Статьи 166 — 174 УПК РБ. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь. Часть II. Досудебное производство. Раздел VII. Возбуждение уголовного дела. Глава 20. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

Статья 166. Поводы к возбуждению уголовного дела

Комментарий к статье 166

1. Возбуждение уголовного дела — первая стадия уголовного процесса, создающая основания для начала производства по уголовному делу, в которой орган дознания, следователь, начальник следственного подразделения, прокурор, рассмотрев полученные сведения о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении, устанавливают наличие либо отсутствие признаков преступления и принимают соответствующее решение.

Правильное и законное реагирование на информацию о преступлении служит гарантией быстрого и полного расследования преступлений, изобличения виновных, а также права на судебную защиту (ст. 60 Конституции Республики Беларусь) и в то же время позволяет исключить необоснованное уголовное преследование и незаконное ограничение прав и свобод граждан началом производства по уголовному делу. Стадия возбуждения уголовного дела включает: получение информации о преступлении; проверку информации; принятие итогового решения; проверку законности принятого решения.

2. Возбуждение уголовного дела — это и итоговое решение компетентного органа уголовного преследования о необходимости начала производства по уголовному делу, закрепленное в соответствующем постановлении. Для возбуждения уголовного дела требуются поводы и основания.

Повод к возбуждению уголовного дела — это установленный уголовно-процессуальным законом источник информации о готовящемся, совершаемом либо совершенном преступлении, получение которого органом уголовного преследования влечет необходимость разрешения вопроса о начале производства по уголовному делу. С момента получения повода начинается уголовно-процессуальная деятельность. Перечень поводов, указанных в статье 166 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК), является исчерпывающим.

3. Непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления, будет рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела в том случае, когда должностные лица указанных органов возбуждают уголовные дела по собственной инициативе на основании информации, полученной непосредственно в процессе своей деятельности, в т.ч. в ходе проведения проверок, расследования другого уголовного дела, в ходе деятельности по охране общественного порядка и т.д.

Суд, установив в ходе производства по делу признаки общественно опасного деяния, вправе вынести об этом частное определение (ч. 4 ст. 33 УПК) и направить материал органу уголовного преследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (например, заведомую ложность показаний свидетеля).

Статья 167. Основания к возбуждению уголовного дела

Комментарий к статье 167

1. Для возбуждения уголовного дела необходимы не только поводы, но и достаточные основания — достаточные данные, указывающие на признаки преступления, т.е. на совершение определенного общественно опасного деяния, предусмотренного законом, и наличие в нем юридических признаков конкретного состава преступления, даже если нет указаний на виновного. В момент возбуждения уголовного дела может и не быть установлено с полной уверенностью факта совершенного преступного деяния, не требуется выявить все признаки преступления. Доказательства, подтверждающие либо опровергающие этот факт, должны быть собраны на последующей стадии предварительного расследования.

2. Достаточные основания к возбуждению дела включают и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, предусмотренных ч. 1 ст. 29 УПК.

3. Самостоятельным основанием является факт исчезновения лица. В этом случае для положительного решения вопроса о возбуждении уголовного дела не требуется установить наличие признаков совершения в отношении этого лица преступления, а достаточно данных, что местонахождение лица неизвестно. В таком случае презюмируется, что лицо стало жертвой преступления, и целью производства предварительного расследования на первоначальном этапе будет проверка безвестного исчезновения лица не только посредством оперативно-розыскных мероприятий, но и с использованием процессуальных средств. В случае когда при исчезновении лица имеются данные о совершении в отношении его преступления, уголовное дело должно быть возбуждено по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 167 УПК.

Статья 168. Заявления граждан

Комментарий к статье 168

1. Заявления граждан — удостоверенное гражданином сообщение о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, адресованное органам уголовного преследования.

Обязательных реквизитов заявления в законе не содержится, однако как повод к возбуждению уголовного дела для эффективного его разрешения заявление должно содержать сведения о конкретных обстоятельствах, свидетельствующих о наличии признаков преступления. Требованием к заявлению закон закрепляет только наличие в нем сведений о заявителе. Заявления могут быть как устными, так и письменными. Устное заявление фиксируется протоколом. Кроме того, письменное заявление либо протокол устного заявления подписывается заявителем. Протокол устного заявления подписывается также и должностным лицом, принявшим заявление.

