Обстоятельства: ИП было допущено осуществление предпринимательской деятельности с привлечением более трех физических лиц без оформления трудовых либо гражданско-правовых договоров.
Решение: На ИП было наложено административное взыскание в виде штрафа с конфискацией дохода, полученного в результате осуществления незаконной деятельности.
Название документа: Постановление экономического суда Минской области от 26.09.2016 (дело N 309-16Ап/2016) «О наложении административного взыскания»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА МИНСКОЙ ОБЛАСТИ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
Судья экономического суда Минской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее из межрайонного отдела УДФР КГК по Минской области и г. Минску в отношении индивидуального предпринимателя Д. (далее — ИП Д.), гражданина Республики Беларусь, проживающего по адресу: г. Б. М. обл., ул. Л., с участием представителей
Установил:
При проведении проверки установлен факт нарушения ИП Д. пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 N 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», выразившегося в том, что УП «Ж» (заказчик) заключен договор на оказание услуг от 12.05.2015 (с учетом дополнительного соглашения от 15.05.2015) с ИП Д. (исполнитель), согласно подпункту 1.1 которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказывать услуги по покосу сорной растительности на территории района, необходимые заказчику при осуществлении им хозяйственной деятельности, а заказчик обязуется принимать эти услуги (их результаты) и оплачивать в порядке и размерах, установленных в настоящем договоре.
Стоимость услуг составляет 31 398 рублей (до деноминации) на 100 м (подпункт 2.2 договора). По указанному договору ИП Д., согласно справке о стоимости выполненных работ и затратах за май 2015 года, выполнил работы на сумму 159 817 934 рубля (до деноминации).
При этом трудозатраты согласно акту сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ за май 2015 года составили 2138 чел./ч (то есть 89 суток при 31 календарном дне в мае).
Кроме того, в ходе проверки были получены сведения из районного отдела Минского областного управления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, инспекции МНС Республики Беларусь по району, согласно которым в 2015 году ИП Д. наемный труд к осуществлению предпринимательской деятельности не привлекался.
Опрошенные в ходе проверки работники УП «Ж», которые непосредственно осуществляли контроль за выполнением ИП Д. работ: мастер участка озеленения цеха зелено-паркового хозяйства и ритуального обслуживания К., начальник цеха озеленения цеха зелено-паркового хозяйства и ритуального обслуживания Н., заместитель начальника цеха озеленения цеха зелено-паркового хозяйства и ритуального обслуживания Р., заместитель директора по коммунальным вопросам Ч., показали, что в мае 2015 года в связи с приездами в город и район руководителей различного уровня власти было дано указание о приведении в порядок территории города и района в кратчайшие сроки, а именно, было необходимо выполнить покос сорной растительности. Основные работы по покосу травы были выполнены в течение мая 2015 года. Начальник цеха зелено-паркового хозяйства Н. осуществлял расстановку косцов, лично ставил задачи и показывал территории для покоса как работникам УП «Ж», так и ИП Д. (при этом оформлялись специальные схемы расстановки косцов, которые составлял Н.). В период с 12.05.2015 по 31.05.2015 работы по скашиванию травы от имени ИП Д. выполняла бригада в количестве не менее 8 (восьми) косцов. Всего в период с 12.05.2015 по 31.05.2015 ИП Д. были выполнены работы по покосу травы на 21 объекте города общей площадью 509 000 м2.
Факт привлечения ИП Д. в мае 2015 года наемных работников в количестве 8 — 10 человек также подтверждается составленным 26.05.2015 начальником цеха зелено-паркового хозяйства Н. списком улиц, закрепленных за бригадами косцов.
Согласно сведениям филиала «Торговый центр «К» до 27.05.2015 Д. работал в качестве охранника и 12.05.2015, 13.05.2015, 16.05.2015, 17.05.2015, 20.05.2015, 21.05.2015, 24.05.2015, 25.05.2015 в период с 9.00 по 21.00 находился в торговом центре «К», что соответственно исключает возможность выполнения Д. в указанные дни работ по покосу травы.
Опрошенный в ходе проверки Д. пояснил, что 12.05.2015 между городским УП «Ж» и ИП Д. был заключен договор по оказанию услуг по покосу сорной растительности на территории г. Б. и Б. р-на. Услуги по покосу оказывались в мае — июне и августе 2015 года. В связи с большим объемом необходимых для покоса площадей Д. привлекал В., Э., Г., П., также для оформления документов (актов выполненных работ, справок стоимости работ) привлекал в указанное время бухгалтера.
