Обзор правового форума «Актуальные инструменты повышения конкурентоспособности экспорта»

В правовом регулировании международного имущественного оборота центральное место занимают внешнеторговые контракты. В условиях экономического кризиса особенно актуальными стали вопросы обеспечения обязательств по внешнеторговым договорам, возврата дебиторской задолженности, использования альтернативных возможностей исполнения контрагентом денежного обязательства.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает определенные валютные ограничения, применяемые при проведении внешнеторговых операций.

Так, Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ N 178) в абзаце втором части первой подпункта 1.4 пункта 1 закрепляет обязанность резидентов Республики Беларусь обеспечивать соблюдение сроков завершения внешнеторговых операций при экспорте — не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии — не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг.

При этом подп. 1.7 п. 1 Указа N 178 предусмотрены иные способы завершения внешнеторговых операций при экспорте.

С 21 мая 2015 г. в целях создания условий для повышения конкурентоспособности белорусских товаров на зарубежных рынках и совершенствования финансовых механизмов стимулирования экспорта вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 N 69 «Об использовании векселей» (далее — Указ N 69) и соответствующие дополнения в Указ N 178, согласно которым поступление денежных средств (за вычетом дисконта по векселю) от юридических лиц, включенных Национальным банком Республики Беларусь в реестр юридических лиц, осуществляющих учет векселей, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций при осуществлении ими операции по учету векселей, выполняющих функцию расчетных документов по внешнеторговым договорам, считается надлежащим завершением внешнеторговой операции.

Таким образом, вводится в действие финансовый механизм, предоставляющий экспортерам возможность давать покупателям-нерезидентам длительные отсрочки по оплате отгруженных товаров и оперативно получать от финансирующих организаций денежные средства за экспортируемую продукцию по факту отгрузки.

Еще один привлекательный инструмент, способствующий эффективному снижению дебиторской задолженности, — факторинговое финансирование. Согласно абз. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа N 178 поступление денежных средств (за вычетом дисконта) по договору факторинга завершает внешнеторговую операцию в рамках внешнеторгового договора.

Журнал «Промышленно-торговое ПРАВО» 14 мая 2015 г. провел правовой форум «Актуальные инструменты повышения конкурентоспособности экспорта», на котором пригласил обсудить названные инструменты законодательства, проанализировать перспективы форфейтинга как нового финансового механизма поддержки экспорта, получить ответы на вопросы и рекомендации специально приглашенных гостей.

В качестве экспертов, специально приглашенных гостей выступили представители непосредственного регулятора в сфере внешнеэкономической деятельности и неденежных операций — Национального банка Республики Беларусь: Д.В.Набздоров, начальник управления регулирования небанковских операций, и А.В.Сидоров, заместитель начальника управления мониторинга внешнеэкономической деятельности главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь, которые постарались разъяснить участникам правового форума как действующие, так и новые нормы законодательства, рассказали о возможностях, перспективах и планах развития в указанной области.

Поделились видением использования форфейтинга как инструмента расчетов с зарубежными контрагентами, а также использования факторинговых механизмов практикующие юристы: Р.Р.Томкович, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности юридического факультета БГУ, директор юридического департамента ОАО «Белинвестбанк», и А.В.Тарасов, кандидат юридических наук, начальник юридического управления ЗАО «Трастбанк».

В ходе правового форума наиболее активно обсуждались вопросы международного правового регулирования использования векселей и практики их применения и в международной торговле, а также нормы и механизм реализации вступившего в силу с 21 мая 2015 г. Указа N 69.

1. Так, действуют подписанные в 1930 году в г. Женеве Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о переводных и простых векселях; Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях, и Конвенция о гербовом сборе в отношении переводного и простого векселей <1>.

<1> Вступили в силу для Республики Беларусь с 25 декабря 1991 г.

СССР присоединился к указанным конвенциям 20.11.1936. О правопреемстве Беларуси в отношении их был издан Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.1997 N 392 «О правопреемстве Республики Беларусь в отношении женевских конвенций 1930 года».

2. На национальном уровне действуют Закон Республики Беларусь от 13.12.1999 N 341-З «Об обращении переводных и простых векселей», Указ Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 N 278 «О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь», Указ N 69.

