Основные правила совершения нотариального действия нотариусом в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Эффективная охрана бесспорных прав и интересов может быть обеспечена лишь в том случае, если нотариальное действие совершается в рамках детально определенной законом процедуры. Несоблюдение нотариальной процессуальной формы может послужить основанием к отмене совершенного нотариального действия. В связи с этим наличие разработанных процедурных форм деятельности нотариата служит гарантией объективности и непредвзятости нотариуса, уменьшает конфликтность нотариальных отношений, способствует успешному выполнению нотариусом своих функций по защите прав и законных интересов участников гражданских правоотношений [1].

В связи с этим, не преследуя цели детального анализа процессуальной стороны нотариальной деятельности, считаем необходимым обратиться к исследованию некоторых наиболее важных аспектов этой деятельности в государствах — членах Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Формирование единого экономического пространства, увеличение товарооборота между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения и Кыргызской Республикой и, как следствие этого процесса, увеличение количества экономических споров либо необходимость удостоверения каких-либо документов делают актуальным вопрос об основных правилах совершения нотариальных действий в данных странах. Субъект хозяйствования, выходя работать на товарный рынок ЕАЭС, должен иметь четкое представление об эффективных механизмах защиты его прав и охраны интересов, к числу которых бесспорно относится и нотариат.

Основные правила совершения нотариального действия нотариусом в странах ЕАЭС закреплены:

  1. в Республике Беларусь — гл. 11 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 N 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее — Закон) (ст. 53 — 64 Закона) [2], Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 N 63 (далее — Инструкция N 63) [3];
  2. в Российской Федерации — гл. IX Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 11.02.1993 N 4462-1 (далее — Основы) (ст. 40 — 52 Основ) [4];
  3. в Республике Казахстан — гл. 7 Закона Республики Казахстан от 14.07.1997 N 155-I «О нотариате» (далее — Закон N 155-I) (ст. 39 — 51 Закона N 155-I) [5], Правилами совершения нотариальных действий нотариусами, утвержденными приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31.01.2012 N 31 (далее — Правила) [6];
  4. в Кыргызской Республике — гл. 7 Закона Кыргызской Республики от 30.05.1998 N 70 «О нотариате» (далее — Закон N 70) (ст. 34 — 46 Закона N 70) [7], Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20.04.2011 N 179 «О вопросах нотариальной деятельности» (далее — Инструкция N 179) [8];
  5. в Республике Армения — гл. 5 Закона Республики Армения от 04.01.2001 N ЗР-274 «О нотариате» (далее — Закон N ЗР-274) (ст. 37 — 53 Закон N ЗР-274) [9].

Правила совершения нотариальных действий в юридической литературе классифицируются на общие (основные) и специальные.

Основные правила совершения нотариальных действий обязательны во всех случаях их совершения независимо от вида нотариального действия. Специальные правила касаются особенностей совершения отдельных видов нотариальных действий (например, удостоверения сделок, принятия мер по охране наследственного имущества и др.). Соблюдение указанных правил имеет исключительно важное значение, поскольку, по мнению С.Е.Метелева, К.В.Храмцова, «только так может быть обеспечена практическая реализация принципа равенства юридических последствий, порождаемых при нотариальном оформлении документов» [1].

По общему правилу граждане и юридические лица имеют право обратиться за совершением нотариального действия к любому нотариусу, за исключением предусмотренных законодательством случаев, когда нотариальное действие должно быть совершенно определенным нотариусом (п. 3 ст. 53 Закона, ст. 40 Основ, ст. 34 Закона N 70, п. 1 ст. 37 Закона N ЗР-274). Законодательство Республики Казахстан такой нормы не предусматривает.

При совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившихся за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности указанных лиц (ст. 55 Закона, п. 6 Инструкции N 63, ч. 1 — 2 ст. 42 Основ, п. 2 ст. 42 Закона N 155-I, п. 5 Правил, ст. 36 Закона N 70, п. 17 Инструкции N 179, ст. 40 Закона N ЗР-274). В Российской Федерации возможно использование соответствующих государственных информационных ресурсов (ч. 3 ст. 42 Основ, п. 6 Правил). Например, в соответствии с ч. 3 ст. 42 Основ доступ к таким государственным информационным ресурсам предоставляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для установления личности возможно также использование специальных технических и программно-технических средств, позволяющих удостовериться в подлинности представленных гражданином документов, при их наличии в распоряжении нотариуса, требования к которым утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (ч. 2 — 4 ст. 42 Основ).

