Преступления против интересов службы – это совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, предусмотренные ст.ст. 424-433 УК, которые причиняют существенный вред интересам службы, т.е. нормальной деятельности государственных органов, органов местного управления и самоуправления, а также аппарата управления организаций (независимо от форм собственности).
Отличительной особенностью данной группы преступлений является то, что субъектом подавляющего большинства из них выступает специальный субъект – должностное лицо (в соответствии со ст. 427 – также иное уполномоченное лицо). Исключение составляют преступления, предусмотренные ст.ст. 431 и 432, субъектом которых может быть любое лицо, и ст. 433, субъектом которого может быть только работник государственного органа либо иной государственной организации, не являющийся должностным лицом.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 УК РБ под должностными лицами понимаются:
- представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;
- представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;
- лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;
- лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.
Статьи гл. 35 устанавливают ответственность за преступления, которые могут быть совершены в любой сфере деятельности, связанной с осуществлением специальным субъектом своих служебных полномочий (обязанностей). В других главах Особенной части УК (гл. 24 «Преступления против собственности», гл. 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности», гл. 34 «Преступления против правосудия» и др.) также имеются уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления, которые совершаются должностными лицами с использованием своих служебных полномочий (см., например, ст.ст. 137, 192, 204, 210, 224, 225, 232, 390, 392, 393, 455 и др.). Они являются специальными по отношению к нормам, имеющимся в гл. 35.
В соответствии с правилами, установленными в ч. 2 ст. 42 и ч. 1 примечаний к гл. 35, в тех случаях, когда уголовная ответственность за преступление предусмотрена различными статьями Особенной части УК, одна из которых является общей нормой, а другая – специальной, совокупность преступлений отсутствует, а лицо, виновное в совершении преступления, должно нести ответственность на основании специальной нормы.
Например, внесение должностным лицом в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверных сведений, повлекшее причинение инвесторам ущерба в особо крупном размере, должно квалифицироваться только по ст. 227 без совокупности со ст. 427.
Правило о совокупности преступлений не применяется и в тех случаях, когда совершение должностным лицом преступления против интересов службы предусмотрено в качестве признака иного преступления. Так, незаконное нарушение тайны переписки, телефонных или иных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 203 без применения ст. 426.
Если должностное лицо использует свои властные или иные служебные полномочия для совершения преступления, не названного в гл. 35, то оно несет ответственность по совокупности преступлений. При этом совершение такого преступления признается существенным вредом, предусмотренным статьями гл. 35. Например, незаконное изъятие и присвоение имущества, принадлежащего лицу, находящемуся в состояния опьянения, совершенные сотрудником органов внутренних дел в медвытрезвителе, должно квалифицироваться как хищение имущества (например, по ст. 205) и превышение власти и служебных полномочий (ст. 426).
Правила о квалификации должностных преступлений, сформулированные в ч. 1 примечаний, касаются всех должностных преступлений, предусмотренных гл. 35, но в первую очередь таких преступлений, как злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий, должностной подлог.
Если должностное лицо использовало свои служебные полномочия для совершения преступления, предусмотренного другими главами Особенной части УК (например, использование служебного положения для злоупотребления правами опекуна или попечителя либо незаконного помещения лица в психиатрическую больницу; должностной подлог с целью распространения ложных, позорящих другое лицо измышлений; убийство в связи с превышением должностным лицом власти или служебных полномочий), содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений. При этом использование должностным лицом своих служебных полномочий для совершения других преступлений должно оцениваться судом в качестве существенного вреда при совершении соответствующего должностного преступления.
Совокупность соответствующего должностного преступления и преступления, предусмотренного другими главами Особенной части УК, возможна, если использование должностным лицом своего служебного положения не является конструктивным или квалифицирующим признаком этого состава преступления.
Например, совершение должностным лицом служебного подлога в проспекте эмиссии ценных бумаг не образует совокупности и квалифицируется только по ст. 227; аналогичным образом не составляет совокупности совершение контрабанды с использованием должностным лицом своих служебных полномочий (ч. 3 ст. 228).
