Правила оборудования шинами транспортного средства, эксплуатируемого в зимнее время, и ответственность за их нарушение

До недавнего времени вопрос о том, какими шинами надлежало оборудовать автомобиль, не регулировался Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее — ПДД). Данный вопрос решался лицами, управляющими транспортными средствами, самостоятельно в зависимости от их желания и возможностей по переоборудованию автомобилей зимними шинами.

Между тем отечественный и мировой опыт использования транспортных средств в зимних условиях показал, что зимние шины обеспечивают большую безопасность их эксплуатации.

Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2006 N 757, предусматривает принятие мер, направленных на совершенствование конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств и улучшение их технического состояния, гармонизацию обязательных требований в Республике Беларусь к транспортным средствам, участвующим в дорожном движении, с аналогичными международными требованиями. Одной из таких мер явилось введение в 2007 году в ПДД пункта 207-1, в котором указывалось, что при наличии снежного покрова рекомендуется участие в дорожном движении транспортных средств, оборудованных шинами, предназначенными для эксплуатации в зимних условиях.

С вхождением нашей страны в Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (стал юридической данностью с 10 октября 2008 г.) белорусское законодательство, в том числе в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, стало приводиться в соответствие со стандартами Таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее — Решение N 877) был принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) (далее — ТР ТС 018/2011), согласно которому запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, в зимний период (декабрь, январь, февраль). Здесь же предусмотрено, что зимние шины должны устанавливаться на всех колесах транспортного средства, а сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза (см. пункт 5.5 Требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, согласно приложению 8 к ТР ТС 018/2011). В подпункте 3.1 пункта 3 Решения N 877 установлено, что ТР ТС 018/2011 вступает в силу с 1 января 2015 г.

Во исполнение обязательств Республики Беларусь по реализации этого международного правового акта был принят Указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2014 N 483 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551» (далее — Указ N 483), которым пункт 207-1 ПДД был изложен в новой редакции.

Установлено, что при участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами.

Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства и должны соответствовать требованиям части 2 пункта 25 перечня неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении, в приложении 4 к ПДД (далее — перечень неисправностей), в котором еще раз подчеркнута обязательность использования зимних шин в течение трех зимних месяцев.

Правило об обязательном оборудовании указанных колесных транспортных средств зимними шинами при их участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта вступает в силу с 16 января 2015 г.

До указанной даты рекомендательная норма пункта 207-1 ПДД сохраняет свою силу и водитель транспортного средства вправе по своему усмотрению решать вопрос о том, нужно ли ему устанавливать зимние шины, или же продолжать эксплуатацию транспортного средства с использованием летних шин.

Зимние шины: понятие, требования к эксплуатации

Указом N 483 определено содержание понятия зимних шин и требования, которые к ним предъявляются.

В пункте 25 перечня неисправностей под зимними шинами понимаются шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные:

  • знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри ее либо
  • знаками «M+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons» (всесезонные).

Во время эксплуатации на указанном покрытии эти шины имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 4 мм.

Шины, устанавливаемые на колеса прицепов, должны иметь остаточную высоту рисунка протектора аналогичную той, которая требуется для шин механических транспортных средств, в сцепке с которыми они участвуют в дорожном движении.

Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений — при неравномерном износе беговой дорожки.

Административная ответственность за эксплуатацию автомобиля без зимних шин либо с зимними шинами, непригодными к эксплуатации

Установив обязательность оборудования указанных транспортных средств зимними шинами с 1 декабря по 1 марта, государство тем самым запретило участие их в дорожном движении в этот временной отрезок с летними шинами. Как следствие, управление транспортным средством, оборудованным летними шинами, с 1 декабря по 1 марта, а в 2015 году — с 16 января по 1 марта будет являться административным правонарушением, предусмотренным частью 3 статьи 18.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) (нарушение правил эксплуатации транспортного средства в виде управления им с несоблюдением условий, при наличии которых ПДД запрещено его участие в дорожном движении).

По части 3 статьи 18.12 КоАП надлежит квалифицировать действия водителя, управлявшего транспортным средством, оборудованным как летними шинами, так и зимними шинами, однако непригодными к эксплуатации.

За совершение этого административного правонарушения предусмотрено предупреждение, а также может быть наложен штраф в размере от одной десятой до одной базовой величины (если водитель транспортного средства не признает себя виновным и не выразит согласия на применение к нему административного взыскания).

Если лицо повторно в течение года после наложения административного взыскания за управление с 1 декабря по 1 марта транспортным средством, оборудованным летними шинами либо зимними шинами, непригодными к эксплуатации, совершит такое же нарушение, оно подлежит административной ответственности по части 9 статьи 18.12 КоАП. Санкция указанной части статьи предусматривает наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Лица, уполномоченные на составление протокола об административном правонарушении

