Профилактика правонарушений — система социальных, правовых и иных мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений, принимаемых государственными органами (организациями), иными организациями и гражданами в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.11.2008 N 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон) и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Профилактика правонарушений в сфере таможенного дела строится в соответствии с Законом, в котором четко определены компетенция и ответственность каждой структуры, входящей в единую систему профилактики. Это способствует координации работы Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее — ГТК) и таможен, других органов государственной власти, общественных организаций и формирований на действительно важных направлениях, одним из которых и является сфера таможенного дела.
1. Основные принципы, задачи, полномочия и компетенция таможенных органов в области профилактики правонарушений
В указанной сфере ГТК и таможни являются субъектами системы профилактики правонарушений и участвуют в ней в соответствии с законодательством. Иные организации и граждане оказывают содействие в пределах своей компетенции таможенным органам в реализации целей и задач в области профилактики правонарушений.
Объектами профилактики правонарушений являются причины и условия совершения правонарушений, деятельность личного состава таможенных органов, поведение физических и деятельность юридических лиц.
Система профилактики правонарушений в таможенных органах организуется с учетом отраслевых условий и основывается на принципах законности; гуманизма; демократизма; плановости и системности; защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан; индивидуального подхода к сотрудникам и гражданам, в отношении которых имеются основания для принятия мер профилактики правонарушений; скоординированности действий и оперативного взаимодействия с другими субъектами профилактики правонарушений; ответственности должностных лиц за нарушение законодательства Республики Беларусь в области профилактики правонарушений.
В качестве основных задач профилактики правонарушений в системе таможенных органов можно выделить следующие: устранение причин и условий совершения противоправных деяний; исключение правового нигилизма и повышение уровня правовой культуры как физических, так и юридических лиц, а также сотрудников таможенных органов; минимизация ущерба и потерь от правонарушений.
Согласно статье 8 Закона таможенные органы осуществляют следующие полномочия в области профилактики правонарушений:
- реализуют меры общей профилактики правонарушений;
- утверждают на основе положений Закона, государственных и региональных программ по борьбе с преступностью комплексные планы профилактических мероприятий;
- распространяют информацию о проводимых профилактических мероприятиях (за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну), в том числе представляют эту информацию по запросам государственных органов (организаций), иных организаций и граждан;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
В области профилактики правонарушений к компетенции таможенных органов относятся отдельные составы правонарушений против порядка осуществления экономической деятельности и порядка управления, интересов службы, собственности.
2. Общая профилактика правонарушений в сфере таможенного дела
Общая профилактика правонарушений — деятельность, осуществляемая таможенными органами по предотвращению и пресечению правонарушений, выявлению, анализу, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявлению, учету, правовому воспитанию граждан, склонных к противоправному поведению.
Статья 10 Закона относит к мерам общей профилактики правонарушений:
- профилактические мероприятия, направленные на предупреждение отдельных правонарушений;
- правовое просвещение граждан;
- представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- иные меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Система общей профилактики правонарушений в таможенных органах включает в себя комплексные профилактические мероприятия по различным направлениям деятельности, правовое просвещение граждан, проверки финансово-хозяйственной деятельности по расходованию бюджетных средств в таможенных органах и организациях, подчиненных ГТК.
Следует отметить, что правовое просвещение граждан представляет собой систематическую деятельность таможенных органов по повышению уровня правового сознания и правовой культуры граждан. Оно осуществляется как в форме проведения конференций, круглых столов, семинаров, лекций и выступлений по вопросам профилактики правонарушений, так и в форме размещения (распространения) информации, направленной на формирование законопослушного поведения граждан, в помещениях организаций, средствах массовой информации (СМИ).
Большую роль при этом играют:
- подача через СМИ информации прагматичного, утилитарного, социально значимого характера в виде рекомендаций, предупреждений, практических советов, консультаций, привлечение в роли экспертов специалистов профильных подразделений таможен;
- организация и проведение информационно-пропагандистских кампаний с целью формирования благоприятного общественного климата, необходимого для решения актуальных проблем деятельности таможенных органов (законодательного обеспечения отдельных направлений деятельности таможенных органов, профилактики таможенных правонарушений); введение в практику срочных брифингов после резонансных, чрезвычайных ситуаций либо при вступлении в силу значимых нормативных актов;
- объективное и оперативное реагирование на критические материалы в СМИ о деятельности таможенных органов; информирование редакций об их рассмотрении; введение в практику отчетов через СМИ о работе за год (полугодие, квартал), выступлений руководителей таможенных органов в прямом эфире с ответами на вопросы зрителей; создание системы обязательного и регулярного общения руководящего состава ГТК и таможен с населением, общественностью: встречи в трудовых коллективах, по месту жительства, круглые столы в редакциях популярных СМИ, прямые линии (передачи) с возможностью обратной связи;
- создание мощной и современной, на уровне мировых стандартов, системы оперативного информирования о деятельности таможни через сеть Интернет; обеспечение ее наполнения разной информацией, полезной для населения и субъектов хозяйствования; введение на официальном интернет-сайте ГТК «строки новостей», обеспечение ежедневного обновления информации;
- внесение изменений в концепцию ведомственных печатных изданий с целью сделать их более полезными и привлекательными для массового читателя.
