Обжалование актов налоговых органов и действий их должностных лиц

Предмет обжалования

Выделяют следующие виды обжалуемых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов:

  • акт об изъятии документов, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения;
  • решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке;
  • арест имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога (как действие налогового органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества);
  • акт, составляемый при воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещения налогоплательщика;
  • решение (постановление), вынесенное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки;
  • акт налоговой проверки.

Порядок обжалования

1. Административный

Преимуществами административного порядка являются его простота, оперативность рассмотрения, отсутствие уплаты государственной пошлины.

Жалоба подается в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Лицо, подавшее жалобу до принятия решения по этой жалобе может отозвать ее на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Срок рассмотрения жалобы: не более одного месяца со дня ее получения. Этот срок начинает течь с момента обращения в вышестоящий налоговый орган или к вышестоящему должностному лицу.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц государственной налоговой инспекции, взыскания налогов, недоимок и финансовых санкций

Орган, рассматривающий жалобу, имеет право приостановить обжалуемые действия и взыскания до разрешения жалобы.

Обжалование действий должностных лиц государственной налоговой инспекции, связанных с наложением административных взысканий, производится в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП РБ).

В соответствии со ст. 267 КоАП РБ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

  • постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних — в местный исполнительный и распорядительный орган или в районный (городской) суд. Решение местного исполнительного и распорядительного органа может быть обжаловано в суд;
  • решение сельского, поселкового исполнительного комитета — в районный, городской исполнительный и распорядительный орган или в суд. Решение районного, городского исполнительного и распорядительного органа может быть обжаловано в суд;
  • постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) может быть обжаловано в суд.

Постановление о наложении иного административного взыскания обжалуется в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд.

Постановление о наложении одновременно основного и дополнительного административного взыскания может быть по выбору лица, обжалующего постановление, обжаловано в порядке, установленном для основного либо дополнительного взыскания;

  • постановление органа внутренних дел (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) может быть обжаловано в суд;
  • постановление должностного лица военной автомобильной инспекции о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, — вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, или в суд. Решение вышестоящего должностного лица может быть обжаловано в суд.

Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в орган (должностному лицу), правомочный в соответствии с настоящей статьей ее рассматривать и которому она адресована.

С лица, обжаловавшего постановление о наложении административного взыскания, государственная пошлина не взыскивается.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (должностное лицо) вправе:

  • оставить жалобу без удовлетворения, соответственно обжалуемый акт остается без изменения;
  • отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение по существу.

2. Судебный

В Конституции Республики Беларусь (ст. 60) закреплено: каждому гарантируется защита прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Указанные положения конкретизированы в ст.ст. 12, 15 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК РБ).

Таким образом, одним из способов защиты нарушенных прав граждан и юридических лиц является обращение в суд с исковым заявлением о признании ненормативного, а в случаях, предусмотренных законом, и нормативного акта государственного органа (органа местного самоуправления) полностью или частично недействительным. Согласно ст. 48 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК РБ) споры о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, который не соответствует законодательству Республики Беларусь и нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отнесены к компетенции Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

При этом ХПК РБ не предусмотрен особый порядок рассмотрения дел по исковым заявлениям об обжаловании ненормативных актов государственных органов, а следовательно, дела по искам налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов рассматриваются и разрешаются в общем порядке, установленном для рассмотрения дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК РБ) суды общей юрисдикции рассматривают дела, возникающие из административно-правовых отношений, перечисленные в ст. 335 ГПК РБ. К ним, в частности, относятся дела по жалобам на постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях граждан; по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, — и права юридических лиц.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что подведомственность дела об обжаловании нормативных актов налоговых и иных государственных органов, а следовательно, и порядок разрешения возникшего спора ставятся в зависимость от субъекта, обращающегося за защитой нарушенных прав.

При этом необходимо обратить внимание на то, что хозяйственное процессуальное законодательство предусматривает возможность рассмотрения дела в трех судебных инстанциях (первая, кассационная, надзорная инстанции).

В связи с вышеизложенным, срок рассмотрения налогового спора в судебном порядке будет зависеть от количества судебных инстанций, пройденных участвующими в деле сторонами, и может составлять от двух месяцев до одного года.

Порядок обращения за судебной защитой в хозяйственный суд определяется нормами ХПК РБ.

Ответственность за причиненный вред

Все акты законодательства, регулирующие деятельность контрольных органов, предусматривают возможность ответственности этих органов и их должностных лиц за ущерб, причиненный их незаконными действиями и решениями.

