Правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта: проблемы эффективности применения мер административной ответственности

Транспортная отрасль является важнейшей составной частью экономики, от уровня ее развития в значительной степени зависит успешное осуществление хозяйственной деятельности и стабильность социальной системы в Республике Беларусь.

Существенный вред нормальному функционированию транспортного сообщения причиняют транспортные правонарушения, структура и динамика которых в настоящее время в целом неблагоприятны. Так, ежегодно в мире регистрируется около 60 млн. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в результате которых более 500 тыс. человек погибают, а свыше 10 млн. получают телесные повреждения различной степени тяжести. Поэтому закономерно, что смерть в результате ДТП вышла на третье место в мире после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний [1].

Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта, предусмотренные в главе 18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), составляют основной объем зарегистрированных правонарушений. В 2016 году выявлено около 3 млн. таких административных правонарушений, что составило свыше 70% от общего их количества в стране.

Из общего числа зарегистрированных административных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта несовершеннолетними правонарушителями совершено 0,2% таких правонарушений, лицами от 50 лет и старше — 22,4%, женщинами — 17,9%, иностранными гражданами — 5,9%. Юридические лица привлечены к административной ответственности за совершение 144 административных правонарушений (0,01%), связанных с эксплуатацией или допуском к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (статья 18.20 КоАП).

Судами рассмотрено 0,1% дел об административных правонарушениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, органами внутренних дел — 99,7%, другими органами, ведущими административный процесс, — 0,2%, при этом наложены административные взыскания в виде предупреждения по 1,2% таких дел, в виде штрафа — по 96,3% дел.

Сумма наложенного штрафа по всем делам об административных правонарушениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта в 2016 году составила 113,2 млн. деноминированных белорусских рублей, при этом его средний размер составил 40 деноминированных белорусских рублей (менее двух базовых величин). С учетом относительно небольшой величины среднего размера штрафа его взыскаемость с правонарушителей тем не менее составила только 68% [2].

Несмотря на принимаемые органами внутренних дел меры по пресечению нарушения правил дорожного движения, в Республике Беларусь ежегодно совершается значительное количество ДТП, в результате которых погибают либо получают увечья участники дорожного движения, причиняется существенный ущерб имуществу граждан и организаций.

Согласно подпункту 2.18 пункта 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее — Правила дорожного движения), дорожно-транспортное происшествие — это происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

В 2016 году зарегистрировано 3635 ДТП (-12,4% по сравнению с 2015 годом), в результате которых погибло 581 лицо (-12,5%), а ранения получили 3900 участников дорожного движения (-11,8%).

Серьезную озабоченность государственных органов и общественности вызывает проблема управления транспортными средствами нетрезвыми водителями. В целом за 2016 год по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения, совершено 364 ДТП (-26,8%), в результате которых погибло 79 лиц (-36,3%), ранено 413 участников дорожного движения (-30%) [3].

Кроме того, за указанный период в Республике Беларусь выявлено 25 тыс. административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачей управления транспортным средством такому лицу либо отказом от прохождения проверки (освидетельствования). За совершение указанных правонарушений 24,9 тыс. водителей и других виновных лиц привлечено к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 30,7 млн. деноминированных белорусских рублей (в среднем — на 1250 деноминированных белорусских рублей), в то же время его реальная взыскаемость с правонарушителей составила только 52,6% [2].

Так, в Брестской области в 2016 году 24-летний водитель совершил ДТП, протаранив остановившийся перед запрещающим сигналом светофора автомобиль, который в свою очередь наехал на другое транспортное средство. Оказалось, что виновник ДТП, находившийся в нетрезвом виде, ранее уже был лишен права управления транспортными средствами за езду в состоянии опьянения.

В этой же области водитель, никогда не имевший права управления транспортными средствами и перевозивший в легковом автомобиле шестерых пассажиров, один из которых находился в багажном отделении, не справился с управлением, вылетел в кювет и погиб.

Статистика выявленных фактов управления транспортным средством лицами, находившимися в состоянии опьянения, в том числе и не имевшими права управления, весьма тревожная. В то же время общество занимает нейтральную позицию по отношению к таким правонарушителям несмотря на то, что, к примеру, на территории Российской Федерации в результате ДТП в общей сложности погибает большее количество людей, чем в результате авиакатастроф.