Безусловно, важным направлением профилактики правонарушений являются нормотворческая работа, совершенствование законодательства в сфере таможенного дела.
Кроме того, при ГТК создан и эффективно функционирует общественно-консультативный совет (далее — Совет). Приказом Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 03.08.2012 N 328-ОД утверждено Положение о нем.
Совет является совещательным, консультативным и экспертным органом, участвующим в общественных обсуждениях проектов нормативных правовых актов по вопросам, которые могут оказывать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности.
В составе Совета формируются экспертно-консультативные группы с учетом направлений и особенностей деятельности ГТК.
На базе Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской региональной, Минской региональной, Могилевской таможен организованы общественно-консультативные советы по региональному принципу на правах отделений Совета.
3. Индивидуальная профилактика правонарушений в сфере таможенного дела
Индивидуальная профилактика правонарушений — деятельность, осуществляемая таможенными органами, по оказанию корректирующего воздействия на граждан, склонных к противоправному поведению и (или) совершивших правонарушения, в целях недопущения совершения ими правонарушений.
Согласно статьям 8 и 23 Закона к мерам индивидуальной профилактики правонарушений, которые осуществляют таможенные органы, относят:
- профилактическую беседу;
- информирование о причинах и условиях противоправного поведения;
- профилактический учет;
- иные меры, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.
В целях реализации указанных мер в таможнях созданы комиссии по индивидуальной воспитательной и профилактической работе (далее — Комиссия).
Комиссия создается приказом начальника таможни в составе не менее семи человек из числа должностных лиц, работников таможни, в т.ч. лиц, проработавших в таможенных органах 20 и более лет (далее — ветераны).
В состав Комиссии входят начальник таможни, заместитель начальника таможни по идеологической работе, руководители юридической, кадровой служб, подразделения собственной безопасности, ветераны таможни, могут входить руководители других подразделений, а также сотрудники таможни, пользующиеся наибольшим авторитетом.
Председателем Комиссии является начальник таможни. При отсутствии председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель начальника таможни по идеологической работе.
Основными задачами Комиссии являются:
- воспитание у должностных лиц и работников верности служебному долгу по защите экономических интересов государства;
- формирование и поддержание морально-психологического состояния должностных лиц и работников на уровне, обеспечивающем выполнение задач, возложенных на таможенные органы;
- разъяснение среди должностных лиц и работников мер, принимаемых государством в области обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь;
- сплочение служебных коллективов, формирование у должностных лиц и работников личных качеств, обеспечивающих безупречное выполнение ими служебных обязанностей, соблюдение служебной дисциплины;
- обеспечение социально-психологической адаптации должностных лиц и работников к специфическим условиям и характеру выполняемых служебных обязанностей.
В основу работы Комиссии ложится система психолого-педагогических действий по отношению к должностному лицу и работнику таможни с учетом возрастных, социальных и индивидуальных особенностей его личности в целях ее всестороннего развития, эффективного формирования высоких профессиональных, нравственных и психологических качеств, необходимых для успешного решения оперативно-служебных задач.
Основными направлениями индивидуальной воспитательной и профилактической работы Комиссии являются:
- изучение деловых и морально-психологических качеств должностного лица и работника;
- прогнозирование возможного возникновения и предупреждение конфликтных ситуаций;
- выбор эффективных форм, методов и средств воздействия на каждое должностное лицо и работника с целью формирования профессионально важных качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей.
Индивидуальная воспитательная и профилактическая работа проводится со всеми категориями должностных лиц и работников, при этом первоочередное внимание уделяется:
- впервые принятым на службу в таможенные органы и работающим в должности до 1 года;
- имеющим низкие результаты в служебной деятельности;
- имеющим дисциплинарные взыскания;
- состоящим в группе лиц, требующих повышенного внимания.
- Основаниями для выделения должностных лиц и работников в группу лиц, требующих повышенного внимания, являются:
- проявление нервно-психической неустойчивости;
- болезненная реакция на критику, высокая конфликтность с коллегами, начальниками, подчиненными;
- жалобы и обращения граждан;
- проявление форм деструктивного (разрушительного) поведения в семейно-бытовых и служебных ситуациях;
- нарушение служебной дисциплины, не повлекшее привлечения к дисциплинарной ответственности.
Решение о включении должностных лиц в данную группу принимается начальником таможни на основании докладной записки непосредственного начальника должностного лица и работника, руководителя службы собственной безопасности или кадровой службы таможни.
В своей деятельности члены Комиссии используют следующие формы и методы работы:
- индивидуальная беседа, собеседование;
- индивидуальный контроль;
- оказание помощи;
- наблюдение (накопление сведений о поступках подчиненных);
- изучение результатов деятельности;
- изучение мнений коллег, непосредственного начальника, подчиненных;
- анкетирование.