Наряду с общим составом злоупотребления властью или служебными полномочиями как преступлением против интересов службы УК известны специальные виды злоупотребления, которые вследствие объекта уголовно-правовой охраны предусматриваются иными главами УК. К таковым относятся преступления, предусмотренные ст.ст. 192, 197, 199, 224, 225, 266, 306, 308, 392-394, 397-399, 455 и 456. В соответствии с правилами конкуренции норм при совершении указанных действий подлежат применению эти нормы, а не ст. 424 или соответствующие статьи о преступлениях против интересов службы.
К представителям общественности (п. 2 ч. 4 ст. 4 УК) относятся лица, не состоящие на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия. К таким лицам, в частности, относятся члены добровольной дружины, внештатные сотрудники правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, участники объединений граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка (Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 года «Об участии граждан в охране правопорядка»), общественные инспекторы, народные заседатели.
Выполнение лицами, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающими в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей либо совершение лицами юридически значимых действий, на которые они уполномочены в установленном порядке, являются самостоятельными признаками должностного лица и наличие любого из них служит достаточным основанием для признания лица должностным.
К занимающим должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, необходимо относить лиц, осуществляющих руководство деятельностью учреждения, организации или предприятия, их структурных подразделений, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы работников, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п.
Занимающими должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, следует признавать, в частности, лиц, осуществляющих полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организацию учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей. Заключение между работником и нанимателем договора о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей, само по себе не может служить основанием для признания этого работника должностным лицом. Для этого необходимо, чтобы, наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества, материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (например, распределение материальных ценностей и т.п.).
Лицами, уполномоченными в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, являются работники, совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица.
Под специальными полномочиями надо понимать функции, которыми наделено лицо в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.
При этом при осуществлении предварительного расследования необходимо помнить, что вышеупомянутым Законом Республики Беларусь от 15 июля 2009 г. № 42-З в действующий Уголовный кодекс Республики Беларусь внесены существенные изменения.
Так, в соответствии с новой редакцией части 3 примечаний к главе 35 УК не подлежит обращению в доход государства имущество, переданное не только в качестве взятки, но и незаконного вознаграждения.
Это значит, что данное имущество, в том числе денежные средства, по делу является вещественным доказательством, о чем следователем, дознавателем должно быть вынесено соответствующее постановление, однако судом имущество возвращается лицу, которому оно принадлежит на праве собственности.
Серьезные конструктивные изменения претерпели статьи 424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями) и 425 (бездействие должностного лица) УК, в которых части 1 исключены, а части 2 изложены в новой редакции.
В статье 424:
«2. Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями),-»;
В статье 425:
«2. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица), -».
Теперь подозреваемое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности только при доказанности корыстных мотивов или иной личной заинтересованности, сулящей явную личную выгоду (см. постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12).
В новой редакции изложена статья 428 УК.
«Статья 428. Служебная халатность
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо незаконные отчуждение или уничтожение государственного имущества, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, в том числе при его разгосударствлении или приватизации, —
наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».
В статьи 430 (получение взятки) и 431 (дача взятки) УК внесены изменения в части применения уголовного наказания и другие (см. Закон).
В статье 455 УК абзац первый части 1 изложен в следующей редакции:
«1. Злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий, умышленное бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшие причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, -»;
Абзац второй части 2 после слов «от одного года до двух лет,» дополнен словами:
«или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет,».
Следует иметь в виду, что при квалификации злоупотребления властью или служебными полномочиями, бездействия должностного лица, превышения власти или служебных полномочий и злоупотребления данными полномочиями (ч. 2 ст. 424, ч. 2 ст. 425, ч. 2 ст. 426, ст. 455 УК) по признаку «корыстная или иная личная заинтересованность», корыстная заинтересованность может выражаться и в стремлении получить выгоду имущественного характера без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц (например, сокрытие образовавшейся в результате служебной халатности недостачи путем запутывания учета с целью избежать материальной ответственности).
Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении, обусловленном такими побуждениями личного характера, как карьеризм, протекционизм, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, скрыть свою некомпетентность и т.п.
Злоупотребление властью или служебными полномочиями, бездействие должностного лица, превышение власти или служебных полномочий подлежат квалификации соответственно по ч. 3 ст. 424, ч. 3 ст. 425, ч. 3 ст. 426 УК по признаку «наступление тяжких последствий» при условии, что деяния, совершенные виновным, повлекли за собой крупные аварии, катастрофы, длительную дезорганизацию работы транспорта или производственного процесса, работы учреждения, предприятия, организации, нанесение имущественного ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку, доведение до самоубийства и т.п.
Злоупотребление властью или служебными полномочиями при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации имущества является специальным квалифицированным составом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 424 УК, а неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе при разгосударствлении или приватизации – составом преступления, предусмотренного ст. 428 УК.
Правила и порядок приватизации объектов, находящихся в государственной (республиканской и коммунальной) собственности, определены Законом Республики Беларусь от 19.01.1993 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (в ред. Закона от 16.07.2010), другими нормативными правовыми актами.
К должностным лицам, наделенным функциями по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, следует относить руководителей структурных подразделений Министерства экономики Республики Беларусь, председателей комиссий по приватизации, иных лиц, обладающих соответствующими полномочиями на осуществление указанной деятельности.
Следует иметь в виду, что если совершенное должностным лицом преступление предусмотрено в качестве признака преступления, не входящего в главу 35 УК, то такое лицо должно нести ответственность по специальной норме. Дополнительной квалификации его действий по статьям уголовного закона, предусматривающим ответственность за преступления против интересов службы, не требуется.
Лица, не являющиеся субъектом преступления против интересов службы, но участвовавшие в совершении этих преступлений, могут быть организаторами, подстрекателями либо пособниками и подлежат ответственности по данным статьям УК со ссылкой на ч. 4, ч. 5 или ч. 6 ст. 16 УК.
Следует различать злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК) от такого состава как бездействие должностного лица (ст. 425 УК).
Бездействие должностного лица – это так называемая специальная форма злоупотребления властью или служебными полномочиями, которая заключается в умышленном несовершении должностным лицом действий вопреки интересам службы, которые оно в соответствии с возложенными на него обязанностями должно было и могло совершить и представляет собой осознанно-волевую пассивную форму посягательства на интересы службы.
С объективной стороны бездействие требует установления следующих признаков:
- неисполнение должностным лицом требуемых по службе действий;
- совершение требуемых по службе действий входит в круг служебных полномочий данного лица (несовершение действий, хотя и требуемых по обстоятельствам и при нахождении данного лица на службе, но не входящих в его компетенцию, исключает уголовную ответственность по данной статье УК);
- требуемые по службе действия должностное лицо должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, но не совершило их вопреки интересам службы;
- бездействие должностного лица повлекло причинение ущерба не менее чем в крупном размере (для главы 35 УК это 250 и более базовых величин) или существенный вред правам и интересам граждан, государственным или общественным интересам либо выразилось в попустительстве по службе.
Под неисполнением должностным лицом требуемых по службе действий понимается не только полное бездействие, но и умышленное несовершение вопреки интересам службы всех требуемых объективной ситуацией действий, которые оно должно было и могло совершить, т.е. речь идет не только о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей (ст. 428 УК), а о сознательном несовершении обязательных при исполнении возложенных на должностное лицо обязанностей действий.
Если при служебной халатности лицо проявляет осознанную или неосознанную небрежность как по отношению к интересам службы, так и по отношению к наступившим последствиям, то бездействие должностного лица с субъективной стороны характеризуется как раз умышленной формой вины и по отношению к неисполнению требуемых служебных действий и к наступившим последствиям.
Для бездействия должностного лица, сопряженного с попустительством преступлению, необходимо установить прямой умысел к этому: должностное лицо достоверно знает о готовящемся или совершаемом преступлении, сознает, что в соответствии со служебной компетенцией оно должно и может воспрепятствовать его совершению, но вопреки интересам службы принимает осознанное решение бездействовать.
