При осуществлении международных перевозок страхование является одним из ключевых факторов, гарантирующих определенную безопасность при перевозке, и ограждает стороны от всевозможных рисков, связанных с несохранностью груза. В силу абзаца тридцатого пункта 2 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности» (далее — Положение), страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, в том числе иностранных и международных, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, иностранных государств при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет страховых резервов, формируемых страховщиками в установленном порядке.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 825 Гражданского кодекса Республики Беларусь обязательному страхованию может подлежать гражданская ответственность, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц либо вследствие нарушения договоров с другими лицами. Развивая указанную норму, Положение в главе 14 закрепляет обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Нормы главы 14 Положения распространяются на ответственность перевозчика перед пассажирами, перевозимыми средствами автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта, в том числе при международном сообщении, городского электрического транспорта, а также метро. При этом закон не предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при осуществлении международных перевозок грузов, т.е. такое страхование является добровольным. В то же время наличие полиса страхования у перевозчика / экспедитора является важнейшим фактором в части обеспечения возмещения убытков грузовладельцу в случае несохранности груза.
По такому виду страхования, как наступление ответственности перевозчика (экспедитора) за причинение вреда грузовладельцу в связи с экспедированием или перевозкой его грузов, обязанность возместить который предусмотрена национальным законодательством и / или международными конвенциями, страховыми случаями, как правило, являются:
- повреждение (порча), утрата груза;
- финансовые убытки в связи с просрочкой доставки груза, уплатой провозных платежей и понесением прочих расходов, связанных с перевозкой.
Наличие полиса страхования ответственности у перевозчика (экспедитора) ограждает его и грузовладельца от возможных убытков при осуществлении международных перевозок. Так, если перевозчик (экспедитор) имеет действующий полис страхования своей ответственности, то при повреждении груза и нанесении тем самым убытков грузовладельцу он вправе возместить причиненный ущерб за счет собственных средств (или в случае с экспедитором — за счет средств привлеченного им перевозчика) или представить документы, подтверждающие нанесение ущерба, в страховую организацию. В последнем случае страховая организация при представлении ей необходимых документов обязана выплатить соответствующее возмещение грузовладельцу вместо перевозчика (экспедитора).
Наличие у перевозчика (экспедитора) полиса страхования ответственности дает грузовладельцу, на наш взгляд, следующие преимущества:
- дополнительные финансовые гарантии того, что в случае повреждения (утраты) груза возмещение будет выплачено (особенно это может быть актуально при работе с экспедитором, у которого размер уставного фонда и стоимость официально числящегося имущества на балансе в разы меньше возможного убытка). Например, если стоимость утраченного (поврежденного) груза значительно превышает стоимость числящегося на балансе у перевозчика / экспедитора имущества, то в таком случае отсутствие полиса страхования гражданской ответственности перевозчика / экспедитора и необходимых средств для возмещения может повлечь ликвидацию последнего и соответственно возмещение грузовладельцу выплачено не будет;
- наличие и оплата страхового полиса с высокой долей вероятности подтверждают реальное существование транспортной компании (т.е. позволяют минимизировать риски работы с транспортными мошенниками). Особенно большое значение это имеет при осуществлении международных перевозок дорогостоящих грузов, крупных партий грузов и т.д.;
- отсутствие затрат на проведение экспертизы повреждений груза. Если у перевозчика / экспедитора имеется страховой полис, то в случае возникновения ущерба при осуществлении международных перевозок его размер и причины возникновения устанавливаются представителем страховой организации (сюрвейером) безвозмездно.
Недостатки для грузовладельцев:
- для выплаты возмещения через страховщика транспортная компания запросит большой перечень документов, подготовка и рассмотрение которых могут увеличить сроки возмещения ущерба. Как правило, перечень необходимых документов устанавливается страховыми организациями в их локальных нормативных правовых актах;
- при отсутствии вины перевозчика / экспедитора в причинении ущерба (например, груз был поврежден при дорожно-транспортном происшествии, совершенном по вине третьего лица) страховое возмещение выплачено не будет;
- при решении вопроса о размере страхового возмещения страховщик будет применять все ограничения и лимиты ответственности перевозчика, установленные законодательством (например, лимит ответственности перевозчика исходя из веса груза).