Нововведением Российской Федерации стало использование нотариусом средств видеофиксации при совершении нотариального действия. Согласно ч. 5 ст. 42 Основ материалы видеофиксации подлежат обязательному хранению в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой Российской Федерации в строгом соответствии с положениями законодательства о персональных данных и другими нормативными актами. По данным Федеральной нотариальной палаты Российской Федерации, в настоящее время разрабатывается регламент использования нотариусом средств видеофиксации при совершении нотариального действия и хранения материалов видеофиксации [10]. Следует отметить, что использование видеофиксации является, на наш взгляд, эффективным механизмом предупреждения мошеннических действий, а также это способ защитить не только граждан, но и нотариуса при возникновении спорных ситуаций, обеспечивая достоверность нотариального действия. По мнению Ж.Н.Бородиной, З.Р.Рафиковой, введение средств видеофиксации является дополнительной правовой защитой всех субъектов нотариального производства [11]. На наш взгляд, было бы целесообразно предусмотреть возможность использования средств видеофиксации для установления личности обратившихся за совершением нотариального действия в Инструкции N 63.

Как правило, нотариальное действие совершается в день предъявления всех необходимых для этого документов и уплаты государственной пошлины либо нотариального тарифа (п. 1 ст. 54 Закона, ст. 40 Закона N 155-I, п. 13 Инструкции N 179, п. 1 ст. 51 Закона N ЗР-274).

Основаниями для отложения совершения нотариального действия в соответствии с законодательством стран ЕАЭС являются:

  • истребование дополнительных сведений от физических и юридических лиц (ч. 4 п. 1 ст. 54 Закона, абз. 2 ч. 1 ст. 41 Основ, подп. 1 п. 1 ст. 41 Закона N 155-I, абз. 2 ч. 1 ст. 35 Закона N 70, подп. 4 ч. 1 п. 3 ст. 51 Закона N ЗР-274);
  • направление нотариусом документов на экспертизу (п. 2 ст. 54 Закона, абз. 3 ч. 1 ст. 41 Основ, подп. 2 п. 1 ст. 41 Закона N 155-I, абз. 3 ч. 1 ст. 35 Закона N 70, подп. 2 ч. 1 п. 3 ст. 51 Закона N ЗР-274);
  • необходимость подробного изучения нотариусом представленных документов (подп. 3 ч. 1 п. 3 ст. 51 Закона N ЗР-274);
  • необходимость запроса у заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против совершения нотариального действия (п. 2 ст. 54 Закона, ч. 2 ст. 41 Основ, ч. 2 ст. 35 Закона N 70);
  • письменное мотивированное заявление заинтересованного лица, по которому оно желает оспорить либо оспаривает в суде право лица на совершение нотариального действия (п. 3 ст. 54 Закона, ч. 4 ст. 41 Основ, п. 3 ст. 41 Закона N 155-I, ч. 4 ст. 35 Закона N 70, п. 2 ст. 51 Закона N ЗР-274).

При наличии оснований для отложения совершения нотариального действия нотариус выносит соответствующее постановление. Согласно п. 4 ст. 51 Закона N ЗР-274 нотариус выносит по требованию заявителя постановление об отложении совершения нотариального действия, в котором указываются правовые основания отложения, а в случае возникновения необходимости подробного изучения нотариусом представленных документов также указывается срок отложения.

