Статьи 1 — 4 УК РБ. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь. Общая часть. Раздел I. Уголовный закон. Глава 1. Общие положения

Статья 1. Уголовный кодекс Республики Беларусь

Комментарий к статье 1

1. Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее — УК) — это научно систематизированный закон, принятый Парламентом Республики Беларусь и состоящий из взаимосвязанных правовых норм, которые исчерпывающим образом конкретизируют уголовно-правовой запрет и регулируют общественные отношения, возникающие по поводу уголовной ответственности между государством и лицом, виновным в совершении преступления (см. главу 8).

2. В Особенной части УК дается описание объективных и субъективных признаков конкретных преступлений. Уголовную ответственность влекут лишь те общественно опасные деяния, которые в соответствии с нормами Общей и Особенной частей обладают признаками преступления определенного вида. Тем самым УК четко определяет круг общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями.

3. В УК закрепляются основания и условия уголовной ответственности (см. раздел II). Уголовная ответственность (см. статью 44) возможна лишь при совершении преступления в различных его проявлениях (статья 10) и при наличии предусмотренных в УК условий (глава 5).

4. Определяя формы реализации уголовной ответственности (статья 46), УК устанавливает систему наказаний (статья 48), указывает виды наказаний и их содержание (глава 9). Кроме этого, в УК регламентируются основания и условия применения иных мер уголовной ответственности: осуждения с отсрочкой исполнения наказания (статья 77), осуждения с условным неприменением наказания (статья 78), осуждения без назначения наказания (статья 79), осуждения несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера (статья 117).

5. Помимо уголовной ответственности УК устанавливает принудительные меры безопасности и лечения (глава 14), которые могут применяться к лицам, совершившим предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или совершившим преступления, но заболевшим психической болезнью до постановления приговора или во время отбывания наказания (статьи 101 — 105), к лицам, совершившим преступления в состоянии уменьшенной вменяемости (статьи 29, 106), к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией (статья 107).

6. УК является нормативной базой борьбы с преступностью и выступает в качестве юридической составляющей уголовной политики Республики Беларусь. УК согласно части второй статьи 1 является единственным уголовным законом, действующим в стране. Это важное положение адресовано законодателю и обеспечивает высшую степень кодификации уголовного права, его системность и гармоничность. Вопросы уголовной ответственности не могут решаться в каких-либо особых законах, направленных на борьбу с теми или иными преступлениями. Во всех случаях нормы уголовно-правового характера должны включаться в УК и применяться как соответствующие статьи этого закона.

7. Содержание УК и принципы уголовной ответственности, прежде всего, определяются Конституцией Республики Беларусь (далее — Конституция). Конституция, во-первых, очерчивает круг социально значимых ценностей, подлежащих уголовно-правовой охране (например, статьи 24, 25, 29, 13 и 44); во-вторых, она закрепляет принципы уголовной ответственности (статьи 22 и 26); в-третьих, предопределяет правовые основы применения уголовной ответственности (статьи 26, 27, 60 и др.).

8. Как отмечается в части третьей статьи 21 Конституции, «государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства». В части первой статьи 8 Конституции провозглашено, что «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Многие положения УК основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права. Так, положения части второй статьи 9 УК об обратной силе уголовного закона согласуются со статьей 15 Международного пакта Организации Объединенных Наций «О гражданских и политических правах» (принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966) (далее — Международный пакт).

Статья 2. Задачи Уголовного кодекса

Комментарий к статье 2

1. Уголовное право — это охранительная отрасль права. Основной функцией УК является охрана общечеловеческих ценностей, общественных отношений, условий нормального существования общества от преступных посягательств. В статье 2 УК законодатель называет объекты уголовно-правовой охраны с учетом иерархии социальных ценностей, характерной для демократического государства: человек, общество, государство. С учетом этой иерархии построена система Особенной части УК.

2. Охранительная задача УК реализуется специфическими средствами уголовного права: посредством установления уголовно-правового запрета на определенное общественно опасное поведение и применения наказания или иных мер уголовной ответственности к лицам, нарушившим этот запрет.

3. Предупредительная функция уголовного законодательства реализуется путем общего и частного предупреждения преступлений (общая и частная превенция). Общее предупреждение состоит в сдерживании лиц, склонных к общественно опасному поведению, установлением уголовно-правового запрета и угрозой применения уголовной ответственности в случае его нарушения. Частное предупреждение по УК осуществляется в процессе осуждения лица, виновного в совершении преступления, и применения к нему мер уголовной ответственности (статья 44).

