Отношение к информации, полученной таможенными органами

Предоставляемая органам таможенной службы Беларуси информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления, которые были получены таможенными органами с целью выполнения служебных задач и функций от физических и иных заинтересованных лиц.

Основными нормативными актами, определяющими порядок использования информации, получаемой таможенными органами, являются:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТмК ТС);
  • Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон о таможенном регулировании);
  • Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон об информации);
  • Закон Республики Беларусь от 19.07.2010 N 170-З «О государственных секретах» (далее — Закон о государственных секретах);
  • Закон Республики Беларусь от 05.01.2013 N 16-З «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне);
  • Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 21.04.2008 N 228 «О некоторых вопросах таможенных органов» (далее — Указ N 228) и иные нормативные акты.

Анализируя содержание норм, зафиксированных в Конституции Республики Беларусь, следует признать, что конституционно-правовые нормы на достаточно высоком уровне регламентируют процесс получения информации органами государственной власти (в том числе и таможенными органами).

Передаваемые таможенным органам сведения могут иметь ограниченный доступ. Вследствие этого очень важной с точки зрения правовой возможности легитимного существования системы юридических тайн является норма части 1 статьи 23 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности, в том числе информационных, возможно исключительно посредством принятия закона.

Принцип неприкосновенности личности — один из главных информационно-правовых принципов в деятельности должностных лиц органов государственной власти (таможенных органов) при работе с полученной информацией — гарантирован частью 1 статьи 25 и статьей 28 Конституции Республики Беларусь.

Конституционно-правовые гарантии информационных отношений между органами государственной власти (таможенными органами) и гражданами положены в основу статьи 40 Конституции Республики Беларусь через соотношение «право — обязанность»:

  • право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы;
  • юридическая обязанность органов государственной власти рассмотреть обращение и дать на него ответ.

Норма части 2 статьи 59 Конституции Республики Беларусь обязывает органы государственной власти в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты информационных прав и свобод личности. Указанная норма может быть использована в качестве одного из главных принципов при работе с информацией, передаваемой гражданами и иными заинтересованными лицами таможенным органам (органам государственной власти), и подразумевать исключительную важность принятия мер защиты соответствующих сведений.

Таким образом, Конституция Республики Беларусь посредством своих норм сформировала необходимые фундаментально-ценностные основы, заложила правовую идею различных информационных процессов (процесса получения (предоставления) сведений), тем самым дав необходимый импульс для их дальнейшего развития.

В соответствии с положениями подконституционных актов таможенные органы Республики Беларусь выступают в качестве субъекта информационных отношений как государственный орган — пользователь информации, полученной таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза и используемой такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений (п. 1 ст. 8 ТмК ТС).

В качестве видов получаемой таможенными органами информации приведены в п. 2 ст. 8 ТмК ТС такие составные элементы системы юридических тайн, как государственная, коммерческая, банковская, налоговая тайны, каждый из которых может быть представлен физическими и (или) юридическими лицами и затем использован таможенными органами в служебных целях. Все приведенные виды тайн на сегодняшний день регламентированы национальным законодательством, и таможенные органы обязаны соблюдать его нормы, наряду с нормами актов Таможенного союза.

В Республике Беларусь перечисленные выше виды юридических тайн являются неотъемлемой частью соответствующих сфер деятельности (государственная тайна — государственная деятельность, коммерческая тайна — коммерческая деятельность, банковская тайна — банковская деятельность и т.д.) и законодательно представлены в различных актах законодательства.

Так, отношения по поводу информации, составляющей государственную тайну, на сегодняшний день регулируются посредством положений Закона о государственных секретах.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о государственных секретах условием осуществления деятельности с использованием государственных секретов является наличие у государственных органов, иных организаций и граждан допуска к государственным секретам, т.е. информационные процессы (предоставление, получение) в отношении информации, составляющей государственную тайну, со стороны органов государственной власти (таможенных органов) возможны лишь при наличии допуска, предоставленного в определенном действующим законодательством порядке.

Коммерческая тайна — одна из важнейших информационных категорий, образующихся в результате информационного обеспечения коммерческой деятельности, регламентирована в основном двумя нормативными актами — Гражданским кодексом Республики Беларусь и Законом о коммерческой тайне.