В последнее время участились случаи, когда водители, в том числе находившиеся в состоянии опьянения, игнорируют требования сотрудников Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь об остановке транспортного средства, создавая опасные ситуации как для участников дорожного движения, так и для работников дорожной милиции.

Например, в Минской области сотрудники Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь потребовали у водителя остановить транспортное средство, которое петляло по дороге из стороны в сторону. Так как автомобиль остановлен не был, работникам милиции вначале пришлось преследовать правонарушителя несколько километров. После остановки транспортного средства водитель неожиданно совершил наезд на одного из сотрудников Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь и снова начал уходить от погони. Задержать правонарушителя удалось только после предупредительных выстрелов. Экспертиза показала в крови водителя 3,1 промилле алкоголя.

В 2016 году за невыполнение требований об остановке транспортного средства привлечено к административной ответственности по статье 18.21 КоАП 2918 участников дорожного движения, в том числе 114 несовершеннолетних, 463 водителя в возрасте от 50 лет и старше, 210 женщин, 180 иностранных граждан преимущественно из стран — участниц СНГ [2].

В г. Минске сотруднику Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь причинены тяжкие телесные повреждения после того, как у водителя мотоцикла, не имеющего номерного знака, потребовали предъявить документы. Мотоциклист неожиданно начал движение на запрещающий сигнал светофора, при этом на сотрудника Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, пытавшегося его остановить, на перекрестке наехал автомобиль, двигавшийся на разрешающий сигнал светофора. Как установлено, водитель мотоцикла ранее более 50 раз привлекался к ответственности за административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Санкция части 1 статьи 18.21 КоАП за невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требования сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства предусматривает наложение штрафа в размере от двух до восьми базовых величин. При этом лишения права управления транспортными средствами не предусмотрено.

Санкция части 2 указанной статьи за невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, неоднократных требований сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства, увеличивая максимальный размер штрафа до десяти базовых величин, не предусматривает в обязательном порядке лишения водителя права управления транспортными средствами.

Более того, санкция части 3 статьи 18.21 КоАП за деяние, предусмотренное частью 2 названной статьи, повлекшее преследование такого лица сотрудниками органов внутренних дел, повышая максимальный размер штрафа до двадцати базовых величин, также не предусматривает в обязательном порядке лишения правонарушителя права управления транспортными средствами.

В то же время часть 1 статьи 18.16 КоАП помимо наложения штрафа от пятидесяти до ста базовых величин предусматривает в обязательном порядке лишение права управления транспортными средствами, причем срок лишения права управления составляет три года.

Таким образом, можно предположить, что относительно нестрогие санкции административных взысканий для тех водителей, которые пытаются скрыться от сотрудников Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в определенной степени провоцируют нетрезвых участников дорожного движения на совершение указанных административных правонарушений.

Совершению ДТП со стороны водителей, находившихся в состоянии опьянения, нередко способствует халатное отношение к исполнению служебных обязанностей лиц, ответственных за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Так, в 2016 году привлечено к административной ответственности по статье 18.25 «Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения» КоАП 4493 таких лица, в том числе 287 лиц — повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.

Несмотря на принимаемые правоохранительными и другими государственными органами меры, существенно не снижается количество административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством лицом, не имеющим права управления. В 2016 году выявлено 59,2 тыс. таких правонарушений (только на 4% меньше в сравнении с 2015 годом), из которых 14,6 тыс. совершено повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же административное правонарушение [2].

Данная категория водителей представляет повышенную угрозу безопасности участников дорожного движения, так как управление транспортным средством при отсутствии права управления существенно увеличивает психические нагрузки на водителя, вызывает у него повышенную тревожность, высокую напряженность и состояние неуверенности, что не только в условиях осложнения дорожной ситуации, но и в обычной обстановке может привести к совершению ДТП.

Санкция статьи 18.19 КоАП за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, предусматривает наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин, и только за аналогичные действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, размер штрафа может быть увеличен до пятидесяти базовых величин.

Статистика свидетельствует, что в 2016 году за совершение указанных правонарушений был наложен штраф на общую сумму 10,2 млн. деноминированных белорусских рублей, который взыскан только на 59% правонарушений. При этом средний размер наложенного штрафа составлял около 200 деноминированных белорусских рублей (менее десяти базовых величин) [2].

