Уголовное преследование по просьбе органа иностранного государства и исполнение судебных решений иностранного государства по уголовным делам

Осуществление уголовного преследования и исполнение судебного решения иностранного государства по уголовному делу как виды международной правовой помощи представляют собой прием (передачу) проведения уголовного процесса на различных его стадиях: от возбуждения уголовного дела до исполнения приговора. Их общей целью является недопущение уклонения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности.

Для справедливого разрешения уголовного дела оптимальным является его расследование органами уголовного преследования и рассмотрение в суде по месту совершения преступления или месту причинения ущерба от него. Поэтому государства стремятся обеспечить присутствие субъекта преступного деяния в своей территориальной юрисдикции. Такое обеспечение достигается, прежде всего, применением предусмотренных законом мер пресечения. Если субъект преступления находится вне юрисдикции государства, то он может быть возвращен путем выдачи при достижении государствами соответствующей договоренности.

Но в ряде случаев (ст. 484 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК)) в выдаче лица может быть отказано. Подобный отказ по мотивам, например, гражданства или угрозы применения смертной казни не должен в обязательном порядке вести к безнаказанности лица, совершившего преступление. В этом случае начинает действовать вторая альтернатива сформулированного еще в римском праве принципа «aut dedere, aut judicare» («или выдай, или суди»). Таким было классическое понимание передачи производства по уголовному делу.

Аналогично лица, обладающие в стране совершения преступления иммунитетом от уголовного преследования, должны быть преданы правосудию в государстве своего гражданства. Так, в соответствии со ст. 31, 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961) иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания пользуются дипломатический агент и некоторые иные лица, а в соответствии с п. 1 ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963) «консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций». Международными договорами либо законодательством Республики Беларусь предоставлен также иммунитет от юрисдикции представителям некоторых международных организаций (Указ Президента Республики Беларусь от 15.05.2001 N 265 «Об обеспечении условий для деятельности Постоянного представительства Российской Федерации при уставных и других органах Содружества Независимых Государств») и военнослужащим иностранных армий (ст. 5 Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь (заключено в г.Минске 06.01.1995)). Но исключение из юрисдикции государства совершения преступления не освобождает лицо от личной (национальной) юрисдикции государства гражданства (ч. 1 ст. 6 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)).

Для правильного рассмотрения уголовного дела судом все собранные в стране совершения преступления материалы по делу должны быть переданы в страну суда. В большинстве международных договоров институт, регулирующий возникающие при этом правоотношения, именуется «осуществление уголовного преследования». Осуществление уголовного преследования как вид международной правовой помощи представляет собой согласованные передачу и прием от одного государства другому суверенного права по установлению факта и обстоятельств совершения преступления, лиц, его совершивших, и обеспечению применения к таким лицам наказания либо иных предусмотренных уголовным законом мер. Данный вид международной правовой помощи по уголовным делам включает в себя возбуждение уголовного дела по просьбе органа иностранного государства, принятие и передачу производства по уголовному делу.

Исходя из своих целей осуществление уголовного преследования по просьбе органа иностранного государства возможно при нахождении лица, подозреваемого в совершении преступления, на территории Республики Беларусь. В отношении граждан Республики Беларусь и постоянно проживающих в Республике Беларусь лиц без гражданства принятие производства в соответствии с ч. 1 ст. 6 УК возможно при совершении любого из деяний, признаваемых преступлением уголовным законом Республики Беларусь (действуют принципы гражданства и двойной наказуемости). Часть 2 ст. 6 УК позволяет осуществлять уголовное преследование иностранного гражданина и не проживающего постоянно на территории Республики Беларусь лица без гражданства по просьбе органа иностранного государства только в случае совершения ими особо тяжкого преступления, что не в полной степени соответствует принципу «aut dedere, aut judicare». Необходимо при условии взаимности осуществлять уголовное преследование иностранцев в отношении преступлений любой тяжести, если их выдача невозможна либо в некоторых случаях отказа в выдаче. При этом возбуждение экстрадиционной процедуры не является обязательным условием для принятия производства по уголовному делу.