Срок отложения совершения нотариального действия по общему правилу не может превышать месяца со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия (п. 2 ст. 54 Закона; ч. 3 ст. 41 Основ; п. 2 ст. 41 Закона N 155-I; ч. 3 ст. 35 Закона N 70). Согласно ст. 51 Закона N ЗР-274 срок отложения совершения нотариального действия зависит от основания отложения совершения нотариального действия. По заявлению заинтересованного лица, желающего обратиться в суд для оспаривания права или факта, об удостоверении которых просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия должно быть отложено на срок не более 10 дней. Если в течение этого срока заинтересованное лицо не представит сообщение суда о поступлении соответствующего заявления, нотариальное действие должно быть совершено (п. 3 ст. 54 Закона; ч. 4 ст. 41 Основ; п. 3 ст. 41 Закона N 155-I; ч. 4 ст. 35 Закона N 70; п. 2 ст. 51 Закона N ЗР-274).

Тексты документов, удостоверяемые и свидетельствуемые в нотариальном порядке, должны быть написаны ясно, четко и разборчиво, должны быть легко читаемы; документ, состоящий из 2 и более листов, должен быть прошит, его листы пронумерованы и т.д. (п. 2, 4 ст. 58 Закона, п. 1, 3 ст. 45 Закона N 155-I, ч. 2 п. 16 Правил, ч. 2 — 3 ст. 39 Закона N 70, ч. 2 — 3 п. 22 Инструкции N 179, ч. 2 п. 1, п. 2 ст. 42 Закона N ЗР-274).

Новеллой законодательства Российской Федерации является новая редакция ст. 45 Основ, внесенная п. 8 ст. 1 Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — ФЗ N 67) [12], закрепляющая требования к документам, представляемым для совершения нотариального действия. Теперь, в частности, у нотариуса отсутствует обязанность требовать, чтобы представленные документы были прошиты (достаточно скрепления документа исключающим сомнения в его целостности способом), а главное — нотариус может принимать электронные документы, формат которых соответствует требованиям Основ и других законодательных актов Российской Федерации и которые могут быть воспроизведены программно-техническими средствами, имеющимися в распоряжении нотариуса (ч. 3 ст. 45 Основ).

Пунктом 9 статьи 1 ФЗ N 67 Основы дополнены ст. 45.1, которая разделила требования к документам, предоставляемым нотариусу, и документам, которые нотариус оформляет. При этом требования к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме устанавливаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой Российской Федерации (ч. 2 ст. 45.1 Основ).

Нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если:

  • совершение нотариального действия противоречит законодательству или уставу организации (подп. 1.6 п. 1 ст. 62 Закона, п. 8 Инструкции N 63, абз. 2 ч. 1 ст. 48 Основ, подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона N 155-I, п. 30 Правил, абз. 2 ч. 1 ст. 42 Закона N 70, ч. 1 п. 27 Инструкции N 179, подп. 1 п. 1 ст. 52 Закона N ЗР-274);
  • действие подлежит совершению другим нотариусом (подп. 1.2 п. 1 ст. 62 Закона, п. 8 Инструкции N 63, абз. 3 ч. 1 ст. 48 Основ, подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона N 155-I, п. 30 Правил, абз. 3 ч. 1 ст. 42 Закона N 70, ч. 1 п. 27 Инструкции N 179, подп. 3 п. 1 ст. 52 Закона N ЗР-274);
  • с просьбой о совершении нотариального действия обратилось недееспособное лицо или лицо, не имеющее необходимых полномочий, либо его недееспособный или не имеющий необходимых полномочий представитель (подп. 1.3 п. 1 ст. 62 Закона, п. 8 Инструкции N 63, абз. 4 ч. 1 ст. 48 Основ, подп. 3 п. 1 ст. 48 Закона N 155-I, п. 30 Правил, абз. 4 ч. 1 ст. 42 Закона N 70, ч. 1 п. 27 Инструкции N 179, подп. 4 п. 1 ст. 52 Закона N ЗР-274);
  • сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении (подп. 1.4 п. 1 ст. 62 Закона, п. 8 Инструкции N 63, абз. 5 ч. 1 ст. 48 Основ, подп. 4 п. 1 ст. 48 Закона N 155-I, п. 30 Правил, абз. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 70, ч. 1 п. 27 Инструкции N 179).

