Тактические аспекты ведения административного процесса по делам об административных правонарушениях, касающихся соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов

К административным правонарушениям, касающимся соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, относятся нарушения, перечисленные в ст. 16.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, касающихся соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в основном в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 N 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон), различных постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утверждающих санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, таких как: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.09.2010 N 119 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации» и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. N 130″, постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2009 N 83 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к предприятиям пищевой промышленности» и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 ноября 2006 г. N 138″, постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.08.2012 N 128 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для торговых объектов общественного питания» и признании утратившими силу постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. N 84 и от 1 сентября 2010 г. N 118″ (далее — СанПиН N 128), постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.06.2013 N 52 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к продовольственному сырью и пищевым продуктам», Гигиенического норматива «Показатели безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья и пищевых продуктов» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» и т.д.).

Субъектами административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение определенных санитарных норм, правил и гигиенических нормативов), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону их состава.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.8 КоАП, выражается в совершении действий (бездействия), влекущих нарушение требований, установленных в санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах. В частности, когда:

  • в нарушение требований Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 N 215 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов» и признании утратившими силу некоторых технических нормативных правовых актов и отдельных структурных элементов технических нормативных правовых актов»: ртутьсодержащие лампы хранятся в одном помещении в металлическом ящике насыпью, в другом — в вертикальном положении без упаковки прислоненными к стене (п. 24); контейнеры для сбора твердых отходов производства хаотично расставлены на не оборудованных для их размещения площадках (п. 25); помещения не содержатся в чистоте (п. 26); при осуществлении производства ящиков из гофротары с выделением большого количества пыли с включениями клея в производственном и бытовых помещениях отсутствует вентиляция (п. 32); рабочие не обеспечиваются доброкачественной питьевой водой, забор воды (для чая) осуществляется в антисанитарных условиях (п. 52); световые проемы (окна) загромождены коробками с картоном, рамы, стекла не вымыты, покрыты слоем пыли (п. 56); светильники не очищаются, покрыты пылью, краской (п. 58); площадь помещения для приема пищи менее 12 кв.м (фактически 9 кв.м), в помещении отсутствует холодильник (п. 437); работающие не обеспечены средствами индивидуальной защиты от пыли, шума, загрязнений (п. 450); работающие несвоевременно проходят медицинские осмотры (п. 456);
  • в нарушение требований Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.02.2009 N 17: в течение рабочего дня влажная уборка всех помещений парикмахерской осуществляется без применения моющих средств (п. 6); в рабочем зале отсутствует резервный источник горячей воды (водонагреватель) (п. 17); возле умывальных раковин отсутствуют индивидуальные для каждого работника парикмахерской хлопчатобумажные полотенца или разовые салфетки (п. 20); чистое белье хранится в открытых шкафах (на стеллажах), в помещении парикмахерской отсутствует место для сушки белья и очистки его от волос (п. 21); измеренная в помещении температура меньше допустимых параметров температуры воздуха (п. 25); очистка пеньюара от волос производится у рабочего места (п. 32); общие емкости с дезинфицирующими растворами отсутствуют (п. 37);
