Уголовная ответственность за ограничение конкуренции предусмотрена статьей 247 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). Объектом данного преступления является добросовестная конкуренция между субъектами предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон) под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Аналогичное понятие конкуренции содержится в статье 2 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции (заключено в г. Москве 09.12.2010) (далее — Соглашение от 09.12.2010).
Такая конкуренция является добросовестной, в отличие от недобросовестной конкуренции, представляющей собой любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям Закона, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Под конкурентами понимаются хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке. Товарный рынок представляет собой сферу обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Под товарами в силу статьи 1 Закона понимаются все виды объектов гражданских прав, могущие быть предметами сделок купли-продажи, мены, а также не запрещенные законодательством работы и услуги, которые выполняются, оказываются, могут быть выполнены, оказаны или обычно выполняются либо оказываются потребителям на возмездной основе.
Согласно статье 1029 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается. Недобросовестной конкуренцией признаются:
- все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;
- ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;
- указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;
- другие действия, противоречащие требованиям ГК и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.
Ограничение конкуренции — одна из форм недобросовестной конкуренции, за которую предусмотрена ответственность статьей 247 УК. За другие формы недобросовестной конкуренции ответственность предусмотрена иными статьями УК (например, статьями 245, 250 и др.).
Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 247 УК, выражается в совершении действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную с конкурентом деятельность. Такие действия заключаются в следующем:
- заключение и исполнение соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов, об иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию;
- совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность.
Ограничение конкуренции направлено на минимизацию конкуренции в хозяйственной деятельности: сводится к минимуму, вплоть до полного ее исключения, состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из хозяйствующих субъектов односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Ограничение конкуренции означает такое состояние на товарном рынке, когда состязательность хозяйствующих субъектов в некоторой мере сохраняется, но ее рамки искусственно регулируются действиями виновного.
В соответствии со статьей 6 Закона к ограничению конкуренции ведет заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между конкурирующими хозяйствующими субъектами либо договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):
- раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;
- исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
- необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;
- необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
- осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых является достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;
- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
- иные последствия, которые устраняют или могут ограничить конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).
Раздел товарного рынка как способ ограничения конкуренции представляет собой достижение в любой форме соглашений между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), вне зависимости от того, какую совокупную долю на рынке определенного товара они имеют, о разграничении сфер влияния на рынке, о делении рынка на части по территориальному принципу, по объему продажи и покупки товаров, по ассортименту реализуемых товаров, по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов представляет собой создание препятствий другим хозяйствующим субъектам по проникновению на товарный рынок, вне зависимости от того, в качестве продавцов или покупателей они собираются выступать на товарном рынке. Создавать указанные препятствия может как один хозяйствующий субъект, так и несколько хозяйствующих субъектов, действующих согласованно.
При ограничении доступа на товарный рынок у других хозяйствующих субъектов остается возможность присутствовать на рынке, хотя и в меньшем объеме. При исключении доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов рынок представлен только одним хозяйствующим субъектом.
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 09.12.2010 к признакам ограничения конкуренции относятся:
- сокращение числа хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
- отказ хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу, от самостоятельных действий на товарном рынке;
- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;
- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Соглашения (согласованные действия), которые имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию, достигаются между конкурирующими хозяйствующими субъектами, в том числе между теми, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона в исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов могут быть признаны правомерными антимонопольным органом, иным государственным органом и (или) судом, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка или Республики Беларусь в целом, а ограничение конкуренции должно осуществляться лишь в той мере, в какой названные ограничения неизбежны для достижения данного эффекта, или если их совершение непосредственно предписано актами законодательства.
Хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить соглашения, в которых имеются признаки ограничения конкуренции, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству.
С целью предотвращения заключения хозяйствующими субъектами соглашений, ограничивающих конкуренцию, Министерство экономики Республики Беларусь постановлением от 10.04.2006 N 57 утвердило Инструкцию о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству.
Соглашение между хозяйствующими субъектами, ограничивающее конкуренцию, представляет собой документально подтвержденную договоренность между хозяйствующими субъектами, способную привести к устранению, ограничению конкуренции или воспрепятствованию ее установления или развития.
Под согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию, понимаются скоординированные действия хозяйствующих субъектов, целью и (или) результатом которых является ограничение или устранение конкуренции.
Заключение соглашений между хозяйствующими субъектами, существенно ограничивающих конкуренцию, выражается в договоренности осуществлять координированную деятельность, указанную в пункте 1 статьи 6 Закона. Форма заключаемых соглашений не имеет значения для квалификации преступления.