Основным документом является Положение «О порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц», утвержденное Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 года. В соответствии с этим Положением нанесенный ущерб подлежит возмещению в следующих случаях:

  • соблюдения субъектами хозяйствования актов органа государственной власти или управления (далее — органы государственной власти), признанных в установленном порядке недействительными;
  • исполнения субъектом хозяйственной деятельности не соответствующих законодательству указаний должностных лиц органов государственной власти;
  • осуществления не соответствующих законодательству указаний должностных лиц органов государственной власти, а также предписаний, содержащихся в актах этих органов, другими органами, предприятиями, организациями, учреждениями;
  • неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти, их должностными лицами обязанностей, возложенных на них законодательством, в отношении субъектов хозяйственной деятельности.

Согласно указанному Положению возмещению подлежит ущерб, нанесенный субъекту хозяйственной деятельности в виде произведенных им расходов, утраты или повреждения его имущества (то есть в данном случае имеется в виду реальный ущерб и не идет речь об упущенной выгоде, то есть, проще говоря, неполученной прибыли).

Практика рассмотрения дел данной категории показывает, что абсолютное большинство субъектов хозяйствования в подавляющем количестве случаев не ставит вопрос о возмещении ущерба, удовлетворяясь лишь отменой или прекращением незаконных действий и решений (отмена ареста имущества, приостановление операций по счетам и т.д.).

Кроме указанного Положения, ответственность контрольных органов в ряде случаев регулируется иными законодательными актами (Гражданским кодексом Республики Беларусь, Уголовным кодексом Республики Беларусь).

Для удобства использования к статье прилагаются примерные формы:

  1. Жалобы на решение ИМНС района;
  2. Ходатайства о продлении срока для предоставления заявления о пересмотре решения;
  3. Искового заявления о признании недействительным решения.

Приложение 1

Инспекция Министерства по налогам

и сборам Республики Беларусь по г.Минску

КОПИЯ: Инспекция Министерства

по налогам и сборам

Республики Беларусь района г.Минска

адрес

Заявитель: Наименование, банковские реквизиты,

почтовый адрес.

ПРИМЕРНАЯ ЖАЛОБА

на решение ИМНС района г.Минска N ____ от _____________

___ _______________ _____ ИМНС района г.Минска (далее по тексту

— ИМНС) было принято решение N ____ о применении и взыскании

финансовых санкций за нарушение законодательства о налогообложении

(далее по тексту — Решение), согласно которому к Заявителю были

применены финансовые санкции в размере __________.

Заявитель считает, что Решение не отвечает требованиям

действующего законодательства и существенно нарушает его права и

охраняемые законом интересы.

ИМНС приняло Решение на основании акта о результатах проверки

N _____ от ____ ___________________ ____ г., которой было обнаружено

нарушение Заявителем ст. _____ Закона Республики Беларусь «О налоге

на добавленную стоимость».

Акт N ____ от ____ ____________ ____ был составлен инспектором

(отделом) ИМНС по результатам тематической проверки Заявителя по

вопросам правильности начисления и своевременности и полноты уплаты

в бюджет НДС при расчетах с предприятием «X» (далее по тексту —

Предприятие). Данной проверкой налоговыми органами было установлено,

что Заявитель перечислил на расчетный счет Предприятия денежные

средства, включая НДС в размере ______________ руб. (СКВ). Проверкой

было установлено, что Предприятие не состояло на учете в налоговом

органе как плательщик налога на добавленную стоимость и не

зачислило в бюджет налог на добавленную стоимость по хозяйственной

операции, осуществленной между ним и Заявителем, чем был нанесен

ущерб государству. Таким образом, налоговая накладная, выписанная

Предприятием, является недействительной, и следовательно, Заявитель

не имел никаких оснований для отнесения к налоговому кредиту налога

на добавленную стоимость на общую сумму ____________ руб.

Как считает Заявитель, выводы Акта проверки не отвечают

требованиям действующего законодательства. Так, нужно отметить, что

ИМНС при составлении Акта проверки применяла положения нормативного

акта, которые на день проведения проверки утратили силу, а именно

Приказ МНС РБ от «___» _____________ N _____.

В соответствии с вышеизложенным, ссылка в акте на

недействительность налоговой накладной и на неправомерное отнесение

Заявителем сумм к налоговому кредиту является безосновательной. А

следовательно, Заявитель на законных основаниях отнес сумму налога

на добавленную стоимость в размере _______________ к налоговому

кредиту.

Заявитель обращался с жалобой о пересмотре Решения в ИМНС, но

решением ГНИ от ____ ______________ _____ г. в удовлетворении жалобы

было отказано полностью.

