Банковская деятельность — совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли (ст. 12 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК)).
Перечень операций, являющихся банковскими, приведен в ст. 14 БК. Банковские операции могут быть активными, пассивными и посредническими (критерии их разграничения приведены в ст. 15 БК).
Законодательство Республики Беларусь устанавливает некоторые ограничения на осуществление банковских операций. Так, в соответствии со ст. 11.70 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предоставление банком или небанковской кредитно-финансовой организацией своим инсайдерам или работникам льготных условий, предоставление которых не допускается законодательными актами (абз. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 122 БК), влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 200 базовых величин.
Понятие «инсайдер» раскрыто в ст. 115 БК, в соответствии с которой под инсайдерами понимаются физические и юридические лица — собственник имущества банка, участники банка, имеющие более пяти процентов акций, члены органов управления банка, члены кредитного совета (комитета), руководители обособленных и структурных подразделений банка, а также лица, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита в силу связанности с банком, или собственником имущества банка, или участником банка, или членами органов управления банка. К инсайдерам также относятся физические лица, находящиеся в близком родстве или свойстве с физическими лицами, указанными в ч. 7 ст. 115 БК. Кроме того, физические лица, являвшиеся инсайдерами банка в соответствии с ч. 7 ст. 115 БК, относятся к инсайдерам в течение одного года с момента утраты связи с банком.
Примеры нарушений.
1. Банк в нарушение абз. 3 ч. 1 ст. 122 БК в рамках заключенного кредитного договора предоставил заместителю председателя правления на льготных условиях транши кредита в форме возобновляемой кредитной линии на сумму 200 млн.бел.руб. Возобновляемая кредитная линия была открыта банком под фиксированную ставку 20% годовых (при этом размер процентной ставки за пользование кредитом был ниже размера ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь), со сроком предоставления кредита до 10 месяцев с даты заключения кредитного договора, с отсрочкой погашения основного долга с момента выдачи каждого транша кредита 60 календарных дней и со сроком окончательного погашения кредита с момента заключения кредитного договора 1 год. Фактов выдачи кредитов на таких условиях в совокупности иным клиентам, не являющимся работниками банка, не имелось.
2. Банк в нарушение абз. 3 ч. 1 ст. 122 БК на льготных условиях предоставил кредиты начальнику казначейства. Так, банк в рамках кредитного продукта «Кредит без границ» выдал 2 кредита в сумме 35 млн.руб. указанному работнику. Кредиты выдавались на следующих условиях: на потребительские цели, под фиксированную ставку 15% годовых, сроком пользования 36 месяцев, с обеспечением в виде неустойки, с возможностью досрочного погашения. Выдача кредита производилась путем безналичного перечисления денежных средств по реквизитам, указанным в заявлениях.
Вместе с тем согласно спецификации кредитного продукта для физических лиц «Кредит без границ» в банке действовала фиксированная процентная ставка в размере 35%. Кроме того, согласно требованиям спецификации при сумме кредита свыше 30 млн.руб. в качестве обеспечения по кредиту требовалось наличие поручительства 1 физического лица, в то время как при сумме кредита до 30 млн.руб. включительно обеспечением являлась только неустойка. При выдаче банком кредитов в размере 35 млн.руб. на общую сумму 70 млн.руб. указанному должностному лицу привлечение поручителя не потребовалось.
Фактов выдачи кредитов иным клиентам, не являющимся работниками банка, на таких условиях по данному продукту не имелось.
3. Банк заключил кредитный договор с инсайдером банка. Согласно условиям указанного договора банк предоставил кредит в сумме 3 млрд.руб. сроком на 20 лет под ставку 10% годовых.
В соответствии со ст. 140 БК существенными условиями кредитного договора являются условия о целях, на которые кредитополучатель обязуется использовать или не использовать предоставленные денежные средства (целевое использование кредита). В нарушение требований указанной статьи в кредитном договоре отсутствовало вышеуказанное существенное условие. При этом согласно графику платежей сумма только процентов за пользование кредитом превышала доход кредитополучателя, т.е. инсайдер являлся неплатежеспособным.
Таким образом, банк в нарушение ст. 122 БК заключил с инсайдером банка, председателем наблюдательного совета банка, сделку по выдаче кредита на условиях, на которых банк не заключает подобные сделки с другими клиентами банка.
В соответствии с требованиями абз. 7 ч. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 N 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее — Закон) к лицам, осуществляющим финансовые операции, относятся страховые организации.
Согласно абз. 10 ч. 1 ст. 6 Закона при осуществлении внутреннего контроля лица, осуществляющие финансовые операции, в соответствии с законодательством обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его в виде электронного документа в орган финансового мониторинга не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления финансовой операции; при неосуществлении финансовой операции — в день принятия решения об отказе в осуществлении финансовой операции (если день принятия решения приходится на нерабочий день — не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения); при отказе от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме или отказе в заключении такого договора — не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия таких решений; при поступлении средств по международным расчетам — не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления подтверждающих документов (сведений); при приостановлении финансовой операции — в день ее приостановления (если день приостановления приходится на нерабочий день — не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления); при отказе в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, при прекращении или приостановлении оказания услуг посредством такой системы — не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия таких решений; при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, которую невозможно выявить на стадии ее осуществления, — не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения лицом, осуществляющим финансовые операции, о признании такой финансовой операции подозрительной.
Согласно Закону финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они осуществлены или нет, при наличии хотя бы одного из условий, указанных в ст. 7 Закона.