Для применения ответственности за ограничение конкуренции необходимо, чтобы кроме заключения соглашения хозяйствующие субъекты приступили к непосредственному исполнению такого соглашения. Исполнение соглашения о существенном ограничении конкуренции означает реализацию хозяйствующими субъектами достигнутой договоренности об осуществлении предусмотренной соглашением деятельности (например, повышение или снижение цен, снижение производства товаров и т.п.).
В этом случае преступление считается оконченным с момента начала реализации соглашения, существенно ограничивающего конкуренцию, и не требуется, чтобы конкурентам был причинен реальный вред или достигнутое соглашение было полностью исполнено. Если соглашение было заключено, но не исполнено по независящим от виновного лица причинам, имеет место покушение на ограничение конкуренции.
Не влечет ответственности за ограничение конкуренции заключение соглашений об ограничении конкуренции между хозяйствующим субъектом и органом государственного управления либо только между органами государственного управления, равно как и совершение органом государственного управления иных действий, направленных на ограничение конкуренции.
Ограничение конкуренции может также выражаться в совершении иных (помимо заключения и исполнения соглашений об ограничении конкуренции) действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (конкурентов). К таким действиям могут быть отнесены (пункт 4 статьи 14-2 Закона):
- призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить;
- распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;
- действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;
- действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу.
При совершении преступления в форме совершения действий, направленных на ущемление законных интересов конкурентов, оно считается оконченным с момента начала осуществления таких действий.
Необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за ограничение конкуренции по части первой статьи 247 УК является наличие административной преюдиции. В соответствии со статьей 32 УК это означает, что уголовная ответственность за ограничение конкуренции наступает, если это деяние совершено в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. При этом не имеет значения, в какой форме совершено ограничение конкуренции, за которое наложено административное взыскание, и в какой форме совершено ограничение конкуренции в последующем.
В случае совершения ограничения конкуренции в форме заключения и исполнения соглашений, существенно ограничивающих конкуренцию, уголовная ответственность по части первой статьи 247 УК применяется в отношении только тех участников соглашения, которые ранее привлекались к административной ответственности за ограничение конкуренции.
Административная ответственность за ограничение конкуренции предусмотрена статьей 11.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 247 УК, характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла. При этом виновное лицо сознает, что, будучи привлеченным к административной ответственности за ограничение конкуренции, вновь в течение года совершает подобные действия, и желает их совершить. Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления выступает цель — ущемление законных интересов конкурентов. Мотивы преступления не имеют значения и не влияют на его квалификацию.
Субъектами рассматриваемого преступления являются индивидуальные предприниматели и должностные лица юридических лиц. При этом ответственность этих лиц по части первой статьи 247 УК наступает только в том случае, если они ранее привлекались к административной ответственности за ограничение конкуренции. Ответственность по части второй указанной статьи наступает независимо от того, привлекались ли данные лица ранее к административной ответственности за ограничение конкуренции. Понятие должностного лица содержится в части четвертой статьи 4 УК.
Часть вторая статьи 247 УК предусматривает ответственность за ограничение конкуренции, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, либо организованной группой, либо лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные указанной статьей или статьями 245 и 246 УК.
Ограничение конкуренции, совершенное с применением насилия, предполагает совершение любого физического воздействия (например, с нанесением ударов, связыванием и т.п.), включая причинение телесных повреждений. Применение насилия означает причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, побои, истязание, неквалифицированное незаконное лишение свободы.
В том случае, если насилие выразилось в умышленном причинении тяжких телесных повреждений, содеянное подлежит дополнительной квалификации по статье 147 УК.
Угроза применением насилия выражается в угрозе применения физического насилия любой степени тяжести, а также угрозе убийством.
В соответствии с частью второй статьи 45 УК лицо считается судимым со дня вступления в законную силу приговора суда вплоть до погашения или снятия судимости, если приговор не был отменен в установленном порядке. В связи с этим ответственность за ограничение конкуренции по части второй статьи 247 УК наступает в том случае, если лицо ранее было осуждено за ограничение конкуренции, либо за установление или поддержание монопольных цен (статья 245 УК), либо за принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (статья 246 УК), и судимость не погашена или не снята в установленном порядке.
В соответствии со статьей 18 УК преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.
В постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.09.2003 N 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с созданием и деятельностью организованных групп, банд и преступных организаций» (пункт 2) указано, что предварительная объединенность организованной группы означает совершение целенаправленных действий по ее созданию, формированию структуры, определению места и роли (распределению функций) каждого участника. О предварительной объединенности преступной группы могут свидетельствовать, в частности, планирование преступной деятельности, согласованность действий соучастников.
В том случае, если помимо совершения действий по ограничению конкуренции имеется сговор об установлении или поддержании монопольных цен, ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 245 и 247 УК.