В то же время признание страховой организацией перевозчика / экспедитора факта причинения ущерба в качестве нестрахового случая и отказ в выплате возмещения не снимают ответственности с экспедитора (если он обязан нести ответственность по законодательству). Напомним, что в соответствии со статьей 27 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 N 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность за несохранность (утрату, недостачу, повреждение (порчу)) груза только в случае принятия груза в свое ведение, если такие утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли после его принятия в ведение экспедитора и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза, и если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется соответствующей отметкой в товарных (товарно-транспортных) документах на груз, заполняемых в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, или выдачей расписки экспедитора. Следует отметить, что договором (соглашением) может быть предусмотрена ответственность за сохранность груза, даже если экспедитор не принимал груз в свое ведение. Таким образом, экспедитор несет ответственность за сохранность груза в двух случаях: если принял груз в свое ведение и (или) если такое условие об ответственности экспедитора за сохранность груза предусмотрено в договоре (соглашении).
Если отказ страховой организации в возмещении ущерба вызван неисполнением перевозчиком / экспедитором условий страхования (например, несвоевременное информирование о застрахованных перевозках, перевозка грузов в транспортных средствах, не включенных в полис, и т.п.) либо грубой небрежностью / виной транспортной компании в возникновении ущерба (например, водитель на некоторое время оставил транспортное средство с грузом без присмотра), на наш взгляд, приняв во внимание решение страховой организации, следует продолжать требовать возмещения ущерба от перевозчика / экспедитора.
Исходя из сложившейся практики в сфере международных перевозок, груз следует страховать, если:
- груз дорогой и / или легкий, в связи с чем установленные Конвенцией Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» (заключена в г. Женеве 19.05.1956) (далее — КДПГ) лимиты ответственности перевозчика за сохранность груза значительно меньше его стоимости;
- страхование груза требуется в соответствии с договором купли-продажи, поставки или иным аналогичным договором;
- требуется дополнительная имущественная защита, в том числе на случай, если груз будет поврежден не по вине перевозчика (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьего лица);
- в иных случаях, предусмотренных законодательством или по соглашению сторон.
При выполнении международных перевозок перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу), утрату перевозимого груза и несоблюдение срока доставки груза. При этом, учитывая нормы статьи 17 КДПГ, перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей. В то же время перевозчик освобождается от этой ответственности, если потеря груза, его повреждение произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которых перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить. В пункте 4 статьи 17 КДПГ установлены случаи освобождения перевозчика от ответственности при повреждении (потере) грузов, не вызванном действиями (приказами) правомочного по договору лица.
Однако следует помнить, что перевозчик несет ограниченную ответственность, т.е. размер его ответственности лимитируется КДПГ и некоторыми другими конвенциями. Лимиты ответственности различаются в зависимости от вида перевозок, в частности:
- автоперевозки. Сумма возмещения в случае несохранности груза при международных автомобильных перевозках, выполняемых в соответствии с КДПГ, ограничена: она не может превышать 8,33 специальных прав заимствования (СДР) (1 СДР равен около 1,5 дол. США) за 1 кг веса брутто;
- авиаперевозки. Ответственность перевозчика ограничивается суммой в размере 250 французских франков (примерно 20 дол. США) за 1 кг (Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенная в г. Варшаве 12.10.1929) либо 17 СДР за 1 кг веса брутто (Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, заключенная в г. Монреале 28.05.1999);
- морские перевозки. Ответственность перевозчика за несохранность груза предусмотрена в размере стоимости груза, но не более 2 СДР за 1 кг веса брутто (подпункт «а» пункта 5 статьи 4 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте, заключенной в г. Брюсселе 25.08.1924, иногда именуемой Правилами Гаага-Висби);
- железнодорожные перевозки. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), заключенное 01.11.1951, ограничений по размеру ответственности перевозчика не предусматривает. Предельный размер ответственности европейских железных дорог (узкая железнодорожная дорога) за несохранность грузов составляет 17 СДР за 1 кг согласно Конвенции о международных перевозках по железной дороге 1980 года (КОТИФ).
Следует отметить одно исключение, которое касается всех вышеуказанных видов перевозок: лимиты ответственности перевозчика не подлежат применению в случае, если груз перевозился с объявленной стоимостью либо если ущерб был вызван злоумышленным поступком (грубая небрежность) перевозчика или произошел по вине, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку.
