В основе стабильной работы банка, небанковской кредитно-финансовой организации (далее — банк) лежит обеспечение эффективного корпоративного управления ими. Эффективное корпоративное управление способствует притоку инвестиций, в связи с чем проблема его улучшения имеет исключительно важное значение.
Редакция журнала «Промышленно-торговое ПРАВО» 12 ноября 2015 г. организовала и провела правовой форум «Организация корпоративного управления банком», посвященный вопросам управления банком, управления рисками и внутреннего контроля, международному правовому опыту в данной сфере, проблемам правоприменения и иным актуальным вопросам указанной тематики.
Специалисты Национального банка Республики Беларусь С.И.Малыхина, заместитель начальника управления методологии пруденциального надзора Главного управления банковского надзора Национального банка Республики Беларусь, и Д.А.Шевчук, главный специалист управления методологии пруденциального надзора Главного управления банковского надзора Национального банка Республики Беларусь, выступили на правовом форуме в качестве экспертов — специально приглашенных гостей.
Позицию практиков представили Р.Р.Томкович, кандидат юридических наук, директор юридического департамента ОАО «Белинвестбанк», и Н.М.Черноруцкая, практикующий юрист.
Для рассмотрения на правовом форуме были заявлены следующие вопросы:
- Нормативные требования к организации корпоративного управления банком, управления рисками и внутреннего контроля.
- Международные принципы корпоративного управления банком.
- Меры по совершенствованию корпоративного управления в банках: принятие нормативных правовых актов, рассылка рекомендательных писем Национального банка Республики Беларусь, оценка качества управления.
- Проблемы применения нормативной правовой базы в сфере корпоративного управления.
- Состав совета директоров банка, правовой статус независимого директора.
Представители Национального банка Республики Беларусь напомнили участникам правового форума об основных требованиях законодательства к организации корпоративного управления банком, управления рисками и внутреннего контроля, которые установлены ст. 109-1 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК).
1. Так, под корпоративным управлением банком понимается система взаимодействия акционеров, органов управления, контрольных органов, должностных лиц банка и иных заинтересованных лиц, направленная на общее руководство деятельностью банка.
Организация эффективного корпоративного управления банком, соответствующего характеру и объемам осуществляемых банковских операций и иной деятельности и обеспечивающего его финансовую надежность, является обязанностью органов управления банка. Банк обязан принимать необходимые меры по исключению конфликта интересов и условий его возникновения, возможности совершения преступлений и иных противоправных действий при осуществлении своей деятельности. Сферы и условия возникновения конфликта интересов в деятельности банка определяются Национальным банком Республики Беларусь.
2. В качестве основных задач корпоративного управления банком эксперты назвали:
- обеспечение стратегического планирования, включающего определение целей и стратегии развития посредством разработки и утверждения бизнес-плана (стратегического плана развития), организации их реализации и контроля за ней;
- распределение полномочий между органами управления и должностными лицами банка, исключающее условия возникновения конфликта интересов;
- обеспечение соблюдения законодательства, устава, локальных нормативных правовых актов банка, принципов профессиональной этики;
- организацию эффективной системы оплаты труда, стимулирующей выполнение органами управления и работниками всех действий, необходимых для реализации целей, стратегии и направлений развития банка;
- организацию управления конфликтом интересов в деятельности банка, включая комплекс мер по его выявлению, исключению конфликта интересов, а также условий его возникновения.
3. В ряду полномочий Национального банка Республики Беларусь эксперты назвали и прокомментировали следующие:
- установление требований к организации корпоративного управления, системы управления рисками и системы внутреннего контроля;
- определение сферы и условий возникновения конфликта интересов в деятельности банка;
- определение количества независимых директоров;
- установление квалификационных требований и (или) требований к деловой репутации независимого директора и иных членов совета директоров (наблюдательного совета), за исключением представителя государства в органах управления банка, членов исполнительного органа банка, руководителя и главного бухгалтера банка, их заместителей;
- установление случаев и порядка проведения оценки соответствия таким требованиям;
- проведение оценки соответствия.
4. Основные требования Национального банка Республики Беларусь в области корпоративного управления в банках (небанковских кредитно-финансовых организациях), банковских группах и холдингах закреплены в следующих актах:
- — Инструкции об организации корпоративного управления банком, небанковской кредитно-финансовой организацией, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.10.2012 N 557;
- — Инструкции о требованиях, предъявляемых к бизнес-плану, стратегическому плану развития банка, небанковской кредитно-финансовой организации, порядке оценки таких планов, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.10.2012 N 554;
- — Инструкции об организации системы управления рисками в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.10.2012 N 550;
- — Инструкции об организации системы внутреннего контроля в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.11.2012 N 625;
- — Инструкции о порядке проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, предъявляемым к руководителю, главному бухгалтеру, их заместителям, членам органов управления банка, небанковской кредитно-финансовой организации, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2012 N 669 «Об установлении квалификационных требований и требований к деловой репутации, предъявляемых к независимым директорам и иным членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа банка, небанковской кредитно-финансовой организации, руководителям и главным бухгалтерам банка, небанковской кредитно-финансовой организации, их заместителям, определении случаев и порядка проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации этих лиц».