В соответствии с частью 3 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) в отношении водителя транспортного средства, признавшего себя виновным в совершении административного правонарушения и выразившего согласие на применение к нему административного взыскания, протокол об административном правонарушении не составляется. Лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. В этом случае в силу части 6 статьи 6.5 КоАП к виновному применяется штраф в размере не более пяти десятых базовой величины.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП лицами, уполномоченными на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 18.12 КоАП, являются должностные лица органов внутренних дел, указанные в постановлении Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 01.03.2010 N 47 «О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению» (начальник, старший инспектор, инспектор дорожно-патрульной службы отделения Государственной автомобильной инспекции Минского отдела внутренних дел на воздушном транспорте; начальник управления, отдела (в том числе межрайонного), отделения и их заместители, начальник отдела, отделения, оперативно-дежурной службы в управлении, отделе и их заместители, старшие инспекторы по особым поручениям, старший инспектор управления, отдела, отделения, группы, начальник (командир) и их заместители, начальник службы строевых подразделений дорожно-патрульной службы и их заместители, командир батальона, взвода строевых подразделений дорожно-патрульной службы и их заместители Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — ГАИ); старший государственный автомобильный инспектор, государственный автомобильный инспектор, старший инспектор, инспектор отдела, отделения организации дорожного движения, дорожной инспекции, дорожного надзора, старший инженер, инженер по организации дорожного движения, старший инспектор, инспектор по административной практике, по агитации и пропаганде, по дознанию, старший инспектор, инспектор, младший инспектор по розыску транспортных средств, старший инспектор, инспектор, младший инспектор дорожно-патрульной службы ГАИ; начальник и его заместители, старший инспектор, инспектор, старший инспектор по административной практике, инспектор по административной практике отдела, отделения экологического надзора ГАИ; начальник и его заместители регистрационно-экзаменационного подразделения, имеющие специальные звания, старший инспектор-дежурный, инспектор-дежурный, инспектор-дежурный по выезду на места дорожно-транспортных происшествий, помощник дежурного оперативно-дежурной службы ГАИ).

Административная ответственность за эксплуатацию автомобиля без зимних шин либо с зимними шинами, непригодными к эксплуатации, повлекшую причинение вреда здоровью или имуществу потерпевшего

Управление с 1 декабря по 1 марта транспортным средством, оборудованным летними шинами либо зимними шинами, непригодными к эксплуатации, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение другого транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, признается административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 18.17 КоАП. Между указанным нарушением ПДД и перечисленными последствиями должна иметься причинная связь.

Например, 15 декабря лицо управляло транспортным средством и при подъезде к регулируемому перекрестку на заснеженном дорожном покрытии при появлении красного сигнала светофора произвело торможение, в результате которого автомобиль стал двигаться юзом и на пешеходном переходе ударил передним бампером переходившего дорогу пешехода.

В результате столкновения пешеходу причинено легкое телесное повреждение, не повлекшее за собой кратковременного расстройства здоровья. Установлено, что автомобиль был оборудован двумя зимними и двумя летними шинами. Летние шины без дефектов, пригодные к эксплуатации. Зимние шины имели неравномерный износ беговой дорожки, и на каждой из них появились два индикатора износа, расположенные по дну канавки протектора, т.е. шины непригодны к эксплуатации. В момент управления транспортным средством водителю было известно, что он ненадлежащим образом оборудовал свой автомобиль шинами.

Проведенная экспертиза показала, что при наличии на всех четырех колесах транспортного средства зимних шин, пригодных к эксплуатации, при той скорости движения, которую имел автомобиль при подъезде к перекрестку, и при том состоянии дорожного покрытия, которое имелось в момент происшествия, у водителя имелась бы техническая возможность остановки транспортного средства до пешеходного перекрестка. Наличие на транспортном средстве летних шин и непригодных к эксплуатации зимних шин привело к увеличению тормозного пути, и вследствие этого у водителя отсутствовала техническая возможность остановки транспортного средства до пешеходного перехода.

Таким образом, установлено, что нарушение водителем правил эксплуатации транспортного средства в зимнее время повлекло наезд на пешехода и причинение последнему легкого телесного повреждения, т.е. водителем совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.17 КоАП.

Действия водителя, управлявшего транспортным средством, оборудованным как летними шинами, так и зимними шинами, однако непригодными к эксплуатации, повлекшие вышеуказанные последствия, подлежат квалификации только по части 1 статьи 18.17 КоАП. В этом случае лицо не может быть привлечено одновременно к административной ответственности и по статье 18.12 КоАП.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.17 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от трех до тридцати базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до двух лет. В отношении такого административного правонарушения не применяется указанный выше льготный порядок применения штрафа, предусмотренный частью 3 статьи 10.3 ПИКоАП.

Процессуальные особенности административной ответственности за эксплуатацию транспортного средства без зимних шин либо с зимними шинами, непригодными к эксплуатации, повлекшую причинение вреда здоровью или имуществу потерпевшего

Лицами, уполномоченными на составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.17 КоАП, являются вышеперечисленные должностные лица ГАИ.

В соответствии с пунктом 8-1 статьи 4.5 КоАП указанное административное правонарушение влечет административную ответственность только при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее это административное правонарушение, к административной ответственности.

В силу пункта 8-1 статьи 4.5 КоАП и статьи 9.4 ПИКоАП административный процесс по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.17 КоАП, начинается только по требованию потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее это административное правонарушение, к административной ответственности, выраженному в форме заявления. Административный процесс по такому делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс. Примирение допускается до объявления постановления по делу об административном правонарушении.