение отдельных аспектов процедуры лицензирования. Изменения коснулись в том числе оптовой и розничной торговли нефтепродуктами. С 1 января 2011 г. лицензирование данного вида деятельности регулируется главой 35 Положения N 450.
В первую очередь изменения в рассматриваемой сфере коснулись перечня составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг. К предусмотренным ранее Положением о лицензировании оптовой и розничной торговли нефтепродуктами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 N 1375 (далее — Положение N 1375), оптовой торговле нефтепродуктами и розничной торговле нефтепродуктами в настоящее время добавлена оптовая торговля импортными нефтепродуктами. Кроме того, по сравнению с нормами Положения N 1375 перечень видов нефтепродуктов (в т.ч. импортных), которыми может осуществляться оптовая торговля, дополнен мазутом и нефтебитумом.
Таким образом, в настоящее время среди видов нефтепродуктов, в отношении которых можно осуществлять оптовую торговлю, указываются автомобильные бензины всех марок, дизельное топливо (за исключением топлива, вырабатываемого в соответствии с государственными программами по обеспечению производства дизельного биотоплива в Республике Беларусь, утверждаемыми в установленном порядке, при оптовой торговле нефтепродуктами), реактивное топливо, осветительный керосин, печное топливо, мазут, нефтебитум. Учитывая проведенный выше анализ положений Декрета N 9 и иных актов по поводу понятия «бытовое топливо», аналогичные замечания можно обозначить и в отношении понятия «печное топливо», употребляемого в главе 35 Положения N 450, поскольку конкретное его определение и виды не раскрываются. Более того, в нормативных актах, в том числе и технических, чаще всего употребляется понятие «котельно-печное топливо», а не «печное топливо». Так, например, в Государственной программе развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2010 N 1851, к котельно-печному топливу относят природный газ, топочный мазут, каменный уголь.
Несмотря на определенные достоинства данного акта, его анализ показал, что в нем все же содержатся и некоторые недостатки. Так, среди лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии, в абзаце 3 пункта 356 Положения N 450 указывается на наличие документов, подтверждающих проведение диагностирования (поверки) и полного технического освидетельствования основного оборудования складов хранения нефтепродуктов, автозаправочных станций в сроки, установленные законодательством. Представляется, что данную конструкцию можно было бы сформулировать более четко, либо уточнив орган(ы), уполномоченный(е) регулировать («диагностировать») рассматриваемую сферу общественных отношений (например, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь или концерн «Белнефтехим» и т.п.), или форму актов (например, технические акты), либо определив хотя бы максимальные сроки проведения диагностирования (поверки) и полного технического освидетельствования основного оборудования складов хранения нефтепродуктов, автозаправочных станций.
Следует также обратить внимание на то, что пункт 359 Положения N 450 закрепляет необходимость представить в качестве дополнительных документов, необходимых для получения лицензии, еще и заключение о соответствии склада хранения нефтепродуктов требованиям правил технической эксплуатации, выдаваемое по форме и в порядке, устанавливаемых концерном «Белнефтехим». Речь в данном случае, вероятно, идет о техническом кодексе установившейся практики ТКП/ОР/ «Правила технической эксплуатации резервуаров для нефти и нефтепродуктов», утвержденном приказом Белорусского государственного концерна по нефти и химии от 16.02.2009 N 68 «Об утверждении, введении в действие технического нормативного правового акта» (далее — правила) (на него дается лишь ссылка на сайте концерна «Белнефтехим» при характеристике типичных нарушений законодательства, выявляемых при осуществлении контрольной деятельности объектов оптовой и розничной торговли нефтепродуктами), однако ознакомиться с текстом этого документа не представляется возможным. В связи с этим можно порекомендовать разместить эти правила на сайте концерна «Белнефтехим», с тем чтобы соискатель лицензии мог быть заранее осведомлен о необходимых требованиях. Эта рекомендация касается и иных документов, регламентирующих данную сферу общественных отношений, с учетом того что практика размещения на сайте концерна «Белнефтехим» нормативных документов имеется, необходимо просто расширить существующий перечень и обеспечить доступ к текстам этих документов.
Криминогенным потенциалом обладают нормы, содержащиеся в пункте 362 Положения N 450, в соответствии с частью 1 которого до принятия решения по вопросам лицензирования концерн «Белнефтехим» вправе провести оценку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям. Основания проведения оценки, назначения экспертизы не указаны. Таким образом, существующая в настоящее время в пункте 362 Положения N 450 конструкция «вправе провести оценку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия» позволяет по выбору (по собственному усмотрению) должностных лиц либо осуществлять, либо не осуществлять проведение оценки и (или) экспертизы, чем создает потенциальную возможность для реализации коррупционных схем.
Часть 2 пункта 362 Положения N 450 закрепляет норму о том, что порядок проведения оценки складов хранения нефтепродуктов и (или) автозаправочных станций при осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий устанавливается Советом Министров Республики Беларусь и включает оценку документации, нефтепродуктов, оборудования, его функционирования на соответствие предъявляемым требованиям. Однако такой порядок Правительством Республики Беларусь до настоящего времени не определен. Следует обратить внимание на пункт 31 Положения N 450, в соответствии с которым порядок проведения оценки определяется Положением N 450, нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь, а также лицензирующих органов. В связи с этим отдельные лицензирующие органы уже установили подобный порядок оценки и (или) экспертизы (например, постановление Управления делами Президента Республики Беларусь от 21.02.2011 N 2 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом», постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 30.11.2010 N 388 «О порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя специального разрешения (лицензии) (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, установленным для деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства» и др.), в которых, как правило, устанавливаются конкретные субъекты проведения оценки и (или) экспертизы, случаи, при которых оценка и (или) экспертиза проводятся, и т.п. Тем не менее акт, который бы устанавливал порядок проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя специального разрешения (лицензии) (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям оптовой и розничной торговли нефтепродуктами, отсутствует. Более того, в части 2 пункта 362 Положения N 450 перечислены лишь объекты возможной оценки (склады хранения нефтепродуктов и (или) автозаправочные станции при осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, документация, нефтепродукты, оборудование, его функционирование), что же должно подвергаться экспертизе в случае ее проведения, в Положении N 450 не обозначено.
Таким образом, в целях снижения коррупциогенности рассматриваемого законодательства необходимо устранение указанных недостатков посредством установления исчерпывающего перечня конкретных оснований проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя специального разрешения (лицензии) (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям оптовой и розничной торговли нефтепродуктами посредством принятия нормативного правового акта, регламентирующего порядок проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя специального разрешения (лицензии) (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям. При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 39 Положения N 450 расходы, связанные с проведением экспертизы, возмещаются соискателем лицензии (лицензиатом) в порядке, установленном договором о проведении экспертизы, в то время как в ранее действовавшем Декрете Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» расходы распределялись между соискателем лицензии и лицензирующим органом в равных долях. В связи с этим введение указанного выше перечня позволит определить объективные условия дополнительных расходов лицензиата, что также в некоторой степени может служить средством предупреждения реализации коррупционных схем.