Исходя из сложившейся практики выявления и расследования преступлений против интересов службы, представляется необходимым рассмотреть особенности квалификации по ст. 427 УК.
Непосредственный объект преступления аналогичен как и у преступления, предусмотренного ст. 424 УК.
Предметом служебного подлога являются официальные документы, т.е. документы, имеющие юридическую значимость после утверждения, подписания соответствующим должностным лицом государственного и общественного органа, предприятия, учреждения или организации.
Официальным является письменный документ, исходящий от учреждения, организации, предприятия, составленный надлежащим образом и содержащий все необходимые реквизиты, предназначенный для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. Предметом подлога могут быть и частные документы, т.е. составленные частными лицами, но находящиеся в ведении государственных или общественных организаций (например, долговые обязательства).
С объективной стороны подлог документов может выражаться:
- во внесении в документы заведомо ложных сведений и записей. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты подлинного документа. Ложными являются внесенные в его текст цифровые материалы, пометки другим числом даты выдачи, регистрации документа (например, в официально выданной справке ложно утверждается, что данное лицо является сотрудником органов внутренних дел);
- в подделке официальных документов, когда должностное или иное уполномоченное лицо либо полностью изготавливает подложный документ (как по форме, так и по содержанию), либо вносит искажения в подлинный документ (часть текста заменяется новым, проставляются новые цифры, изменяется дата выдачи). Способом подделки в этих случаях, как правило, является подчистка (вытравливание, стирание и т.п.) прежнего текста с заменой его на новый. Подделка поможет заключаться и во внесении в официальный документ дополнительных записей. В этом случае речь идет о подделке официального документа, содержание и реквизиты которого до этого были уже удостоверены;
- составлении и выдаче заведомо ложных документов.
В этом случае в официальный документ сначала вносятся заведомо ложные сведения или записи (составление), после чего документ удостоверяется должностным лицом как подлинный. Под выдачей понимается передача (вручение) такого подложного документа заинтересованному лицу. Для данной формы подлога необходимо сочетание обоих фактов (составление и выдача подложного документа). Служебный подлог считается оконченным с момента совершения одного из указанных действий, независимо от дальнейшего использования такого документа.
Служебный подлог должен быть совершен должностным или иным уполномоченным лицом с использованием служебного положения (служебных полномочий) и при исполнении обязанностей по службе.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено только с прямым умыслом по отношению к факту подлога официального документа. Более того, обязательным признаком субъективной стороны служебного подлога является совершение указанных действий из корыстной или иной личной заинтересованности
Субъектом служебного подлога наряду с должностным лицом может быть и иное уполномоченное лицо. Речь идет о работниках, которые по занимаемой ими должности не выполняют обязанностей организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера, но в силу своих служебных обязанностей либо по специальному поручению непосредственно осуществляют подготовку официального документа для представления его на удостоверение (подпись) соответствующему должностному лицу (референты, консультанты, советники, отраслевые специалисты и т.д.). В ряде случаев подготовка и составление официального документа связаны с проведением аналитической, поисковой работы (обращение к материалам, хранящимся в архиве и других отделах учреждения). Естественно, что должностное лицо при этом вынуждено доверять фактам, изложенным в представленном на подпись документе, и, следовательно, уполномоченному лицу.
В таких случаях должностное лицо в отношении недостоверности сведений (подложности) подписываемого им документа всегда проявляет неосторожность, что исключает его ответственность за служебный подлог.
Ответственность может и должно нести уполномоченное на составление официального документа лицо при совершении подлога такого документа.
Совершение служебного подлога часто сочетается с совершением других преступлений. Вопрос о квалификации в этом случае зависит от того, кто непосредственно (в качестве исполнителя) совершает преступление, связанное с использованием подложных документов (само лицо, учинившее служебный подлог, или другое лицо, получившее от должностного лица заведомо подложный документ).
