Отдельные вопросы применения уголовного и административного законодательства в сфере таможенного дела в рамках Таможенного союза

Наша республика является состоявшимся, независимым, суверенным европейским государством, белорусские субъекты хозяйствования ведут активную внешнеэкономическую деятельность, многие предприятия имеют мировую известность. Число белорусских экономических партнеров с каждым годом увеличивается в связи с расширением взаимоотношений со странами Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.

Республика Беларусь активно поддерживает торговые и производственные отношения в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза (ТС), Европейского союза (Евросоюза) и со странами Балтийского моря.

Развитие международного сотрудничества с таможенными службами иностранных государств, разработка международных договоров в области таможенного дела являются одними из важнейших направлений деятельности таможенных органов Республики Беларусь, от осуществления которых зависит эффективность выполнения стоящих перед ними задач.

Международные договоры Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах являются правовой основой взаимодействия таможенной службы Республики Беларусь с таможенными службами иностранных государств, а также правовым основанием для заключения международных договоров межведомственного характера по различным направлениям взаимодействия.

В настоящее время Республикой Беларусь заключены 1 многосторонний международный договор в рамках государств — участников СНГ и 14 двусторонних международных договоров о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (с Азербайджаном, Ираном, Ливией, Латвией, Польшей, Вьетнамом, Словакией, Турцией, Чехией, Финляндской Республикой, Итальянской Республикой, Эстонией, Украиной и Туркменистаном).

Значительным шагом в развитии правовой основы сотрудничества таможенных органов Республики Беларусь с зарубежными таможенными службами в новых условиях явилось заключение соглашений со странами — членами Европейского союза, а именно с Италией и Финляндией.

Дальнейшее развитие взаимодействия с таможенными службами государств — членов Евросоюза будет продолжено. В этих целях ведется работа по заключению межправительственных соглашений с Австрией, Бельгией, Румынией, Сербией, Францией, Болгарией, Великобританией, Германией.

В целях реализации действующих международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах имеются международные договоры межведомственного характера, которые направлены на их реализацию. На сегодняшний день межведомственные соглашения, направленные на реализацию межправительственного Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15.04.1994, заключены с Арменией, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Таджикистаном и Узбекистаном; направленные на реализацию двусторонних соглашений — с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной, Азербайджаном, Вьетнамом.

Кроме того, заключено 29 международных договоров межведомственного характера по различным направлениям взаимодействия таможенных органов.

В 2010 году ключевой задачей стало формирование договорно-правовой базы Таможенного союза. Эта работа была успешно проделана во взаимодействии с представителями таможенных служб Республики Казахстан и Российской Федерации в составе рабочих и экспертных групп.

Со вступлением в силу с 6 июля 2010 г. Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 (далее — Договор о ТмК ТС) создана единая система таможенного регулирования Таможенного союза.

Завершается реализация Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 17 «О Договоре о Таможенном кодексе таможенного союза» (далее — План мероприятий по введению в действие ТмК ТС).

Вместе с тем возникает множество вопросов относительно функционирования Таможенного союза, в том числе касающихся привлечения к ответственности лиц, совершивших преступления и административные правонарушения в сфере таможенного дела на территории Таможенного союза.

В рамках работы по подготовке нормативных правовых актов, необходимых для функционирования Таможенного союза, возникла необходимость согласования уголовного и административного законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Из анализа уголовного и административного законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации можно сделать определенные выводы.

Законодательством каждой из стран таможенные органы наделены правом ведения предварительного расследования уголовных дел и ведения административного процесса по определенным категориям дел, в том числе в сфере таможенного дела.

Составы уголовных преступлений, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, в основном совпадают по объектам преступного посягательства, при этом имеются небольшие различия. Например, статьей 188 «Контрабанда» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК Российской Федерации) к объектам преступного посягательства отнесены стратегически важные сырьевые товары, а также культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации (независимо от стоимости предметов); в статье 228 «Контрабанда» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК Республики Беларусь) названные объекты отсутствуют, но указаны такие объекты, как составные части оружия или его компоненты.

Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее — УК Республики Казахстан) предусматривает уголовную ответственность за контрабанду по двум статьям: «Экономическая контрабанда» и «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено». Объекты преступного посягательства этих статей практически совпадают с объектами, установленными УК Республики Беларусь и УК Российской Федерации.

Согласно УК Республики Беларусь объектами контрабанды являются ограниченные и запрещенные к перемещению в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товары. В то же время объектами контрабанды в Российской Федерации и Казахстане являются любые товары, незаконно перемещенные в крупном размере; кроме этого, в Казахстане — наркотические средства или психотропные вещества, перемещаемые в особо крупном размере.