В законодательстве отдельных стран ЕАЭС предусмотрены также иные основания для отказа в совершении нотариального действия:

  • лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, хотя является дееспособным, однако в момент обращения находится в состоянии, когда оно не осознает значения своих действий или не может управлять ими (ч. 5 п. 11 Инструкции N 63, п. 30 Правил, ч. 1 п. 27 Инструкции N 179, подп. 5 п. 1 ст. 52 Закона N ЗР-274);
  • сделка не соответствует требованиям закона (абз. 6 ч. 1 ст. 48 Основ, подп. 5 п. 1 ст. 48 Закона N 155-I, п. 30 Правил, абз. 6 ч. 1 ст. 42 Закона N 70, ч. 1 п. 27 Инструкции N 179) или совершается с целью, заведомо противной интересам государства и общества (ч. 1 п. 27 Инструкции N 179);
  • документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства (абз. 7 ч. 1 ст. 48 Основ, подп. 6 п. 1 ст. 48 Закона N 155-I, п. 30 Правил, абз. 7 ч. 1 ст. 42 Закона N 70);
  • представленный документ или требуемое нотариальное действие не подлежит нотариальному удостоверению или свидетельствованию (подп. 2 п. 1 ст. 52 Закона N ЗР-274);
  • обратившееся лицо отказывается представить необходимые для совершения нотариального действия документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами, не уплачивает предусмотренную для совершения нотариального действия государственную пошлину или сумму за иные оказанные нотариусом услуги (подп. 6 — 7 п. 1 ст. 52 Закона N ЗР-274);
  • факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством порядке при условии, что такое подтверждение требуется законодательством (абз. 8 ч. 1 ст. 48 Основ);
  • совершение нотариального действия нарушает государственные интересы (подп. 1.1 п. 1 ст. 62 Закона).

Таким образом, основания, по которым нотариус отказывает в совершении нотариального действия, могут быть разделены на две группы. К первой группе можно отнести случаи, когда у заинтересованных лиц вообще отсутствует право на обращение за совершением нотариального действия к нотариусу, например, сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении, а ко второй группе оснований — случаи несоблюдения заинтересованными лицами условий, необходимых для обращения к нотариусу для совершения нотариального действия, к примеру, нарушена территориальная компетенция нотариуса [13]. В таком случае достаточно обратиться к тому нотариусу, в компетенцию которого входит совершение требуемого нотариального действия, и нотариальный акт будет оформлен.

При наличии оснований для отказа в совершении нотариального действия нотариус выносит письменное постановление об отказе, в котором указываются правовые основания для отказа и порядок опротестования (п. 2 ст. 62 Закона, ч. 2 п. 8 Инструкции N 63, ч. 2 ст. 48 Основ, п. 2 ст. 48 Закона N 155-I, п. 31 Правил, ч. 2 ст. 42 Закона N 70, ч. 2 п. 27 Инструкции N 179, п. 2 ст. 52 Закона N ЗР-274):

  • в течение 3 рабочих дней с даты поступления заявления (п. 2 ст. 62 Закона);
  • в течение 10 календарных дней со дня обращения лица за совершением нотариального действия (ч. 2 ст. 48 Основ, п. 2 ст. 48 Закона N 155-I);
  • не позднее 3 рабочих дней (ч. 2 ст. 42 Закона N 70);
  • не позднее дня обращения к нотариусу (ч. 2 п. 2 ст. 52 Закона N ЗР-274).

Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или неправомерным отказ в совершении нотариального действия, имеет право подать жалобу на действия нотариуса в судебном порядке (п. 1 ст. 63 Закона, ч. 1 ст. 49 Основ, п. 3 ст. 48 Закона N 155-I, ч. 1 ст. 43 Закона N 70).

Все нотариальные действия регистрируются (п. 1 ст. 60 Закона, ч. 1 ст. 50 Основ, ст. 49 Закона N 155-I, ч. 1 ст. 44 Закона N 70, п. 1 ст. 50 Закона N ЗР-274) в соответствующих реестрах:

  • реестре для регистрации нотариальных действий, либо в реестре для регистрации запрещений отчуждения недвижимого имущества и арестов, либо в приходной книге учета депозитных операций (Республика Беларусь);
  • реестре нотариальных действий, наследственных дел, уведомлений о залоге движимого имущества, включенных в единую информационную систему нотариата (Российская Федерация);
  • электронном реестре единой нотариальной информационной системы (Республика Казахстан);
  • реестре регистрации нотариальных действий (Кыргызская Республика);
  • нотариальном реестре (Республика Армения).