Комиссия в соответствии с предоставленными ей полномочиями:
- заслушивает на своих заседаниях должностных лиц и работников таможни с отчетами;
- дает должностным лицам и работникам таможни индивидуальные задания, поручения и осуществляет контроль за их реализацией;
- дает поручения членам Комиссии и руководителям структурных подразделений, связанные с проведением индивидуальной воспитательной и профилактической работы;
- вносит предложения начальнику таможни о применении к должностным лицам и работникам дисциплинарных взысканий, поощрений и об оказании помощи.
Решение Комиссии оформляется протоколом и доводится до сведения заинтересованных секретарем Комиссии.
В целом же профилактика правонарушений в системе таможенных органов — это комплекс организационных, правовых, социальных и экономических мер. Одновременно осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование работы с кадрами, реализуются профилактические меры идеологического характера. На постоянной основе проводится следующая работа:
- отбор кандидатов на все должности в таможенных органах с учетом их уровня правовой, психологической и нравственной культуры, жизненных ценностей, мировоззренческих ориентиров, особенностей характера;
- назначение на руководящие должности высококвалифицированных, опытных, творчески мыслящих, энергичных и инициативных сотрудников, создание необходимых условий для их роста; повышение требовательности к назначенным руководителям и усиление контроля за их деятельностью со стороны вышестоящего руководства;
- создание в служебных коллективах антикоррупционной морально-психологической атмосферы; воспитание моральной стойкости и неподкупности личного состава; установление особого контроля за подразделениями, где создалось наиболее неблагополучное положение с соблюдением сотрудниками законности и дисциплины; четкая регламентация должностных полномочий, обязанностей и ответственности сотрудников; недопущение обращения к спонсорам, установления неслужебных отношений с коммерческими структурами и предпринимателями;
- совершенствование системы ротации кадров; прекращение трудовых отношений с сотрудниками по компрометирующим основаниям; продолжение целенаправленной работы по качественному обновлению личного состава таможенных органов — замене сотрудников с низким уровнем исполнительской дисциплины, безынициативных, имеющих стабильно низкие показатели в служебной деятельности, на сотрудников, в полной мере отвечающих требованиям, предъявляемым к должностным лицам таможенных органов;
- создание условий для роста профессионального мастерства и квалификации сотрудников; постоянное сопровождение служебной деятельности молодого сотрудника (наставничество, управление процессом адаптации, профессиональное и идеологическое воспитание и т.д.); систематический контроль знаний нормативных правовых актов подчиненными, поощрение инициативы по совершенствованию действующих технологий; проведение конкурсов «Лучший по профессии» среди работников различных служб таможен;
- обеспечение мотивации добросовестной службы; устранение причин конфликтов, постоянное поддержание здорового морально-психологического климата в коллективе; внимательное рассмотрение начальником таможенного органа проблем сотрудника и оказание при необходимости соответствующей помощи;
- выработка у сотрудников готовности к работе с населением в условиях стрессовых и кризисных ситуаций, обучение элементарным навыкам поведения в экстремальных условиях; проведение дополнительных занятий в системе служебной подготовки по психологической тематике, направленных на повышение уровня самоконтроля, эмоциональной устойчивости личного состава, выработку навыков эффективного общения и саморегуляции;
- учет при подведении итогов служебной деятельности и аттестации работников таможен общественного мнения, отзывов населения и представителей субъектов хозяйствования о работе таможни и конкретных сотрудников;
- повышение роли и значения общественных формирований, исключение формализма в работе советов наставников;
- принятие необходимых мер по обобщению и распространению положительного опыта работы с личным составом.
Следующее направление, которое также непосредственным образом отражается на состоянии профилактики, — работа с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и гражданами. С этой целью регулярно осуществляются следующие мероприятия:
- изучение мнений участников ВЭД и граждан с целью выявления причин недовольства и претензий к сотрудникам таможенных органов; обеспечение постоянного мониторинга общественного мнения по таможням; использование разных форм этой работы — анонимное анкетирование, интерактивный опрос через Интернет, видеосъемка и др.; принятие на основе результатов изучения общественного мнения соответствующих управленческих решений, определение конкретных методов с целью устранения обнаруженных недостатков, информирование об этом через средства массовой информации;
- создание системы телефонов доверия, почтовых ящиков, общественных приемных, через которые граждане смогут представлять информацию обо всех негативных фактах деятельности сотрудников таможни, высказывать предложения по устранению недостатков и решению проблем; обеспечение оперативного реагирования на обращения граждан; обязательное опубликование результатов реагирования таможенных органов на сообщения путем размещения соответствующих материалов в СМИ, на информационных стендах, в местах массового нахождения граждан и т.д.;
- смещение акцентов в служебной деятельности с исполнения карательных функций на предоставление всесторонней помощи законопослушным гражданам и субъектам внешнеэкономической деятельности, закрепление этой психологической установки в сознании каждого сотрудника таможенных органов; создание при таможнях центров консультационной правовой помощи с целью разъяснения таможенного законодательства.