Опрошенные В., Э. и П., Г. пояснили, что по устной договоренности с Д. в мае 2015 года осуществляли покос сорной растительности на территории г. Б. и Б. р-на.
Опрошенная в ходе проверки государственный налоговый инспектор инспекции МНС Республики Беларусь по району А. показала, что в апреле 2015 года при постановке на налоговый учет Д. были разъяснены положения Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 N 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (с изменениями и дополнениями) в части оформления наемных лиц и уплаты соответствующих налогов в бюджет. Кроме того, при подаче налоговых деклараций за III и IV кварталы 2015 года Д. сообщал об отсутствии у него наемных работников.
Таким образом, ИП Д. в нарушение пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 N 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (с изменениями и дополнениями) в период с 12.05.2015 по 31.05.2015 допущено осуществление предпринимательской деятельности с привлечением более трех физических лиц без оформления трудовых либо гражданско-правовых договоров. Предпринимательская деятельность с нарушением указанного условия запрещается. Доход, полученный в результате такой деятельности, составляет 159 817 934 рубля (до деноминации).
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях ИП Д. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель межрайонного отдела УДФР КГК по Минской области и г. Минску поддержал доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, просил привлечь ИП Д. к административной ответственности по части 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, пояснил, что ИП Д. активно сотрудничал с органами межрайонного отдела УДФР КГК, не уклонялся от дачи объяснений, являлся по всем вызовам в органы межрайонного отдела УДФР КГК, вину признал, раскаивается в содеянном.
В судебном заседании ИП Д. представил отзыв по делу N 313-16Ап/16, с протоколом об административном правонарушении согласился, вину признал, пояснив, что в содеянном раскаивается, не имел умысла на совершение административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ИП Д. — С. поддержала доводы, изложенные в отзыве по делу N 313-16Ап/16, просила не назначать дополнительного взыскания в виде конфискации дохода.
Исследовав материалы дела, экономический суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения ИП Д. к административной ответственности.
Согласно пункту 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 N 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
Предпринимательская деятельность с нарушением условия ее осуществления, предусмотренного в части первой настоящего пункта, запрещается.
В судебном заседании установлено и не оспаривается самим ИП Д., что им для выполнения работ по покосу травы привлекались лица, хотя и в меньшем количестве (4 человека), нежели указано в протоколе. С привлеченными лицами договоры не оформлялись.
Суд также установил, что ИП Д. было перечислено 159 815 820 неденоминированных рублей, что подтверждается платежным поручением от 23.09.2015, а не 159 817 934 неденоминированных рубля (данная сумма, из пояснений представителя УДФР, принята из справки о стоимости выполненных работ).
В соответствии с частью 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.
С учетом изложенного экономический суд применяет часть 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и налагает на ИП Д. с учетом обстоятельств настоящего дела штраф в размере 20 базовых величин, принимая во внимание привлечение к ответственности по части 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях впервые, раскаяние, факт отсутствия оспаривания вины.
Доход, полученный ИП Д. от занятия незаконной и (или) запрещенной деятельности, в размере 15 981 рубля 58 копеек подлежит конфискации.
При этом суд исходит из того, что санкция статьи не предусматривает альтернативу неконфискации дохода.
Одновременно суд обращает внимание ИП Д. на возможность обращения с ходатайством об освобождении индивидуальных предпринимателей от административного взыскания в порядке, предусмотренном Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 N 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней» (вместе с Положением о Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней).
Руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, суд
Постановил:
ИП Д. (М. обл., г. Б., ул. Л.) за совершение вышеуказанного правонарушения привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа в размере двадцати базовых величин, что составляет 420 рублей.
Конфисковать доход, полученный ИП Д. в результате осуществления занятия незаконной и (или) запрещенной деятельности, в сумме 15 981 рубль 58 копеек.
Документы, подтверждающие исполнение настоящего постановления, должны быть представлены экономическому суду до истечения срока на добровольное исполнение (оригинал платежного поручения (квитанции) об уплате штрафа по делу N 313-16Ап/2016).
Настоящее постановление вступает в законную силу по истечении срока на обжалование, если оно не было обжаловано в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, или вручения (получения) копии постановления в вышестоящую инстанцию через экономический суд, вынесший постановление в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.