Учитывая вышеизложенное,

ПРОСИМ:

1. Отменить решение инспекции Министерства по налогам и сборам

Республики Беларусь N ____ от ____ ____________ _____ г.

Директор Ф.И.О.

Справка:

Жалоба регистрируется в налоговом органе, принявшем данное обжалованное решение, и в течение трех суток направляется вместе с документами, необходимыми для рассмотрения, в налоговый орган высшего уровня. Жалоба, поданная с нарушением установленного порядка и сроков, не подлежит рассмотрению органами государственной налоговой службы.

Предельные сроки для предоставления заявлений о пересмотре решений налоговых органов могут быть продлены руководителем налогового органа (его заместителем) по письменному запросу налогоплательщика, если такой налогоплательщик в течение указанных сроков:

  1. находился за пределами Республики Беларусь;
  2. находился в местах лишения свободы по приговору суда;
  3. имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или в силу иных обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;
  4. был признан по решению суда без вести отсутствующим или находящимся в розыске в случаях, предусмотренных законодательством.

Приложение 2

Примерная форма ходатайства:

Начальнику ИМНС г.Минска

Копия: ИМНС района г.Минска

Гражданина ________________

ХОДАТАЙСТВО О ПРОДЛЕНИИ СРОКА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ЗАЯВЛЕНИЯ О ПЕРЕСМОТРЕ РЕШЕНИЯ

____ ______________ ____ ИМНС района г.Минска приняла решение о

полном неудовлетворении моей жалобы от ___ ________ ____. Обжаловать

данное решение в установленный действующим законодательством

Республики Беларусь срок у меня не было возможности, поскольку

с ____ ____________ _____ по 1____ _____________ ____ я находился за

пределами Республики Беларусь, что подтверждается ксерокопией

заграничного паспорта <*>.

<*> Ксерокопия страниц заграничного паспорта, на которых

имеется виза о пересечении границы Республики Беларусь или другого

государства. В случаях если въезд в другое государство не имеет

визового режима, подтверждением могут быть другие документы,

например, квитанция гостиницы о проживании в ней на момент

предоставления заявления об обжаловании.

Учитывая вышеизложенное, прошу продлить сроки для

предоставления заявления о пересмотре решения ИМНС района г.Минска

от ____ ______________ ____ и рассмотреть заявление о пересмотре

решения.

Приложение:

1. Ксерокопия заграничного паспорта.

2. Заявление о пересмотре решения.

_____________ (Ф.И.О.)

____.___________._____

Справка:

Конечно, данные причины пропуска сроков подачи жалобы касаются только граждан — налогоплательщиков. Относительно юридических лиц продление предельных сроков для подачи заявлений о пересмотре решений осуществляется в случае если в течение предельных сроков такое юридическое лицо не имело других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством начислять, взимать и вносить в бюджет налоги, сборы (обязательные платежи), а также вести налоговый учет и отчетность. В связи с этим, для продления сроков юридическому лицу необходимо подать в налоговый орган доказательство отсутствия указанных должностных лиц. Как доказательство можно подать документ о пребывании должностного лица в отпуске, командировке, на больничном. Таким образом, в налоговый орган юридическому лицу следует подать ходатайство о продлении сроков, к которому прилагается соответствующий документ, подтверждающий наличие оснований для продления сроков, и само заявление о пересмотре решения, по примерной форме, указанной выше.

Руководитель налогового органа (его заместитель) обязан принять мотивированное решение по результатам рассмотрения жалобы в течение тридцати дней со дня получения жалобы. Сроки рассмотрения жалобы могут быть продлены руководителем налогового органа (его заместителем), о чем налогоплательщика письменно уведомляют до окончания тридцатидневного срока.

Судебное обжалование решений государственных налоговых органов

При судебном обжаловании решений налоговых органов налогоплательщикам необходимо руководствоваться Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 07.12.2000 N 12 «О практике разрешения споров с участием государственных налоговых органов» (в редакции Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда республики Беларусь от 28.06.2003 N 11). Налогоплательщику необходимо подготовить и подать исковое заявление об отмене решения налогового органа в хозяйственный суд, по местонахождению налогового органа, решение которого обжаловалось. Исковое заявление подписывается полномочным должностным лицом юридического лица (полномочия могут вытекать из устава, положения, доверенности), гражданином — субъектом предпринимательской деятельности или его представителем.

