Порядок реорганизации республиканского унитарного предприятия в форме выделения из него юридического лица

Выделение — одна из форм реорганизации, в результате которой из одного юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, каждому из которых в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 4 ст. 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)).

Юридическое лицо, из которого произошло выделение, является реорганизованным, а выделенное юридическое лицо (выделенные юридические лица) является вновь созданным путем реорганизации.

В законодательстве отсутствует ограничение по количеству вновь создаваемых юридических лиц при реорганизации в форме выделения. Мы же рассмотрим ситуацию создания одного юридического лица путем реорганизации в форме выделения из республиканского унитарного предприятия (РУП).

Отличительной особенностью реорганизации юридического лица в форме выделения является то, что ни одно из юридических лиц, участвующих в реорганизации, не прекращает своей деятельности.

Также выделение как форма реорганизации имеет и другие особенности, которые отличают ее от других видов реорганизации (за исключением разделения как формы реорганизации):

  • направлена на разукрупнение юридического лица;
  • передача прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица при выделении осуществляется в соответствии с разделительным балансом;
  • в результате реорганизации количество юридических лиц увеличивается.

Рассмотрим порядок реорганизации РУП в форме выделения из него одного РУП.

Традиционно, как и любую другую форму реорганизации, выделение из РУП можно представить в виде нескольких этапов:

  1. подготовка к реорганизации, включающая действия реорганизуемого РУП;
  2. подготовка к реорганизации, включающая действия по утверждению устава, и назначение органов управления вновь создаваемого РУП;
  3. государственная регистрация вновь создаваемого юридического лица и изменений и (или) дополнений в устав реорганизуемого РУП;
  4. действия реорганизованного РУП и вновь созданного РУП после государственной регистрации.

Рассмотрим последовательно вышеуказанные этапы реорганизации.

Первый этап включает в себя следующие стадии:

1) принятие решения о реорганизации.

Решение о реорганизации РУП принимает собственник имущества РУП, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — уполномоченные государственные органы, в том числе суд (п. 1 ст. 53, абз. 10 п. 6 ст. 113 ГК).

От имени Республики Беларусь права собственника имущества республиканского унитарного предприятия, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, осуществляют:

Правительство Республики Беларусь, а также в пределах, установленных законодательством, республиканские органы государственного управления, другие государственные органы и организации, уполномоченные управлять имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, — в отношении республиканского унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения;

Правительство Республики Беларусь, а также в пределах, установленных законодательством, республиканские органы государственного управления, другие государственные органы — в отношении казенного предприятия (п. 5 ст. 113 ГК).

Реорганизация РУП, которая может повлиять на социальные, демографические, экологические или иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, должна согласовываться с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами (ч. 4 п. 2 Положения о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 N 913 «О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь» (далее — Положение N 913)).

Создание РУП проводится по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь, Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь и другими государственными органами, реорганизация также проводится по согласованию с соответствующим органом.

Для согласования вопроса о реорганизации РУП государственные органы вместе с соответствующим ходатайством представляют в Министерство экономики Республики Беларусь, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь и другим заинтересованным государственным органам следующие документы:

  • обоснование необходимости реорганизации;
  • проект приказа государственного органа, учреждения науки и образования (п. 8 Положения N 913).

Казенные предприятия реорганизуются по решению Совета Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (п. 9 Положения N 913).

В соответствии с п. 11 Положения N 913 казенное предприятие может быть реорганизовано по решению Совета Министров Республики Беларусь на основании предложения государственного органа, в подчинении (ведении) которого оно находится.

Указанное предложение в виде проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь согласовывается государственным органом с Министерством экономики Республики Беларусь, Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь, другими заинтересованными государственными органами и в установленном порядке вносится в Совет Министров Республики Беларусь;

2) издание приказа о реорганизации.

Руководитель РУП издает приказ о реорганизации, в котором можно определить основные моменты по реорганизации РУП и ответственных лиц;

3) уведомление государственных органов и организаций о реорганизации.

При реорганизации РУП уведомляет налоговый орган по месту постановки на учет, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь и Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (РУП «Белгосстрах») о реорганизации.

Согласно подп. 1.9.3 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) юридическое лицо обязано уведомить налоговую инспекцию по месту постановки на учет о реорганизации в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Также в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения юридическое лицо обязано уведомить Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь по месту постановки на учет (абз. 10 п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40 «О фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»).

В абз. 13 п. 323 Положения о страховой деятельности в Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности», не устанавливается конкретный срок для уведомления РУП «Белгосстрах» о реорганизации юридического лица, указано только то, что страхователь должен своевременно сообщать страховщику о реорганизации.

Уведомление высылается произвольным письмом.

Поскольку имущество РУП находится в собственности государства, оно включено в единый государственный реестр государственного имущества. Реорганизуемое РУП должно в течение 10 календарных дней направить копию решения о реорганизации для его учета (п. 19 Инструкции о порядке включения (исключения) сведений в Единый реестр государственного имущества и поддержания его в актуальном состоянии, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 15.04.2013 N 16);

4) инвентаризация активов и обязательств.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь юридическое лицо, которое приняло решение о реорганизации, должно провести инвентаризацию активов и обязательств (абз. 2 п. 2 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Проведение инвентаризации регулируется Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь» (далее — Инструкция по инвентаризации активов).