Закон запрещает подавать заведомо ложные заявления, соответственно лицо предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос (ст. 400 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)).

2. Лицо, подавшее заявление о преступлении (заявитель), наделяется рядом прав. Оно может излагать заявление на белорусском или русском языке либо другом языке, которым оно владеет (ст. 21 УПК); получить документ о регистрации принятого заявления о преступлении с указанием должностного лица, принявшего заявление или сообщение, времени его регистрации (ч. 1 ст. 172 УПК); ему должно быть сообщено о принятом решении и разъясняется право и порядок его обжалования (ч. 3 ст. 174 УПК), в случае отказа в возбуждении уголовного дела ему направляется также копия постановления (ч. 2 ст. 178 УПК), он имеет право обжаловать принятое по заявлению решение в порядке, установленном ст. 139 — 142 УПК, в том числе в суд и пр. Заявителем может быть как лицо, пострадавшее от преступления, так и очевидец преступления либо иное другое лицо.

3. Анонимные заявления хотя и не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела, однако подлежат обязательной проверке, в случае установления наличия признаков преступления поводом к возбуждению уголовного дела будет непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступлений (п. 5 ст. 166 УПК).

Также заявления граждан, принятые по телефону или другим техническим каналам связи, подлежат обязательной проверке, при установлении признаков преступления уголовное дело возбуждается на основании п. 5 ст. 166 УПК.

4. Норма ч. 6 комментируемой статьи закрепляет возможность применения мер безопасности в отношении заявителя уже при принятии заявления о преступлении, возможно применение такой меры безопасности, как неразглашение сведений о личности (ст. 67 УПК). Подлинные данные, образец подписи, который будет использоваться в документах защищаемого лица, и постановление о применении меры безопасности в виде неразглашения сведений о личности незамедлительно направляются прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием, и хранятся по правилам секретного делопроизводства.

Статья 169. Явка с повинной

Комментарий к статье 169

1. Норма ч. 1 комментируемой статьи дает легальное определение явки с повинной. Обязательным признаком является добровольность, т.е. заявление сделано лицом по собственной инициативе, без психического и физического принуждения и до того момента, когда ему стало известно об уголовном преследовании в отношении его. Явка с повинной — обстоятельство, смягчающее ответственность (п. 1 ч. 1 ст. 63 УК).

Явка с повинной инициирует уголовное преследование в отношении лица, ее совершившего. Не является явкой с повинной сообщение, сделанное гражданином после его задержания, заключения под стражу по подозрению в совершении того же преступления, в котором он сознается, либо признание, сделанное после предъявления ему доказательств, изобличающих его в совершении преступления. В то же время лицо, содержащееся под стражей, может заявить о совершении иного преступления, однако при строгом обеспечении гарантий права на защиту и добровольности признания.

2. Заявление не должно быть голословным, оно должно содержать сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном заявителем общественно опасном деянии, предусмотренном уголовным законом.

Такое сообщение гражданина подлежит обязательной проверке. Так, должна быть установлена личность заявителя, а сделанное заявление должно подтверждаться иными материалами. При этом надо учитывать возможность самооговора и то, что добровольное признание вины в совершении одного преступления возможно с целью скрыть другое, более тяжкое преступление.

3. Обвиняемый либо подозреваемый не несет ответственности за дачу заведомо ложных показаний, однако если при явке с повинной лицо заявляет о совершении преступления в соучастии с иными лицами, оно предупреждается об ответственности за заведомо должный донос (ст. 400 УК).

4. Закон закрепляет как устную, так и письменную форму явки с повинной. Регистрация и проверка такого заявления осуществляется по общим правилам регистрации заявлений и сообщений о преступлении.

Статья 170. Сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций

Комментарий к статье 170

1. Сообщения должностных лиц государственных органов, а также иных организаций должны быть сделаны только в письменной форме и соответствовать нормативным правовым актам, регулирующим деятельность соответствующего юридического лица, а также должны быть подписаны лицами, правомочными действовать от имени юридического лица.

2. Сообщения о преступлении могут поступать не только от организаций, которым причинен вред общественно опасным деянием, но и от государственных органов, в том числе правомочных проводить контрольную (надзорную) деятельность либо осуществлять деятельность по привлечению к ответственности за совершение не преступлений, а иных правонарушений и не наделенных компетенцией по возбуждению уголовного дела.