Если подложный документ непосредственно используется для совершения преступления самим должностным лицом, то содеянное квалифицируется:
- по совокупности преступлений, если служебный подлог не является конструктивным признаком состава этого преступления (например, использование поддельного удостоверения сотрудника МВД и самовольное присвоение звания или власти должностного лица), а равно, когда служебный подлог используется не в качестве способа совершения другого преступления, а с целью сокрытия ранее совершенного преступления;
- только по статье, предусматривающей ответственность за преступление, способ осуществления которого объективно включает совершение (возможность совершения) служебного подлога. Так, совершение хищения должностным лицом посредством учинения служебного подлога квалифицируется по ст. 210, подлог избирательных документов по ст. 192.
Если подложный документ предназначен для совершения преступления другим лицом, о чем было известно должностному лицу, то в отношении последнего содеянное в целом квалифицируется по совокупности: как служебный подлог и соучастие в совершении преступления.
Служебный подлог квалифицируется по статье 427 при отсутствии более тяжкого преступления против интересов службы. Так, более тяжким преступлением может выступать злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424). В связи с этим служебный подлог, повлекший последствия, указанные в ч. 1 ст. 424, или совершенный при наличии признаков, указанных в ч. 3 ст. 424, квалифицируется соответственно по ч. 2 или 3 ст. 424.
Служебный подлог, учиненный при отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности, но причинивший крупный ущерб или существенный вред, квалифицируется по ч. 1 ст. 424.
Служебный подлог, учиненный за взятку, квалифицируется по совокупности преступлений (ст. 427 и ч. 2 ст. 430).
Часть 2 ст. 427 предусматривает ответственность за квалифицированный вид служебного подлога, когда заведомо ложные сведения или записи в официальные документы были включены с целью последующего искажения данных о государственной статистической отчетности. Преступление будет оконченным с момента включения ложных данных во внутреннюю отчетность (документы) и при наличии цели их последующего включения в государственную статистическую отчетность.
В настоящее время Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в соотвествии с решением республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией (протокол № 7 от 02.06.2010) проанализированы вопросы, возникающие и зачастую неединообразно разрешаемые в следственно-судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы.
По мнению Генеральной прокуратуры, в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы» ряд проблемных вопросов не освещен, критерии оценки некоторых квалифицирующих признаков составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 424-428 УК, определены недостаточно точно и ясно. Такое положение приводит на практике к неоднозначному или противоположному истолкованию правоохранительными органами и судами закона и разъяснений Пленума и соответственно различной юридической оценке сходных обстоятельств.
В целях формирования законной и единообразной судебно-следственной практики Генеральной прокуратурой предлагается внести изменения и дополнения в названное постановление Пленума Верховного суда, касающиеся разграничения составов злоупотребления и превышения служебными полномочиями и властью, а также возможности изменения квалификации содеянного без предъявления нового обвинения.
Кроме этого, предлагается конкретизировать и откорректировать некоторые понятия и определения с учетом современных реалий («работники», «ущерб», «существенный вред», «официальные документы», «корыстная заинтересованность» и др.).
Наиболее сложным в доказывании составом преступлений против интересов службы является взяточничество (ст.ст. 430 – 432 УК).
Взяточничество – опасное должностное преступление. Оно наносит урон авторитету государственных и общественных учреждений, дискредитирует должностных лиц, нарушает интересы граждан, наносит материальный ущерб государству, часто сопутствует другим преступлениям. Опасность взяточничества и в его высокой степени латентности.
Понятие взяточничества охватывает три уголовно наказуемых деяния, связанные между собой общностью объекта преступления:
- получение взятки
- дача взятки
- посредничество во взяточничестве
Общественная опасность взяточничества характеризуется совокупностью различных качественных и количественных признаков. В ряде случаев такое деление в значительной мере условно, ибо четкие границы у этих признаков отсутствуют, они дополняют друг друга, находятся в тесной взаимосвязи и лишь взятые в органическом единстве определяют характеристику общественной опасности рассматриваемого преступления.