Инвентаризация активов и обязательств проводится по решению руководителя РУП перед составлением разделительного баланса.

Срок проведения инвентаризации также определяется руководителем РУП.

Руководитель РУП издает приказ об инвентаризации активов и обязательств по форме согласно приложению 1 к Инструкции по инвентаризации активов;

5) уведомление о реорганизации кредиторов.

Согласно п. 1 ст. 56 ГК реорганизуемое юридическое лицо или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Отдельно нужно обратить внимание на кредиторов (например, банк), при заключении договоров с которыми устанавливается срок на уведомление о реорганизации с момента принятия такого решения либо в договоре устанавливается обязанность получить согласие на реорганизацию.

Срок на уведомление кредиторов не установлен.

Кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Срок для данного требования ГК также не установлен.

Объем обязательной информации, которая должна содержаться в уведомлении кредиторам, действующим законодательством не установлен. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы сделать правильный выбор о продолжении или прекращении хозяйственных отношений с юридическим лицом.

Следует отметить, что письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 30.06.2008 N 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица» указывает на то, что если кредиторы юридического лица не были уведомлены о его реорганизации, то они могут в судебном порядке оспаривать саму реорганизацию и требовать признать ее несостоявшейся.

Также обращает на себя внимание отсутствие законодательного указания на то, что юридическое лицо не может реорганизоваться до того момента, пока не будут заявлены и рассмотрены соответствующие требования кредиторов. Лицо может после письменного уведомления кредиторов приступить непосредственно к государственной регистрации новой организации. Результатом этого может явиться то, что к моменту предъявления требований кредитором реорганизуемое юридическое лицо уже не будет существовать, а его место в деловом обороте займут его правопреемники. Вероятность именно такого развития событий значительно возросла после вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет N 1). Подпункт 2.1 п. 2 Декрета N 1 предусматривает, что государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в день подачи необходимых документов;

6) уведомление о реорганизации работников.

На основании приказа о реорганизации руководитель РУП уведомляет работников о реорганизации.

Немаловажным при реорганизации РУП является вопрос трудовых отношений.

Реорганизуемое юридическое лицо (РУП) — наниматель обязано уведомить работников о предстоящей реорганизации. С одними работниками трудовые отношения могут быть прекращены, с другими — продолжены на тех же условиях, а для третьих могут произойти существенные изменения в трудовых отношениях.

Законодательством не предусмотрен порядок уведомления работников при реорганизации. Можно уведомление предоставлять каждому работнику под подпись или вывесить уведомление на доске объявлений для ознакомления.

Срок уведомления работников о реорганизации также в законодательстве не установлен. Предполагая, что при реорганизации могут быть изменения в системе и размере оплаты, в режиме работы и т.д., реорганизацию можно отнести к изменению существенных условий труда. В ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц. В случае если существенные условия труда не изменяются, то, как следует из законодательства, уведомлять работников можно в любой срок (за неделю, за день, за два) и в любой форме (устной или письменной);

7) утверждение разделительного баланса.

Пункт 2 ст. 55 ГК предусматривает, что разделительный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Разделительный баланс составляется по результатам инвентаризации активов и обязательств и должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица (РУП) в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Также следует отметить, что собственник имущества, раздел которого происходит между реорганизуемым РУП и вновь создаваемым РУП, не меняется. Для реорганизуемого РУП меняется лишь объем имущества, на которое оно имело право хозяйственного ведения (оперативного управления), поскольку часть этого имущества переходит в хозяйственное ведение (оперативное управление) к вновь создаваемому РУП.

Второй этап включает в себя следующие стадии:

1) согласование наименования вновь создаваемого РУП.

Для создания нового РУП необходимо согласовать наименование.

Согласование наименования юридического лица регулируется постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 N 20 «О согласовании наименований юридических лиц», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 N 154 «Об утверждении Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций» (далее — постановление N 154).

Наименование организации согласовывается в регистрирующем органе при личном обращении заявителя, направлении заявления по почте или представлении заявителем электронных документов (через веб-портал).

Для согласования наименования в регистрирующий орган заявителем представляются следующие документы:

  • заявление по форме согласно приложению к Положению о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденному постановлением N 154;
  • копия документа, подтверждающего в установленном порядке полномочия заявителя, в случае представления документов представителями юридического или физического лица;
  • разрешение на использование фамилий, псевдонимов известных лиц или использование наименований в случаях, установленных законодательством.

Стоит отметить, что согласование наименований осуществляется бесплатно.

С 30 ноября 2014 г. осуществляется согласование наименований через веб-портал при отсутствии электронно-цифровой подписи. Справка высылается на электронный адрес, указанный в заявлении о согласовании наименования.

Срок действия справки — 1 месяц;

2) принятие решения об утверждении устава и назначение органов управления нового РУП.

Руководитель РУП принимает решение об утверждении устава, формировании уставного фонда и назначении руководителя нового РУП.

Этап государственной регистрации заключается в обращении в регистрирующий орган.