4. Воспитательное воздействие уголовного закона осуществляется посредством влияния на правосознание населения. Это обеспечивается, во-первых, самим фактом опубликования УК либо последующих изменений и дополнений к нему; во-вторых, с помощью различных форм правовой пропаганды; в-третьих, благодаря гласности судебной практики применения норм уголовного законодательства.

Статья 3. Принципы уголовного закона и уголовной ответственности

Комментарий к статье 3

1. Закрепленные в комментируемой статье принципы представляют собой руководящие положения, определяющие содержание норм УК и практику реализации уголовной ответственности в Республике Беларусь. Они адресованы как законодателю, так и правоприменителям, они должны соблюдаться в процессе законотворчества (например, при внесении изменений или дополнений в УК), а также в повседневной деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование; судов при осуществлении правосудия по уголовным делам. Перечисленные в статье 3 УК принципы уголовного закона и уголовной ответственности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нельзя, например, говорить о соблюдении принципа законности, если при этом игнорируется любой иной принцип.

Комментируемая статья называет общие принципы уголовного права, присущие всем нормам УК. Отдельные институты уголовного права базируются на специальных принципах, производных от общих руководящих идей: например, статья 62 УК, определяя общие начала назначения наказания, выделяет специальный принцип — принцип индивидуализации наказания, который вытекает из принципа справедливости и гуманизма.

2. Основные постулаты, характеризующие принцип законности применительно к уголовному праву, названы в части второй статьи 3 УК. Положение о том, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом, находит свое закрепление в УК, а именно в законодательном определении уголовной ответственности (статья 44). Иные (не уголовные) законы и нормативные правовые акты не могут устанавливать уголовную ответственность, что закреплено в части второй статьи 1 УК. Требование о том, что преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только в УК, является отражением принципа классической школы уголовного права: «Nullum crimen, nulla poena sine lege» — нет преступления, нет наказания без указания о том в законе.

Упомянутый принцип предполагает строгое толкование норм уголовного права, т.е. точное следование «букве и духу» закона в процессе его применения. Толкование не должно быть средством восполнения пробелов в законе. Появление в жизни общества новых видов общественно опасного поведения не может пресекаться за счет распространительного толкования действующего уголовного закона или применения его по аналогии. Выход может быть только один: внесение соответствующих изменений и дополнений в УК.

3. Положение о равенстве всех перед законом основано на требовании статьи 22 Конституции и соответствует пункту 1 статьи 2 Международного пакта. Из части третьей статьи 3 УК следует, что при наличии оснований и условий наступления уголовной ответственности никакие данные о личности виновного не могут воспрепятствовать привлечению его к ответственности. При этом принцип равенства граждан перед законом не является препятствием для индивидуализации ответственности (статья 62) в соответствии с принципами справедливости и гуманизма. В частности, прежние заслуги осужденного, иные данные о личности могут быть учтены при решении вопроса о помиловании (статья 96).

4. Сущность принципа неотвратимости ответственности в уголовно-правовом аспекте состоит в том, что всякое лицо, вина которого доказана в установленном законом порядке, подлежит осуждению, наказанию или иным мерам уголовной ответственности (статья 46). Лицо, виновное в совершении преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности или наказания лишь при наличии оснований и условий, прямо предусмотренных в нормах Общей и Особенной частей (статья 82).

5. УК исходит из того, что уголовной ответственности подлежат только физические лица, непосредственно совершившие преступления либо участвовавшие в них в качестве соисполнителей, организаторов (руководителей), подстрекателей или пособников. Юридические лица в Республике Беларусь не подлежат уголовной ответственности, т.к. она имеет личный характер и базируется на принципе вины. Именно этот принцип придает уголовной ответственности персональный характер.

Принцип субъективного вменения (принцип виновной ответственности) по УК означает, что преступлением может признаваться лишь то предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, которое совершено виновно, т.е. умышленно (статья 22) или по неосторожности (статья 23). Таким образом, принцип виновной ответственности находит отражение в понятии преступления (часть первая статьи 11) и многих важнейших институтах уголовного права, например в понятиях приготовления, покушения, соучастия. Признак вины указывается в диспозициях статей Особенной части УК, содержащих описание конкретных составов преступлений.

Сам факт совершения общественно опасного деяния и причинения вреда при отсутствии вины (статья 26) не является основанием для привлечения к уголовной ответственности (статья 10). Недопустимо привлекать к уголовной ответственности на базе объективного вменения, т.е. исходя из наличия общественно опасных последствий, игнорируя отсутствие вины в форме умысла или неосторожности.