  • в нарушение требований Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.08.2012 N 132 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. N 85″ (далее — СанПиН N 132): территория организации не благоустроена, не содержится в чистоте, своевременно не очищается от снега и льда с проведением противогололедных мероприятий (п. 7); в местах выгрузки-погрузки вин, сахара и др. (спиртохранилище, склад, производственный цех) отсутствуют навесы для защиты пищевой продукции от атмосферных осадков (п. 47); стены и полы в местах хранения пищевой продукции имеют выбоины, не содержатся в чистоте (черная плесень, потеки от атмосферных осадков, осыпавшаяся штукатурка и краска, снег, мусор, песок) (п. 59 и 62); при хранении пищевой продукции не соблюдается товарное соседство (п. 129 и 131); пищевая продукция (вино) хранится без поддонов на грязном полу (п. 132); допускается хранение и реализация продтоваров при отсутствии необходимых температурных и влажностных условий хранения (п. 179); внутренняя поверхность кузовов автомобилей не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям (п. 185); перевозка свежемороженой рыбы осуществляется в неспециализированном охлаждаемом или изотермическом транспорте без соблюдения режимов транспортирования (п. 184 и 188);
  • в нарушение Санитарных норм и правил «Требования для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.12.2012 N 190 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств», внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31.12.1998 N 53 и признании утратившим силу отдельного структурного элемента постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 сентября 2012 г. N 149″: территория станции технического обслуживания не обустроена (зона стоянки транспортных средств, подъездные пути для транспортных средств и пешеходные дорожки для работников и потребителей не заасфальтированы), не оборудована системой ливневой канализации с нефтеловушками для предупреждения попадания нефтепродуктов в очистные сооружения или водоем (п. 9); производственные отходы (непригодные части и агрегаты транспортных средств, металлолом) несвоевременно убираются на площадку с твердым покрытием, площадка для хранения отходов не оборудована промаркированными металлическими ящиками с крышками (контейнерами) для хранения мелких производственных отходов, не ограждена с трех сторон (п. 11); в зоне технического обслуживания и ремонта транспортных средств полы имеют неровности и выбоины (п. 16); использованные обтирочные материалы (промасленные ветошь, бумага и другое) своевременно не убираются с рабочих мест в промаркированные металлические ящики с крышками с последующим удалением на утилизацию (п. 36);
  • в нарушение требований СанПиН N 128: в производственных цехах кухни, подвале имеется наличие выбоин и неровностей на полу (п. 72); на потолке горячего цеха кухни имеется наличие подтеков, отслоения штукатурки (п. 74); ремонт производственных, вспомогательных и бытовых помещений кафе проводится не по мере необходимости (п. 76); в производственных цехах кухни для приготовления пищи используются эмалированные емкости с поврежденной эмалью, отбитыми краями (п. 112); в производственных цехах кухни внутрицеховая тара и разделочный инвентарь (доски, ножи) не промаркированы с указанием их назначения и в соответствии с видом обрабатываемого продовольственного сырья и пищевых продуктов (п. 116 и 124); в горячем цеху кухни хранятся в производственной таре, не промаркированной в соответствии с видом продукции, и без этикетки используемые в производстве сухие приправы и специи: перец, тмин, кориандр и др. (п. 162); хранение сырья и пищевых продуктов осуществляется на объекте общественного питания при несоблюдении правил товарного соседства (п. 165); в мясном цеху выставляется на пол тара с готовой продукцией (п. 198).