3. Основные требования к экспортеру и импортеру в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговой деятельности, сроки и порядок завершения внешнеторговых операций закреплены в Указе N 178.

В соответствии с абзацем пятым подпункта 1.7 пункта 1 Указа N 178 при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем поступления денежных средств (за вычетом дисконта) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком (небанковской кредитно-финансовой организацией).

Аналогичным образом поступление денежных средств от учета векселя независимо от размера дисконта является надлежащим завершением внешнеторговой операции.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 N 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» в п. 1 закрепляет возможность завершения внешнеторговой операции при экспорте следующими способами:

  • путем полного или частичного зачета встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении;
  • путем полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга;
  • путем проведения безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • путем обмена на эквивалентные по стоимости количество товаров, объемы охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены;
  • путем прекращения обязательств новацией;
  • путем прекращения обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров, с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.

Указанные способы на практике вызывают множество вопросов, в том числе риски завершения внешнеторговых операций с нарушением валютного законодательства Республики Беларусь.

С одной стороны, представители Национального банка Республики Беларусь не исключают возможности расширения перечня неденежных способов завершения внешнеторговых операций. С другой стороны, необходим пересмотр некоторых из них вплоть до исключения из Указа N 178 с целью большей конкретизации механизмов применения. Обсуждаются возможности предусмотреть в Указе N 178 правовое регулирование инструментов дисконтирования аккредитивов, схем двухфакторного факторинга, др.

4. Указ N 69 направлен на восстановление одного из классических инструментов торгового финансирования — форфейтинга, несмотря на то что в законодательстве Республики Беларусь, в том числе Указе N 69, указанный термин не применяется.

Форфейтинг — приобретение финансовым агентом (форфейтером) платежного обязательства импортера (должника) перед экспортером (кредитором) по коммерческому контракту с отсрочкой оплаты. В форфейтинговой сделке может принимать участие кроме форфейтера, экспортера и импортера также гарант, поручитель (авалист) или страховщик.

5. Механизм работы форфейтинга включает следующие этапы:

— предварительные переговоры в целях принятия решения о существенных условиях внешнеторгового договора до непосредственного его заключения.

Указанные переговоры могут включать, во-первых, достижение договоренности экспортера и форфейтера о факте покупки векселя, а также условиях такой покупки (требованиях к векселедателю либо авалисту, номиналах векселя, предварительных сроках платежа, валюте обязательств, учете, размере дисконта, др.);

— заключение внешнеторгового договора между экспортером и нерезидентом, соответствующего требованиям подп. 1.16.4 п. 1 Указа N 178;

— обращение нерезидента в банк-нерезидент за получением вексельного кредита, вследствие чего банк-нерезидент должен выдать нерезиденту вексель, соответствующий характеристикам, определенным на предшествующих этапах;

— в рамках операции вексельного кредитования банк-нерезидент выдает нерезиденту вексель с требуемыми характеристиками;

— поставка товара нерезиденту, передача векселя нерезидентом экспортеру;

— учет (продажа) векселя у форфейтера с дисконтом, получение выручки;

— варианты действий форфейтера:

1) держать вексель до наступления срока платежа по нему, после чего предъявить его к платежу банку-нерезиденту;

2) продать вексель другому форфейтеру в Республике Беларусь;

3) продать вексель нерезиденту либо банку-нерезиденту, в т.ч. банку-векселедателю;

4) по наступлении срока платежа по векселю предъявить его к платежу.

6. Экспортер вместо векселя банка-нерезидента может получить вексель самого нерезидента, на котором стоит аваль банка-нерезидента.

7. Учет векселей, являющихся расчетными документами по внешнеторговым договорам, согласно подп. 1.2 п. 1 Указа N 69 вправе осуществлять банки, небанковские кредитно-финансовые организации, а также иные юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, уставный фонд которых сформирован в размере не менее 50 тыс. евро на дату учета векселя. Учет векселей, являющихся расчетными документами по внешнеторговым договорам, на регулярной основе (два и более раза в течение календарного года) вправе осуществлять банки, небанковские кредитно-финансовые организации, а также юридические лица, отвечающие указанным требованиям и включенные в реестр юридических лиц, осуществляющих учет векселей.

