Порядок привлечения к административной ответственности, если субъектом правонарушения является и юридическое лицо, и должностное лицо

Основания и условия административной ответственности, виды административных взысканий, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности, определяет Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

В деятельности многих организаций часто возникает вопрос: возможно ли одновременное привлечение к административной ответственности должностного лица и юридического лица за одно и то же нарушение?

Например, контролирующими органами проведена проверка деятельности организации, по результатам которой выявлены определенные нарушения, и решается вопрос о наложении административного взыскания. Будет ли в таком случае привлечено к ответственности только должностное лицо организации, виновное в совершении правонарушения, либо же штраф придется платить еще и самому юридическому лицу? Этим вопросом интересуются как учредители предприятий, чтобы оценивать возможные риски своего бизнеса, так и сами руководители и топ-менеджеры, которые, по сути, являются ответственными должностными лицами. Вопрос достаточно важный, поскольку размеры штрафов для должностного лица и юридического лица отличаются в десятки раз.

Вместе с тем согласно ч. 7 ст. 4.8 КоАП наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Исключением в данном случае является совершение юридическим лицом административного правонарушения, не повлекшего причинения ущерба государственной собственности и не связанного с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.

Это означает, что в случае совершения должностным лицом организации правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, порядка использования топливно-энергетических ресурсов и неполучения при этом юридическим лицом дохода либо понесения им затрат в результате совершения такого правонарушения, к административной ответственности будет привлечено только должностное лицо организации.

Таким образом, по результатам проверки к административной ответственности могут быть привлечены:

  1. только должностное лицо организации — физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе, например, директор, его заместители, начальники структурных подразделений и т.д.
  2. только юридическое лицо (организация).
  3. одновременно юридическое лицо и должностное лицо.

При рассмотрении административных дел в отношении юридических лиц и определении наличия их вины в совершении вмененного правонарушения экономические суды руководствуются ст. 3.5 КоАП, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если оно не выполнило возложенную на него обязанность, за несоблюдение которой установлена административная ответственность, и при этом не приняло всех зависящих от него мер по исполнению этой обязанности.

Кроме того, для правильного решения вопроса о виновности юридического лица суды не только устанавливают, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но и выясняют, приняты ли юридическим лицом все меры для их соблюдения.

Пример. Организация осуществляет строительство объекта. В результате проверки строительной площадки выявлены следующие нарушения: допускается хранение горючих строительных отходов прямо на территории строительной площадки, допускается курение рабочих вне специально оборудованных мест, пожарный щит не в полной мере оборудован необходимым количеством ручного пожарного инструмента.

В указанном случае суду предстоит также установить, была ли изначально эта площадка оборудована специальными местами для хранения горючих строительных отходов, для курения, проводился ли инструктаж о порядке хранения горючих строительных отходов и о запрете курения вне специально оборудованных мест и т.д.

На практике нередки случаи, когда орган, ведущий административный процесс, вменяя юридическому лицу правонарушение, упускает из виду, что один из вышеперечисленных элементов вины юридического лица отсутствует. В подобных случаях экономические суды прекращают производство по делу за недоказанностью вины.

Таким образом, вина юридического лица определяется как комплекс негативных элементов в его деятельности, характеризующихся непринятием юридическим лицом необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

При этом закон не освобождает юридическое лицо от административной ответственности даже в случае исключения возможности наступления вредных последствий от нарушения административного запрета.

Административная ответственность должностных лиц, как правило, является следствием их противоправного бездействия, выражающегося в несоблюдении своих должностных обязанностей либо уклонении от их исполнения, что приводит к наступлению общественно опасных последствий.

Что же касается разграничения ответственности между должностным лицом организации и самой организацией, необходимо учитывать нормы ч. 2 ст. 4.8 КоАП, согласно которой юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в случаях, прямо предусмотренных статьей (частью статьи) Особенной части КоАП.

При этом упоминание юридического лица как субъекта правонарушения может осуществляться как в диспозиции, так и в санкции статьи Особенной части КоАП.

Пример 1. Диспозиция.

Организация, оказывающая услуги по трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей, проводила переговоры с иностранной организацией и предоставляла информацию о трудоустройстве гражданину Республики Беларусь, оказала услуги по получению разрешения на работу в иностранном государстве и принимала участие в заключении трудового договора с иностранным нанимателем без заключения письменного договора об оказании соответствующих услуг с гражданином Республики Беларусь.

В результате совершенного правонарушения на организацию был наложен штраф по ч. 1 ст. 9.23 КоАП.

Диспозиция этой статьи предусматривает следующее правонарушение: незаключение юридическим лицом с гражданином Республики Беларусь письменного договора о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь.

Пример 2. Санкция.

Организация, основным видом деятельности которой является осуществление общественного питания через сеть кафе-баров, в одном из своих заведений принимала ставки на результаты матчей, которые демонстрировались на экранах телевизоров в данном кафе-баре. Ставки принимались барменом и фиксировались на электронном табло. По итогам матчей победители получали определенный выигрыш.

В результате совершенного правонарушения на организацию был наложен штраф по ч. 4 ст. 12.7 КоАП (осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии)).

Санкция указанной части этой статьи предусматривает наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией игрового оборудования, дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно и то же административное правонарушение также возможно, если в диспозиции или санкции статьи (части статьи) Особенной части КоАП эти лица названы в качестве субъектов одного административного правонарушения.

Пример. Работник организации, непосредственно осуществляющий учет алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, в том числе с применением приборов учета продукции, нарушил порядок такого учета, что повлекло недостоверное отражение в учете сведений о количестве выпущенных продукции и спирта.

В результате совершенного правонарушения по ч. 1 ст. 12.1 КоАП на работника и на организацию был наложен штраф.

Санкция указанной части этой статьи предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

В случае если статьей (частью статьи) КоАП предусмотрена ответственность только для юридического лица, суд по своему усмотрению не может привлечь к ответственности конкретное должностное лицо.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 10.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении помимо прочих сведений должен содержать сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс. Это означает, что если к ответственности привлекается только юридическое лицо, то протокол составляется в отношении юридического лица.

На практике же привлечение юридического лица к административной ответственности сопровождается предъявлением регрессного иска от этого юридического лица к фактически виновному должностному лицу.

Такой подход обусловлен тем, что любое юридическое лицо действует через своих работников и в любом случае в совершении правонарушения виновно конкретное должностное лицо. Если организация достоверно устанавливает вину должностного лица и имеются все доказательства этого, руководитель организации принимает решение о взыскании уплаченной суммы штрафа с виновного работника либо обращается в суд с соответствующим исковым заявлением.

Пример. Контролирующий орган применил административное взыскание к организации в виде штрафа. Постановление о наложении штрафа вступило в силу, предприятие перечислило сумму штрафа. Одновременно было принято решение о взыскании уплаченной суммы штрафа с виновных работников. Сумма штрафа превышает размер среднемесячного заработка работника и не может возмещаться по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы по ч. 1 ст. 408 Трудового кодекса Республики Беларусь. Наниматель обратился в суд с регрессным иском к работникам.