6. Основой дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности является принцип справедливости. Законодатель, устанавливая уголовно-правовой запрет, учитывает характер общественной опасности криминализируемого деяния, выделяет квалифицированные или привилегированные составы преступления, определяет категорию преступления (статья 12), закрепляет соответствующие минимальные и максимальные пределы санкции. Это обеспечивает дифференциацию ответственности и соразмерность наказания тяжести совершенного преступления.

Суд, назначая конкретному лицу наказание или иную меру уголовной ответственности, руководствуется принципом индивидуализации ответственности, закрепленным в статье 62 УК. В частности, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотивы и цели содеянного, личность виновного, характер нанесенного вреда и размер причиненного ущерба, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Индивидуализация ответственности обеспечивается наличием в УК альтернативных или относительно-определенных санкций, возможностью применения вместо наказания иных мер уголовной ответственности (статьи 77 — 79, 117).

Объективная оценка характера и степени тяжести совершенного преступления и данных о личности виновного гарантирует справедливость уголовной ответственности. Она является необходимой предпосылкой достижения целей уголовной ответственности, в частности основной цели — исправления лица, совершившего преступление (часть вторая статьи 44).

Пункт 7 статьи 14 Международного пакта гласит, что «никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны». Данное требование является принципиальным и, в частности, учтено в части четвертой статьи 6 УК.

7. Нормы уголовного закона направлены на обеспечение безопасности человека и защиту общечеловеческих ценностей от преступных посягательств. Именно в этом состоит гуманизм уголовного права. О гуманизме уголовного законодательства Беларуси свидетельствуют задачи, стоящие перед УК (статья 2), цели уголовной ответственности (части вторая и третья статьи 44), особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет (главы 15 и 16), и многие другие институты и нормы отечественного уголовного права.

Гуманизм неразрывно связан с идеей справедливости. Наказание или иные меры уголовной ответственности, назначенные лицу, виновному в совершении преступления, не должны быть излишне жестокими, рассчитанными исключительно на устрашение других потенциальных преступников. Нельзя добиваться целей общего предупреждения преступлений, чрезмерно наказывая отдельных преступников. Давно известно, что эффективность уголовной политики состоит не в ее жестокости, а в обеспечении неотвратимости ответственности.

Наказание, являясь основанным на законе лишением или ограничением прав и свобод осужденного, не должно иметь целью причинение физических страданий или унижение достоинства человека. Статья 5 Всеобщей декларации Организации Объединенных Наций «Прав человека» (принята в г. Нью-Йорке 10.12.1948) гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию».

Статья 4. Разъяснение отдельных терминов Уголовного кодекса

Комментарий к статье 4

1. В комментируемой статье даны определения терминов, которые имеют единый для всего УК нормативный характер и подлежат строгому толкованию. При этом необходимо учитывать, что предлагаемая в статье 4 УК трактовка терминов относится исключительно к уголовному закону.

2. Законодатель, устанавливая применительно к УК круг лиц, относящихся к близким родственникам, исходит из широкой трактовки этого термина, включая в него: близкое родство, вытекающее из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками (статья 60 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС)); усыновление (удочерение), т.е. отношения, основанные на судебном решении, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми (статьи 119, 134 КоБС); супружество, т.е. отношения, возникающие из брака (статья 2 КоБС); свойство, т.е. отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга (статья 61 КоБС).

Термином «члены семьи» охватываются, во-первых, члены семьи в узком значении этого слова, т.е. объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства и усыновления (удочерения); во-вторых, другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, которые могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство (статья 59 КоБС).

Более широким понятием «близкие» охватываются три категории лиц: близкие родственники, члены семьи, иные лица, которых потерпевший или лицо, совершившее преступление, обоснованно признают своими близкими. В последнем случае близость отношений является оценочной категорией. Законодатель исходит из того, что для определения признаков лица, близкого потерпевшему или виновному, недостаточно формальных признаков родства, брака или свойства. Органы уголовного преследования и суд должны на основе анализа фактических отношений между людьми констатировать наличие или отсутствие близких отношений. Например, близкими могут признаваться мужчина и женщина, состоящие в длительных фактических супружеских отношениях, обрученные жених и невеста, пасынок и мачеха, приемные родители и принятый на воспитание ребенок. Близкими могут признаваться друзья и подруги при наличии данных, свидетельствующих об исключительном взаимном доверии, тесной привязанности, общности интересов, взаимопомощи.

