Памятка участникам конкурентных процедур закупок за счет собственных средств

При участии в процедурах закупок за счет собственных средств субъектам хозяйствования — потенциальным участникам необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с их осуществлением. Конкурентными процедурами закупок в данном случае мы называем те, в которых предполагается участие не менее двух участников.

Во-первых, правила участия.

Так, при проведении закупок за счет собственных средств рядом субъектов, а именно республиканскими унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, применяются нормы законодательства о закупках товаров (работ, услуг), в частности постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление N 229) <1>.

<1> На основании п. 5-1 постановления N 229 местным Советам депутатов рекомендовано определить с учетом положений постановления N 229 порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности.

Названные выше организации при применении норм постановления N 229 также руководствуются утвержденными ими же порядками осуществления закупок за счет собственных средств с учетом норм гражданского законодательства. Обратим внимание на тот аспект, что организации, указанные в подп. 1.1 п. 1 постановления N 229, в порядке осуществления закупок за счет собственных средств могут по своему усмотрению разработать любой алгоритм действий, который они поименуют как «процедура закупок» при наличии главного критерия — участия в ней не менее одного субъекта. Иными словами, к примеру, в содержание понятия «запрос ценовых предложений» может быть включен различный смысл и соответственно последовательность действий как организатора, так и участников.

Таким образом, регулирование отношений, связанных с порядком приобретения товаров (работ, услуг), в данном случае осуществляется постановлением N 229, порядком осуществления закупок за счет собственных средств, действующим в каждой конкретной организации, который, в свою очередь, не должен противоречить нормам гражданского законодательства. Выбор вида конкурентной процедуры закупок за счет собственных средств осуществляет сама организация, указанная в подп. 1.1 п. 1 постановления N 229.

Для целей обеспечения прозрачности осуществления процедур закупок за счет собственных средств в первую очередь для потенциальных участников утвержденные и действующие в организациях порядки осуществления закупок за счет собственных средств размещаются в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (ч. 4 подп. 2.1 п. 2 постановления N 229).

В связи с этим, прежде чем участвовать в конкурентных процедурах закупок за счет собственных средств, рекомендуется ознакомиться с порядком осуществления закупок за счет собственных средств организатора.

Также при проведении любого вида конкурентной процедуры закупок за счет собственных средств в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» организатор должен разместить приглашение к участию, содержание которого имеет значение для целей участия субъектов хозяйствования в процедуре.

Во-вторых, сведения о конкретной процедуре закупки за счет собственных средств.

Как отмечалось выше, для целей участия заинтересованные поставщики (подрядчики, исполнители) руководствуются постановлением N 229, порядком осуществления закупок за счет собственных средств организатора процедуры закупок, размещенными в информационной системе «Тендеры» документами — приглашением, иными документами по процедуре закупок.

Также следует учитывать и особенности проведения процедуры в части возможности или необходимости проведения переговоров по улучшению условий предложения участников, поскольку это может повлиять и на формирование условий первоначального предложения.

Помимо этого участникам необходимо ознакомиться с правилами подачи предложений и внесения возможных изменений и дополнений, а также отзыва предложений, поскольку данные правила могут быть строгими, если сформированы на основании ст. 406 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), в соответствии с которой полученная адресатом оферта (в рассматриваемом нами контексте такой офертой выступает предложение участника, в то время как приглашение делать оферты (ст. 407 ГК) — это не что иное, как приглашение к участию в процедуре и те документы и сведения, которые размещаются или предоставляются по запросу организатором) не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.

В-третьих, проведение переговоров. Участие в конкурентной процедуре закупок за счет собственных средств предполагает выбор наилучшего для организатора предложения участника по тем критериям, которые им установлены в приглашении и иных документах по процедуре закупок за счет собственных средств.

В связи с этим организации в своих порядках осуществления закупок за счет собственных средств предусматривают специальные правила для проведения переговоров по улучшению условий с теми участниками, предложения которых наиболее приемлемы для организатора. Это, в свою очередь, дает основания для организации при отсутствии запретов в постановлении N 229 предусмотреть проведение переговоров с победителем процедуры, связанных с улучшением условий его предложения, но сведения об их проведении должны быть предусмотрены в порядке осуществления закупок за счет собственных средств и в документации о закупке по конкретной процедуре. Подчеркнем, что при этом должны быть соблюдены требования подп. 2.5 п. 2 постановления N 229 в части недопущения ограничения доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки, а также подп. 2.6 п. 2 постановления N 229 и одновременно не должны изменяться те условия, по которым определялся победитель процедуры.