Многолетний мировой опыт борьбы со взяточничеством позволяет обозначить несколько его форм:
- получение вознаграждения, подарка за уже совершенное правомерное действие (бездействие) с предварительной договоренностью о вознаграждении или без таковой;
- получение вознаграждения при тех же условиях за действие (бездействие), связанное с нарушением служебных обязанностей;
- вымогательство взятки;
- систематические поборы («дань»), накладываемые на подчиненных и других лиц, зависящих так или иначе от благорасположения государственного служащего;
- получение материальных ценностей и услуг от лиц, заинтересованных в покровительстве, попустительстве, благорасположении государственного служащего без какой-либо договоренности о конкретном служебном действии.
Особенно опасной является последняя ситуация подкупа, тотальной взятки, когда представители организованной преступности берут государственных чиновников различного ранга на содержание, как бы «скупают их на корню», полагая, что в нужный момент коррумпированный представитель власти и управления поступит так, как ожидают взяткодатели.
Получение взятки состоит в получении должностными лицами незаконного вознаграждения от взяткодателя и выполнения в его интересах определенных действий или невыполнении действий, которые он обязан был выполнить благодаря использованию соответствующим образом своего служебного положения. Окончательным преступлением является момент получения взятки, и не имеет значения, совершено ли должностным лицом действие, которое он обязался совершить или воздержаться от его совершения за взятку. Субъектом этого преступления может быть только должностное лицо. При получении взятки должностным лицом всегда усматривается прямой умысел.
Квалифицирующими обстоятельствами при получении взятки являются:
- предварительный сговор группой лиц
- вымогательство взятки
- ответственное положение должностного лица
- прежняя судимость за взяточничество либо совершенная организованной группой
- размер взятки
Дача взятки – это передача материальных ценностей или выгод имущественного характера должностному лицу за выполнение или невыполнение им определенных действий в пользу передающего. Форма взяточничества может быть самой различной: передача денег, ценного подарка, оплата загранпоездки и путевки в санаторий, содействие в продвижении по службе, предоставление высокооплачиваемой должности в коммерческой структуре, возможности приобретения дефицитных товаров по заниженным ценам и т.д.
Субъектом дачи взятки, как правило, является частное лицо, но может быть и должностное, если оно организует дачу взятки или передает часть предложенной ему взятки с тем должностным лицом, от которого зависит совершение или несовершение какого-либо действия в интересах давшего взятку. Квалифицирующими обстоятельствами при даче взятки являются неоднократность ее дачи и наличие прежних судимостей за взяточничество, размер взятки.
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о случившемся, но не после того, как о совершенном преступлении стало известно правоохранительным органам. Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам вымогательства или по добровольному заявлению не означает, что в его действиях отсутствуют признаки преступления. Поэтому взяткодатель в этих случаях не признается потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки.
Посредничество во взяточничестве заключается в фактической передаче незаконного вознаграждения от заинтересованного лица должностному лицу, которое имеет возможность совершить или не совершить соответствующее действие по службе. Посредник действует по поручению и в интересах одного из них. Посредничество во взяточничестве признается оконченным преступлением с момента передачи материальных ценностей или документов имущественного характера. Субъектом этого преступления может быть как частное, так и должностное лицо, а квалифицирующими обстоятельствами являются неоднократное посредничество, наличие прежних судимостей за взяточничество, использование своего служебного положения.
Сложность доказывания обусловлена тем, что изобличение подозреваемого, как правило, сопровождается задержанием с поличным, проводимым в ходе оперативного эксперимента.
Все связанные с этим мероприятия должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», а также уголовно-процессуального законодательства.
Невыполнение предъявляемых законодательством требований на практике приводит к тому, что судами добытые с нарушением законодательства доказательства признаются недопустимыми, вследствие чего виновные в совершении тяжких преступлений, к каковым относится данный вид коррупционных проявлений, уходят от уголовной ответственности – в отношении их постановляются оправдательные приговоры.
При этом необходимо учитывать изменения, внесенные Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 № 107-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу усиления борьбы с преступностью», в частности, внесенные в УПК, а также в Закон об ОРД.