Примеры фактической основы дела.

1. В ходе проверки ООО «А» было установлено, что в нарушение требований ст. 13 Закона в принадлежащих обществу магазинах при реализации товаров не было обеспечено соблюдение требований СанПиН N 132:

  • реализация колбасы сырой осуществлялась без наличия этикетки (листка-вкладыша), что является нарушением требований п. 179 СанПиН N 132;
  • реализация наборов подарочных «Новогодний набор», расфасованных в магазине, осуществлялась без наличия на этикетке полной информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, а именно государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1100-2007 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.04.2007 N 23 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», что является нарушением абзацев первого, девятого ч. 1 п. 180 СанПиН N 132.

2. В ходе осмотра территории предприятия было установлено, что:

  • она не содержится в чистоте (замусорена бытовым мусором, окурками; у разгрузочной рампы складов для готовой продукции осуществляется складирование макулатуры), что является нарушением п. 10 Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих производство плодоовощных консервов, сушеных фруктов, овощей и картофеля, квашеной капусты и соленых овощей», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.03.2013 N 17 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих производство плодоовощных консервов, сушеных фруктов, овощей и картофеля, квашеной капусты и соленых овощей» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2010 г. N 158″ (далее — СанПиН N 17);
  • не оборудована площадка с навесом для складирования и временного хранения тары, допускается хранение тары на территории под открытым небом, что является нарушением п. 20 СанПиН N 17;
  • моечные ванны для санитарной обработки уборочного инвентаря для уборки бытовых помещений консервного цеха присоединены к системе водоотведения без воздушного разрыва не менее 20 мм от верха приемной воронки, что является нарушением п. 36 СанПиН N 17;
  • в помещении варочного цеха консервного цеха канализационный трап не закрыт металлической решеткой, что является нарушением п. 37 СанПиН N 17;
  • не содержится в чистоте помещение участка этикетировки и упаковки готовой продукции консервного цеха (по углам паутина, на полу под оборудованием, приборами отопления мусор), помещение мастеров консервного цеха, помещение цеха зеленого горошка (на полу скопление мусора, подоконники грязные), что является нарушением п. 66 СанПиН N 17;
  • в помещении этикетировки и упаковки готовой продукции производственного цеха N 2 допускается хранение ремонтных частей, что является нарушением п. 73 СанПиН N 17;
  • не поддерживаются в исправном состоянии полы в помещениях цеха зеленого горошка (местами плитка со сколами), варочного отделения консервного цеха (местами выбита плитка), что является нарушением п. 75 СанПиН N 17;
  • имеются дефект отделки стен в помещении гардеробной верхней и домашней одежды мужских бытовых помещений консервного цеха возле воздуховода, стены у двери входа в производственное помещение производственного цеха (отбита штукатурка), колонн в производственном помещении консервного цеха (плитка со сколами), стен в помещении умягчения воды производственного цеха; в тамбуре мужского туалета консервного цеха на стене затеки; на стенах в помещении варочного цеха консервного цеха плесень, что является нарушением п. 76 СанПиН N 17;
  • в помещении варочного отделения консервного цеха на потолке местами затеки, плесень; в помещениях производственного цеха, моечной внутрицехового инвентаря, склада хранения готовой продукции (возле дефлектора), в помещении умягчения воды производственного цеха на потолке затеки, местами плесень; на потолке холодильной камеры местами облущивается краска, что является нарушением п. 77 СанПиН N 17;
  • для хранения плодоовощной продукции используются поддоны, не обеспеченные поверхностью, легко поддающейся мойке и дезинфекции, что является нарушением п. 82 СанПиН N 17;
  • умывальная раковина в мужских бытовых помещениях консервного цеха не обеспечена антисептиком для обработки рук, полотенцами разового пользования, что является нарушением п. 87 СанПиН N 17;
  • стерта маркировка на уборочном инвентаре для уборки производственных помещений консервного цеха; не укомплектован уборочный инвентарь для уборки бытовых помещений консервного цеха (отсутствуют емкости для уборки гардеробных шкафов), что является нарушением п. 90 СанПиН N 17;
  • в гардеробных шкафах в мужской гардеробной для рабочей и санитарной одежды бытовых помещений консервного цеха осуществляется хранение верхней и домашней одежды, что является нарушением п. 98 СанПиН N 17;
  • гардеробные шкафы подвергнуты коррозии, что является нарушением п. 99 СанПиН N 17;
  • не содержатся в чистоте гардеробные шкафы в бытовых помещениях консервного цеха, помещение женской гардеробной верхней и домашней одежды (в светильниках павшие особи насекомых, по углам паутина); отсутствует документальное подтверждение проведения уборки бытовых помещений, что является нарушением п. 108 СанПиН N 17;
  • коврик перед входом в женский туалет консервного цеха не смочен средством дезинфекции, перед входом в мужской туалет консервного цеха отсутствует дезковрик, что является нарушением п. 110 СанПиН N 17;
  • в гардеробных шкафах в бытовых помещениях консервного цеха допускается хранение посуды для приема пищи, что является нарушением п. 119 СанПиН N 17;
  • на части емкостей для пюре-полуфабриката нарушена целостность антикоррозийного покрытия, имеются этикетки от ранее хранимой в данных емкостях продукции, что является нарушением п. 127 и 130 СанПиН N 17;
  • допускается хранение сырья (сахар) в транспортной таре в производственном помещении производственного цеха, что является нарушением п. 188 СанПиН N 17;
  • не промаркированы емкости для сбора отходов, которые в дальнейшем не могут быть подвергнуты переработке на пищевые цели, что является нарушением п. 200 СанПиН N 17.

