Организационно-правовые гарантии охраны труда

Одним из наиболее важных средств обеспечения реализации права работника на охрану труда являются организационно-правовые гарантии. Без создания системы гарантий невозможно обеспечить беспрепятственное пользование правами. В противном случае любое закрепленное право превращается в декларацию.

Теоретическая разработка проблемы организационно-правовых гарантий охраны труда имеет большое практическое значение, так как помогает совершенствовать нормы, охраняющие права, способствует улучшению деятельности государственных и общественных органов, реализующих эти нормы на практике.

Для более полного уяснения вопроса обратимся к анализу понятия и сущности гарантий в целом. Как известно, понятие «гарантия» (фр. garantie) означает ручательство, условие, обеспечивающее что-либо [1, с. 50]. Что-либо гарантировать означает взять на себя ответственность за что-нибудь. Гарантировать — значит также защищать [2, с. 109].

В юридической науке понятие гарантии употребляется в двух значениях. В одном случае оно выражает средство обеспечения субъективного права работника, в другом — фактор, способствующий достижению конкретного результата. Некоторые ученые связывают понятие гарантии с условиями, которые необходимы для осуществления конкретных субъективных прав.

По нашему мнению, вполне допустимо широко толковать данный термин. Во-первых, «цель установления юридических гарантий — обеспечить неуклонное исполнение законов (и других нормативных актов), обеспечить наиболее полное осуществление представленных трудящимся прав» [3, с. 27]. Из этого следует, что любая гарантия должна способствовать достижению определенного результата. В таком смысле, без учета других признаков, ее понятие охватывало бы не только средства и способы достижения данного результата, но и условия, создающие для этого благоприятную обстановку.

Таким образом, можно заключить, что юридическая гарантия — это факторы (средства, условия и т.д.), закрепляемые правовыми нормами, с помощью которых достигается реализация (правовой нормы или группы правовых норм) прав и обязанностей.

В юридической литературе гарантии, как правило, подразделяются на две группы — общие и специальные [4, с. 472]. К общим относятся такие гарантии, как экономические, политические, идеологические и общественные. К специальным, которые мы будем рассматривать более подробно, — организационные и юридические способы и средства обеспечения. Это, прежде всего, средства предупреждения правонарушения, его выявления и пресечения.

Осуществляя классификацию организационно-правовых гарантий, необходимо учитывать их материальную основу, то есть определенные группы общественных отношений по применению мер техники безопасности, внедрению мероприятий, относящихся к производственной санитарии, и т.д. Подобная классификация возможна и по характеру отношений между соответствующими субъектами, которые дифференцируются по половозрастным, отраслевым, профессиональным и иным признакам. В качестве юридической основы выступает не только конституционная база (ст. 41, 45 Конституции Республики Беларусь), но и ст. 223 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК).

Исходя из этого, некоторые авторы выделяют следующую систематизацию видов гарантий.

  • I. Гарантии охраны труда при поступлении на работу (заключение трудового, ученического договора). Это меры, обеспечивающие, закрепляющие трудовую либо учебно-трудовую функцию с учетом особенностей организма (физиологии и психики, темперамента и т.д.), а также мероприятия по предварительному ознакомлению с правилами поведения и обращения с инструментом, оборудованием, машинами.
  • II. Гарантии охраны труда в процессе производственно-технического обучения. Это меры, закрепляющие правовые нормы обучения работников знаниям и навыкам ведения безопасной работы, обращения с машинами, механизмами, агрегатами и т.д. Данные задания предусматриваются программами подготовки или повышения квалификации кадров на производстве и имеют особое значение в совершенствовании мер по охране труда.
  • III. Гарантии охраны труда в ходе выполнения самостоятельных заданий (работ). Этот вид гарантий составляют мероприятия по проведению инструктажей по технике безопасности, медицинских осмотров (для соответствующих групп работников), проверки квалификации работников, их знания вопросов охраны труда.
  • IV. Гарантии охраны труда при перемещении рабочей силы. Согласно п. 13 ст. 226 ТК необходимым условием допуска работника к новой работе является проведение с ним занятия (инструктажа) по безопасным методам труда, что позволяет избежать случайных травм и повреждений в процессе трудовой деятельности.
  • V. Гарантии охраны труда, направленные на создание работникам безопасных условий труда и поддержание безопасного режима их трудовой деятельности. Сюда следует отнести гарантии в сфере контрольно-надзорной функции компетентных государственных и общественных органов за состоянием охраны труда и выполнением должностными лицами обязанностей по ее совершенствованию.
  • VI. Особую группу гарантий охраны труда составляют те средства, которые дают возможность работнику обжаловать незаконные действия лиц, нарушающих его субъективные права на безопасные условия труда [5, с. 68].