3. На политическую и правовую принадлежность к государству лиц, к которым относится соответствующая норма, обычно прямо указывается в статьях УК, например гражданин Республики Беларусь (часть первая статьи 6), иностранный гражданин или лицо без гражданства (часть вторая статьи 7). В тех случаях, когда в норме указывается термин «гражданин» без соответствующей конкретизации, законодатель имеет в виду любое физическое лицо (см., например, часть первую статьи 34; часть третью статьи 35; статью 190).

4. Критерии определения должностного лица, сформулированные в части четвертой статьи 4 УК, универсальны и относятся ко всем нормам УК, характеризующим должностное лицо в качестве специального субъекта преступления или потерпевшего. Можно выделить шесть категорий должностных лиц:

  • представитель власти;
  • представитель общественности;
  • лицо, выполняющее организационно-распорядительные обязанности;
  • лицо, выполняющее административно-хозяйственные обязанности;
  • лицо, уполномоченное на совершение юридически значимых действий;
  • должностное лицо иностранного государства или международной организации.

При выяснении признаков должностного лица следует, в частности, обращаться к разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 N 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424 — 428 УК)».

4.1. Представители власти — это, прежде всего, представители законодательной власти (депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь) и депутаты местных Советов депутатов. По общему определению к представителям власти относятся лица, находящиеся на государственной службе, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе. Таким образом, специфическими признаками представителя власти являются: а) нахождение лица на службе у государства; б) наделение его властными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в непосредственной служебной подчиненности.

Представители власти вправе предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а равно учреждениями, организациями или предприятиями независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и форм собственности. Многие представители власти даже не имеют подчиненных по службе, но обладают властными полномочиями в отношении неопределенно широкого круга лиц. К представителям власти, в частности, относятся судьи, прокуроры и их помощники, следователи, сотрудники органов внутренних дел, оперативные работники органов государственной безопасности, таможенных органов, органов финансовых расследований, государственные инспекторы и контролеры.

4.2. Представители общественности — это относительно узкий круг должностных лиц, выполняющих функции, аналогичные функциям представителей власти, но, во-первых, не в связи с занятием должности на службе у государства и, во-вторых, в строго определенных сферах управленческой деятельности: при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия. Как правило, функции представителя общественности выполняются временно или по специальному полномочию и могут быть не связаны с трудовой или служебной деятельностью лица (члены добровольной дружины, внештатные сотрудники правоохранительных органов, участники объединений граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка, общественные инспекторы, народные заседатели). Важно, чтобы соответствующие полномочия были предоставлены лицу официально в установленном порядке.

4.3. Лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, осуществляют руководство деятельностью учреждений, организаций, предприятий, их подразделений, отдельных подчиненных им лиц. Они организуют работу, несут ответственность за функционирование организации в целом или ее отдельных подразделений и участков. Это лица, имеющие хотя бы одного подчиненного им работника. К должностным лицам данной категории относятся руководители министерств и ведомств, учреждений, организаций, предприятий и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники управлений, отделов, цехов, заведующие кафедрами, лабораториями, секциями и т.п.) и их заместители, руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры, звеньевые).

4.4. Лица, занимающие должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, осуществляют полномочия, связанные с распоряжением материальными ценностями и денежными средствами. Они организуют учет и контроль, порядок хранения, отпуск и реализацию материальных ценностей. Это лица, имеющие право на самостоятельное распоряжение имуществом или контролирующие его движение. К ним, в частности, относятся начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, их заместители, главные (старшие) бухгалтеры и их заместители, ведомственные контролеры и ревизоры, заведующие хранилищами или складами. Наличие подчиненных при осуществлении названных функций не обязательно. Например, на небольшом предприятии старший бухгалтер может не иметь в подчинении рядовых бухгалтеров, но он является должностным лицом, т.к. отвечает за учет и контроль на предприятии, принимает решения, связанные с распоряжением материальными ценностями. Наоборот, рядовой бухгалтер крупного предприятия может выполнять исключительно технические обязанности по ведению учета и контроля движения имущества и должностным лицом не является.

В качестве критерия отнесения работника к должностному лицу не может выступать факт возложения на него полной материальной ответственности: не всякое материально ответственное лицо является должностным. Необходимо, чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им.