В отношении преступлений против мира и безопасности человечества, военных преступлений, а также ряда иных преступлений, подлежащих преследованию на основании международных договоров Республики Беларусь, применяется универсальный принцип действия закона в пространстве, закрепленный в ч. 3 ст. 6 УК. Осуществление уголовного преследования по уголовным делам такого рода возможно, даже если преступление было совершено за пределами Республики Беларусь и запрашивающего иностранного государства, но последним возбуждено уголовное дело.

Осуществление уголовного преследования на территории Республики Беларусь по просьбе органа иностранного государства может осуществляться в случае, если на территории соответствующего иностранного государства уже было возбуждено уголовное дело (так как должны быть представлены его материалы), но по нему еще не было вынесено окончательное решение (приговор суда, постановление о прекращении предварительного расследования и т.п.). Направление просьбы об осуществлении уголовного преследования без направления материалов уголовного дела (или их заверенных копий) не дает возможности произвести полное расследование, и в таких случаях отказывается в исполнении просьбы. Материалы уголовного дела должны быть сопровождены письменным переводом на белорусский или (и) русский язык, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Правильность перевода должна быть официально удостоверена.

Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместитель может дать поручение об осуществлении уголовного преследования лица только, если такое лицо подлежит уголовной ответственности в соответствии с уголовным законом Республики Беларусь и такое лицо не подлежит освобождению от уголовной ответственности или отбывания наказания за преступление, послужившее основанием для этой просьбы, в связи с принятием правового акта Республики Беларусь об амнистии. Если на момент принятия решения Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем издан указ Президента Республики Беларусь о помиловании лица за совершение преступления, указанного в просьбе органа иностранного государства, то в исполнении просьбы отказывается.

Учитывая древнеримский принцип «ne bis in idem» («не отомстимо дважды за едино») и норму п. 8, 9 ч. 1 ст. 29 УПК, в отношении лица не может быть осуществлено повторное уголовное преследование за то же деяние. Если в отношении такого лица в Республике Беларусь осуществляется уголовное преследование за то же деяние, в отношении которого поступила просьба органа иностранного государства, то в исполнении просьбы органа иностранного государства не отказывается.

Уголовное преследование в отношении лица не осуществляется, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 83, 85 УК) или иностранного государства на момент вынесения постановления Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем истек срок давности привлечения такого лица к уголовной ответственности.

Пункт 4 ст. 487 УПК говорит об отказе в исполнении просьбы органа иностранного государства, если не представлены материалы уголовного дела или их заверенные копии, а также их заверенный письменный перевод на один из государственных языков Республики Беларусь. Но представление материалов уголовного дела или их заверенных копий, а также заверенного их перевода есть условие исполнения соответствующей просьбы (ст. 477 УПК), а, следовательно, при их непредставлении должно действовать общее основание отказа — несоблюдение условия, указанного в УПК (п. 3 ст. 481 УПК). В статье 487 УПК такое основание для отказа излишне.

Так как общим правилом является проведение предварительного расследования и судебного разбирательства по месту совершения преступления (ч. 1 ст. 184 УПК), которое в рассматриваемом случае находится вне юрисдикции Республики Беларусь, то Генеральному прокурору Республики Беларусь или его заместителю при вынесении поручения об исполнении просьбы об осуществлении уголовного преследования следует, руководствуясь ч. 2 ст. 184 УПК, решить вопрос о подследственности, определив ее местом нахождения подозреваемого лица или большинства свидетелей. Территориальную подсудность следует определить исходя из ч. 3 ст. 271 УПК местом окончания предварительного расследования. При этом исключение предусматривается только для территориальной подследственности и подсудности. Предметная и персональная подследственность определяется ст. 182 УПК, подсудность — ст. 267 — 270, 272 УПК.