Касаясь вопроса получения государственным органом (таможенным органом) информации, составляющей коммерческую тайну, следует отметить, что таким структурам для получения доступа к соответствующим сведениям необходимо оформить письменное требование о предоставлении доступа с обоснованием подобного ознакомления (ч. 4 ст. 11 Закона о коммерческой тайне). В случае положительного решения владельца на получение коммерческих сведений, имеющих ограниченный доступ, государственный орган (таможенный орган) обязан создать условия для обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну (ч. 1 ст. 12 Закона о коммерческой тайне).

Основной законодательный источник регулирования обращения информации, составляющей банковскую тайну, — Банковский кодекс Республики Беларусь (далее — БК), позиционирующий данный вид информации ограниченного доступа как «сведения о счетах и вкладах (депозитах), в том числе о наличии счета в банке (небанковской кредитно-финансовой организации), его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах), а равно сведения о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (депозитам), а также об имуществе, находящемся на хранении в банке…» (ч. 1 ст. 121 БК).

Банк предоставляет в установленном законодательством порядке информацию, составляющую банковскую тайну юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, таможенным органам. В этом случае таможенный орган «…не вправе разглашать эти сведения без согласия владельца счета и (или) вклада (депозита) или поклажедателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь…» (ч. 9 ст. 121 БК).

Помимо вышеуказанного как государственный орган — пользователь информации таможенный орган вправе предоставлять такую информацию иным государственным органам на условиях и в порядке, определенных соответствующими нормативными актами (ст. 17, 18, 34 Закона об информации, ст. 24 — 29 Закона о государственных секретах, ст. 11 — 13 Закона о коммерческой тайне).

Таким образом, формируемая система сведений, которые может получить таможенный орган от заинтересованных физических и (или) юридических лиц, представляет собой организованную совокупность сведений, составляющих различные информационные категории (в том числе и виды юридических тайн), и вследствие этого нуждается в определенной унификации.

В связи с этим, учитывая служебные ценность и значимость (использование исключительно для осуществления служебных задач и функций) подобной информации для таможенных органов, а также тот факт, что таможенный орган является органом государственной власти, в основе которого лежат служебные информационные отношения между государственными служащими, в качестве информации, полученной таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза и используемой такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений, следует понимать служебную информацию таможенных органов, включая:

  • служебную информацию таможенных органов общего доступа;
  • служебную информацию таможенных органов ограниченного доступа (служебную тайну).

К служебной информации таможенных органов общего доступа следует относить информацию, полученную таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза и используемую такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не ограничены.

В свою очередь, служебная информация таможенных органов ограниченного доступа (служебная тайна) представляет собой информацию, полученную таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза и используемую такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений, доступ к которой, распространение и (или) предоставление ограничено. В таком случае получаемая таможенными органами информация, содержащая коммерческую, банковскую, налоговую, иные виды тайн, кроме государственной, приобретает режим служебной тайны с соответствующими мерами защиты.

Согласно п. 3 ст. 6 Закона о таможенном регулировании государственным органам иностранных государств может передаваться информация, содержащаяся в п. 1 ст. 8 ТмК ТС, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь. В частности, на уровне Евразийского экономического сообщества заключен ряд соглашений, касающихся порядка обмена информацией, в том числе конфиденциальной. В качестве примера можно привести Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии N 133 «О проекте Соглашения об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, государствами — участниками Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 9 декабря 2010 года» (принято в г. Москве 18.06.2013).

Для лучшего понимания рассмотрим статью 8 Закона о таможенном регулировании, которой установлена система таможенных органов.

Положениями статьи 8 Закона о таможенном регулировании определяется, что система таможенных органов представляет собой совокупность интегрированных элементов, имеющих вертикальную иерархию. При этом Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в соответствии с Указом N 228 возглавляет единую систему таможенных органов Республики Беларусь.

В целом систему таможенных органов можно свести к трем составляющим.

1. Образованный постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 20.09.1991 N 1101-XII «О таможенной службе Республики Беларусь» Государственный таможенный комитет Республики Беларусь представляет собой республиканский орган государственного управления, является функциональным и организующим началом системы. Организационное свойство Государственного таможенного комитета Республики Беларусь заключено, в частности, в возможности создания, реорганизации и ликвидации таможен по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь помимо указанной системы также входит в состав (структуру) органов исполнительной власти, а также правоохранительных органов (наряду с таможнями). Основное назначение Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в рамках системы — координация, организация и общее руководство таможенными органами в рамках компетенции, возложенной на него актами законодательства Республики Беларусь.