3. В ходе проверки магазина были установлены нарушения СанПиН N 132, а именно:

  • в нарушение требований п. 7 СанПиН N 132 территория магазина не содержалась в чистоте (возле разгрузочной рампы установлено наличие мелкого бытового мусора);
  • в нарушение требований п. 38 СанПиН N 132 помещения магазина для термоупаковки пищевой продукции в полимерную пленку не оборудованы системой местной вытяжной вентиляции с механическим побуждением, предотвращающей прохождение загрязняющих веществ (пыли, продуктов деструкции полимерных материалов и др.) через зону дыхания работников, занятых на данных работах;
  • в нарушение требований п. 54 СанПиН N 132 хранение алкогольной, безалкогольной, бакалейной продукции, детского питания в коридорах магазина осуществлялось совместно с непродовольственными товарами (моющие, чистящие средства, бытовая химия, хозяйственные товары и др.);
  • в нарушение требований п. 131 СанПиН N 132 в низкотемпературных и охлаждаемых камерах по хранению мясной и рыбной продукции хранился санитарный брак (испорченные, с поврежденной упаковкой, с истекшим сроком годности или подозрительные по качеству пищевые товары: мясные продукты, рыботовары и др.) совместно с доброкачественными товарами;
  • в нарушение требований п. 133 СанПиН N 132 осуществлялось складирование пищевой продукции вне помещений, предназначенных для хранения пищевой и непродовольственной продукции (в коридорах хранились напитки, соки, алкогольная продукция, чипсы, фрукты, майонез, соусы, промышленные товары и др.);
  • в нарушение требований п. 156 СанПиН N 132 в отделе магазина по реализации сырой рыбы подготовка к реализации, взвешивание и упаковка сырой и готовой к употреблению пищевой продукции осуществлялись на одних весах;
  • в нарушение требований п. 179 СанПиН N 132 в магазине осуществлялась торговля пищевой продукцией с нарушением целостности упаковки (полуфабрикат «Черева говяжьи» производства ООО «Б» в количестве 300 г поступил по товарно-транспортной накладной (далее — ТТН) от 12.06.2014, изготовлен согласно удостоверению качества от 12.06.2014 в апреле 2014 г., срок хранения 1 год при температуре от 0 до 100 °C);
  • в нарушение требований абз. 4, 8 ч. 1 п. 180 СанПиН N 132 в торговом зале магазина осуществлялась реализация пищевой продукции без наличия на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь (стерта, частично отсутствует дата изготовления на продукцию: мясо птицы (тушка цыпленка-бройлера) охлажденное в количестве 18 кг производства ОАО «К», поступило от ООО «П» по ТТН от 13.12.2014, согласно удостоверению качества от 12.12.2014 дата изготовления 12.12.2014, срок годности 5 суток при температуре хранения от 0 до 20 °C); осуществлялась торговля загнившей, испорченной с нарушением целостности кожуры и наличием черных пятен, усохшей с признаками порчи свеклы столовой свежей урожая 2014 года в количестве 25,2 кг, поступившей от изготовителя — фермерского хозяйства по ТТН от 12.12.2014;
  • в нарушение требований п. 179 СанПиН N 132 на момент проверки 15.12.2014 при отсутствии необходимых температурных условий хранения осуществлялась реализация:
  • в овощном отделе магазина в торговом зале при температуре окружающей среды 18 °C хранились:
  • чеснок свежий сорта Normal урожая 2014 года вместо предусмотренной температуры от 1 °C до 2 °C;
  • капуста цветная свежая Пилигрим урожая 2014 года (Франция) вместо предусмотренной температуры от 0 °C до 1 °C;
  • томат свежий коктейль (Турция) вместо предусмотренной температуры от 4 °C до 8 °C;
  • томат черный Cumato хранился в охлаждаемой витрине при температуре 3,7 °C вместо предусмотренной температуры от 8 °C до 11 °C.