Независимо от стадии уголовного процесса, на которой дело находилось в иностранном государстве, на территории Республики Беларусь производство начинается, если иное не предусмотрено в международном договоре Республики Беларусь <1>, со стадии возбуждения уголовного дела и проводится в соответствии с положениями УПК. Срок предварительного расследования начинает исчисляться со дня вынесения органом предварительного расследования Республики Беларусь постановления о возбуждении уголовного дела. В качестве повода к возбуждению уголовного дела при передаче производства по нему используется предусмотренное ст. 170 УПК сообщение должностных лиц государственных органов, выразившееся в просьбе органа иностранного государства. После производства проверочных действий выносится постановление о возбуждении уголовного дела и о принятии его к своему производству. Передаваемые в соответствии со ст. 477 УПК предметы после их оценки могут быть приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Переданные материалы уголовного дела не имеют для органа предварительного расследования и суда заранее установленной силы и особого процессуального значения. Они выступают носителем фактических данных, которые следует оценивать в соответствии с УПК. После оценки вместе с переводом они на основании ч. 3 ст. 88 УПК могут быть приобщены к уголовному делу в качестве иных документов. Органы уголовного преследования и суды иностранного государства производят процессуальные действия по переданным уголовным делам только в порядке оказания международной правовой помощи (на основании просьбы органа Республики Беларусь, ведущего уголовный процесс).

<1> Часть 2 ст. 73 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г.Минске 22.01.1993) предусматривает продолжение расследования возбужденного уголовного дела. Аналогичная норма заложена в ч. 1 ст. 57 Договора между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г.Минске 21.02.1994) и ч. 2 ст. 92 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г.Кишиневе 07.10.2002). В таких случаях орган уголовного преследования Республики Беларусь выносит постановление о принятии уголовного дела к своему производству.

Принимая к своему производству уголовное дело, орган уголовного преследования должен разрешить вопрос о мере пресечения. Может быть применена мера пресечения, предусмотренная УПК, а также оставлена без изменения, изменена или отменена мера пресечения, примененная органом иностранного государства. Если ранее в отношении лица была применена мера пресечения в виде залога, то изначально следует направить органу иностранного государства данные о депозитном счете органа предварительного расследования Республики Беларусь, на который переводится сумма залога.

Лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, при передаче производства по уголовному делу не лишается права на его возмещение. Оно может в соответствии с гл. 17 УПК предъявить гражданский иск до момента окончания судебного следствия, и в случае признания лица гражданским истцом такой иск будет рассматриваться судом вместе с переданным уголовным делом.

В указанном порядке с учетом ст. 164 УПК может быть произведено и объединение уголовных дел, которые расследуются в Республике Беларусь и иностранном государстве.

В отличие от выдачи лица для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания, при осуществлении уголовного преследования по просьбе органа иностранного государства не может применяться принцип конкретности (недопустимости уголовного преследования, выходящего за рамки просьбы), так как лицо находится на территории Республики Беларусь и применяется УПК. А ст. 18 УПК указывает на то, что орган уголовного преследования обязан всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства уголовного дела, то есть он не связан содержанием просьбы органа иностранного государства. Следователь вправе принять постановление о прекращении предварительного расследования и уголовного преследования. Однако, установив, что в юрисдикции иностранного государства иностранным гражданином или постоянно не проживающим на территории Республики Беларусь лицом без гражданства было совершено иное деяние, содержащее признаки преступления, принять постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела орган уголовного преследования Республики Беларусь некомпетентен.

О результатах уголовного преследования в обязательном порядке уведомляется Генеральная прокуратура Республики Беларусь.

Направление органом, ведущим уголовный процесс, просьбы об осуществлении уголовного преследования аналогично исполнению такой просьбы органом иностранного государства, только в этом случае уже Республика Беларусь уступает частично свой суверенитет. Решение о направлении просьбы об осуществлении уголовного преследования принимается, как правило, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, которые находятся на территории соответствующего иностранного государства, и при этом их выдача является невозможной либо Республике Беларусь в их выдаче отказано. Орган иностранного государства должен вынести решение об исполнении просьбы органа, ведущего уголовный процесс. На его основании органу, ведущему уголовный процесс, следует вынести постановление (определение) о приостановлении производства по уголовному делу. С этого момента он не вправе производить какие-либо процессуальные действия по данному уголовному делу иначе как на основании просьбы органа иностранного государства в порядке оказания международной правовой помощи.

На практике суды сталкиваются с проблемой, когда при рассмотрении уголовного дела в судебном заседании становится известно, что обвиняемый иностранец находится в государстве своего гражданства. По нашему мнению, в этом случае судье следует либо, как было указано выше, действовать в порядке ч. 2 ст. 294 УПК, либо на основании ст. 302 УПК приостановить производство по уголовному делу и направить его прокурору для рассмотрения вопроса о возможности направления просьбы об осуществлении уголовного преследования в орган иностранного государства.