Правомочные должностные лица государственных органов при установлении в ходе проверки фактов, указывающих на совершение преступления, или рассмотрев материалы о совершенных иных правонарушениях и обнаружив в них признаки уголовного преступления, принимают решение о передаче их в орган уголовного преследования.

3. Государственный орган или иная организация, обратившиеся с сообщением о преступлении, фактически могут рассматриваться как заявитель и пользуются определенными правами на стадии возбуждения уголовного дела, в том числе правом обжаловать принятое по заявлению решение (см. п. 2 комментария к ст. 168 УПК).

4. Должностные лица не предупреждаются об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, однако в случае содержания заведомо ложной информации в сообщении должностные лица государственных органов и иных организаций могут нести ответственность за совершение должностного преступления.

Статья 171. Сообщение в средствах массовой информации

Комментарий к статье 171

1. Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 N 427-З «О средствах массовой информации» (далее — Закон N 427-З) под средством массовой информации (СМИ) понимает форму периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет (п. 20 ст. 1). При этом видами средств массовой информации являются газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц (п. 2 ст. 1 Закона N 427-З).

2. Следует обратить внимание, что факт распространения в СМИ сообщения о преступлении может быть установлен органом дознания, следователем и прокурором непосредственно в ходе их профессиональной деятельности. В этом случае составляется рапорт об обнаружении признаков преступления и уголовное дело должно быть возбуждено в соответствии с поводом, предусмотренным п. 5 ст. 166 УПК.

3. Норма ч. 2 комментируемой статьи закрепляет право органов уголовного преследования истребовать у должностных лиц СМИ документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение, для доследственной проверки наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 173 УПК.

Вместе с тем ч. 3 комментируемой статьи закрепляет условия ограничения журналистской тайны. Источник информации и имя лица, представившего сведения, должны быть названы не по инициативе должностных лиц СМИ, а исключительно по требованию органа, ведущего уголовный процесс, и если это необходимо для предварительного расследования или рассмотрения дел, находящихся в его производстве, т.е. фактически только после возбуждения уголовного дела.

Статья 172. Обязательность принятия и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении

Комментарий к статье 172

1. Порядок приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях регулируется помимо норм уголовно-процессуального закона также ведомственными инструкциями, к числу которых относятся: Инструкция о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10.03.2010 N 55, Инструкция о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета в органах государственной безопасности Республики Беларусь заявлений и сообщений о преступлениях, утвержденная постановлением Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 22.07.2005 N 24.

2. Заявления и сообщения о преступлениях принимаются круглосуточно в оперативно-дежурных службах органов внутренних дел, а вне зданий органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, в которых нет оперативно-дежурных служб, — находящимися при исполнении служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел, к которым обратились граждане или должностные лица государственных органов и иных организаций.

Сотрудники органов внутренних дел, принявшие заявление и сообщение о преступлениях, указывают на данных заявлениях и сообщениях время и дату приема.

3. Регистрация заявлений и сообщений о преступлении осуществляется оперативными дежурными после их поступления в оперативно-дежурную службу органа внутренних дел. Заявлениям и сообщениям о преступлениях арабскими цифрами присваивается очередной с начала календарного года регистрационный номер в единой книге. Тома единой книги регистрируются в подразделениях режимно-секретной деятельности органов внутренних дел.

Заявителю выдается талон о регистрации принятого заявления или сообщения, указывается регистрационный номер заявления или сообщения о преступлении в корешке талона. Заявитель на корешке талона ставит подпись, дату и время получения.

В случае приема заявления или сообщения о преступлении вне зданий органов внутренних дел заявителю разъясняется право на получение талона о его регистрации в оперативно-дежурной службе органа внутренних дел при личном обращении.

Талоны нумеруются, брошюруются в книжки и регистрируются подразделениями режимно-секретной деятельности органов внутренних дел в журнале учета талонов.

4. Должностные лица органов уголовного преследования должны неукоснительно соблюдать регистрационно-учетную дисциплину, т.е. обязательное для всех сотрудников соблюдение установленного законом порядка приема, регистрации, рассмотрения и учета заявлений и сообщений о преступлениях. Необоснованный отказ в приеме заявления может быть обжалован не только прокурору, который осуществляет надзор за соблюдением законности при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, но и соответственно начальнику органа дознания либо начальнику следственного подразделения.

5. Заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения подается непосредственно в суд в соответствии со ст. 426 УПК. В случае если заявление о привлечении к уголовной ответственности, поданное в суд, свидетельствует о наличии признаков преступления, не относящегося к категории преследуемых в порядке частного обвинения, то оно направляется прокурору, о чем уведомляется заявитель.

Статья 173. Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении

Комментарий к статье 173

1. В случае когда заявление и сообщение, а также непосредственное его обнаружение органом уголовного преследования свидетельствует о наличии явных признаков преступления, решение по заявлению и сообщению может быть принято без проведения проверки не позднее трех суток. Вместе с тем, как правило, требуется проверка для установления наличия либо отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, которая должна быть осуществлена в срок до десяти суток.

2. Свыше десяти суток срок проверки может быть продлен до одного месяца только в исключительных случаях, когда невозможно принять решение по заявлению или сообщению, в том числе при необходимости провести большой объем проверочных действий, при назначении длительных по времени, а также повторных или дополнительных экспертиз.

Предельный срок проведения проверки — три месяца, продление срока свыше трех месяцев не предусмотрено. Если после истечения предельного срока проверки осталось неясным, имело ли место совершение общественно опасного деяния, то, представляется, в возбуждении уголовного дела должно быть отказано.

3. В соответствии с ч. 2 ст. 108 УПК, в случае когда до возбуждения уголовного дела лицо было задержано по непосредственно возникшему подозрению, вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен в течение 12 часов с момента фактического задержания либо лицо должно быть освобождено.

4. Проверка не должна подменять предварительное расследование. Цель проверки — установить наличие либо отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела, а при необходимости собрать дополнительные данные в неотложном порядке, по горячим следам. По общему правилу проведение следственных действий до возбуждения уголовного дела недопустимо (ч. 1 ст. 183 УПК). Закон допускает проведение проверки только теми средствами и способами, которые прямо закреплены в ч. 2 комментируемой статьи.

5. Физические лица, которые дают объяснения, не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. В отличие от правовой регламентации допроса, закон также не устанавливает правил получения объяснений.

В соответствии с п. 5 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» возможно проведение внеплановых проверок по поручению органов уголовного преследования, а также руководителей (их заместителей) этих органов по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности.

До возбуждения уголовного дела допускается назначение судебно-медицинской экспертизы для определения причин смерти и степени тяжести телесных повреждений и иных экспертиз, выводы которых могут иметь существенное значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. До возбуждения уголовного дела недопустимо назначение и производство экспертиз, связанных с применением мер процессуального принуждения в отношении физических лиц (ч. 2 ст. 226 УПК).

Статья 174. Решения, принимаемые по заявлениям или сообщениям о преступлении

Комментарий к статье 174

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи принимать решение по заявлению или сообщению о преступлении вправе орган дознания, начальник следственного подразделения, следователь или прокурор. Решение лица, производящего дознание, должно быть утверждено начальником органа дознания (ч. 5 ст. 38 УПК).

2. Часть 2 комментируемой статьи относит к исключительной компетенции следователя и начальника следственного подразделения правомочия возбуждать ряд категорий уголовных дел.

При возбуждении уголовного дела обязательно должны учитываться требования главы 49 УПК. Особый порядок возбуждения в отношении отдельных категорий лиц, указанных в ч. 1 ст. 468-1 УПК, уголовного дела предусмотрен ст. 468-2 УПК.

3. Органы уголовного преследования обязаны принимать к рассмотрению заявления либо сообщения о любых преступлениях. Однако при их проверке может быть установлено, что совершенное общественно опасное деяние преследуется в порядке частного обвинения путем подачи заявления непосредственно в суд. Соответственно проверка прекращается и заявителю разъясняется право возбудить в суде уголовное дело частного обвинения в соответствии со ст. 426 УПК. Материалы проведенной проверки могут быть истребованы в дальнейшем судом при подготовке судебного разбирательства (ч. 3 ст. 427 УПК).

4. Направление заявления, сообщения по подследственности осуществляется в том случае, когда по признакам территориальной подследственности расследование должно производиться органами расследования в другой местности либо когда возбуждение дела по заявлению или сообщению выходит за пределы полномочий органа или должностного лица, принявшего заявление к рассмотрению (например, в силу требований ч. 2 комментируемой статьи). Соответствующему органу сообщается о принятых мерах по предотвращению и пресечению преступления. Вместе с заявлением направляются все материалы, собранные по заявлению либо сообщению о преступлении.