4.5. Лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, — это лица, которым предоставлено право от имени учреждения, организации или предприятия совершать действия, влекущие правовые последствия, т.е. действия, порождающие, изменяющие или прекращающие определенные правоотношения публично-правового характера. Должностными лицами данной категории могут быть лица, для которых выполнение публично-правовых (юридически значимых) действий является непосредственной профессиональной обязанностью (нотариусы), либо лица, выполняющие юридически значимые действия по специальному полномочию наряду с иными профессиональными обязанностями (например, врач, выписывая листок о временной нетрудоспособности пациента, своими действиями порождает или изменяет правоотношения, связанные с реализацией трудовых и социальных прав больного). Деятельность медицинских работников, преподавателей учебных заведений или иных специалистов приобретает управленческий (должностной) характер, когда на них в установленном порядке помимо профессиональных обязанностей возлагается выполнение юридически значимых действий (например, деятельность хирурга в связи с участием в составе призывной комиссии, доцента при включении его в состав государственной экзаменационной комиссии).

4.6. Пункт 4 части четвертой статьи 4 УК содержит перечень должностных лиц иностранного государства или международной организации. Возникает вопрос о критериях, которыми следует руководствоваться при определении признаков таких должностных лиц: это либо критерии, названные в пунктах 1 — 3 части четвертой статьи 4 УК, либо критерии, установленные национальным законодательством иностранного государства. Если критерии совпадают, проблема отсутствует (так, очевидно, что судьи являются должностными лицами). По нашему мнению, критерии УК должны применяться при условии, что деяние, специальным субъектом которого является представитель иностранного государства, совершено на территории Республики Беларусь.

4.7. Следует учитывать, что полномочия, характеризующие должностное лицо, как правило, могут сочетаться. Например, прокурор области, будучи представителем власти, наделен также организационно-распорядительными обязанностями в отношении подчиненных ему оперативных работников прокуратуры и одновременно может выполнять административно-хозяйственные функции по управлению имуществом прокуратуры.

4.8. Для правильной констатации признаков должностного лица следует отграничивать управленческую деятельность работника от профессиональной. Например, учителя, преподаватели, доценты, профессора, проводя уроки, семинарские, практические или лабораторные занятия, читая лекции, проверяя контрольные работы, осуществляя научное руководство при написании курсовых и дипломных работ (проектов), выполняют исключительно профессиональные функции, предусмотренные методикой преподавания. Преподаватель приобретает статус должностного лица, будучи назначенным или избранным на должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (заведующий кафедрой, заместитель декана, декан, проректор, ректор), либо при исполнении обязанностей члена приемной или государственной экзаменационной комиссии, когда помимо оценки знаний абитуриента или выпускника он участвует в принятии юридически значимого решения о зачислении лица в учебное заведение либо о присвоении квалификации выпускнику.

Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12.11.2001 N З-129/2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий» содержит указание на то, что «к лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, следует относить не только тех преподавателей, которые выполняют свои обязанности в качестве членов квалификационных или экзаменационных комиссий … но и преподавателей, принимающих у студентов или учащихся курсовые экзамены либо зачеты».

5. Часть пятая статьи 4 УК содержит исчерпывающий перечень должностных лиц, занимающих ответственное положение. Названный признак является квалифицирующим обстоятельством в составах ряда преступлений против интересов службы (часть третья статьи 424, часть третья статьи 425, часть третья статьи 426, часть третья статьи 430). В перечне преобладают должностные лица, осуществляющие полномочия представителей власти. Расширительное толкование этого перечня недопустимо.

Пункт 2 части пятой статьи 4 УК относит к должностным лицам, занимающим ответственное положение, во-первых, руководителей (и их заместителей) именно государственных органов, а не иных учреждений, организаций или предприятий; во-вторых, лишь тех государственных органов, которые находятся в непосредственном подчинении или подотчетны Президенту Республики Беларусь (Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь и т.п.), Парламенту Республики Беларусь (постоянные комиссии Палаты представителей или Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь), Правительству Республики Беларусь (министерства, государственные комитеты, иные центральные органы государственного управления и исполнительной власти).

Не должны признаваться должностными лицами, занимающими ответственное положение, руководители, возглавляющие структурные подразделения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов (председатели комиссий, начальники управлений, заведующие отделами).

К должностным лицам, занимающим ответственное положение, относятся судьи всех уровней судов общей юрисдикции Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. Народные заседатели обладают всеми полномочиями судьи и могут рассматриваться как должностные лица, занимающие ответственное положение.