5. Организацию корпоративного управления банком, системы управления рисками и системы внутреннего контроля, исключение конфликта интересов в деятельности банка и условий его возникновения обеспечивает совет директоров (наблюдательный совет) банка. Требования к организации системы управления рисками и системы внутреннего контроля в банке устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь.
Законом Республики Беларусь от 04.06.2015 N 268-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» часть пятая ст. 109-1 БК изложена в новой редакции.
Согласно части пятой ст. 109-1 БК в редакции, действующей с 7 сентября 2015 г., в составе совета директоров (наблюдательного совета) банка должно быть не менее двух независимых директоров, если иное количество не определено Национальным банком Республики Беларусь (ранее — не менее одного).
Как пояснили эксперты, в соответствии с указанными изменениями для целей БК независимым директором банка признается член совета директоров (наблюдательного совета) банка, который без учета этого статуса не является:
- бенефициарным собственником банка (не менее пяти процентов акций банка);
- руководителем, членом коллегиального исполнительного органа, работником банка;
- руководителем другого банка;
- руководителем, членом органа управления, работником юридического лица — бенефициарного собственника банка (не менее пяти процентов акций банка);
- руководителем, членом органа управления, работником юридического лица, собственником имущества либо владельцем не менее двадцати процентов акций (долей в уставном фонде) которого прямо или косвенно (через других физических лиц и (или) другие организации) является бенефициарный собственник банка (не менее пяти процентов акций банка).
Для признания указанного бенефициарного собственника банка косвенным собственником имущества или косвенным владельцем акций (долей в уставном фонде) такого юридического лица применяются основания для признания наличия косвенного владения акциями и порядок расчета доли находящихся в таком владении акций банка, устанавливаемые Национальным банком Республики Беларусь в соответствии с частью третьей ст. 34 БК;
- руководителем, членом органа управления, работником хозяйственного общества, являющегося дочерним или признаваемого зависимым по отношению к банку;
- руководителем, членом органа управления, работником юридического лица, входящего в банковскую группу, банковский холдинг, участником которых является банк, и (или) юридического лица, которое оказывает (способно оказывать) прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние, признаваемое таковым в соответствии со ст. 35 БК, на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица, входящего в банковскую группу, банковский холдинг, участником которых является банк;
- руководителем, членом органа управления, работником юридического лица, являющегося аффилированным лицом банка и (или) инсайдером банка, банковской группы, банковского холдинга;
- аффилированным лицом банка и (или) инсайдером банка, банковской группы, банковского холдинга;
- лицом, на принимаемые в отношении банка решения которого может быть оказано существенное влияние банком и (или) связанными с ним лицами.
Национальный банк Республики Беларусь в установленном им порядке вправе на основании мотивированного суждения и (или) устанавливаемых им методик признавать лиц связанными с банком, а также признавать влияние банка и (или) связанных с ним лиц существенным.
6. Член совета директоров (наблюдательного совета), за исключением представителя государства в органах управления банка, руководитель и главный бухгалтер банка, их заместители, член коллегиального исполнительного органа банка, а также кандидаты на указанные должности должны соответствовать предъявляемым к ним квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации. Оценка соответствия таким требованиям производится специальной квалификационной комиссией Национального банка Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных Национальным банком Республики Беларусь.
7. Представители Национального банка Республики Беларусь отметили, что организация и реализация корпоративного управления должны обеспечивать:
- адекватность органов управления масштабам деятельности банка;
- внутреннюю оценку эффективности корпоративного управления;
- прозрачность деятельности;
- своевременность и полноту рассмотрения вопросов;
- правильное, своевременное оформление решений;
- исключение формального подхода к принятию решений;
- надлежащий контроль за работой подразделений банка;
- защиту прав и интересов вкладчиков, иных клиентов, акционеров.
8. Участники правового форума обсудили функции совета директоров (наблюдательного совета) банка и обязанности его членов, основные функции независимого директора, полномочия и назначение комитета по рискам и аудиторского комитета.
9. В структуре системы управления рисками банка эксперты выделили организационную структуру, органы управления, локальные нормативные правовые акты и процедуры управления рисками, в структуре системы внутреннего контроля — организационную структуру, органы внутреннего контроля, процесс внутреннего контроля, внутренний аудит, локальные нормативные правовые акты.