Для того чтобы разобраться с некоторыми видами вышеперечисленных нами гарантий охраны труда, необходимо провести анализ соответствующих норм права, на которых они базируются. В соответствии с ч. 1 ст. 223 ТК гарантии права работника на охрану труда обеспечивает государство путем управления в области охраны труда, осуществления контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда и воздействия на правонарушителя посредством мер ответственности за противоправное деяние [6].

Государственное управление в области охраны труда осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции.

Важнейшим фактором обеспечения права работника на охрану труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый системой надлежащих органов.

Надзорно-контрольная деятельность — это вид правоохранительной деятельности государства. В процессе ее осуществления специально уполномоченные органы предупреждают и выявляют нарушения трудового законодательства со стороны нанимателя и уполномоченных им лиц, восстанавливают нарушенные трудовые права работников и привлекают к ответственности виновных лиц.

Надзор за соблюдением законодательства об охране труда осуществляется Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, его обособленными территориальными подразделениями, иными органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об охране труда республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, иными органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), работодателями и работающими осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Ведомственный контроль осуществляют республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством.

Надзор за соблюдением законодательства о труде по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также контроль за качеством проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляют органы государственной экспертизы условий труда.

Профессиональные союзы через технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов призваны осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, установленном законодательством.

Вместе с тем в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 N 159 (далее — Типовая инструкция), проводятся различные виды контроля непосредственно в организации руководителями, специалистами, представителями нанимателя, профсоюзами и иными лицами. Основными видами контроля в соответствии с Типовой инструкцией являются:

  • контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;
  • контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации;
  • производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией;
  • периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников);
  • общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами [7].

Одной из немаловажных гарантий права работника на охрану труда является ответственность за нарушение требований законодательства. В трудовом праве юридическая ответственность за несоблюдение соответствующих правовых норм делится на дисциплинарную, административную, уголовную и иную.

Итак, дисциплинарную ответственность за нарушение законодательства о труде, в том числе и за нарушение правил и норм охраны труда, несут виновные должностные лица. Дисциплинарная ответственность осуществляется путем наложения на них взысканий: замечания, выговора, увольнения. Основу данного самостоятельного вида юридической ответственности составляет дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Право выбора меры взыскания принадлежит нанимателю. При этом учитывается тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, и другие факторы.

В соответствии с п. 9 ст. 42 ТК трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случае однократного грубого нарушения требований по охране труда, повлекшего увечье или смерть других работников. В ч. 1 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 N 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» разъяснено, что однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других (другого) работников, является основанием для увольнения работника по п. 9 ст. 42 ТК. При этом в соответствии с ч. 2 п. 40 вышеназванного постановления под грубым нарушением следует понимать явное нарушение требований правил охраны труда, в том числе: соответствующих инструкций, правил и других нормативных правовых актов по охране труда, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правил поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях (п. 1 ст. 232 ТК), которое находится в прямой причинной связи с наступившими последствиями — увечьем или смертью других работников [8].