2. Таможни — основные системообразующие элементы, представляющие собой государственные региональные органы со статусом юридического лица, правовой статус которых определяется положениями, утверждаемыми Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона о таможенном регулировании создание, реорганизация и ликвидация таможен осуществляется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Как составные элементы системы таможни также обладают функциональным и организующим началом, но уже в рамках своей локальной подсистемы; являются более прикладными, проводящими и реализующими на практике задачи и функции, возложенные на таможенные органы.

3. Государственные учреждения, входящие в систему таможенных органов. В целом государственные учреждения, входящие в систему таможенных органов, представляют собой организационные структуры, базовое предназначение которых сводится к обеспечению основной деятельности таможенных органов, способствованию в развитии их системы посредством оказания образовательных, экспертных, логистических услуг. В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона о таможенном регулировании создание, реорганизация и ликвидация указанных учреждений осуществляется по решению Президента Республики Беларусь, что позволяет сделать вывод об их достаточно самостоятельном и особом правовом статусе.

Статьей 9 Закона о таможенном регулировании Государственному таможенному комитету Республики Беларусь предоставлено право создавать в установленном порядке элементы (таможенные лаборатории, информационно-вычислительные центры и т.п.), не входящие в систему таможенных органов, деятельность которых будет носить обеспечивающий основную систему (систему таможенных органов) характер. В частности, приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 15.06.2011 N 254-ОД утвержден устав республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис» (далее — РУП «Белтаможсервис»), представляющего собой коммерческую организацию, основной целью деятельности которой является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли, в частности, для дополнительного финансирования таможенных органов.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) содержит множество статей, посвященных применению административной ответственности в отношении должностных лиц таможенных органов. Например, ст. 9.6 КоАП устанавливает такую ответственность за незаконный отказ в предоставлении гражданину информации (либо предоставлении недостоверной информации), затрагивающий его права и законные интересы, а норма ст. 9.24 КоАП — за нарушение законодательства о книге замечаний и предложений.

Гражданско-правовая ответственность таможенных органов и их должностных лиц регламентирована между тем нормами ГК. Так, согласно ч. 2 п. 4 ст. 140 ГК в случае незаконного ознакомления или незаконного использования, а также разглашения информации, которая составляет служебную тайну или коммерческую тайну, физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица обязаны возместить ее обладателю причиненные убытки, т.е. в случае если должностное лицо таможенного органа разгласит информацию, составляющую коммерческую тайну, владельцем которой является коммерческая организация, то такое лицо обязано возместить причиненный ущерб в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о таможенном регулировании должностными лицами таможенных органов являются работники, занимающие штатные должности в органах, организациях, учреждениях, входящих в систему таможенных органов. Соответственно работники, не занимающие штатных должностей в указанных структурах (сотрудники административно-хозяйственных отделов, иной обслуживающий персонал), а также работники иных организаций, учреждений, не входящих в систему таможенных органов (например, работники РУП «Белтаможсервис»), не являются должностными лицами таможенных органов.

Процесс обнародования (опубликования) нормативных актов является одной из форм диалога между государством и обществом, одним из главных показателей ответственности государства и государственных структур перед народом и поэтому должен занимать особое место в нормативном регулировании любого рода отношений.

На уровне Государственного таможенного комитета Республики Беларусь на постоянной основе производится контроль за реализацией положений Закона об информации, Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 N 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» в части распространения правовой информации. Во исполнение указанных актов изданы следующие приказы Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь:

  • от 27.04.2006 N 172-ОД «Об утверждении Положения о сопровождении Интернет-сайта Государственного таможенного комитета Республики Беларусь»;
  • от 09.04.2010 N 113-ОД «Об упорядочении работы со средствами массовой информации в таможенных органах».

Нормами указанных актов определены ответственные должностные лица таможенных органов по организации работы со средствами массовой информации, в сети Интернет (в частности, сопровождение интернет-сайта Государственного таможенного комитета Республики Беларусь).