Исковое заявление должно содержать:

  1. наименование хозяйственного суда, в который направляется исковое заявление, адрес хозяйственного суда;
  2. полное наименование истца и ответчика; их почтовые адреса; наименования и номера счетов сторон в банковских учреждениях;
  3. документы, подтверждающие у гражданина статус субъекта предпринимательской деятельности — реквизиты свидетельства о государственной регистрации указать в исковом заявлении, а также приложить к заявлению должным образом засвидетельствованную копию свидетельства;
  4. содержание исковых требований, то есть указание требований о признании недействительным решения налогового органа и возложения на налоговый орган судебных расходов;
  5. изложение обстоятельств, на которых основываются исковые требования; указание доказательств, подтверждающих иск (документы первичного учета, переписка и т. п.);
  6. перечень документов и других доказательств, приложенных к заявлению.

К исковому заявлению следует приложить следующие документы:

  1. доказательство отправки ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов (отправлять необходимо заказным письмом с уведомлением о вручении, ценным письмом или вручить под расписку — в первом случае доказательством отправления будет уведомление о вручении, во втором — опись ценного письма, в третьем — экземпляр искового заявления с оттиском штампа канцелярии или печати ответчика);
  2. доказательство уплаты государственной пошлины;
  3. доказательства, на которых основываются исковые требования;
  4. копия решения налогового органа;
  5. документ, подтверждающий полномочия представителя истца (доверенность, устав, положение и т. п.).

Нужно отметить, что если к исковому заявлению прилагаются копии документов, то они должны быть засвидетельствованы подписью уполномоченного должностного лица предприятия и оттиском печати.

Приложение 3

Примерная форма искового заявления:

Хозяйственный суд

Истец: Название, адрес, банковские реквизиты.

Ответчик: Наименование, адрес, банковские реквизиты.

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ

РЕШЕНИЯ N ___ ОТ ____ ___________ ____

____ ___________ ____ Ответчиком было принято решение N ____ от

____ _____________ ____ о применении и взыскании финансовых санкций

за нарушение законодательства о налогообложении (далее в тексте —

Решение), согласно чему к Истцу были применены финансовые санкции в

размере ____________ руб.

Истец считает, что Решение не отвечает требованиям действующего

законодательства и существенно нарушает его права и охраняемые

законом интересы.

Ответчик принял Решение на основании акта по результатам

проверки N _____ от ____ ____________ _____, которой было обнаружено

нарушение Истцом ст. _______ Закона Республики Беларусь «О налоге на

добавленную стоимость».

Акт N ___ от ____ __________ ____ был составлен _______________

ИМНС района г.Минска по результатам тематической проверки

______________ по вопросам правильности начисления и своевременности

и полноты уплаты в бюджет НДС при расчетах с _______________________

(далее по тексту — Предприятие). Данной проверкой налоговыми

органами было установлено, что Истец перечислил на расчетный счет

Предприятия денежные средства, включая НДС в размере _______________

руб. Проверкой было установлено, что Предприятие не состояло на

учете в налоговом органе как налогоплательщик и налог на добавленную

стоимость не зачислило в бюджет с хозяйственной операции

осуществленной между ним и Истцом, в связи с чем были нанесены

убытки государству. Таким образом, налоговая накладная, выписанная

Предприятием, является недействительной, и следовательно, Истец не

имел оснований для отнесения к налоговому кредиту налога на

добавленную стоимость на общую сумму _____________ руб.

Как считает Истец, выводы Акта проверки не отвечают требованиям

действующего законодательства. Так, стоит отметить, что налоговые

органы при составлении Акта проверки применяли положения

нормативного акта, которые на день проведения проверки утратили

силу, а именно _____________ от «__» ___________ N ______.

В соответствии с вышеизложенным, ссылка в акте на

недействительность налоговой накладной и на неправомерное отнесение

Истцом сумм к налоговому кредиту является безосновательной. Таким

образом, Истец на законных основаниях отнес сумму налога на

добавленную стоимость в размере ___________ руб. к налоговому

кредиту.

На основании вышеизложенного,

ПРОШУ:

1. Признать недействительным решение ИМНС района г.Минска N ___

от ____ _______________ _____.

2. Возложить на Ответчика расходы по уплате государственной

пошлины.

Приложения:

1. Копия Решения N ___ от _____ _______ _______.

2. Копия Акта проверки N ___ от _____ _______ _______.

3. Доказательства направления искового заявления Ответчику.

4. Документ об уплате государственной пошлины.

5. Документ об уплате расходов информационно-технического

обеспечения судебного процесса.

Директор ________________ М.П.

Справка:

Нужно отметить, что по результатам рассмотрения дела хозяйственный суд вынесет решение, которое может быть обжаловано в кассационном и надзорном порядке.