Также следует обратить внимание на определение конкретных полномочий физических лиц — представителей участников, которые делегированы на проведение переговоров, если организатор приглашает заинтересованных участников в определенное время и место для проведения переговоров. К примеру, в доверенности на право представлять организацию в переговорах следует указывать конкретно, в какой части представитель вправе улучшить условия — по цене (в большую / меньшую сторону и на сколько), по срокам поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и иным условиям.

По общему правилу победителем конкурентной процедуры закупки определяется лицо, предложившее лучшие условия в соответствии с критериями и способом оценки и сравнения, указанными в документации о закупке (ч. 1 подп. 2.9 п. 2 постановления N 229). Организатор должен направить уведомление о выборе победителя всем участникам процедуры закупки не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В-четвертых, заключение договора на закупку.

Договор на закупку может быть заключен не ранее чем через пять календарных дней, а в случае, если стоимость закупки не превышает 3000 базовых величин на день принятия решения о выборе победителя, — трех рабочих дней после выбора победителя при осуществлении конкурентной процедуры закупки, в течение которых может быть урегулирован спор, вызванный решениями и (или) действиями (бездействием) организации, а также членов комиссии, созданной для проведения закупки (ч. 3 подп. 2.9 п. 2 постановления N 229).

Содержание договора на закупку определяется исходя из содержания приглашения к участию в процедуре закупки, иных документов, размещенных или предоставленных участникам, в том числе проекта договора на закупку, предложений участников и результатов переговоров, если они имели место.

Для участника-победителя заключение договора на закупку обязательно, и здесь необходимо учитывать, что при уклонении юридического и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, от заключения договора в случае выбора его участником-победителем, если это не связано с изменением заказчиком условий процедуры закупки, такой участник подлежит включению в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, что означает невозможность выступать участником конкурентной процедуры закупок за счет собственных средств в течение года с момента включения (на основании подп. 2.5 п. 2 постановления N 229).

Ведение реестра осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь, а инициирует включение организация, указанная в подп. 1.1 п. 1 постановления N 229, при наличии соответствующих оснований. В частности, при уклонении от заключения договора организатор представляет в Министерство торговли Республики Беларусь копии решения суда о понуждении такого юридического и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, к заключению договора и (или) его письменного отказа от заключения договора (подп. 4.1 п. 4 Инструкции о порядке формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 28.04.2014 N 15).

В-пятых, возможность обжалования.

Постановлением N 229 предусмотрены специальные правила защиты прав и законных интересов, которые обязательны для соблюдения при необходимости защиты прав всеми заинтересованными субъектами. Так, если при осуществлении закупок решения и (или) действия (бездействие) организации либо членов комиссии, созданной для проведения закупки, нарушают права и законные интересы юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, такое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться к организации для целей урегулирования спора либо обжаловать такие решения и (или) действия (бездействие) в судебном порядке (ч. 4 подп. 2.9 п. 2 постановления N 229). В порядках осуществления закупок за счет собственных средств организаций, размещенных в информационной системе «Тендеры», как правило, дублируются нормы постановления N 229.

Несмотря на то что Министерству торговли Республики Беларусь на основании п. 4 постановления N 229 предоставлено право разъяснять вопросы применения постановления N 229, тем не менее, данное министерство не полномочно рассматривать жалобы, заявления о защите прав и законных интересов участников процедур закупок, как это имеет место в процедурах государственных закупок.

Фактически наиболее действенным способом защиты выступает судебный порядок.

Таким образом, процедуры закупок за счет собственных средств отличаются специфичностью регулирования, поскольку присутствует и регулирование на уровне акта законодательства (постановление N 229), и регулирование на уровне локального нормативного правого акта (порядка осуществления закупок за счет собственных средств) и при участии субъектов хозяйствования в конкурентных процедурах закупок за счет собственных средств требуется предварительная оценка в совокупности условий названных актов.