Отказ в признании недействительным решения районного исполнительного комитета об отказе в продлении срока действия договора аренды

Название документа: Решение экономического суда Гомельской области от 29.12.2016 (дело N 542-11/2016)

Требование: О признании недействительным решения районного исполнительного комитета.

Обстоятельства: Заявитель считал, что исполнительным органом неправомерно отказано в продлении срока действия договора аренды, утверждая, что принятое решение противоречило действующему законодательству и нарушило его законные права и интересы.

Решение: В удовлетворении требования было отказано, поскольку истечение срока аренды, на который был предоставлен земельный участок, и несвоевременное представление письменного уведомления о заключении договора аренды земельного участка на новый срок являлось основанием для отказа в продлении срока аренды земельного участка.

РЕШЕНИЕ

Экономический суд Гомельской области, рассмотрев в судебном заседании заявление частного торгового унитарного предприятия «Б» (далее — ЧТУП «Б») к районному исполнительному комитету о признании недействительным решения районного исполнительного комитета от 05.09.2016,

Установил:

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения районного исполнительного комитета от 05.09.2016, в связи с тем, что исполнительным органом неправомерно отказано в продлении срока действия договора аренды. Заявитель считает, что принятое решение противоречит действующему законодательству и нарушает его законные права и интересы.

Представители заявителя требования, изложенные в заявлении о признании недействительным решения районного исполнительного комитета от 05.09.2016, поддержали в полном объеме. В судебном заседании пояснили, что пунктом 11-1 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667 (ред. от 24.09.2015), предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в предоставлении земельного участка. В частности, в указанном Положении отсутствует основание для отказа в предоставлении земельного участка как несвоевременное уведомление государственного органа о желании продлить договор аренды.

Арендатор 12.08.2016 обратился в государственный орган с заявлением о продлении договорных отношений в срок до окончания действия договора (до 14.08.2016). При этом ни одна из сторон по договору не заявила о своих намерениях о прекращении договора аренды. В связи с чем и в силу части 5 статьи 26 Закона Республики Беларусь от Арендатор 12.08.2016 обратился в государственный орган с заявлением о продлении договорных отношений в срок до окончания действия договора (до 14.08.2016). При этом ни одна из сторон по договору не заявила о своих намерениях о прекращении договора аренды. В связи с чем и в силу части 5 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 12.12.1990 N 460-XII «Об аренде» заявитель считает, что договор аренды земельного участка от 14.08.2006 не прекратил своего действия. Ссылку госоргана на пункт 8 договора заявитель считает необоснованной, так как данный пункт не предусматривает возможности прекращения договора аренды в случае, если арендатор не уведомил арендодателя письмом о своем желании продлить договор аренды на новый срок за три месяца до истечения срока действия договора. Заявитель считает, что пункт 8 договора содержит два самостоятельных, невзаимосвязанных предложения. В первом предложении указано об обязанности арендатора уведомить арендодателя за три месяца до окончания срока действия договора о своем желании продлить договор на новый срок, при этом данное предложение не содержит ответственности за нарушения указанного срока уведомления. Во исполнение указанного обязательства арендатор уведомил арендодателя о желании продлить срок действия договора за два дня до истечения срока действия договора. Таким образом, заявитель исполнил требования, изложенные во втором предложении пункта 8 договора. «Об аренде» заявитель считает, что договор аренды земельного участка от 14.08.2006 не прекратил своего действия. Ссылку госоргана на пункт 8 договора заявитель считает необоснованной, так как данный пункт не предусматривает возможности прекращения договора аренды в случае, если арендатор не уведомил арендодателя письмом о своем желании продлить договор аренды на новый срок за три месяца до истечения срока действия договора. Заявитель считает, что пункт 8 договора содержит два самостоятельных, невзаимосвязанных предложения. В первом предложении указано об обязанности арендатора уведомить арендодателя за три месяца до окончания срока действия договора о своем желании продлить договор на новый срок, при этом данное предложение не содержит ответственности за нарушения указанного срока уведомления. Во исполнение указанного обязательства арендатор уведомил арендодателя о желании продлить срок действия договора за два дня до истечения срока действия договора. Таким образом, заявитель исполнил требования, изложенные во втором предложении пункта 8 договора.

Заявитель указывает, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы ЧТУП «Б», лишает права осуществлять предпринимательскую деятельность, и просит суд удовлетворить заявленные требования.