В УК Республики Казахстан отсутствует уголовная ответственность за незаконный экспорт товаров экспортного контроля.

Преступление, предусматривающее уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, в России имеет более квалифицированный состав и предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере. В Республике Казахстан повышенная ответственность предусмотрена за совершение такого преступления должностным лицом с использованием служебного положения и организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией).

Существенно отличается определение того, что является крупным размером преступного посягательства. Так, в УК Республики Казахстан крупный размер установлен в 1000 месячных расчетных показателей, что примерно равно 270000 рос.руб.; в России крупный размер составляет 500000 рос.руб., а в Республике Беларусь — 2000 базовых величин.

Значительная часть составов административных правонарушений частично либо полностью совпадают, отличия являются следствием различной терминологии в национальном таможенном законодательстве.

Субъекты административной ответственности практически совпадают, при этом в Беларуси повышенную административную ответственность несут физические лица — индивидуальные предприниматели, в России — физические лица — должностные лица. В Казахстане субъекты административной ответственности юридические лица имеют определенную классификацию — субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства, а также юридические лица — некоммерческие организации.

Анализ показывает, что большинство составов административных таможенных правонарушений будут распространяться на всю территорию Союзного государства, т.е. такие правонарушения могут начинаться на территории одного государства, а заканчиваться или выявляться на территории другого государства, за исключением отдельных составов, которые носят локальный характер.

Имеются существенные различия в величине административных штрафов, их размеры значительно выше в Республике Беларусь.

В административно-процессуальном законодательстве Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации не имеется существенных отличий, оно направлено на соблюдение таких основных принципов, как законность при осуществлении административного процесса, обеспечение защиты прав и свобод, неприкосновенность личности, жилища и иных владений, уважение чести и достоинства личности, деловой репутации, презумпция невиновности, и других.

При этом имеются некоторые различия.

Так, в Российской Федерации о начале административного процесса выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении, в случае необходимости проведение процессуальных действий.

Отличаются процессуальные сроки: как сроки ведения административного процесса, так и сроки привлечения к административной ответственности.

В Республике Беларусь более четко определена подведомственность рассмотрения дел; в России допускается рассмотрение судом дел, подведомственных таможенному органу, в случае направления этих дел в суд; в Республике Казахстан любое дело может быть рассмотрено судом по заявлению правонарушителя.

В Республике Беларусь при неустановлении виновного лица протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении с направлением материалов в суд для обращения предметов административного правонарушения в собственность государства; в России и Казахстане такая норма отсутствует.

Кроме этого, имеются незначительные различия в порядке исполнения постановления о наложении взыскания.

В ходе ведения предварительного расследования уголовных дел в Республике Беларусь имеется возможность получать (и оказывать) правовую помощь в соответствии с нормами Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция, вступила в силу 19 мая 1994 г.) [1], Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишиневская конвенция, вступила в силу для Республики Беларусь 27 апреля 2004 г.) [2], Соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики (вступило в силу для Республики Беларусь 3 июня 1996 г.) [3], в рамках иных международных соглашений, а также в соответствии с нормами раздела XV Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь [4].

Если в ходе ведения административного процесса появлялась необходимость получения какой-либо информации в целях доказывания обстоятельств по делу об административном правонарушении, возникали серьезные препятствия, т.к. международные соглашения Республикой Беларусь в сфере взаимодействия по административному законодательству не заключались.

Информацию, необходимую для ведения административного процесса, можно было получить только на основе тех соглашений, которые были заключены в рамках сотрудничества таможенных органов Республики Беларусь с зарубежными таможенными службами.

Придавая важное значение борьбе с нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-участников (контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы), за совершение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность, государства пришли к выводу о необходимости принятия соответствующих международных соглашений в целях единообразного подхода к порядку привлечения к уголовной и административной ответственности, соблюдения принципов равенства перед законом, равенства защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном и административном процессах.

В ходе работы по реализации Плана мероприятий по введению в действие ТмК ТС государствами — участниками Таможенного союза были разработаны и 05.07.2010 подписаны в г. Астане Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза (далее — Договор от 05.07.2010) [5] и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее — Соглашение от 05.07.2010) [6].

Договор от 05.07.2010 определяет особенности привлечения к уголовной и (или) административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Сторон, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Виды преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности определяются законодательством Сторон с особенностями, установленными Договором от 05.07.2010.