Должностными лицами, занимающими ответственное положение, признаются лишь прокуроры (и их заместители), возглавляющие прокуратуру соответствующего уровня.

Начальники следственных подразделений (пункт 15 статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК)) — Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, начальник следственного управления, начальник следственного отдела или отделения, а также иного подразделения органа предварительного следствия, в ведении которого находятся вопросы предварительного следствия, и их заместители.

В соответствии с частью первой статьи 38 УПК начальником органа дознания является руководитель органа дознания, а также каждое из должностных лиц, перечисленных в части первой статьи 37 УПК.

Следователь — должностное лицо Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, осуществляющее в пределах своей компетенции, предусмотренной УПК, предварительное следствие.

6. Термином «начальник» законодатель определяет круг военнослужащих, являющихся специальными субъектами воинских должностных преступлений (статьи 137, 455 — 456), а равно лиц, которые могут быть потерпевшими от преступлений против порядка подчиненности (статьи 438 — 442, 444). Порядок воинской подчиненности определяется Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26.06.2001 N 355 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь», который в главе 7 закрепляет деление всех военнослужащих на начальников (по служебному положению и по воинскому званию) и подчиненных.

Начальники по служебному положению — это военнослужащие, которым поручено постоянно или временно руководить служебной деятельностью других военнослужащих (командиры, начальники служб и т.п.). Начальниками по воинскому званию признаются, например, старшие офицеры в воинских званиях подполковника, майора — для всех прапорщиков, сержантов и солдат; младшие офицеры — для всех сержантов и солдат; прапорщики — для сержантов и солдат одной с ними воинской части; сержанты — для солдат одной с ними воинской части. При совместном исполнении обязанностей военной службы не подчиненными друг другу военнослужащими, если их служебные взаимоотношения не определил командир (начальник), старший из них по воинской должности, а при равных воинских должностях старший по воинскому званию является начальником.

7. Малолетними признаются несовершеннолетние лица в возрасте до четырнадцати лет. Такие лица не несут уголовной ответственности за совершение общественно опасных деяний (статья 27). Малолетство потерпевшего лица существенным образом влияет на уголовную ответственность виновного: во-первых, может быть основным признаком состава преступления (статья 165); во-вторых, может учитываться как квалифицирующее обстоятельство (пункт 2 части второй статьи 139, часть третья статьи 166, часть третья статьи 167); в-третьих, расценивается как обстоятельство, отягчающее ответственность (пункт 2 части первой статьи 64). Наличие на иждивении у виновного малолетнего ребенка подлежит учету как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность (пункт 5 части первой статьи 63).

8. Наступление совершеннолетия отечественное законодательство связывает с достижением восемнадцатилетнего возраста (см., например, часть первую статьи 64 Конституции; пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК); часть вторую статьи 1 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 N 2570-XII «О правах ребенка»). Если на день совершения преступления потерпевшее лицо не достигло совершеннолетия, то это может влиять на квалификацию содеянного (см., например, часть вторую статьи 146, часть вторую статьи 154, часть третью статьи 157, часть третью статьи 158, часть вторую статьи 166, часть вторую статьи 167, часть вторую статьи 170), усиливая ответственность. Если же виновное лицо не достигло восемнадцатилетнего возраста, то его несовершеннолетие влияет на решение вопроса об уголовной ответственности: во-первых, определяется, возможна ли такая ответственность вообще (статья 27), во-вторых, учитываются особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет (главы 15 и 16). Для правильной правовой оценки важно точно установить возраст лица и время совершения преступления. Для решения вопросов уголовной ответственности несовершеннолетнего не имеет значения то, что это лицо еще до совершения преступления приобрело полную гражданскую дееспособность вследствие вступления в брак или эмансипации (статьи 20, 26 ГК).

9. Совершение преступления престарелым лицом в соответствии с УК признается обстоятельством, смягчающим ответственность (пункт 11 части первой статьи 63). Если же преступление совершается в отношении заведомо престарелого лица, то это расценивается как обстоятельство, отягчающее уголовную ответственность виновного (пункт 2 части первой статьи 64). Указанные обстоятельства имеют уголовно-правовое значение, если лицо достигло семидесятилетия на день совершения преступления.

