С 15 июля 2016 г. вступают в силу изменения и дополнения, внесенные в Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 N 225-З “О внешней трудовой миграции” (далее – Закон N 225-З) <1>.
<1> Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 N 353-З “О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь “О внешней трудовой миграции” (далее – Закон N 353-З).
Правовой форум “Трудовая миграция: работаем в изменившихся условиях”, организованный редакцией журнала “Промышленно-торговое ПРАВО”, прошел 24 марта 2016 г.
В качестве экспертов, специально приглашенных гостей выступили:
- В.С.Маргевич, заместитель начальника управления внешней трудовой миграции, беженцев и убежища Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, который рассказал участникам форума об основных новациях Закона N 225-З;
- Н.Н.Катикова, старший инспектор отдела внешней трудовой миграции Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, которая остановилась на практических вопросах, связанных с реализацией Закона N 225-З;
- М.В.Флоринский, консультант отдела рынка труда управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, затронувший процедуру и проблемные вопросы согласования выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы с учетом рынка труда.
Среди основных новаций Закона N 225-З В.С.Маргевич назвал следующие.
1. Термин “наниматель Республики Беларусь” был скорректирован.
Согласно новому определению, закрепленному в абзаце восьмом ст. 1 Закона N 225-З, наниматель Республики Беларусь – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или осуществляющая наем иммигрантов для работы в своем представительстве на территории Республики Беларусь иностранная организация, а также физическое лицо, которые вправе заключать и прекращать трудовые договоры с трудящимися-иммигрантами и на этом основании использовать их труд.
Данное положение Закона N 225-З означает, что с 15 июля 2016 г. иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории страны, по общему правилу не относятся к нанимателям Республики Беларусь.
Таким образом, если до 15 июля 2016 г. иностранная организация может заключать трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, то после этой даты нерезидент сможет привлечь иностранного гражданина, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, только для работы в своем представительстве.
Отметим, что согласно абзацу шестому п. 11 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 N 1189 “Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов”, число иностранных граждан и лиц без гражданства – работников представительства не должно превышать пяти человек.
В.С.Маргевич пояснил, что действующие после 15 июля 2016 г. специальные разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальные разрешения) иностранных организаций будут действительны до окончания срока их действия. После окончания этого срока иностранная организация не сможет привлекать иностранную рабочую силу, за исключением случаев, указанных выше, а именно в представительство иностранной организации или если это предусматривают нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь.
2. Исключение из сферы действия Закона N 225-З отдельных категорий иностранцев.
Так, теперь Закон N 225-З не распространяется на трудящихся-иностранцев, которые устраиваются на работу в Республике Беларусь по специальности, которую они получают или уже получили в учреждении высшего образования нашей страны в течение года после получения специальности и присвоения квалификации.
Принимая на работу указанных лиц, белорусский наниматель не будет получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и специальное разрешение.
3. В.С.Маргевич рассказал о таком новом понятии, введенном в Закон N 225-З, как “высококвалифицированный работник” (абзац третий ст. 1 Закона N 225-З). Высококвалифицированным работником является иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее пяти лет, величина указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которых превышает пятнадцатикратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.
Отдельно В.С.Маргевич отметил, что месячная заработная плата высококвалифицированного работника должна оставаться не ниже пятнадцатикратной величины установленной в Республике Беларусь месячной минимальной заработной платы на весь период действия специального разрешения.
Справочно. Снижение заработной платы после получения специального разрешения при выявлении данного факта органами по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь будет являться основанием для аннулирования выданного высококвалифицированному работнику специального разрешения.
Стаж работы высококвалифицированного работника должен быть подтвержден документально. К каждому трудящемуся-иностранцу будет применяться индивидуальный подход при определении способа подтверждения стажа (трудовая книжка, иной документ).
Субъектам хозяйствования важно знать, что при использовании труда высококвалифицированных работников белорусский наниматель не учитывает таких работников при подсчете количества трудящихся-иностранцев, необходимого для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Напомним, белорусский наниматель, который желает нанять более 10 трудящихся-иммигрантов, должен получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.
