В соответствии со статьей 46 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду. Государством осуществляется контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 54-З «О государственной экологической экспертизе» (далее — Закон) государственная экологическая экспертиза — установление соответствия или несоответствия проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Заказчики — государственные органы, юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели, планирующие осуществление хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Беларусь.
Согласно части первой статьи 11 Закона государственную экологическую экспертизу проводят уполномоченные должностные лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а также областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В соответствии с законодательством об административных процедурах выдача Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, областными (Минским городским) комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды заключения государственной экологической экспертизы является административной процедурой (пункт 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 N 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон N 433-З)).
Пунктом 3.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Единый перечень), определен перечень документов, представляемых заказчиками в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его областные (Минский городской) комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды для получения заключения государственной экологической экспертизы.
Основные требования, предъявляемые к проектной или иной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, также установлены в статье 12 Закона N 433-З.
Срок проведения государственной экологической экспертизы — один месяц, а для проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать трансграничное воздействие, — два месяца со дня поступления проектной документации (статья 14 Закона, пункт 3.9 Единого перечня).
Согласно части первой статьи 15 Закона заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным, в том числе положительным с особыми условиями реализации проектных решений, либо отрицательным.
К особым условиям реализации проектных решений относятся:
- необходимость оформления и утверждения до реализации проектных решений акта выбора места размещения земельного участка для планируемой хозяйственной и иной деятельности, если указанный акт не был оформлен и утвержден в соответствии с законодательством об охране и использовании земель до представления проектной документации на государственную экологическую экспертизу;
- необходимость перевода земель в другие категории, виды земель, изменения целевого назначения земельных участков и (или) изменения функционального использования территории до реализации проектных решений в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, о строительстве, архитектуре и градостроительстве — если планируемая хозяйственная и иная деятельность не соответствует установленному правовому режиму охраны и использования этих земель и (или) зонированию территории;
- необходимость принятия мер по сохранению уникальных, эталонных или иных ценных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий и территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями, а также мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, — если есть угроза их повреждения или уничтожения при реализации проектных решений;
- необходимость доработки на следующей стадии проектирования отдельных проектных решений, не обеспечивающих соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, и представления проектной документации следующей стадии проектирования на государственную экологическую экспертизу;
- необходимость разработки и реализации дополнительных природоохранных мероприятий в случае превышения нормативов по выбросам и сбросам загрязняющих веществ в окружающую среду после выхода объекта на проектную мощность;
- иные условия, предусмотренные законодательными актами (часть третья статьи 15 Закона).
При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик и (или) проектная организация обязаны при доработке проектной или иной документации учесть выводы, указанные в данном заключении, и представить ее на повторную экспертизу, если заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности не отказался от ее реализации (часть пятая статьи 15 Закона).
Законодательно установлен запрет на утверждение проектной или иной документации, финансирование и реализацию содержащихся в ней проектных решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (часть шестая статьи 15 Закона).
Статьей 15.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде наложения штрафа (в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин) за реализацию проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы либо за невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы.
Таким образом, проведение государственной экологической экспертизы позволяет выявить и предупредить на стадии разработки проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности возможное вредное воздействие на окружающую среду и предусмотреть план поэтапных действий, направленных на минимизацию или предотвращение вредного воздействия на окружающую среду и обеспечение экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.