Отказ в удовлетворении требования об отказе во взыскании денежных средств в возмещение вреда, причиненного окружающей среде

Название документа: Постановление апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области от 20.06.2016 (дело N 317-8/2015-99А)

Требование: Об отказе во взыскании денежных средств в возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

Обстоятельства: Лесохозяйственным учреждением было допущено проведение незаконных охот в отсутствие охотничьих путевок к разрешениям на добычу охотничьих животных. В добровольном порядке возместить вред, причиненный окружающей среде, учреждение отказалось.

Решение: Требование не было удовлетворено, так как охота запрещена при отсутствии охотничьей путевки или разового разрешения на добычу охотничьего животного.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Апелляционная инстанция экономического суда Гомельской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного лесохозяйственного учреждения «В» на решение экономического суда Гомельской области от 11.05.2016 по делу N 317-8/2015, принятое по исковому заявлению Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь к государственному лесохозяйственному учреждению «В» о взыскании 1 873 800 000 руб., с участием представителей,

Установила:

Решением экономического суда Гомельской области от 11.05.2016 по делу N 317-8/2015 удовлетворены исковые требования Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь к государственному лесохозяйственному учреждению «В» в сумме 1 763 280 000 руб. В остальной части иска отказано.

Государственное лесохозяйственное учреждение «В» с принятым судом первой инстанции решением не согласилось в части взыскания с него 709 200 000 руб. и в своей апелляционной жалобе просит его отменить в данной части как незаконное и необоснованное и принять новое постановление об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что истцом неверно произведен расчет вреда, причиненного окружающей среде. Для расчета вреда применены таксы для определения размера вреда, определенного Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 N 580 (далее — Указ N 580) в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 N 551. Однако вред был причинен в период действия Указа N 580 в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 21.06.2012 N 284, от 05.12.2013 N 551, где были установлены более низкие таксы для возмещения вреда. Суд первой инстанции не дал надлежащую оценку данным обстоятельствам, что привело к завышению суммы вреда, причиненного окружающей среде.

Представитель государственного лесохозяйственного учреждения «В» в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу указал на несостоятельность ее доводов по тем основаниям, что в ходе проверки были установлены нарушения ответчиком природоохранного законодательства при ведении охоты, что повлекло причинение вреда окружающей среде. В соответствии с пунктом 259 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных Указом N 580 (далее — Правила), вред, причиненный окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения охотничьих животных, подлежит возмещению лицом, причинившим его, в размере, определенном по таксам, установленным Президентом Республики Беларусь. В силу статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме. В связи с чем вред должен быть возмещен по таксам, действующим на момент составления акта об установления факта причинения вреда.

Поскольку апелляционная жалоба подана на часть решения суда первой инстанции и лица, участвующие в деле, не настаивают на пересмотре его в полном объеме, то апелляционная инстанция проверяет его законность и обоснованность только в обжалуемой части.

Проверив в обжалуемой части законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба — удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, областной инспекцией охраны животного и растительного мира проведена плановая проверка соблюдения государственным лесохозяйственным учреждением «В» требований законодательства при ведении лесного и охотничьего хозяйства за период с 01.01.2013 по 11.06.2015. По результатам проверки составлен акт от 02.07.2015.

Актом проверки от 02.07.2015 установлено, что ответчиком в период с 17.05.2013 по 27.12.2014 в нарушение Правил (в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 23.07.2010 N 386 и от 05.12.2013 N 551) допущено проведение незаконных охот, в результате которых незаконно добыты (изъяты) 1 особь бобра, 5 особей лося, 21 особь косули и 46 особей дикого кабана.

Ответчик отказался в добровольном порядке возместить вред, причиненный окружающей среде.

В связи с чем истец обратился в суд, рассматривающий экономические дела, с иском о взыскании с ответчика суммы вреда, причиненного окружающей среде.

В соответствии со статьей 63 Закона Республики Беларусь «О животном мире» вред, причиненный объектам животного мира и (или) среде их обитания в результате нарушения законодательства об охране и использовании животного мира, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в размере, определенном по таксам, установленным Президентом Республики Беларусь.

Согласно части 1 подпункта 1.4 Указа N 580 размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания, определяется по таксам согласно приложению к Указу N 580.

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 N 1042 (далее — Положение N 1042), размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами, установленными Указом N 580 и Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 N 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде» (далее — Указ N 348) исходя из, в частности, вида, количества или массы диких животных (их эмбрионов).

Согласно части 2 статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» факт причинения вреда окружающей среде, установленный при осуществлении контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, фиксируется государственным органом, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Из материалов проверки следует, что ответчиком допущено проведение охот по разовым разрешениям на лося 07.12.2013, на кабана 19.08.2013, 31.10.2013, 09.11.2013, 07.12.2013, 22.12.2013, 22.02.2014, 24.02.2014 (по 5 разовым разрешениям), 25.02.2014, 26.02.2014 (по 3 разовым разрешениям), 15.07.2014 (по 2 разовым разрешениям), 19.07.2014, 21.07.2014, 24.07.2014, на косулю 08.11.2013, 29.12.2013, 30.12.2013, 09.11.2014 в отсутствие охотничьих путевок к разрешениям (разовым разрешениям) на добычу охотничьих животных.