10. Корыстные побуждения как мотив совершения преступления означают, что в основе побудительных причин общественно опасного деяния лежит стремление получить какую-либо материальную выгоду, пользу. Корыстные побуждения проявляются двояко. Во-первых, может иметь место ситуация, когда за счет преступления виновный стремится преумножить свое имущественное достояние или достояние своих близких. Это желание получить деньги, ценные бумаги, вещи, приобрести право на имущество. Во-вторых, корысть может быть обусловлена намерением избавить себя или своих близких от необходимых материальных затрат (уклонение от уплаты долга, алиментов и т.п.). Не всякие побуждения, возникающие на почве споров об имуществе, обусловлены стремлением получить какую-либо материальную выгоду, они иногда проистекают из неприязненных отношений, обид. Нельзя также квалифицировать как проявления корысти случаи причинения вреда здоровью или даже лишения жизни при охране малоценного имущества от посягательства потерпевшего.

Корыстные побуждения, во-первых, рассматриваются законодателем как обстоятельство, отягчающее уголовную ответственность (пункт 8 части первой статьи 64); во-вторых, как квалифицирующий признак ряда составов преступлений (см., например, пункт 12 части второй статьи 139, пункт 6 части второй статьи 147); в-третьих, как конструктивный признак основного состава некоторых преступлений (статья 427). Многие преступления являются корыстными по своей сути. В подобных случаях следует руководствоваться правилом части третьей статьи 64 УК, запрещающим учитывать корыстные побуждения в качестве отягчающего ответственность обстоятельства.

Не следует отождествлять корыстные побуждения и корыстную цель. Корыстные побуждения составляют суть мотива преступного поведения, отвечают на вопрос, почему человек совершает те или иные действия. Корыстная цель — тот желаемый результат, к которому стремится лицо, совершая общественно опасное деяние: обогатиться самому либо обогатить своего близкого или иное лицо. Так, при хищении имущества обязательно наличие корыстной цели (см. часть первую примечания к главе 24), что делает корыстные побуждения типичным признаком всех форм хищения имущества. Однако в отдельных случаях исполнители хищения или иные соучастники могут руководствоваться некорыстными мотивами (страх, зависимость, солидарность и т.п.), преследуя цель обогатить конкретное лицо, которое не считают своим близким.

11. Хулиганские побуждения — это мотивы, характеризующиеся стремлением в вызывающей форме проявить себя, выразить демонстративное пренебрежение к обществу, людям, элементарным нормам поведения. Хулиганские побуждения — это вызванное разнузданным эгоизмом желание противопоставить себя окружающим. Проявления хулиганских мотивов разнообразны: стремление учинить бесчинство, покуражиться над людьми, демонстрация пьяной удали и жестокости, необузданного озорства, желание возвыситься, унижая других, самоутвердиться с помощью дерзких или циничных выходок. Хулиганские побуждения не имеют серьезных причин. Виновный совершает преступление, руководствуясь внутренней потребностью отыграться на окружающих, реализовать чувства озлобленности и неудовлетворенности. Хулиганские мотивы внешне кажутся лишенными здравого смысла, иногда выступают как реакция на ничтожный повод, зачастую спровоцированный самим виновным. Это может быть месть за незначительную обиду, за справедливое замечание о недостойном поведении.

Хулиганские побуждения следует отграничивать от мотивов, возникающих на почве личных неприязненных отношений между виновным и потерпевшим (месть, ревность и т.п.). Например, в основе мести лежит обида в связи с поступками потерпевшего (чаще всего противоправными или аморальными), существенно затрагивающими интересы виновного. Преступлению из мести предшествует межличностный конфликт между виновным и потерпевшим. Для преступлений, совершенных из хулиганских побуждений, это не характерно. Зачастую виновный незнаком с потерпевшим.

Хулиганские побуждения — неотъемлемый конструктивный признак субъективной стороны такого состава преступления, как хулиганство (статья 339). Эти мотивы являются квалифицирующими обстоятельствами при совершении более тяжких преступлений, чем хулиганство (пункт 13 части второй статьи 139, пункт 7 части второй статьи 147). Поскольку хулиганские мотивы являются проявлением крайних эгоистических устремлений, судебная практика справедливо относит их к низменным побуждениям, что позволяет рассматривать их как обстоятельство, отягчающее уголовную ответственность (пункт 8 части первой статьи 64).