Согласно требованиям п. 82 Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 N 367 «Об утверждении формы специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, и Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю» (далее — Инструкция N 367), специальный формуляр представляется в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ДФМ) в сроки, определенные в абз. 10 ч. 1 ст. 6 Закона. В случае непоступления подтверждающих документов (сведений) по международным расчетам специальный формуляр представляется на следующий рабочий день после дня истечения срока для представления подтверждающих документов (сведений), установленного законодательством. По однотипным финансовым операциям специальный формуляр представляется не позднее десяти рабочих дней, следующих за последним днем анализируемого периода.
В соответствии с общими требованиями к правилам внутреннего контроля (приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2014 N 1249) порядок применения мер внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения в числе прочего должен предусматривать выявление, документальное фиксирование финансовой операции, подлежащей особому контролю, и представление соответствующих сведений в орган финансового мониторинга (абз. 5 п. 4); правила должны содержать критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, учитывающие требования типовых правил, утвержденных уполномоченными государственными органами, а для банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», лизинговых организаций — также с учетом требований, определяемых Национальным банком Республики Беларусь (ч. 1 п. 7).
Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.12.2014 N 818 «О некоторых вопросах внутреннего контроля, осуществляемого банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» (далее — Инструкция N 818), устанавливает требования к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (п. 1).
В соответствии со ст. 23.20 КоАП неоднократное (два и более раза в течение одного года) нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальном формуляре и (или) представления такого формуляра в орган финансового мониторинга влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин.
Примеры нарушений.
1. В соответствии с требованиями абз. 12 ч. 1 п. 102 Инструкции N 367 лица, осуществляющие финансовые операции, подлежащие особому контролю, ведут регистрацию специальных формуляров, направленных в ДФМ, в журнале учета специальных формуляров, пронумерованном, прошнурованном и скрепленном печатью с обязательным указанием для каждого специального формуляра сведений о полученных квитанциях (номер, дата и результат контроля).
Банк в нарушение требований абз. 10 ч. 1 ст. 6 Закона, п. 82 Инструкции N 367 зарегистрировал и направил в ДФМ позже установленного срока следующие специальные формуляры регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю:
- специальный формуляр регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, по внесению денежных средств для внутриреспубликанского банковского перевода (перевод согласно договору займа);
- специальный формуляр регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, по обмену иностранной валюты клиента на белорусские рубли (покупка иностранной валюты).
Кроме того, в нарушение требований п. 33 Инструкции N 367 в поле 3.5 «Дата совершения» в специальном формуляре регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, по внесению денежных средств для внутриреспубликанского банковского перевода (перевод согласно договору займа) была неверно указана дата совершения операции.
2. Пунктом 60 Инструкции N 818 установлены критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций.
Согласно п. 65 Инструкции N 818 при выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения, банк осуществляет свои действия в следующем порядке:
- работником банка составляется сообщение с включением сведений о финансовой операции по перечню согласно приложению 3 к Инструкции N 367;
- сообщение, а также необходимые документы по финансовой операции передаются ответственному должностному лицу банка;
- банк при необходимости запрашивает у клиента сведения, документы (их копии) и разъяснения об экономическом смысле финансовой операции;
- при наличии (отсутствии) обоснованных подозрений для отнесения финансовой операции клиента к подлежащей особому контролю ответственное должностное лицо банка принимает окончательное решение о признании финансовой операции клиента подозрительной (неподозрительной) и представлении (непредставлении) сведений о ней в орган финансового мониторинга.
В нарушение требований абз. 10 ч. 1 ст. 6 Закона, п. 82 и абз. 12 ч. 1 п. 102 Инструкции N 367, п. 65 Инструкции N 818 в процессе исполнения своих служебных обязанностей должностными лицами банка не были отнесены финансовые операции, вызывающие подозрения, к финансовым операциям, подлежащим особому контролю, в результате чего не были составлены и представлены в ДФМ специальные формуляры по финансовым операциям:
- перечисления клиентом банка денежных средств в сумме, превышающей 1000 базовых величин, в пользу нерезидентов, зарегистрированных (находящихся) в оффшорных зонах (в соответствии с перечнем оффшорных зон — государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 N 353, Британские Виргинские Острова и Республика Сейшельские Острова являются оффшорными зонами) (подп. 60.1 п. 60 Инструкции N 818);
- по осуществлению клиентами банка финансовых операций на значительную для них сумму с использованием текущего (расчетного) счета, финансовые операции по которому в течение более 6 месяцев были незначительными либо не проводились (подп. 60.7 п. 60 Инструкции N 818);
- соответствующим признаку подозрительности «осуществление клиентом следующих финансовых операций в размере, близком по значению или превышающем 1000 базовых величин: на международном валютном рынке FOREX, внесение (снятие) на счет (со счета) наличных денежных средств, покупка-продажа наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте, ценных бумаг и других высоколиквидных активов, если информация, имеющаяся у банка в отношении данного клиента, не позволяет определить источник происхождения денежных средств» (подп. 60.11 п. 60 Инструкции N 818);
- соответствующим признаку подозрительности «систематическое получение физическими лицами денежных переводов без открытия счета от одного или нескольких физических лиц из одного региона иностранного государства на общую сумму, превышающую 500 базовых величин» (подп. 60.32 п. 60 Инструкции N 818);
- по перечислению в течение анализируемого периода клиентом банка денежных средств на сумму более 2000 базовых величин в рамках договора, предусматривающего оказание маркетинговых услуг (подп. 60.33 п. 60 Инструкции N 818).