Законодательством предусмотрено, что коммерческие и некоммерческие организации обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры — для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации, за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат. Следовательно, в случаях, предусмотренных в предыдущем предложении, реорганизуемое РУП должно обеспечить государственную регистрацию соответствующих изменений в уставе не позднее 2 месяцев с момента принятия решения о реорганизации (ч. 1 п. 22 Декрета N 1).

Размер государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений в учредительные документы установлен в подп. 1.5 п. 1 приложения 22 к НК и составляет 1 базовую величину.

Размер государственной пошлины для вновь создаваемого РУП установлен в размере 3 базовых величин, как за регистрацию юридических лиц.

Документы, необходимые для представления при обращении в регистрирующий орган для реорганизуемого РУП:

  • заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав;
  • изменения и (или) дополнения в устав в двух экземплярах, их электронная копия;
  • оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Документы, необходимые для представления при обращении в регистрирующий орган для вновь создаваемого РУП:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица;
  • устав в двух экземплярах, его электронная копия;
  • оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Согласно п. 2 ст. 47 ГК юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 53 ГК).

Особо стоит отметить, что Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом N 1, не предусматривает необходимости предоставления при государственной регистрации разделительного баланса.

Процесс государственной регистрации юридического лица при создании его путем учреждения и путем реорганизации в настоящее время абсолютно одинаковый.

После государственной регистрации вновь созданное РУП должно осуществить постановку на учет в Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, РУП «Белгосстрах», налоговом органе по месту нахождения.

Согласно ч. 2 п. 2 ст. 65 НК постановка на учет юридических лиц Республики Беларусь и индивидуальных предпринимателей, за исключением юридических лиц Республики Беларусь и иных плательщиков, указанных в ч. 3 п. 2 ст. 65 НК, осуществляется при их государственной регистрации.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет плательщика в течение 2 рабочих дней со дня получения информационной карты от регистрирующего органа (п. 3 ст. 65 НК).

В соответствии с п. 2 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2009 N 917, постановка на учет плательщиков, проходящих государственную регистрацию в соответствии с Декретом N 1, осуществляется на основании информационной карты юридического лица или индивидуального предпринимателя, полученной в установленном порядке органом Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от регистрирующего органа.

В соответствии с п. 5 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 N 1294, регистрация юридического лица и индивидуального предпринимателя в качестве страхователя производится страховщиком на основании информационной карты, оформляемой в соответствии с постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2007 N 1829 «О некоторых вопросах взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными организациями по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также налоговых и таможенных органов с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и другим вопросам» и от 02.02.2009 N 141 «О вопросах взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей), налоговых и иных государственных органов с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие» (далее — постановление N 141) (далее — информационная карта), не позднее двух рабочих дней со дня ее получения.

На данный момент вновь создаваемое юридическое лицо не обращается в вышеуказанные органы для постановки его на учет, постановка на учет осуществляется с помощью информационной карты в порядке, предусмотренном Положением о порядке взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей), налоговых и иных государственных органов с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие», утвержденным постановлением N 141.

Права и обязанности реорганизуемого РУП переходят к вновь созданному РУП в соответствии с разделительным балансом. При составлении разделительного баланса рассматривается вопрос о передаче всех или частично прав и обязанностей создаваемому РУП, например:

  • лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
  • имущества (основные средства), имущественных прав;
  • договоров.

При передаче лицензии реорганизуемого юридического лица вновь создаваемому юридическому лицу необходимо учесть, что в течение одного месяца вновь созданное юридическое лицо обязано обратиться в лицензирующий орган за выдачей новой лицензии (п. 69 Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2014 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

При передаче имущества (имущественных прав) налог на добавленную стоимость не исчисляется в соответствии с подп. 2.1 п. 2 ст. 31 НК.

Следует обратить внимание, что после государственной регистрации необходимо провести некоторые процедуры по уведомлению о совершенной реорганизации, внесению изменений в договорные отношения и т.д.:

  • переоформление общехозяйственных и коммунальных договоров;
  • внесение изменений в трудовые договоры;
  • уведомление о произошедшей реорганизации (при необходимости иные органы и организации).

В соответствии с ч. 2 п. 10 Положения о порядке формирования и ведения Единого реестра государственного имущества, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.07.2012 N 686 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2012 г. N 68», вновь созданные, в том числе в результате реорганизации, юридические лица (в данном случае — вновь созданное РУП) в течение тридцати календарных дней со дня их государственной регистрации представляют уполномоченным органам документированную информацию по формам, утвержденным Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь, для включения сведений в Единый реестр.

Для осуществления деятельности вновь созданному РУП необходимо заказать печать организации, оформить трудовые отношения с руководителем организации, главным бухгалтером, открыть расчетный счет и выполнить иные необходимые действия в зависимости от вида деятельности.

В целом основная работа по реорганизации РУП концентрируется на подготовительных этапах, важность ее заключается в принятии решения о реорганизации и порядке ее проведения. Существенные отличия в реорганизации РУП от реорганизации унитарного предприятия частной формы собственности отсутствуют, за исключением некоторых особенностей, вытекающих из республиканской формы собственности.