К особенностям привлечения к уголовной ответственности можно отнести следующие:

  • уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления — по месту обнаружения преступления;
  • если лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование компетентным органом одной Стороны, является гражданином другой Стороны, которая его не выдает, уголовное дело может быть направлено для осуществления уголовного преследования данного лица этой другой Стороне;
  • в случае совершения лицом преступления на территории нескольких Сторон местом его совершения считается территория Стороны, на которой совершено последнее преступное деяние;
  • если преступления совершены лицом на территории разных Сторон, то по согласованию между уполномоченными в соответствии с законодательством Сторон органами уголовное дело может расследоваться на территории той Стороны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них;
  • каждая Сторона в соответствии со своим законодательством может возбуждать и расследовать уголовные дела по преступлениям, направленным против ее интересов, совершенным на территории других Сторон;
  • предварительное расследование по уголовному делу производится в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Стороны, на территории которой расследуется уголовное дело;
  • в случае выявления одной Стороной при рассмотрении заявления, сообщения о преступлении или в ходе расследования уголовного дела о преступлении признаков другого уголовно наказуемого деяния, не являющегося преступлением по смыслу Договора от 05.07.2010, совершенного на территории другой Стороны, материалы передаются этой другой Стороне для рассмотрения в соответствии с ее уголовно-процессуальным законодательством.

К особенностям привлечения к административной ответственности можно отнести следующие:

  • лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение;
  • в случае недоставки товаров и документов на них в место доставки, установленное таможенным органом отправления, лицо подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, таможенными органами которой товары выпущены в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
  • административный процесс (производство) ведется (осуществляется) по законодательству Стороны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности.

В Договоре от 05.07.2010 заложены принципы, которые предусматривают условия, согласно которым лицо, в отношении которого вступили в законную силу приговор или иное судебное решение по уголовному делу на территории одной Стороны, не может быть привлечено к уголовной ответственности за то же самое деяние другой Стороной, а также лицо, в отношении которого вступило в законную силу решение по делу об административном правонарушении на территории одной Стороны, не может за то же самое деяние привлекаться к административной ответственности другой Стороной.

Договором от 05.07.2010 предусмотрено, что результаты проведения таможенного контроля, оформленные таможенными органами любой Стороны в соответствии с положениями Договора о ТмК ТС, а также результаты выполнения компетентным органом одной Стороны в соответствии с законодательством этой Стороны процессуальных действий на основании поручений компетентных органов другой Стороны признаются в качестве доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке при рассмотрении указанных дел наряду с другими доказательствами согласно законодательству Сторон.

Кроме этого, каждая из Сторон признает и принимает меры к исполнению вступивших в законную силу решений по делам об административных правонарушениях, вынесенных на территории другой Стороны.

Порядок признания и исполнения решений, указанных в пункте 1 статьи 8 Договора от 05.07.2010, определяется международным договором и законодательством Стороны, на территории которой осуществляется исполнение.

В целях исполнения международных договоров в сфере незаконного оборота культурных ценностей Договором от 05.07.2010 предусмотрено, что изъятые либо арестованные одной Стороной в ходе ведения административного процесса (осуществления производства) по делам об административных правонарушениях и производства предварительного расследования по уголовным делам культурные ценности и иные товары, представляющие государственный интерес для другой Стороны, по мотивированному запросу этой Стороны после вступления в законную силу решения по уголовному делу или делу об административном правонарушении могут быть возвращены данной Стороне.

Товары, представляющие государственный интерес, определяются законодательством Сторон.

В целях приведения в соответствие норм материального права каждая Сторона обязуется принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную и административную ответственность за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Сторон, и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний.

Соглашением от 05.07.2010 предусмотрена возможность оказания Сторонами друг другу как можно более широкого содействия в расследовании нарушений в сфере таможенного дела и повышения эффективности сотрудничества в этой области путем организации взаимодействия при расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях и их методического обеспечения, а также информационного обмена в данной области.