Показателен опыт Российской Федерации и Республики Казахстан в развитии электронного нотариального делопроизводства. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 34.1 Основ единая информационная система нотариата (далее — ЕИС) — это автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате Российской Федерации и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).

В соответствии с п. 1.2 Положения о Единой Информационной Системе нотариата Российской Федерации (ЕИС), утвержденного в новой редакции Правлением Федеральной нотариальной палаты Российской Федерации от 21.07.2014 N 12/14 (далее — Положение о ЕИС) [14], ЕИС создана в целях:

  • обеспечения надлежащего уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций в связи с их обращением к нотариусу за совершением нотариальных действий;
  • предоставления нотариусу дополнительной информации при совершении нотариального действия;
  • выполнения публичных полномочий Федеральной нотариальной палаты Российской Федерации и нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

ЕИС включает в себя ведущиеся в электронной форме реестры нотариальных действий, наследственных дел, уведомлений о залоге движимого имущества, а также иные сведения (в том числе сведения справочно-аналитического характера), которые касаются деятельности нотариусов (ч. 1 — 2 ст. 34.2 Основ). В частности, согласно п. 6.1 Положения о ЕИС ЕИС состоит из следующих информационных блоков: нотариальные палаты, нотариусы, образцы печатей и подписей нотариусов и временно исполняющих обязанности нотариуса; отмененные доверенности; сведения о завещаниях; аресты и запрещения; сведения о недействительных документах; статистический отчет; запросы в центральный каталог кредитных историй, в банк, в Федеральную миграционную службу Российской Федерации и т.д.

Согласно ч. 3 ст. 34.1 Основ передача нотариусами в ЕИС предусмотренных законодательством сведений не является разглашением тайны совершения нотариальных действий. Защита сведений, содержащихся в ЕИС, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, об информации, информационных технологиях и о защите информации (ч. 5 ст. 34.1 Основ).

Оператором ЕИС является Федеральная нотариальная палата Российской Федерации, которая обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к содержащимся в ЕИС сведениям, например сведениям реестра уведомлений о залоге движимого имущества (ч. 1 ст. 34.1, ч. 1 ст. 34.4 Основ). Сведения, содержащиеся в реестре нотариальных действий ЕИС и необходимые для совершения нотариального действия или проверки действительности нотариально оформленного документа, предоставляются нотариусам по их запросам, поданным через ЕИС, незамедлительно в автоматизированном режиме.

Финансирование ЕИС осуществляется за счет средств Федеральной нотариальной палаты, нотариальных палат субъектов Российской Федерации, нотариусов Российской Федерации (п. 5.1 Положения о ЕИС).

Согласно ст. 4 — 1 Закона N 155-I единая нотариальная информационная система (далее — ЕНИС) — это аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации нотариальной деятельности и взаимодействия органов юстиции и нотариальных палат. ЕНИС интегрирована с государственными базами данных физических и юридических лиц, регистра недвижимости и записи актов гражданского состояния. База данных «Физические лица» содержит подробные сведения обо всех гражданах и временно проживающих в Республике Казахстан лицах. Она позволяет проверять легитимность документов и предотвращать совершение неправомерных действий. ЕНИС делает невозможным совершение нотариальных действий по поддельным или украденным документам, по документам умерших лиц или лиц, не имеющих права участвовать в сделках, так как нотариус может видеть полные сведения о человеке, который к нему обратился.

Несмотря на то что согласно Указу Президента Республики Беларусь от 27.11.2013 N 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь» [15] Белорусской нотариальной палате поручено внедрить электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел, считаем целесообразным создание единой информационной системы, которая позволит учитывать совершенные нотариальные действия по республике, а также уменьшит временные затраты на оказание услуг нотариусом. При этом необходимо, на наш взгляд, принять во внимание положительный опыт функционирования единых информационных систем нотариата Российской Федерации и Республики Казахстан.