4. При проверке собственного производства, входящего в структуру магазина, были установлены нарушения СанПиН N 128, а именно:

  • в нарушение требований п. 64 СанПиН N 128 набор помещений собственного производства не соответствует исходным продуктам, с которыми работает предприятие (первичная и вторичная обработка овощей проводится в холодном цеху при отсутствии овощного цеха);
  • в нарушение требований п. 65 СанПиН N 128 взаимное расположение помещений собственного производства не предусматривает последовательность (поточность) технологических процессов, не исключает встречные потоки продовольственного сырья и пищевых продуктов (на площадях холодного цеха организован участок для первичной и вторичной обработки овощей);
  • в нарушение требований п. 83 СанПиН N 128 на момент проверки в овощном цеху собственного производства хранился инвентарь для уборки туалета, имеющий отличительную маркировку;
  • в нарушение требований п. 109 СанПиН N 128 внутрицеховая тара, используемая в горячем цеху собственного производства, не изготовлена из материалов, разрешенных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, для применения при контакте с пищевыми продуктами (повторно используются пластиковые ведра, емкости с крышками для хранения полуфабрикатов, пищевого сырья);
  • в нарушение требований п. 120 СанПиН N 128 в организации (кулинарный цех) допущено использование пластмассовой емкости (лоток) с поврежденной поверхностью (зазоры, наличие дырки);
  • в нарушение требований п. 124 СанПиН N 128 часть разделочного инвентаря (ножи в мясном и рыбном цехах кулинарного цеха) не имели специальной маркировки в соответствии с видом обрабатываемого сырья и пищевых продуктов;
  • в нарушение требований п. 126 СанПиН N 128 часть кухонной посуды (емкости из нержавеющей стали в горячем и холодном цехах) не имела специальной маркировки в соответствии с ее назначением.
  • Тактика ведения дел об административных правонарушениях, касающихся соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, как правило, характеризуется тем, что известно событие правонарушения, известно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), которое совершило административное правонарушение, и известно физическое лицо (работник), которое, возможно, совершило административное правонарушение. В связи с этим необходимо установить, действительно ли имеется вина лица в совершении противоправного деяния, является ли оно надлежащим субъектом административной ответственности, т.е. содержит ли деяние все необходимые элементы состава правонарушения, а также все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. Соответственно предварительно должны быть осмотрены места и товары, на которые распространяются санитарные нормы и правила.

Типовая версия касается события правонарушения (факта несоблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов) и совершения конкретным лицом (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом) правонарушения, т.е. перечня фактических данных, которые могут быть признаны в качестве доказательств по делу, а также, того какие элементы события и насколько полно установлены этими доказательствами и какие элементы состава необходимо доказать, что было рассмотрено выше. На основе типовой версии определяют задачи, очередность их решения и сроки при построении индивидуальных (частных) версий. С учетом предмета имеющихся доказательств дополнительно определяют: спорные факты (например, по квалификации, определению того, является ли выявленное нарушение нарушением конкретных санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, утвержденных в установленном порядке), какие новые доказательства могут быть получены на основе использования собранных (дополнительные документы, например должностные инструкции иных работников, разъяснение Министерства здравоохранения Республики Беларусь и др.), какие действия требуется для этого произвести (в частности, истребовать дополнительные документы, оформить протоколы опроса иных лиц и т.д.).

При применении ст. 16.8 КоАП необходимо учитывать то, что ч. 2 ст. 12.17 КоАП предусмотрена административная ответственность за реализацию или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, за отсутствие документов о качестве административная ответственность предусмотрена ст. 23.11 КоАП, несоблюдение требований технических нормативных правовых актов влечет применение административной ответственности по ч. 1 ст. 23.12 КоАП. При этом ст. 16.8 КоАП является специальной по отношению к ч. 1 ст. 12.17 КоАП (правила торговли также включают нормы, указывающие на необходимость соблюдения санитарных правил).

Кроме того, в процессе анализа индивидуальных (частных) версий осуществляется проверка правовых оснований привлечения виновного к ответственности, изучаются все связи между элементами состава правонарушения, в частности проводятся: проверка объяснений лица, в отношении которого ведется административный процесс (их сравнение с объяснениями иных лиц); исследование всех версий по делу в совокупности (в отношении каждого физического лица, имеющего отношение к нарушению, и в целом на предмет установления роли каждого при наличии соучастия); проверка всех доказательств в совокупности и устранение противоречий между ними; систематизация всех материалов и решение вопроса о том, насколько объективно, полно, всесторонне установлены все обстоятельства по делу.