Достаточно либеральное отношение правоохранительных органов к водителям, не имеющим права управления транспортными средствами, не способствует повышению безопасности участников дорожного движения. На прошедшей в 2016 году шестой международной конференции в г. Санкт-Петербурге по безопасности дорожного движения эксперты из разных стран отмечали, что только один из трех участников дорожного движения погибает в автокатастрофах по собственной вине. Остальные пострадавшие в ДТП погибают по вине водителей. В ряде стран Западной Европы водитель, который управляет транспортным средством, не имея на то разрешительных документов, уплачивает штрафы в больших размерах, кроме того, его существенно ограничивают в правах. Правонарушитель, как правило, не может взять кредит в банке, получить социальное пособие и т.п. При отсутствии средств на уплату штрафа предусмотрены принудительные работы, за уклонение от которых правонарушитель может быть подвергнут аресту.

В связи с этим полагаем целесообразным в Республике Беларусь уравнять ответственность водителей, не имеющих права управления, с лицами, управляющими транспортным средством в состоянии опьянения, и предусмотреть за повторное подобное правонарушение меры уголовной ответственности, включая специальную конфискацию транспортного средства. Таким образом, система принуждения может позитивно повлиять на поведение водителя и снижение числа ДТП.

Например, после введения Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 N 60-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения» специальной конфискации транспортного средства существенно сократилось количество преступлений, предусмотренных статьей 317-1 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (с 3622 в 2013 году до 1424 в 2016 году), и что особенно важно — за указанный период снизилось с 504 до 333 число погибших в результате совершения преступлений, регистрируемых по статье 317 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств» данного Кодекса. Свою роль в этой позитивной в целом тенденции сыграло также дополнение уголовного законодательства мерами, предусматривающими повышенную ответственность лиц, находившихся в состоянии опьянения и совершивших ДТП с тяжелыми последствиями [2].

Несомненный профилактический эффект оказало увеличение максимального размера штрафа за первый факт управления транспортным средством в состоянии опьянения до 100 базовых величин, а также предусмотренная законом возможность лишиться свободы на срок до 3 лет за повторное вождение в нетрезвом виде.

Тем не менее кардинально улучшить транспортную дисциплину за счет усиления одних карательных мер невозможно. Нередко после очередного резонансного ДТП, повлекшего тяжкие последствия, выясняется, что виновник аварии десятки, а иногда даже сотни раз привлекался к административной ответственности (как правило, подвергался штрафу) за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Для большинства правонарушителей штраф — достаточно действенная мера, удерживающая от повторного нарушения. В то же время отдельные лица проявляют дерзкое отношение к закону и обществу, систематически ставя под угрозу безопасность участников дорожного движения. Одной из форм предупреждения такого поведения является повышение общей и правовой культуры населения Республики Беларусь.

Проанализированная в 2015 году Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел Республики Беларусь статистика правонарушений в сфере дорожного движения свидетельствует, что правонарушителями стали 1 млн. 50 тыс. водителей из 3,5 млн. лиц, имеющих право управления транспортным средством. При этом свыше 570 тыс. водителей нарушили Правила дорожного движения от 2 до 5 раз в течение 2015 года, более 17 тыс. — от 10 до 20 раз. 27 водителями совершено свыше 50 нарушений Правил дорожного движения.

Наиболее злостным нарушителем оказался житель Могилевской области, который в течение 2015 года 97 раз привлекался к административной ответственности за правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Житель Гомельской области 72 раза привлекался к административной ответственности за нарушение скоростных режимов, игнорирование ремней безопасности и другие правонарушения. Будучи лишенным права управления, продолжал управлять транспортным средством и совершил ДТП с причинением материального ущерба.

Свыше 70 нарушений Правил дорожного движения допущено жителем г. Минска, который игнорировал ремни безопасности, неоднократно нарушал скоростной режим, за что в августе 2015 года был лишен права управления транспортным средством.

Как известно, обеспечение безопасности дорожного движения — задача не только правоохранительных органов и судов, но и всего общества. Целесообразным представляется воспитание чувства ответственности за свои действия у водителей, пешеходов, велосипедистов и иных участников дорожного движения.

Так, в 2016 году привлечено к административной ответственности 336,6 тыс. лиц по статье 18.23 «Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)» КоАП. При этом 42,9 тыс. участников дорожного движения совершили указанные административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ [2].