Также указанное правило с 15 июля 2016 г. не будет распространяться и на иностранца, который привлекается в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал.
Справочно. Представители Министерства внутренних дел Республики Беларусь пояснили, что на стадии разработки сегодня находится положение, согласно которому специальное разрешение высококвалифицированному специалисту планируется выдавать на срок 2 года. То же касается и срока его продления.
4. В качестве значимой новации Закона N 225-З эксперт назвал установление льготного порядка получения специальных разрешений для руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал в качестве собственника имущества, учредителя или участника. Заключение комитета по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета для этой категории трудящихся-иммигрантов с 15 июля 2016 г. не требуется.
5. Закон N 225-З расширил перечень обязанностей белорусского нанимателя.
Так, с 15 июля 2015 г. законодательно закреплена и ранее существующая на практике обязанность нанимателя получить специальное разрешение в отношении каждого иностранца, с которым он планирует заключить трудовой договор. Белорусский наниматель при этом обязан будет выдать трудящемуся-иммигранту копию специального разрешения.
Изменения и (или) дополнения, касающиеся отдельных сведений, вносимых в трудовой договор (а именно порядка, оснований прекращения, изменения и продления трудового договора), условий переезда в Республику Беларусь, условия о питании, проживании, медицинском обслуживании иностранца и некоторых других условий, белорусский наниматель будет также обязан наряду с непосредственно трудовым договором регистрировать в подразделении по гражданству и миграции органов внутренних дел.
Кроме того, в случае аннулирования специального разрешения белорусский наниматель обязан будет прекратить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом и вернуть в подразделение по гражданству и миграции специальное разрешение в течение пяти рабочих дней:
- со дня прекращения трудового договора с трудящимся-иммигрантом;
- со дня получения уведомления об аннулировании специального разрешения либо истечения срока его действия;
- в случае незаключения трудового договора с иммигрантом.
Н.Н.Катикова остановилась на практических вопросах осуществления трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности на территории Республики Беларусь. Эксперт сравнила и прокомментировала действующую норму части второй ст. 23 Закона N 225-З и эту же норму после внесения в нее изменений и дополнений.
Так, до 15 июля 2016 г. согласно части второй ст. 23 Закона N 225-З трудящиеся-иммигранты могут осуществлять трудовую деятельность в Республике Беларусь при условии получения специального разрешения и заключения трудового договора.
После 15 июля 2016 г. трудящиеся-иммигранты смогут осуществлять трудовую деятельность в Республике Беларусь при условии наличия специального разрешения и заключения трудового договора.
При этом статья 23 Закона N 225-З дополнена частью третьей, согласно которой осуществление трудовой деятельности трудящимся-иммигрантом в Республике Беларусь без получения нанимателем Республики Беларусь специального разрешения и заключения трудового договора не допускается.
Новые положения касаются в первую очередь нанимателей-нерезидентов, которые с момента вступления в силу Закона N 353-З привлекать работников на территории Республики Беларусь не имеют права (за исключением работников представительств иностранных организаций).
Н.Н.Катикова обратила внимание на ошибочное мнение отдельных юристов, высказываемое в СМИ, о том, что, поскольку нерезиденты не включены в новую формулировку понятия “наниматель Республики Беларусь”, для них не установлена обязанность получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и специальное разрешение. По данному вопросу Н.Н.Катикова разъяснила, что, если наниматель не относится к термину “наниматель Республики Беларусь”, он вообще не вправе привлекать иностранную рабочую силу, кроме случаев трудоустройства работников-иммигрантов в свои представительства.
Н.Н.Катикова напомнила участникам форума о том, что руководитель представительства иностранной организации освобождается от получения специального разрешения и оформляет разрешение на временное проживание в Республике Беларусь на основании служебной карточки, выданной Министерством иностранных дел Республики Беларусь, и трудового договора.