Приведем пример. ООО «Д» осуществляло перевозку груза (технические изделия) по маршруту Рим — Минск. На месте разгрузки ОАО «Л» была выявлена недостача четырех коробок с техническими изделиями общей стоимостью 22200 дол. США и весом брутто 33,4 кг. ОАО «Л» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 22200 дол. США (в переводе на белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь). ООО «Д» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного пунктом 3 статьи 23 КДПГ: 33,4 кг x 8,33 = 278 СДР (около 440 дол. США). ОАО «Л» не согласилось с позицией ООО «Д» и обратилось в суд, рассматривающий экономические дела.
В судебном заседании были представлены доказательства (показания свидетелей, материалы правоохранительных органов и т.д.), подтверждающие тот факт, что недостача груза стала следствием его хищения из транспортного средства, которое произошло в тот момент, когда водитель находился в супермаркете, оставив транспортное средство с грузом на неохраняемой стоянке более чем на два часа. Суд расценил действия перевозчика как грубую небрежность и постановил взыскать с последнего причиненный ущерб в полном объеме.
Особенности ответственности перевозчика в рамках осуществления международных перевозок предусмотрены главой IV КДПГ. В то же время в случае повреждения (порчи), утраты перевозимого груза следует учитывать следующее:
- при утрате всего груза или его части размер возмещения равен документально подтвержденной стоимости утраченного груза или недостающей его части. В подавляющем большинстве случаев размер ущерба определяется исходя из стоимости груза по инвойсу продавца, который сопровождает груз в процессе перевозки (т.е. без учета торговых надбавок и предполагаемой прибыли покупателя товара). Следует напомнить, что согласно пункту 6 статьи 23 КДПГ лимиты ответственности при возмещении стоимости груза не применяются, если отправителем была заполнена декларация о стоимости груза (статья 24 КДПГ) или декларация о дополнительной ценности груза (статья 26 КДПГ);
- при повреждении (порче) груза размер возмещения равен сумме, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — сумме в размере стоимости груза. Как правило, указанное понижение стоимости соответствует стоимости ремонта поврежденного груза. Однако при формальном подходе определяется соглашением сторон или заключением сторон (статья 25 КДПГ).
В дополнение к сумме компенсации, рассчитанной исходя из стоимости груза, перевозчик должен возместить грузовладельцу плату за перевозку (фрахт), таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные непосредственно с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза или в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной утрате груза (пункт 4 статьи 23 КДПГ).
В некоторых случаях страховые организации (так же как и транспортные компании и грузовладельцы) выбирают вариантом преодоления проблемы ограниченной ответственности перевозчика страхование груза на сумму превышения размера ответственности последнего. То есть при стоимости перевозимого груза 100000 дол. США и максимальном размере ответственности перевозчика по весу груза 30000 дол. США он страхуется исходя из стоимости (страховой суммы) в размере 70000 дол. США. При этом логика в данном случае следующая: при утрате всего груза 30000 дол. США будут выплачены перевозчиком в счет возмещения ущерба согласно КДПГ, а 70000 дол. США возмещены страховой организацией в рамках страхования груза.
Иногда при страховании грузов по генеральному полису (самостоятельно либо через экспедитора или перевозчика) отдельные грузы вовсе не могут быть приняты страховщиком на страхование либо страховщик застрахует их только по дополнительному соглашению со страхователем (как правило, по увеличенному тарифу). Подобными грузами могут быть изделия из драгоценных металлов, уникальные и антикварные предметы, коллекции, горючие и взрывчатые вещества и т.д. Несмотря на наименование самого распространенного вида страхования грузов — «от всех рисков», все же существует перечень случаев, при которых страховое покрытие не предоставляется. Как правило, не является страховым случаем возникновение ущерба в результате:
- умысла страхователя или выгодоприобретателя;
- несоответствующей упаковки или крепления грузов и отправления их в поврежденном состоянии;
- недостачи груза при сохранении целостности наружной упаковки;
- повреждений внутри места груза при сохранении целостности его наружной упаковки и т.д.
Страховая сумма определяется на основании заявления страхователя, как правило, в размере действительной стоимости груза (согласно инвойсу на груз). По желанию страхователя она может включать в себя также расходы на доставку и таможенные платежи (если указанные платежи изначально не включены, то при возникновении страхового случая они не подлежат возмещению страховщиком).
Страхователям рекомендуется при заключении договора страхования груза сообщать страховой организации все известные обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления. Если в момент подачи заявления о страховании страхователь не обладает всеми вышеизложенными сведениями, желательно сообщать их по мере поступления. Например, если в процессе перевозки груза имели место перегрузка груза с одного транспортного средства на другое, изменения пункта доставки, стоимости груза и т.п.