Снижение уровня агрессивности, уважительное отношение к участникам дорожного движения не менее важно в вопросах обеспечения безопасности на дорогах, чем законодательное усиление мер ответственности (уголовной и административной) за нарушение правил дорожного движения.

К сожалению, в нашей стране встречаются случаи, когда водители и пассажиры ведут себя агрессивно при общении с сотрудниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Так, один из водителей нанес работнику дорожной милиции удар ножом. В другом случае, когда сотрудники милиции задерживали пьяного водителя, его знакомый разбил стекло и причинил другие повреждения служебному транспортному средству органа внутренних дел.

Несмотря на существенное снижение в последние годы количества погибших в результате ДТП, их уровень по-прежнему остается одним из самых высоких в Европе. Наша страна занимает по этому негативному показателю третье место (после России и Украины). Наихудший показатель среди стран Европейского Союза в Литве, который тем не менее практически в два раза ниже уровня погибших в результате ДТП в Республике Беларусь.

Количество погибших в результате ДТП, возможно, было бы меньше, если бы водители не оставляли место совершения ДТП, участниками которых они являлись, а предпринимали меры по своевременному оказанию помощи пострадавшим. В 2016 году установлено около 10 тыс. случаев оставления водителем места ДТП, за которые правонарушители привлечены к административной ответственности. Анализ материалов по фактам ДТП за январь — август 2016 г. свидетельствует, что 127 водителей скрылись с места ДТП, в результате чего 18 участников дорожного движения погибли и 119 человек получили травмы.

Например, водителя, который насмерть сбил пешехода в Брестской области, задержали в состоянии алкогольного опьянения на третий день после ДТП. Свои действия подобные правонарушители традиционно объясняют испугом, фактически водители надеются скрыть свое участие в ДТП, особенно с тяжкими последствиями, при отсутствии свидетелей ДТП. Причем чаще всего скрываются в вечернее и ночное время, полагаясь на темноту.

В то же время не всегда в ДТП виновато лицо, управляющее транспортным средством. Нередко пешеходы и велосипедисты становятся жертвами ДТП по собственной вине, находясь на дороге без световозвращающих элементов. Отдельные пешеходы, находясь в состоянии опьянения, засыпают на проезжей части. Такое ДТП со смертельным исходом произошло, в частности, в Витебской области, где водитель рейсового автобуса сбил нетрезвого пешехода, который полз по асфальтированной дороге. О совершенном ДТП водитель автобуса узнал только на следующий день, так как наезд на человека автобусом либо другим тяжеловесным транспортным средством не всегда заметен для водителя.

Одной из проблем, снижающих безопасность дорожного движения в стране, является массовое уклонение водителей от прохождения государственного технического осмотра транспортных средств. Основной причиной такой ситуации является необходимость уплаты при прохождении технического осмотра государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, введенной Законом Республики Беларусь от 30.12.2014 N 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». В настоящее время незаконопослушным гражданам экономически выгоднее уплачивать штраф за непрохождение технического осмотра транспортного средства, чем платить государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Только за 2016 год установлено более 178 тыс. случаев управления транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр либо не зарегистрированным в установленном порядке.

В настоящее время заинтересованные государственные органы рассматривают вопрос об ужесточении ответственности за непройденный технический осмотр, принимая во внимание опыт Российской Федерации, где уже подготовлен и внесен на рассмотрение Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, который запрещает участие в дорожном движении автомобилей, не прошедших технический осмотр.

Таким образом, рассматривая совершаемые в нашей стране административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта, можно прийти к выводу о необходимости кардинального переосмысления законодательных подходов к установлению административной ответственности, который, по нашему мнению, может выражаться как в ее ужесточении, с одной стороны, так и в декриминализации отдельных деяний, с другой стороны.

Вместе с тем можно с уверенностью заявлять, что существующая ситуация на дорогах в самое ближайшее время будет кардинальным образом меняться за счет совершенствования регулирования соответствующих правоотношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Буралев, Ю.А., Безопасность жизнедеятельности на транспорте / Ю.А.Буралев, Е.И.Павлов. — М., 1999. — С. 21; Якубенко, Н.В. Дорожно-транспортные правонарушения в антропотехнической системе «дорожное движение» / Н.В.Якубенко. — Тюмень, 2001. — С. 10.
  2. Сведения об административных правонарушениях, зарегистрированных органами внутренних дел: форма N 701 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.
  3. Сведения из банка данных о дорожно-транспортных происшествиях / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.