Вторым видом ответственности является административная ответственность. Под ней в юридической литературе понимается «особый вид принуждения, который применяется уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами к субъектам, совершившим административные правонарушения (проступки)» [9, с. 743]. Если дисциплинарная ответственность может наступить только при наличии служебной подчиненности между лицом или органом, налагающим взыскание, и лицом, на которое налагается взыскание, то для административной ответственности характерно отсутствие такого подчинения. Здесь взыскания налагаются определенными административными органами и должностными лицами.

В отличие от ранее действовавшего в ныне действующем Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушениям законодательства в сфере труда посвящено 6 статей: ст. 9.15, 9.16, 9.17, 9.18, 9.19 и 9.20 [10]. Значительно ужесточились штрафные санкции, предусмотренные законодателем за данные правонарушения. К примеру, если ранее нарушение должностным лицом законодательства о труде влекло наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, то теперь нарушение уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин; непроведение или нарушение порядка проведения уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда — до пятидесяти базовых величин [10].

За наиболее грубые нарушения законодательства о труде, повлекшие тяжкие последствия, например увечье или смерть работника, предусмотрен иной вид ответственности — уголовная ответственность. К нормам, регламентирующим эту ответственность, относятся ст. 199 и 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).

Статья 199 УК предусматривает уголовную ответственность за следующие деяния:

  • необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности;
  • заведомо незаконное увольнение лица с работы [11].

Нормы названной статьи уголовного закона корреспондируют норме ч. 1 ст. 268 ТК, согласно которой запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью.

В соответствии со ст. 226 ТК наниматель обязан обеспечить охрану труда работников. За нарушение правил охраны труда для нанимателя наступает в том числе и уголовная ответственность. Что касается конкретных санкций, то они изложены в трех частях ст. 306 УК.

Так, нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, влечет наказание в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Если нарушение правил охраны труда повлекло по неосторожности смерть человека или причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, то применяется ч. 2 ст. 306 УК. В качестве меры наказания предусматривается ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Третья часть применяется только в случае, если нарушение правил охраны труда повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц. Виновные должностные лица в результате этого наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Таким образом, уголовная ответственность виновных лиц наступает лишь за такие нарушения правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, которые причиняют вред жизни и здоровью работников. Если же нарушение данных норм и правил не повлекло причинение вреда жизни и здоровью работников, то виновные лица не привлекаются к уголовной ответственности по ст. 306 УК.

В заключение можно сделать следующие выводы:

  • в числе организационно-правовых гарантий охраны труда значительная роль отводится контролю (надзору) за соблюдением законодательства об охране труда и ответственности за нарушение требований законодательства;
  • на современном этапе надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда — прерогатива государственных органов. Вместе с тем за последнее время значительно расширились полномочия профсоюзов в осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
  • предусмотренные за нарушение требований законодательства виды ответственности (дисциплинарная, административная и уголовная) не входят в институт охраны труда и выполняют роль средств, способствующих реализации норм охраны труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология / Н.Н.Андреева, Н.С.Арапова [и др.]. — М.: Цитадель, 1997. — 320 с.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С.И.Ожегов; под ред. Н.Ю.Шведовой. — М.: Рус. яз., 1985. — 797 с.

3. Скобелкин, В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих / В.Н.Скобелкин. — М.: Юрид. лит., 1969. — 184 с.

4. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учеб. / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; под общ. ред. проф. В.А.Кучинского. — М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2004. — 640 с.

5. Семенков, В.И. Организационно-правовые гарантии института охраны труда / В.И.Семенков, Е.И.Астапов // Вестник молодежного научного общества. — 2002. — N 2. — С. 66 — 73.

6. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 26 июля 1999 г., N 296-З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2015 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

7. Об утверждении Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации [Электронный ресурс]: постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 26 дек. 2003 г., N 159 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

8. О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 29 марта 2001 г., N 2: в ред. постановления Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 28.06.2012 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

9. Трудовое право: учеб. / В.И.Семенков [и др.]; под общ. ред. В.И.Семенкова. — 3-е изд. — Минск: Амалфея, 2006. — 784 с.

10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 21 апр. 2003 г., N 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.04.2015 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

11. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., N 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.04.2015 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.