Нередко на практике возникают проблемы, связанные с выплатой возмещения за поврежденный или утраченный груз, решение которых во многом зависит от действий грузовладельца с того момента, как он обнаружил несохранность груза. Рассмотрим, например, действия грузополучателя при доставке груза по CMR-накладной при наличии полиса страхования ответственности перевозчика / экспедитора.
Условно все действия грузополучателя можно разделить на несколько этапов:
- координация действий со страховой организацией;
- фиксация факта несохранности груза;
- подготовка и представление необходимых документов в страховую организацию для получения страховой выплаты.
По прибытии транспортного средства на место разгрузки представитель грузополучателя должен внимательно осмотреть транспортное средство на предмет наличия следов вскрытия, механического или иного повреждения тента и троса, а также проверить сохранность наложенных пломб.
В случае если в процессе выгрузки обнаружены повреждение либо утрата груза, грузополучателю следует приостановить процедуру разгрузки транспортного средства и уведомить страховую организацию, в которой данный груз застрахован, либо через перевозчика / экспедитора уведомить страховую организацию последнего и согласовать со страховщиком последующие действия по фиксации предполагаемого страхового случая. Напомним, что общий порядок и правила приемки товаров по количеству и качеству в Республике Беларусь, а также условия, необходимые для проведения объективной и достоверной приемки товаров по количеству и качеству, определены Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 N 1290 (далее — Положение N 1290). Нормы Положения N 1290 имеют немаловажное значение при осуществлении перевозок, точнее, непосредственно при доставке груза и его передаче грузополучателю.
Исходя из установившейся практики, рекомендуем для фиксации факта несохранности груза предпринимать следующие действия:
- составить акт приемки груза. Согласно пункту 39 Положения N 1290 если при приемке товаров по количеству и качеству будут выявлены недостача товара или его ненадлежащее качество, то результаты приемки оформляются актом, составляемым в день их выявления. Акт должен содержать сведения, указанные в пункте 40 Положения N 1290. Такой акт подписывается представителями грузополучателя и перевозчика с подробным описанием количества поврежденного / утраченного груза, характера и возможных причин повреждений груза. Если водитель отказывается подписать акт, то акт должен быть подписан с участием представителя третьей (независимой) стороны с оговоркой, что водитель отказался от подписания акта приемки груза;
- сделать фотографии груза. Помимо груза, на наш взгляд, следует также сфотографировать само транспортное средство, его номер, состояние пломб, особенности расположения груза в транспортном средстве. Факт проведения фотосъемки следует отразить в акте приемки груза;
- внести запись (оговорку) во все имеющиеся экземпляры CMR-накладной. При этом следует избегать общих фраз и выражений, необходимо указывать конкретные детали, относящиеся к повреждениям либо недостаче. Напомним, что согласно пункту 2 статьи 9 КДПГ если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в CMR-накладной.
Если при выгрузке выявлен факт хищения груза либо его недостача, в таком случае, на наш взгляд, необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы.
После того как был подсчитан ущерб в связи с несохранностью перевозимого груза, следует подготовить необходимые документы и передать их на рассмотрение в страховую организацию. При страховом случае, как правило, в страховую организацию необходимо представить:
- документы, удостоверяющие предоставление страхового покрытия (договор страхования, страховой полис и т.п.);
- документы, подтверждающие факт перевозки груза (товарно-транспортные накладные, коносамент, договор с перевозчиком / экспедитором и / или заявка на перевозку, акт об оказании услуг и т.п.);
- документы, подтверждающие заинтересованность в сохранности груза (т.е. подтверждающие право собственности на груз), а также стоимость груза, его количество и номенклатуру (договор поставки, договор купли-продажи, договор контрактации и т.д.), инвойс, спецификации и т.п.;
- документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, его причины и сумму ущерба (акт приемки груза, подписанный представителями грузополучателя и перевозчика, CMR-накладная с соответствующей записью о приемке груза с недостачей или повреждениями, объяснительная записка водителя транспортного средства, постановление правоохранительных органов места обнаружения факта несохранности груза).
Кроме того, в подтверждение причины и суммы ущерба могут быть представлены:
- фотографии поврежденного груза;
- расчет ущерба с указанием стоимости поврежденного и / или утраченного груза;
- акт уценки или списания (утилизации) в отношении поврежденного груза;
- акт осмотра груза экспертом и / или сюрвейером (если они были вызваны).
Представляются подлинники документов или заверенные круглой печатью и подписанные руководителем их копии.