После того как орган иностранного государства сообщит о результатах уголовного преследования, производство по приостановленному уголовному делу необходимо прекращать мотивированным постановлением (определением) по основаниям, предусмотренным п. 13 ч. 1 ст. 29 УПК.

В случае если в отношении лица в одном государстве уже вынесено окончательное судебное решение в форме обвинительного приговора, но лицо скрывается от исполнения приговора на территории другого государства и не может быть последним выдано, то в соответствии с законодательством государства убежища приговор может быть приведен в исполнение и на его территории. Исполнение решений иностранных судов как вид международной правовой помощи по уголовным делам получило свое развитие в конце XX века, так как оно ведет к применению решения иностранной судебной власти на территории суверенного государства. Принятая в 1970 году Европейская конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам стала первым международным договором, закрепившим основные положения данного вида международной правовой помощи по уголовным делам.

Исполнение судебного решения суда иностранного государства можно охарактеризовать как вид международной правовой помощи по уголовным делам, при котором признается и исполняется решение, вынесенное судом иностранного государства, в отношении лица, находящегося на территории государства исполнения решения, передаваемого либо выдаваемого этому государству.

Этот вид международной правовой помощи следует отличать от передачи осужденного для отбывания наказания в государстве гражданства. Инициатором передачи осужденного для отбывания наказания может быть государство осуждения либо государство исполнения приговора (гражданства), а запрашивает исполнение решения суда всегда государство его вынесения. При передаче осужденного уступается полномочие по исполнению основного наказания в виде лишения свободы, а при исполнении судебного решения могут быть исполнены и иные виды наказания, в т.ч. и дополнительное наказание.

На территории стран Содружества Независимых Государств особое развитие исследуемый вид международной правовой помощи получил при исполнении приговоров в части гражданского иска. Так, в соответствии со ст. 51 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 года могло производиться только признание решений судов по уголовным делам о возмещении ущерба. А в ч. V Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002 года предусмотрено уже взаимное исполнение приговоров в отношении любых видов наказания. Указанная Конвенция также предусматривает два случая исполнения приговора, постановленного судом иностранного государства:

  1. выдача осужденного, не отбывшего часть наказания, для привлечения к уголовной ответственности на территории иного государства;
  2. отказ в выдаче лица для приведения в исполнение приговора, вынесенного судом иного государства.

Белорусский законодатель, исходя из содержания норм ст. 478, 488 УПК, добавил к этим случаям передачу гражданина Республики Беларусь для отбывания наказания в Республике Беларусь, предусмотрев требующееся для этого согласие передаваемого лица. Из-за смешения двух видов международной правовой помощи по уголовным делам возможны случаи отказа выдачи обвиняемых (осужденных) Республике Беларусь, если они отбывают наказание на территории иностранного государства (они могут не дать согласие на такую передачу), что будет вести к уклонению лиц от уголовной ответственности.

Для того чтобы исполнить судебное решение иностранного государства, на наш взгляд, необходимо первоначально его признать. Этого требует, например, Польша при передаче граждан Республики Беларусь. И на практике есть случаи признания судебных решений Республики Польша. Признанным может быть только решение, вынесенное компетентным судом иностранного государства, если при его вынесении не были нарушены принципы уголовного процесса Республики Беларусь (п. 1 ст. 481 УПК). При принятии постановления Председатель Верховного Суда Республики Беларусь или его заместитель должен учесть, в частности, что:

  • судебное решение не должно быть принято заочно без участия обвиняемого (данное правило заложено в ч. 1 ст. 294 УПК);
  • в процессе производства уголовного дела не должно было быть нарушено право обвиняемого на защиту, а, если лицо не владело языком судопроизводства, ему должен был быть предоставлен переводчик;
  • не должно признаваться судебное решение, которое связано с конфискацией имущества, если заинтересованные лица не могли защитить свои интересы либо такое решение не соответствует решению суда Республики Беларусь, вынесенному в порядке гражданского судопроизводства;
  • в ходе уголовного процесса на территории иностранного государства не должны нарушаться иные права и свободы человека.