Представители райисполкома в судебном заседании заявленные требования не признали по доводам, изложенным в отзыве. В частности, в судебном заседании пояснили, что спорный земельный участок был предоставлен в аренду заявителю на десять лет, по 14.08.2016, согласно договору от 18.08.2006. В нарушение пункта 8 договора арендатором пропущен трехмесячный срок, заявление о продлении договора на новый срок им подано 12.08.2016, а дата окончания срока действия договора 14.08.2016, то есть за два дня до даты окончания срока действия договора, в то время как договором предусмотрена обязанность ЧТУП «Б» уведомить райисполком не позднее чем за три месяца до истечения срока действия договора. Представители заинтересованного лица считают, что арендатором не надлежащим образом исполнялся договор, а также имело место нарушение действующего законодательства. С позицией заявителя представители райисполкома не согласны, просят суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив материалы дела и дополнительно представленные документы, выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованного лица, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Решением городского исполнительного комитета от 08.01.2002 индивидуальному предпринимателю Б. был предоставлен во временное пользование земельный участок площадью 0,01 га по ул. П., г. Ж., для организации летнего кафе и размещения торговых павильонов.

Райисполкомом было принято решение от 14.08.2016 «О передаче земельного участка в аренду индивидуальному предпринимателю Б.», которым предусматривалась передача земельного участка общей площадью 0,0496 га в аренду сроком на 10 лет для строительства и обслуживания кафе «С» по адресу г. Ж., ул. П.

Во исполнение вышеуказанного решения райисполком и индивидуальный предприниматель Б. 14.08.2006 заключили договор аренды (договор). На условиях указанного договора арендатору был предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 0,0496 га, расположенный по адресу г. Ж., ул. П., сроком на 10 лет для строительства и обслуживания кафе «С».

В связи с созданием индивидуальным предпринимателем Б. ЧТУП «Б» райисполкомом 10.04.2008 принято решение «О внесении изменений и дополнений в решение райисполкома от 14.08.2006», также было заключено дополнительное соглашение от 10.04.2008, согласно которому стороны заменили арендатора на ЧТУП «Б».

12.08.2016 ЧТУП «Б» обратилось в райисполком с заявлением о продлении срока аренды земельного участка для обслуживания кафе «С» на 10 лет.

Вышеуказанное заявление было рассмотрено на очередном заседании комиссии по выбору земельных участков, состоявшемся 25.08.2016. Согласно принятому решению ЧТУП «Б» отказано в продлении срока аренды по следующим причинам: испрашиваемый земельный участок, согласно утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, предусмотрен для иного по сравнению с заявленным целевым использованием; предоставление испрашиваемого земельного участка предусмотрено только по результатам аукциона, поскольку ЧТУП «Б» не выполнено условие, предусмотренное требованием пункта 8 договора аренды земельного участка от 14.08.2006, заключенного между районным исполнительным комитетом и ЧТУП «Б», а именно, заявление о продлении договора на новый срок им подано 12.08.2016, а дата окончания срока действия договора 14.08.2016, то есть за два дня до даты окончания срока действия договора, в то время как договором предусмотрена обязанность ЧТУП «Б» уведомить райисполком не позднее чем за три месяца до истечения срока действия договора (не позднее 14.05.2016).

В соответствии с частью первой статьи 227 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, а также прокурор вправе подать в суд заявления о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан, либо об обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица, если считают, что нарушены права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также что оспариваемый ненормативный правовой акт, обжалуемые действия (бездействие) противоречат законодательному или иному нормативному правовому акту.

В силу статьи 230 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт или обжалуемые действия государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица не соответствуют законодательству или нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным или о признании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица незаконными.

Поданное заявление по форме и содержанию соответствует требованиям, установленным статьей 228 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Республики Беларусь от имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительные и распорядительные органы являются государственными органами и осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, данным Законом и иными актами законодательства.

В силу статьи 41 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, принимают решения о предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, передаче их в собственность, а также об изъятии земельных участков (кроме городских исполкомов (городов районного подчинения)).

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Республики Беларусь ненормативный акт государственного органа или органа местного управления и самоуправления, нарушающий гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) юридического лица, признается судом недействительным по требованию лица, чьи права нарушены.

Согласно части 5 статьи 17 Кодекса Республики Беларусь о земле сроки и иные условия аренды земельного участка определяются договором аренды земельного участка. Срок аренды земельного участка для ведения сельского хозяйства не может быть менее десяти лет. Срок аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и предоставляемого для целей, связанных со строительством и (или) обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока строительства и (или) эксплуатации этих капитальных строений (зданий, сооружений). Предоставление земельного участка на более короткий срок может осуществляться только с согласия лиц, которым предоставляется этот земельный участок. Срок аренды земельного участка не должен превышать девяноста девяти лет.

В соответствии со статьей 64 Кодекса Республики Беларусь о земле право аренды земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством или договором аренды.

Заявление о продлении срока временного пользования земельным участком было подано заявителем 12.08.2016, а дата окончания срока действия договора 14.08.2016, то есть менее чем за три месяца до окончания срока пользования.