12. В статьях Особенной части УК в качестве квалифицирующих признаков, относящихся к формам соучастия, предусматриваются: совершение преступления группой лиц (например, пункт 9 части второй статьи 147, часть вторая статьи 166) или группой лиц по предварительному сговору (часть третья статьи 236) либо организованной группой (часть вторая статьи 221, часть третья статьи 233). Если при характеристике преступления в диспозиции статьи указывается только на одну форму соучастия, то этим признаком будут охватываться и другие, более опасные формы соучастия в этом преступлении. Так, по пункту 15 части второй статьи 139 УК должно квалифицироваться убийство, если оно совершено не только группой лиц, но и группой по предварительному сговору, и организованной группой, и преступной организацией. Как обман потребителей, совершенный группой лиц по предварительному сговору (часть вторая статьи 257), должно квалифицироваться тождественное преступление, совершенное организованной группой или преступной организацией. Если же норма закона предусматривает повышенную ответственность за совершение преступления организованной группой (часть третья статьи 235), то таким признаком будет охватываться также совершение этого деяния преступной организацией.

В тех случаях, когда законодатель дифференцирует ответственность за преступление определенного вида путем указания на разные формы соучастия, вышеперечисленные правила применяются с учетом этой особенности. Так, по части второй статьи 205 УК карается кража, совершенная группой лиц, а по части четвертой статьи 205 УК — кража, совершенная организованной группой. Это означает, что часть вторая статьи 205 УК будет охватывать и кражу, совершенную группой лиц по предварительному сговору, а часть четвертая статьи 205 УК — кражу, совершенную преступной организацией.

13. Общеопасный способ совершения преступления расценивается законодателем как обстоятельство, отягчающее ответственность (пункт 4 части первой статьи 64), а в отдельных статьях Особенной части УК — и как квалифицирующий признак (пункт 5 части второй статьи 139, часть вторая статьи 218). Данный признак имеет место, во-первых, когда виновный сознательно использует орудия и средства совершения преступления, способные причинить смерть, вред здоровью или иные тяжкие последствия не только намеченной жертве, но и хотя бы одному постороннему лицу (взрыв, поджог, затопление, обвал, отравление воды или пищи, использование радиоактивных материалов и т.п.). Во-вторых, общеопасный способ совершения преступления может быть связан не с орудиями и средствами совершения преступления, а с сознательным использованием конкретной обстановки деяния (стрельба в толпе, движение с большой скоростью на автомобиле по оживленной пешеходной зоне). Следовательно, для констатации общеопасного способа совершения преступления необходимо исходить не только из оценки поражающих свойств орудий и средств преступления, но и из анализа конкретной обстановки события.

14. Слово «заведомый» означает: хорошо известный, несомненный. Законодатель, раскрывая признаки умышленного преступления, иногда с помощью термина «заведомо» указывает в диспозиции статьи на то, что определенные признаки, относящиеся к потерпевшему или объективной стороне преступления, должны быть хорошо известны виновному в момент совершения общественно опасного деяния. Это, в частности, убийство заведомо для виновного беременной женщины (пункт 3 части второй статьи 139), изнасилование заведомо малолетней (часть третья статьи 166), вовлечение заведомо несовершеннолетнего в совершение преступления (часть первая статьи 172), неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана (часть первая статьи 159), распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений (часть первая статьи 188). Если по делу не установлено, что причинитель вреда осознавал юридически значимые обстоятельства, ответственность за умышленное преступление исключается.

15. Для констатации признака систематичности необходимо установить, что определенное общественно опасное поведение проявилось не менее чем в трех эпизодах. Так, вовлечение заведомо несовершеннолетнего в систематическое потребление спиртных напитков будет образовывать признаки состава преступления, предусмотренного частью первой статьи 173 УК, лишь тогда, когда по делу будут установлены как минимум три факта участия взрослого в приобщении одного и того же несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков.

16. Уголовно-правовая компенсация как мера, способствующая восстановлению социальной справедливости, как форма заглаживания вины и средство исправительного воздействия предусматривается уголовным законом в двух случаях. Во-первых, при осуждении с условным неприменением наказания суд может обязать осужденного уплатить в доход государства уголовно-правовую компенсацию в течение шести месяцев после вступления приговора в законную силу (часть пятая статьи 78); во-вторых, она является обязательным условием освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (часть первая статьи 88).

17. Общественно полезные работы как средство обеспечения исправления осужденного следует отличать от наказания в виде общественных работ (статьи 49, 110). Общественно полезные работы не являются самостоятельным видом наказания, а являются дополнительной обязанностью, возлагаемой на осужденного по усмотрению суда. Так, при осуждении лица с отсрочкой исполнения наказания (статья 77) или с условным неприменением наказания (статья 78) суд может обязать осужденного в свободное от работы или учебы время выполнить общественно полезные работы в объеме до ста двадцати часов.