Просьба органа иностранного государства об исполнении судебного решения иностранного государства по уголовному делу может быть исполнена только после вступления этого решения в законную силу. Предоставляется заверенная копия судебного решения и справка об отбытой части наказания. Исполняются судебные решения, вынесенные только в отношении граждан Республики Беларусь и содержащие в качестве основного наказания лишение свободы (в том числе и пожизненное).

На момент получения просьбы, оформленной в соответствии с требованиями УПК, срок неотбытого наказания в виде лишения свободы должен составлять шесть и более месяцев. Деяние должно быть наказуемым в соответствии с уголовным законом в обоих государствах. Судебные решения иностранных государств, содержащие иные, нежели лишение свободы, виды наказания, могут быть приняты для исполнения в Республике Беларусь независимо от отбытой их части. Однако наказание, назначенное по приговору, должно быть реальным, а не условным.

Не подлежит исполнению судебное решение иностранного государства, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 83 — 85 УК) или иностранного государства на момент вынесения постановления Председателем Верховного Суда Республики Беларусь или его заместителем истек срок давности привлечения такого лица к уголовной ответственности или исполнения в отношении его обвинительного приговора. Учитывая древнеримский принцип «ne bis in idem» («не отомстимо дважды за едино») и норму п. 8, 9 ч. 1 ст. 29 УПК, в отношении лица не может быть осуществлено повторное уголовное преследование за то же деяние.

Наличие возможности отказа в исполнении просьбы органа иностранного государства об исполнении судебного решения иностранного государства по уголовному делу из-за отсутствия в УК (ст. 48 УК) вида наказания, назначенного судебным решением иностранного государства (п. 5 ст. 488 УПК), по нашему мнению, противоречит ст. 10 Конституции Республики Беларусь. Защита гражданина Республики Беларусь гарантирована за пределами страны и государство должно предпринять все возможные меры для репатриации лица, если лицо того желает. Следует отметить, что, например, п. 4 ст. 98 Договора между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам (подписан 26 октября 1994 года в г. Минске) предусматривает для обеспечения интересов своих граждан конверсию наказания.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь или его заместитель может принять постановление об исполнении просьбы органа иностранного государства об исполнении судебного решения иностранного государства по уголовному делу только, если лицо, указанное в таком судебном решении, подлежит уголовной ответственности в соответствии с уголовным законом Республики Беларусь.

Пункты 1, 2, 6 ст. 488 УПК называют в качестве оснований для отказа в исполнении просьбы органа иностранного государства несоблюдение условий исполнения просьбы органа иностранного государства об исполнении судебного решения иностранного государства, поименованных соответственно в п. 1, 3, 4 ст. 478 УПК. А, следовательно, при их несоблюдении должно действовать общее основание отказа — несоблюдение условий, указанных в УПК (п. 3 ст. 481 УПК). В статье 488 УПК такие основания для отказа излишние.

Порядок исполнения судебного решения иностранного государства по уголовному делу установлен в ст. 504 УПК. Председатель Верховного Суда Республики Беларусь либо его заместитель, приняв постановление об исполнении просьбы органа иностранного государства об исполнении судебного решения иностранного государства, при нахождении осужденного иностранным судом на территории Беларуси направляет постановление для исполнения одному из судей Верховного Суда Республики Беларусь, который рассматривает его единолично с участием прокурора. В судебное заседание вызывается лицо, в отношении которого вынесено судебное решение иностранного государства. Если вопрос касается исполнения судебного решения в части гражданского иска, может быть вызвано также лицо, которое является гражданским истцом в уголовном процессе иностранного государства. Вопрос рассматривается в судебном заседании в соответствии с нормами ч. 1, 2, 7, 9, 13 ст. 402-2 УПК. По результатам рассмотрения судья выносит постановление. В постановлении судья должен в соответствии с УК определить такое же наказание, какое указано в судебном решении иностранного государства. Конечно, УК в части санкций может отличаться от иностранного уголовного закона. Если в белорусском уголовном законе предусмотрен меньший предельный срок лишения свободы (или меньшее наказание) за совершение аналогичного деяния, чем в судебном решении иностранного государства, то суд определяет максимальный срок лишения свободы (максимальное наказание), предусмотренный в УК за совершение такого деяния. В УПК не урегулирован случай, когда УК будет предусматривать меру наказания более строгую, чем в государстве вынесения судебного решения. По нашему мнению, ужесточение наказания в отношении граждан недопустимо и в этом случае наказание должно быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного уголовным законом Республики Беларусь. Если наказание в виде лишения свободы за совершенное преступление не предусмотрено, то судья Верховного Суда Республики Беларусь, на наш взгляд, должен определить наказание, наиболее соответствующее назначенному по судебному решению иностранного государства. Однако замена лишения (ограничения) свободы штрафом недопустима.