Пунктом 8 договора стороны установили, что арендатор, желающий заключить договор аренды земельного участка на новый срок, обязан письменно уведомить об этом арендодателя не позднее чем за три месяца до истечения срока действия договора. Если арендатор письменно не уведомил арендодателя о своем желании продлить договор аренды на новый срок, договорные отношения сторон по истечении срока договора аренды земельного участка прекращаются.

Исходя из буквального понимания условий договора по правилам, установленным статьей 401 Гражданского кодекса Республики Беларусь, судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условий договора в случае неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявитель не исполнил надлежащим образом предусмотренные пунктом 8 договора обязательства по срокам уведомления арендодателя о намерениях заключить договор аренды земельного участка на новый срок, что повлекло прекращение договорных отношений.

В связи с чем суд признает несостоятельными доводы заявителя о том, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения взятых обязательств по договору, а также доводы о том, что спорный договор аренды считается продленным на тот же срок, на тех же условиях и не прекратил своего действия.

Доводы заявителя о том, что воля и действия сторон по договору были направлены на продление договорных отношений, выражаются в том, что госорганом согласовывалось строительство нового объекта, выдавались разрешения на реконструкцию кафе, на выполнение проектно-изыскательских работ, судом во внимание не принимаются по следующим основаниям.

Решением райисполкома от 22.04.2013 «О выполнении проектно-изыскательских работ» ЧТУП «Б» было разрешено производить проектно-изыскательские работы по реконструкции летнего кафе «С».

04.02.2014 комиссией были рассмотрены материалы, изготовленные РДУП «Проектный институт «Гомельгипрозем», и по результатам работы составлен акт выбора места размещения земельного участка для реконструкции летнего кафе «С» (далее — акт выбора), который 18.02.2014 был утвержден председателем райисполкома.

Согласно условиям акта выбора срок подготовки проектной документации на строительство объекта с учетом ее государственной экспертизы не должен превышать 2 лет.

В соответствии с частью третьей пункта 24 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667 (ред. от 24.09.2015), если заинтересованное лицо до истечения указанного в акте выбора места размещения земельного участка срока не направило в организацию по землеустройству генеральный план объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями и не обратилось в местный исполнительный комитет с заявлением о продлении этого срока, то после его истечения данный акт утрачивает силу.

Поскольку ЧТУП «Б» за продлением срока действия акта выбора в установленном порядке (до истечения срока акта выбора земельного участка) не обращалось, генеральный план объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями в организацию по землеустройству, которая осуществляла подготовку земельно-кадастровой документации (РДУП «Проектный институт «Гомельгипрозем»), для разработки проекта отвода земельного участка не предоставило, в связи с чем акт выбора земельного участка утратил свою силу.

Согласно абзацу 17 части 1 пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667 без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность земельные участки предоставляются на вещных правах в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель:

— для реконструкции существующих капитальных строений, если требуется изменение целевого назначения земельного участка и (или) его размера с соблюдением установленных законодательством предельных размеров земельных участков.

Имеющейся в деле выпиской из единого государственного регистра недвижимого имущества подтверждается, что на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо капитальные строения, следовательно, реконструкция несуществующего недвижимого имущества невозможна.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного требования о признании недействительным принятого райисполкомом решения об отказе в продлении срока аренды земельного участка. Сам факт подачи заявления о продлении срока аренды земельного участка не подменяет собой обоснование необходимости его продления, а то обстоятельство, что заявителю была разрешена реконструкция летнего кафе «С», не может служить основанием для признания оспариваемого решения недействительным, поскольку решением райисполкома от 26.12.2016 решение райисполкома от 22.04.2013 «О выполнении проектно-изыскательских работ» признано утратившим силу.

При принятии спорного решения райисполком исходил из того, что истечение срока аренды, на который был предоставлен земельный участок, и несвоевременное предоставление письменного уведомления о заключении договора аренды земельного участка на новый срок является основанием для отказа в продлении срока аренды земельного участка.

Оценка материалов дела в совокупности с полномочиями и задачами, установленными для исполнительных комитетов законодательством Республики Беларусь, позволила экономическому суду сделать вывод, что райисполком, приняв оспариваемое решение, не вышел за пределы своих полномочий.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности доводы заявителя и заинтересованного лица, имеющиеся в деле документы, опираясь на нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования о признании недействительным решения районного исполнительного комитета от 05.09.2016 не подлежат удовлетворению.

В силу статьи 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, в связи с отказом в удовлетворении заявленного требования, расходы заявителя по государственной пошлине не подлежат возмещению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 133, 190, 192, 193, 199, 201, 204, 207 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд

Решил:

В удовлетворении требований о признании недействительным решения районного исполнительного комитета от 05.09.2016 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда Гомельской области в 15-дневный срок с момента вынесения в порядке статей 267 — 270 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Обращение с жалобой на решение в вышестоящие инстанции без апелляционного обжалования Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь не предусмотрено.