Порядок проведения процедуры снижения цены при осуществлении закупок в строительстве

Порядок проведения процедуры снижения цены в строительстве регламентирован Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 N 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее — Положение N 88).

Однако с 1 января 2016 г. прекратил действие установленный подп. 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — Указ N 591) мораторий на применение к закупкам в строительстве законодательства о государственных закупках.

Соответственно Положение N 88 действует только в отношении закупок при строительстве за счет иных источников финансирования (далее — негосударственные источники финансирования), не предусмотренных Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках), в случаях, когда проведение подрядных торгов (торгов) является обязательным, согласно подп. 1.4 — 1.8 п. 1 Указа N 591. В соответствии с абз. 3 подп. 1.4 п. 1 Указа N 591 проведение подрядных торгов является обязательным при строительстве объектов за счет негосударственных источников финансирования при стоимости строительства объектов 100 тыс. базовых величин и более. К данному правилу применяется ряд исключений, в частности, согласно подп. 1.8 п. 1 Указа N 591 его требования не распространяются на строительство объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов.

Государственные закупки при строительстве, под которыми понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, осуществляются по общим правилам законодательства о государственных закупках (абз. 3 ст. 1 Закона о госзакупках).

1. Снижение цены в строительстве при закупках по процедурам, проводимым в соответствии с Положением N 88.

Положение N 88 регламентирует три процедуры, которые можно применить при закупках в строительстве за счет негосударственных источников финансирования: подрядные торги, торги и переговоры. Порядок снижения цены зависит от проводимой процедуры. Рассмотрим каждую процедуру более детально:

1) подрядные торги.

До 16.08.2015 согласно Положению N 88 у участника существовала возможность дополнительно указать в своем конкурсном предложении процент снижения цены по отношению к своему основному ценовому предложению с приложением соответствующих расчетов и обоснований на случай, если участник будет признан победителем подрядных торгов.

Исходя из анализа абз. 3 ч. 1 подп. 31.1 п. 31 Положения N 88 в действующей редакции участник подрядных торгов имеет право подать предложение о снижении цены заказа, применяемой в качестве стартовой, без возможности последующего дополнительного снижения. То есть участник только при подаче первоначального конкурсного предложения может предложить цену ниже относительно цены, заявленной заказчиком, которая остается неизменной до заключения договора.

Поэтому можно сделать вывод, что процедура снижения цены при подрядных торгах отсутствует.

Необходимо отметить, что в случае, если цена предложения участника — победителя подрядных торгов окажется на 20 и более процентов ниже цены заказа, выставленной в качестве стартовой, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в конкурсной документации, но не менее 20 процентов цены заказа, выставленной в качестве стартовой. В случае если размер обеспечения исполнения договора не был установлен в конкурсной документации, заказчик (организатор подрядных торгов) вправе установить его в договоре в размере от 20 до 30 процентов цены заказа, выставленной в качестве стартовой (ч. 6 подп. 31.3 п. 31 Положения N 88);

2) торги.

Согласно абз. 5 подп. 50.1 п. 50 Положения N 88 в состав конкурсной документации должна быть включена информация о возможности внесения предложений об изменении цены заказа, применяемой в качестве стартовой. Но в отличие от процедуры подрядных торгов согласно ч. 2 подп. 50.3 п. 50 Положения N 88 в условия проведения торгов могут включаться сведения о праве участника улучшить свое конкурсное предложение по результатам проведенных торгов путем снижения первоначальной (указанной в конкурсном предложении) цены с обязательным представлением в составе такого предложения обоснования (расчета) размера снижения цены конкурсного предложения, а также уменьшения сроков поставки товаров или снижения размера авансов (далее — улучшение конкурсного предложения) без изменения остальных условий его конкурсного предложения, если они являются критериями оценки и предусмотрены конкурсной документацией.

Положение N 88 достаточно подробно регулирует порядок проведения улучшения конкурсных предложений.

Все участники, прошедшие предварительный квалификационный отбор и допущенные к торгам, могут принять участие в процедуре улучшения конкурсного предложения, включая снижение цены, если такая возможность предусмотрена конкурсной документацией. Участник правомочен не принимать участие в процедуре улучшения конкурсных предложений. В этом случае его конкурсное предложение остается действующим с предложенными им первоначальными условиями. Не допускается ухудшение в конкурсном предложении условий, установленных конкурсной документацией. Такие предложения не рассматриваются (ч. 3 подп. 50.3 п. 50 Положения N 88).

Процедура изменения цены выглядит следующим образом.

  1. Организатор торгов приглашает участников, допущенных к торгам, к процедуре улучшения конкурсных предложений путем одновременного направления им приглашений (ч. 4 подп. 50.3 п. 50 Положения N 88).
  2. Участник подает документы, определяющие измененные условия конкурсного предложения в установленный организатором торгов срок. Документы могут быть отозваны в любое время до момента начала вскрытия конвертов с измененными условиями конкурсных предложений (ч. 5 подп. 50.3 п. 50 Положения N 88).
  3. Конкурсная комиссия производит процедуру вскрытия конвертов с измененными условиями конкурсных предложений. На заседании имеют право присутствовать представители участников, представивших улучшенные конкурсные предложения (ч. 6 подп. 50.3 п. 50 Положения N 88).
  4. По итогам вскрытия конвертов и оценки предложений в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации, определяется победитель (ч. 7 подп. 50.3 п. 50 Положения N 88);

3) переговоры.

Порядок проведения процедуры снижения цены в случае проведения процедуры переговоров почти аналогичен порядку снижения цены при торгах.

Документация для переговоров должна содержать цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений по ее изменению (абз. 5 п. 68 Положения N 88), право организатора переговоров на проведение процедуры снижения цены заказа, а также порядок проведения такой процедуры (абз. 20 п. 68 Положения N 88).

Кроме того, ч. 1 п. 77 Положения N 88 прямо предусматривает, что процедура снижения цены заказа может быть проведена в случае, если документация для переговоров содержит указание на возможность ее проведения.

Согласно ч. 2 п. 77 Положения N 88 процедура снижения цены заказа является дополнительным элементом переговоров и предоставляет участникам возможность не только снизить цену первоначально поданного предложения, но и изменить срок выполнения заказа, уменьшить размер аванса, иным образом улучшить условия закупки предмета заказа.

Как и в случае торгов, в процедуре снижения цены заказа имеют право участвовать все участники, допущенные к переговорам, а также отказаться от снижения цены. Предложение участника, ухудшающее условия, содержащиеся в документации для переговоров, не рассматривается (ч. 3 п. 77 Положения N 88).

В соответствии с ч. 5 п. 77 Положения N 88 участники обязаны откорректировать документы, определяющие их коммерческие предложения, в соответствии с предлагаемыми улучшениями.

2. Снижение цены при проведении государственных закупок.

Государственные закупки в строительстве в соответствии с Законом о госзакупках могут осуществляться путем проведения открытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов либо процедуры закупки из одного источника.

Строительные работы не включены в перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 N 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Из указанных процедур только процедура закупки из одного источника предполагает возможность снижения цены. Однако конкретный порядок снижения цены законодательно не урегулирован, поэтому фактические переговоры о снижении цены происходят в процессе изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров заказчика с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (п. 3. ст. 50 Закона о госзакупках).

Таким образом, в рамках действующего законодательства снижение цены в строительстве применяется при проведении торгов и переговоров при строительстве объектов за счет негосударственных источников финансирования в порядке, предусмотренном Положением N 88. Процедура снижения цены при проведении подрядных торгов на строительство объектов за счет негосударственных источников финансирования, а также государственных закупок в сфере строительства законодательством не определена.