Целью Соглашения от 05.07.2010 являются правовая помощь и взаимодействие таможенных органов Сторон в целях раскрытия преступлений, привлечения виновных лиц к уголовной, административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Сторон, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Документы, изготовленные или засвидетельствованные учреждением или специально на то уполномоченным должностным лицом в пределах их компетенции и скрепленные гербовой печатью на территории одной из Сторон, принимаются на территории других Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий оформляются в письменной форме на бланке таможенного органа и должны содержать:

  • а) наименование запрашиваемого таможенного органа соответствующей Стороны;
  • б) наименование запрашивающего таможенного органа соответствующей Стороны;
  • в) номер дела об административном правонарушении (при наличии), по которому запрашивается правовая помощь, подробное описание правонарушения и иных относящихся к нему фактов, данные о стоимости товаров, о размере ущерба, юридическую квалификацию деяния в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны с приложением текста применяемого закона;
  • г) имена, отчества и фамилии лиц, в отношении которых ведется административный процесс (осуществляется административное производство), свидетелей, их местожительство или местопребывание, гражданство, занятие, место и дату рождения, для юридических лиц — их полное наименование и местонахождение (если о перечисленных сведениях имеется информация);
  • д) в поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа;
  • е) перечень сведений и действий, подлежащих представлению либо исполнению (для производства опроса необходимо указать, какие обстоятельства должны быть выяснены и уточнены, а также последовательность и формулировку вопросов, которые должны быть поставлены опрашиваемому).

Запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий могут также содержать:

  • а) указание срока исполнения требуемых мероприятий;
  • б) ходатайство о проведении указанных в запросе мероприятий в определенном порядке;
  • в) ходатайство о предоставлении возможности представителям таможенных органов запрашивающей Стороны присутствовать при выполнении указанных в запросе мероприятий, а также, если это не противоречит законодательству Сторон, участвовать в их выполнении;
  • г) иные ходатайства, связанные с выполнением запроса, поручения.

Запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий подписываются начальником запрашивающего таможенного органа или его заместителем. К запросу, поручению должны быть приложены имеющиеся копии документов, на которые имеются ссылки в тексте запроса, поручения, а также копии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих документов и иных документов, необходимых для их надлежащего исполнения.

Поручения о производстве экспертиз и других процессуальных действий, исполнение которых требует дополнительных расходов для исполняющей Стороны, направляются в исключительных случаях по согласованию между центральными таможенными органами.

Таможенные органы Сторон могут отправлять процессуальные документы по почте непосредственно участникам административного процесса (производства), находящимся на территории другой Стороны.

Допускается направление повторного запроса о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий по делам об административных правонарушениях при необходимости получения дополнительных сведений, уточнения информации, полученной в рамках исполнения предыдущего запроса или поручения.

Соглашением от 05.07.2010 установлены особенности исполнения поручений о проведении отдельных процессуальных действий, к которым можно отнести:

  • опрос лиц, в отношении которых ведется административный процесс (осуществляется административное производство), и свидетелей;
  • изъятие либо арест товаров и документов, являющихся вещественными доказательствами или предметами административного правонарушения;
  • истребование документов, необходимых для производства по делу;
  • осмотр;
  • получение необходимой для производства по делу или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц;
  • вручение документов или их копий участникам административного процесса (производства);
  • экспертизу и иные действия.

При этом процессуальные и иные действия по делам об административных правонарушениях производятся в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны.

В том случае, если законодательство запрашиваемой Стороны требует для производства отдельных процессуальных действий вынесения специальных постановлений уполномоченных должностных лиц, их вынесение производится по месту исполнения поручения.

В целях избежания одновременного привлечения лиц к административной ответственности на территориях обеих Сторон каждая из Сторон предоставляет по письменному запросу другой Стороны сведения о привлечении лиц к административной ответственности, если эти лица привлекаются к административной ответственности на территории запрашивающей Стороны.

В оказании правовой помощи по делам об административных правонарушениях отказывается, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам запрашиваемой Стороны либо противоречит ее законодательству.

Наряду с принятием вышеуказанных международных соглашений Республика Беларусь принимает активное участие в разработке Договора государств — участников СНГ «О межгосударственном розыске лиц» и Соглашения «О порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп», которые позволят более активно взаимодействовать в рамках борьбы с трансграничными преступлениями.

Кроме перечисленных документов видится необходимость в разработке и принятии международного соглашения об оказании правовой помощи, в котором будет предусмотрена возможность оказания взаимной помощи по исполнению наказаний по уголовным делам и взыскания по делам об административных правонарушениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993) (зарег. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 10.01.2002 N 3/296).

2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) (зарег. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 18.08.2004 N 3/1462).

3. Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики (заключено в г. Москве 12.04.1996) (зарег. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 22.10.2003 N 3/981).

4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (зарег. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20.08.1999 N 2/71).

5. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств — членов Таможенного союза (подписан в г. Астане 05.07.2010).

6. Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (заключено в г. Астане 05.07.2010).