10. Участники правового форума уделили значительное внимание вопросам международных стандартов корпоративного управления. Обсуждались положения новых редакций Принципов совершенствования корпоративного управления Базельского комитета по банковскому надзору (2012 год) и Принципов корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (2015 год).
Среди указанных принципов Базельского комитета названы следующие:
— задачи и полномочия наблюдательного совета.
Наблюдательный совет несет общую ответственность за банк, включая утверждение и наблюдение за внедрением руководством банка стратегических целей банка, организации управления и корпоративной культуры;
— состав и квалификация наблюдательного совета.
Члены наблюдательного совета должны быть и оставаться квалифицированными, индивидуально и коллективно, для своих должностей. Они должны понимать свою роль во владельческом надзоре и управлении и быть готовыми выражать надлежащее, объективное суждение о деятельности банка;
— структура и процедуры наблюдательного совета.
Наблюдательный совет должен определить соответствующую структуру управления и практику для своей работы, а также располагать и пользоваться средствами для такой практики, которые следует регулярно оценивать на предмет эффективности;
— исполнительное руководство.
Под руководством и наблюдением наблюдательного совета высшее руководство должно осуществлять деятельность банка и управлять ею таким образом, чтобы она соответствовала бизнес-стратегии, риск-аппетиту, политике назначения и прочим политикам, утвержденным наблюдательным советом;
— корпоративное управление в рамках группы.
В структуре группы наблюдательный совет материнской компании несет общую ответственность за группу и за обеспечение установления и осуществления прозрачной организации управления, соответствующей структуре, бизнесу и рискам группы и ее участников. Наблюдательный совет и высшее руководство должны знать и понимать организационную структуру группы и риски, которые она несет;
— функция управления рисками.
Банки должны располагать эффективной независимой функцией риск-менеджмента под руководством главного риск-оффисера банка, который располагает соответствующим статусом, независимостью, ресурсами и доступом к наблюдательному совету;
— выявление, мониторинг и контроль за рисками.
Должны осуществляться непрерывные идентификация, мониторинг и контроль рисков в целом по банку и на индивидуальной основе. Сложность структур управления рисками и внутреннего контроля банка должны идти наравне с изменениями риск-профиля банка, картины внешних рисков и практики отрасли;
— процесс передачи информации о рисках.
Эффективная организация управления рисками требует надежного механизма передачи информации о рисках внутри банка как в рамках организации, так и через отчетность наблюдательному совету и высшему руководству;
— функция контроля за соблюдением нормативных требований (комплаенс).
Наблюдательный совет банка несет ответственность за наблюдение за управлением комплаенс-риском банка. Наблюдательный совет должен создать комплаенс-функцию и утвердить политики и процедуры банка по идентификации, оценке, мониторингу, отчетности и выработке рекомендаций по комплаенс-риску;
— внутренний аудит.
Функция внутреннего аудита должна обеспечивать независимую проверку наблюдательному совету, а также поддержку наблюдательному совету и высшему руководству в их содействии эффективному процессу управления и долгосрочной надежности банка;
— вознаграждение.
Структура вознаграждения банка должна поддерживать надежное корпоративное управление и управление рисками;
— раскрытие информации.
Управление банком должно быть адекватно прозрачным для его акционеров, вкладчиков, иных заинтересованных лиц и участников рынка;
— роль надзорного органа.
Надзорные органы должны направить банкам руководство по корпоративному управлению и осуществлять надзор за ним, в том числе путем комплексных оценок и регулярного взаимодействия с наблюдательными советами и высшим руководством банка, должны требовать принятия мер по улучшению и оздоровлению при необходимости и должны делиться информацией о корпоративном управлении с другими надзорными органами.
11. Ожидается следующий эффект от внедрения требований к корпоративному управлению банком:
- улучшение инвестиционной привлекательности банков за счет внедрения международных стандартов корпоративного управления;
- повышение конкурентоспособности банков на внутреннем и внешнем рынках;
- разработка стратегий развития банков с учетом параметров экономики страны, ее реального сектора и в увязке с основными направлениями денежно-кредитной политики;
- улучшение качественного состава органов управления банков;
- повышение культуры корпоративного управления;
- улучшение организации системы управления рисками и системы внутреннего контроля;
- внедрение в практику деятельности банков риск-ориентированного подхода;
- внедрение системного подхода к управлению конфликтом интересов в банках;
- повышение прозрачности деятельности банка и улучшение качества услуг;
- улучшение рыночной дисциплины и повышение доверия к банкам;
- повышение устойчивости функционирования банковского сектора.