Если одновременно с исполнением судебного решения иностранного государства это же лицо было выдано Республике Беларусь (либо оно уже отбывает наказание в Республике Беларусь), то недопустимо сложение наказаний по судебному решению иностранного государства и приговору суда Республики Беларусь, наказания исполняются последовательно. Отбытая часть наказания в государстве вынесения судебного решения и содержание под стражей засчитываются в срок наказания.

Постановление судьи Верховного Суда Республики Беларусь, на наш взгляд, как и постановления об исполнении приговора, не может быть обжаловано (опротестовано) в кассационном порядке (ср. ст. 377, 402, 402-2 УПК). Во всем ином такое постановление подлежит исполнению в соответствии со ст. 401 УПК.

Ни один суд Республики Беларусь не имеет права пересмотра судебного решения иностранного суда. В случае изменения судебного решения судом иностранного государства решение о его исполнении на территории Республики Беларусь должно приниматься в соответствии с вышеописанной процедурой. При отмене судебного решения судом иностранного государства, на наш взгляд, осужденный должен незамедлительно освобождаться по постановлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, его заместителя. В случае отмены судебного решения и направления уголовного дела в иностранном государстве на новое рассмотрение вопрос о возбуждении уголовного дела на территории Республики Беларусь в отношении лица, в отношении которого исполняется судебное решение иностранного государства, должны разрешать Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместитель на основании соответствующей просьбы органа иностранного государства.

При принятии в Республике Беларусь или государстве вынесения судебного решения акта амнистии он должен быть применен к лицу, в отношении которого исполняется судебное решение иностранного государства. Так, Конституционный Суд Республики Беларусь не раз отмечал в своих решениях о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь, что правоприменители не применяют законы об амнистии к гражданам, осужденным судами других государств и переданным в Республику Беларусь для отбывания наказания в отсутствие международного договора, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом <2>. Соответственно такое лицо может быть помиловано компетентными органами обоих государств.

<2> О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2001 году: решение Конституционного Суда Республики Беларусь, 12 февраля 2002 г., N Р-138/2002 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2002. — N 22. — 6/318; О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2002 году: решение Конституционного Суда Республики Беларусь, 5 февраля 2003 г., N Р-153/2003 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — N 19. — 6/356.

Аналогичным образом, на наш взгляд, должен разрешаться вопрос об исполнении судебного решения иностранного государства о применении принудительных мер безопасности и лечения, если это предусмотрено международным договором Республики Беларусь (например, с Литвой).

Для принятия решения о направлении органу иностранного государства просьбы об исполнении приговора Республики Беларусь к ней следует прилагать:

  1. удостоверенные копии приговора и решений вышестоящих судебных инстанций;
  2. справку о вступлении приговора в силу;
  3. справку об отбытой части наказания;
  4. письменное согласие осужденного, заверенное начальником исправительного учреждения;
  5. справку об исполнении дополнительного наказания;
  6. справку о гражданстве лица;
  7. сведения о личности осужденного и состоянии его здоровья (если имеются);
  8. сведения о причиненном преступлением ущербе и его возмещении.

В случае необходимости могут быть приложены дополнительные документы. Правовым последствием исполнения органом иностранного государства просьбы суда об исполнении приговора Республики Беларусь является невозможность уголовного преследования лица за то же деяние.

Таким образом, осуществление уголовного преследования по поручению иностранного учреждения юстиции и исполнение решений судов иностранных государств по уголовным делам есть прием (передача) проведения уголовного процесса от иностранного государства. При этом исполнение судебного решения иностранного государства следует отличать от передачи осужденного для отбывания наказания в стране его гражданства, что не сделал белорусский законодатель.