В соответствии с абзацем 4 пункта 192 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23.07.2010 N 386) граждане могут проводить охоту при наличии в том числе охотничьей путевки либо разового разрешения на добычу охотничьего животного и охотничьей путевки к немвыданных в соответствии с главой 12 Правил.

Согласно пункту 204 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23.07.2010 N 386) охота должна проводиться в соответствии с условиями, перечисленными в охотничьей путевке или разовом разрешении на добычу охотничьего животного и охотничьей путевке к нему.

В соответствии с пунктом 208 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23.07.2010 N 386) запрещается охота при отсутствии или использовании недействительных документов, перечисленных в пунктах 192 и (или) 193 Правил.

Согласно абзаца 3 пункта 110 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 N 551) граждане при проведении охоты должны иметь при себе в том числе охотничью путевку или разрешение на добычу охотничьего животного и охотничью путевку к нему, выданные этим гражданам (либо они должны быть записаны в охотничьей путевке к разрешению на добычу охотничьего животного, находящейся у руководителя охоты).

В соответствии с пунктом 123 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 N 551) охота проводится в соответствии с Правилами, условиями, указанными в охотничьей путевке или разрешении на добычу охотничьего животного и охотничьей путевке к нему.

Согласно пункту 129 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 N 551) запрещается охота в том числе при отсутствии или использовании недействительных документов, перечисленных в пунктах 110 и (или) 111 Правил.

Также ответчиком в нарушение пунктов 124, 125, 192, 199, 204, 208 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23.07.2010 N 386), пунктов 56, 59, 112, 123, 129 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 N 551) допущена добыча животных по недействительным охотничьим путевкам к разовым разрешения (разрешениям) на добычу охотничьих животных: 17.05.2013 — кабана (2 особи), 15.06.2013 — косули, 18.06.2013 — кабана, 04.07.2013 — кабана, 12.07.2013 — кабана (2 особи), 21.07.2013 — кабана (3 особи), 25.07.2013 — кабана, 26.09.2013 — кабана, 01.06.2014 — кабана (2 особи), 07.06.2014 — кабана, 15.06.2014 — кабана — ввиду истечения срока действия охотничьих путевок к разовым разрешениям; 05.10.2013 — косули (2 особи), 08.10.2013 — кабана, 09.10.2013 — кабана, 19.10.2013 — косули (2 особи), 27.10.2013 — кабана, 02.11.2013 — кабана, 14.12.2013 — косули, 29.03.2014 — кабана, 30.05.2014 — кабана, 02.06.2014 — кабана, 04.06.2014 — кабана, 12.06.2014 — кабана, 11.10.2014 — косули, 18.10.2014 — косули, 15.11.2014 — косули, 23.11.2014 — косули — ввиду исправления срока действия охотничьих путевок к разовым разрешениям.

Ответчиком в нарушение пунктов 119, 124, 192, 194, 199, 204, 208 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23.07.2010 N 386) 05.01.2014 допущена добыча бобра речного по недействительным охотничьим путевкам к разовому разрешению (разрешениям) и недействительному разовому разрешению (разрешениям) на добычу охотничьих животных (сроком действия по 31.12.2013, который исправлен на 01.03.2014).

Также ответчиком 07.12.2013 допущена добыча иного охотничьего животного нормируемого вида (лося), которая разрешалась охотничьей путевкой к разовому разрешению (разрешениям) на добычу охотничьего животного (кабана, косули), чем нарушены пункты 125, 126, 192, 204, 208 Правил.

Ответчиком 08.11.2014 проведена охота, организованная для иностранных граждан, в отсутствие охотничьей путевки к разовому разрешению на добычу охотничьего животного (лося), чем нарушены пункты 110, 129 Правил (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 N 551).

Факты причинения вреда подтверждаются актом проверки от 02.07.2015, актами об установлении фактов причинения вреда окружающей среде от 02.07.2015, разовыми разрешениями на добычу охотничьего животного нормированных (нормируемых) видов и охотничьими путевками к ним.

Апелляционной инстанцией не приняты доводы апеллянта о том, что истцом неверно произведен расчет вреда, причиненного окружающей среде, исходя из следующего.

Согласно пункту 13 Положения N 1042 (с изменениями и дополнениями) факт причинения вреда окружающей среде фиксируется уполномоченным государственным органом в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктами 5, 6 Положения N 1042 факт причинения вреда окружающей среде регистрируется и учитывается уполномоченными государственными органами, его установившими, в определенном ими порядке. Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Указами N 580 и N 348.

С учетом вышеизложенного при расчете вреда применяются таксы, действующие на момент составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде.

В связи с чем в обжалуемой части требования истцом заявлены обоснованно, законно и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь госпошлину, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, следует взыскать с ответчика в республиканский бюджет в части удовлетворенных исковых требований.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, рассматривающего экономические дела, не имеется.

Руководствуясь статьями 133, 279, 281 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, апелляционная инстанция

Постановила:

Решение экономического суда Гомельской области от 11.05.2016 по делу N 317-8/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Постановление суда, рассматривающего экономические дела, апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца с момента вступления его в законную силу.