В соответствии с абзацем вторым подпункта 1.11 пункта 1 Указа N 69 создает и ведет такой реестр Национальный банк Республики Беларусь. При этом обратиться в Национальный банк Республики Беларусь для рассмотрения вопроса о включении в реестр юридических лиц, осуществляющих учет векселей, можно и до совершения первой операции по учету векселей.

С 21 мая 2015 г. вступило в силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2015 N 266 «Об установлении форм уведомления, направляемого юридическим лицом в Национальный банк Республики Беларусь для рассмотрения вопроса о включении юридического лица в реестр юридических лиц, осуществляющих учет векселей, и уведомления о включении юридического лица в реестр юридических лиц, осуществляющих учет векселей, и утверждении Инструкции о порядке создания и ведения реестра юридических лиц, осуществляющих учет векселей».

8. Критерии в отношении банков-нерезидентов, выпускающих или авалирующих векселя, принимаемые экспортерами от нерезидентов в качестве оплаты при расчетах по внешнеторговым договорам, установлены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2015 N 267 «Об установлении критериев в отношении банков-нерезидентов, выпускающих и авалирующих векселя» (далее — постановление N 267). В соответствии с п. 1 постановления N 267 такими критериями являются присвоенные банкам-нерезидентам не менее чем двумя международными рейтинговыми агентствами и подтвержденные информацией, размещенной на официальных сайтах международных рейтинговых агентств (Fitch Ratings, Standard&Poor’s, Moody’s Investors Service) в глобальной компьютерной сети Интернет, следующие рейтинги:

  • долгосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте, присвоенный рейтинговыми агентствами Fitch Ratings или Standard&Poor’s, уровня не ниже BB либо рейтинг долгосрочных долговых обязательств корпоративных эмитентов или долгосрочных банковских депозитов в иностранной валюте, присвоенный рейтинговым агентством Moody’s Investors Service, уровня не ниже Ba3 — для банков-нерезидентов, являющихся резидентами Российской Федерации, Республики Казахстан или Республики Армения;
  • долгосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте, присвоенный рейтинговыми агентствами Fitch Ratings или Standard&Poor’s, уровня не ниже BBB либо рейтинг долгосрочных долговых обязательств корпоративных эмитентов или долгосрочных банковских депозитов в иностранной валюте, присвоенный рейтинговым агентством Moody’s Investors Service, уровня не ниже Baa3 — для банков-нерезидентов, являющихся резидентами иных государств, кроме Российской Федерации, Республики Казахстан или Республики Армения.

9. Экспортер в форфейтинговой сделке получает оперативное финансирование, нерезидент-импортер кроме отсрочки оплаты по внешнеторговому контракту приобретает от банка-нерезидента значительно более дешевый, чем обычный, вексельный кредит для финансирования своих импортных поставок. Риски неплатежа контрагента-нерезидента по сделке при использовании предусмотренной Указом N 69 схемы работы снимаются.

10. До вступления в силу Указа N 69 ограничений на учет (покупку) у экспортеров выданных нерезидентами векселей не было, однако сам факт получения экспортером векселя облагался гербовым сбором в размере 15% от общей суммы обязательств плательщика по векселю на основании абзаца второго пункта 2 статьи 238 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Согласно части первой подпункта 1.10 пункта 1 Указа N 69 экспортер и иные участники взаимоотношений, регулируемых Указом N 69, освобождены от уплаты гербового сбора как при получении, так и при передаче векселей при условии предоставления информации о таких совершенных операциях в республиканское унитарное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» в соответствии с законодательством.

11. Указ N 69 не отменяет обязанности экспортера выполнять требования валютного законодательства Республики Беларусь в части обеспечения своевременного поступления выручки на счет и осуществления обязательной продажи валюты.

12. Нормы Указа N 69 не запрещают оформить векселем обязательство по существующей дебиторской задолженности.

13. Указ N 69 внес изменения в Указ N 178 и Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 N 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты», согласно которым денежные средства (за вычетом дисконта), полученные экспортером от форфейтера за учтенные векселя, являются валютной выручкой, факт поступления таких средств на счет экспортера признается допустимым способом завершения внешнеторговой операции, а дата такого поступления считается датой завершения внешнеторговой операции (подп. 2.2 — 2.3 п. 2 Указа N 69).