В заключение отметим, что законодательство стран ЕАЭС в сфере защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений имеет не только много схожих моментов, но и отличий. Следует выделить основания отказа в совершении нотариального действия. С учетом того что зачастую общие проблемы решаются схожими методами, заимствование положительного опыта зарубежных государств, создание унифицированной правовой системы в рамках ЕАЭС в сфере нотариата будут всецело способствовать повышению эффективности защиты прав и законных интересов участников гражданских и хозяйственных правоотношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Метелев, С.Е. Нотариат и реализация наследственных прав [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С.Е.Метелев, К.В.Храмцов // Lаw-konsult.ru. — Режим доступа: http://law-konsult.ru/notariat/157-pravreg. — Дата доступа: 25.12.2015.

2. О нотариате и нотариальной деятельности [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2004 г., N 305-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

3. Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий [Электронный ресурс]: постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь, 23 окт. 2006 г., N 63 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [Электронный ресурс]: утв. Верховным Советом Российской Федерации, 11 февр. 1993 г., N 4462-1: с изм. и доп. от 30.03.2015 // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». — М., 2015.

5. О нотариате [Электронный ресурс]: Закон Респ. Казахстан, 14 июля 1997 г., N 155: с изм. и доп. от 02.08.2015. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1008028. — Дата доступа: 26.12.2015.

6. Об утверждении Правил совершения нотариальных действий нотариусами [Электронный ресурс]: приказ Министра юстиции Респ. Казахстан, 31 янв. 2012 г., N 32: с изм. и доп. от 04.06.2015 // Информ.-прав. система норм. прав актов Респ. Казахстан. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1200007447. — Дата доступа: 25.12.2015.

7. О нотариате [Электронный ресурс]: Закон Кыргызской Республики, 30 мая 1998 г., N 70: с изм. и доп. от 02.07.2015. — Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/78. — Дата доступа: 26.12.2015.

8. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: постановление Правительства Кыргызской Респ., 20 апр. 2011 г., N 179: с изм. и доп. от 30.03.2015 // Нотариальная палата Кыргызской Респ. — Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/95038?cl=ru-ru. — Дата доступа: 25.12.2015.

9. О нотариате [Электронный ресурс]: Закон Респ. Армения, 4 дек. 2001 г.: с изм. и доп. от 21.06.2014 // Национальное собрание Респ. Армения. — Режим доступа: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show& ID=1297&lang=rus. — Дата доступа: 26.12.2015.

10. Видеофиксация — защита граждан и нотариусов [Электронный ресурс] // Офиц. сайт небюджетного нотариата Рос. Федерации. — Режим доступа: https://notariat.ru/news/20350/. — Дата доступа: 25.12.2015.

11. Бородина, Ж.Н. Значение доказательственной силы нотариальных актов в свете последних изменений законодательства [Электронный ресурс] / Ж.Н.Бородина, З.Р.Рафикова // Нотариальный вестник. — N 8 (Август). — 2015. — Режим доступа: https://notariat.ru/publ/zhurnal-notarialnyj-vestnik/archive/20188/20191/. — Дата доступа: 26.12.2015.

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс]: Федер. закон, 30 марта 2015 г., N 67-ФЗ // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». — М., 2015.

13. Вергасова, В.И. Нотариат России [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.И.Вергасова // Аdhdportal.com. — Режим доступа: http://adhdportal.com/book_2444_chapter_37__7._Otkaz_v_sovershenii_notarialnogo_dejjstvija.html. — Дата доступа: 25.12.2015.

14. Положение о Единой Информационной Системе нотариата Российской Федерации (ЕИС) [Электронный ресурс]: протокол Правления Федер. нот. палаты Рос. Федерации, 21 июля 2014 г., N 12/14 // Офиц. сайт небюджетного нотариата Рос. Федерации. — Режим доступа: https://notariat.ru/prof/hotdoc/instructions/12589/. — Дата доступа: 26.12.2015.

15. Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 нояб. 2013 г., N 523 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.