Количество иностранных граждан и лиц без гражданства – работников представительства, указанное в разрешении, выданном Министерством иностранных дел Республики Беларусь, не должно превышать пяти человек. Специальное разрешение выдается на то количество человек, которое указано в разрешении на открытие представительства иностранной организации.
Справочно. В 2015 году были проведены проверки 25 юридических лиц, привлекающих иностранную рабочую силу, в соответствии с координационными планами контрольно-надзорной деятельности на 1-е – 2-е полугодие 2015 года. По результатам проведенных проверок составлено 8 актов и 17 справок. При этом справки составляются при отсутствии нарушений нанимателями, акты – при их наличии.
Наиболее распространенные правонарушения нанимателей – трудовая деятельность без получения специального разрешения либо трудовая деятельность на основании незарегистрированных трудовых договоров.
Обсуждение на правовом форуме продолжил консультант отдела рынка труда управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь М.В.Флоринский, который рассказал участникам форума о порядке трудоустройства иностранных граждан.
М.В.Флоринский напомнил участникам форума о том, что трудящемуся-иммигранту для осуществления на территории нашей страны трудовой деятельности необходимо иметь специальное разрешение, которое выдается по ходатайству белорусского нанимателя. Такое специальное разрешение белорусский наниматель должен получить на каждого привлекаемого к работе трудящегося-иммигранта.
Для того чтобы получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, белорусский наниматель обязан:
1) в течение двух недель со дня образования вакансии в письменной форме уведомить об этом территориальные органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения свободных рабочих мест (вакансий). В уведомлении указываются условия труда и размер его оплаты по каждой вакансии.
Сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) представляются по форме, установленной в приложении 6 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006 N 149 “Об установлении форм документов, необходимых для учета граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, и утверждении инструкций по их заполнению”, и размещаются в автоматизированной информационной системе “Общереспубликанский банк вакансий”;
2) подать документы в орган внутренних дел по месту своей регистрации в соответствии с п. 16.7 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 “Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь”.
Территориальный орган по труду, занятости и социальной защите в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь, выдает заключение о возможности осуществления в стране иностранцем, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, трудовой деятельности по трудовому договору (далее – заключение). Отрицательное заключение является одним из оснований для отказа в выдаче специального разрешения.
Органы по труду, занятости и социальной защите выдают заключения в течение семи дней с момента получения запроса из органов внутренних дел с учетом потребностей нанимателя, государственных интересов, ситуации на рынке труда конкретного региона.
При выдаче заключений территориальный орган руководствуется Инструкцией о порядке выдачи заключений о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранных граждан либо лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности на ее территории и о возможности осуществления иностранным гражданином либо лицом без гражданства, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 07.07.2011 N 63.
М.В.Флоринский ответил на вопросы участников форума и дал практические рекомендации по написанию обоснований необходимости привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, которые представляет белорусский наниматель при подаче заявления о выдаче специального разрешения в органы внутренних дел.
Кроме того, эксперт отметил, что белорусский наниматель должен представить в органы внутренних дел информацию о мерах, которые были приняты нанимателем для того, чтобы вакансию заняли граждане Республики Беларусь, иностранные граждане либо лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь. Белорусские наниматели, планирующие трудоустроить иностранного работника, должны учитывать, что иностранцы могут трудиться в нашей стране, если вакансию не могут занять постоянно проживающие здесь белорусские и иностранные граждане либо лица без гражданства.
Предоставленная в органы по труду, занятости и социальной защите вакансия должна находиться в Общереспубликанском банке вакансий разумный срок. В настоящее время данный срок законодательно не определен. Территориальные органы по труду, занятости и социальной защите исходят из наличия на учете в качестве безработных или обратившихся за содействием в трудоустройстве и имеющих необходимую квалификацию граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь. Учитывается также средний период трудоустройства безработных, приоритетность права на занятие вакансий.