Преступления против порядка осуществления монополистической деятельности и добросовестной конкуренции (комментарий к ст. 245 «Установление или поддержание монопольных цен» главы 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь)

1. Установление или поддержание монопольных цен является преступлением, если в соответствии со ст. 245 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) оно совершается путем сговора индивидуальных предпринимателей или должностных лиц юридических лиц о деятельности на совместном рынке.

2. Непосредственным объектом преступления является добросовестная конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В квалифицированном составе в качестве дополнительного объекта преступления выступают жизнь, здоровье, физическая свобода, честь, достоинство, права и свободы человека.

3. Объективную сторону преступления образуют как установление, так и поддержание монопольных цен путем сговора о деятельности на совместном рынке.

Основной состав рассматриваемого преступления является формальным с двумя альтернативными действиями.

4. В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» установление монопольных цен является злоупотреблением доминирующим положением на рынке.

Товарный рынок — это сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемых исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. К товарам относятся все виды объектов гражданских прав, которые могут быть предметами сделок купли-продажи, мены, а также не запрещенные законодательством работы и услуги, выполняемые, оказываемые либо которые могут быть выполнены, оказаны или обычно выполняются, оказываются потребителям на возмездной основе.

Товарный рынок является совместным, если на нем одновременно обращаются товары различных субъектов хозяйствования.

5. Под ценами понимаются цены и тарифы. Цена — это денежное выражение стоимости единицы товара, а тариф — это денежное выражение стоимости единицы работы, услуги (см. Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З «О ценообразовании»).

Для целей государственного регулирования ценообразования выделяются следующие виды цен, тарифов и торговых надбавок:

  • свободная цена (тариф) — цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;
  • регулируемая цена (тариф) — цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину;
  • фиксированная цена (тариф) — регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;
  • предельная цена (тариф) — регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами;
  • предельная торговая надбавка (скидка) — ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения.

6. Запрещаемый законодательством ценовой сговор приводит к установлению монопольных цен.

Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в соглашение хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью — необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение.

«Справедливая» цена — цена, которая обеспечила бы максимальное удовлетворение потребностей рынка в сочетании с обоснованным соблюдением финансовых интересов производителя товара (см. Инструкцию по выявлению монопольных цен, утвержденную постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 N 10).

7. Монопольно высокой ценой считается цена хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если ее уровень выше среднего, сложившегося на аналогичные или взаимозаменяемые товары (группу товаров) на двадцать пять и более процентов либо рентабельность превышает средний ее уровень на те же товары (группу товаров) на двадцать пять и более процентов. Монопольно высокая цена устанавливается с целью получения монопольно высокой прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей.

8. Монопольно низкой является цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке данного товара.

9. Монопсонически низкой ценой является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке данного товара в качестве покупателя, в целях получения монопольно высокой прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

10. Заключенное между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 09.12.2010 (далее — Соглашение) содержит следующие определения монопольных цен:

  • монопольно высокая цена — цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок) при наличии такого рынка на единой таможенной территории в рамках Таможенного союза или за ее пределами, или цену, установленную на этом же товарном рынке ранее, если такая цена сформировалась в условиях конкуренции. Не может быть признана монопольно высокой цена, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Сторон;
  • монопольно низкая цена — цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке при наличии такого рынка на единой таможенной территории в рамках Таможенного союза или за ее пределами.

Соглашение также устанавливает запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) — конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок либо к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

11. Сговор об установлении или поддержании монопольных цен означает достижение согласия (заключение соглашения) между двумя или более субъектами хозяйствования о единых для участников сговора монопольных ценах на товары и услуги, обращаемые на совместном рынке. По своей сути такой сговор является антиконкурентным ценовым соглашением.

Субъектами ценовых соглашений являются хозяйствующие субъекты. Ценовые соглашения заключаются между продавцами, покупателями. Соглашения между продавцами могут выступать в виде фиксирования цен, договоренностей об их искусственном повышении или понижении, поддержания постоянного соотношения между ценами на взаимозаменяемые товары, скупки предлагаемых по низким ценам товаров, установления сроков и условий распространяемого на потребителей кредита. Фиксирование цен состоит в соглашении между продавцами об установлении продажных цен. Искусственное повышение (понижение) цен сводится к соглашению между продавцами о том, чтобы не конкурировать между собой в отношении назначения выгодных цен. Оно проявляется в виде соглашений о фиксировании цен, разделе потребителей или территориальном размещении. Установление цены может проводиться хозяйствующими субъектами в качестве изолированной практики или быть частью более крупной тайной договоренности между хозяйствующими субъектами, которая регулирует большую часть торговой деятельности своих участников, включая, например, соглашения о распределении рынков или покупателей, квоты на продажу и производство и т.п.

Соглашения между покупателями заключаются по фиксированию либо искусственному назначению цен. Первый вид этого соглашения сводится к установлению покупателями цен, по которым они будут приобретать товары. Второй состоит в достижении договоренности о том, чтобы конкурировать друг с другом в процессе установления цен, и может иметь форму соглашения о фиксировании цен или территориальном размещении.

Для ответственности по статье 245 УК не имеет значения, признаны ли участники сговора в установленном порядке субъектами хозяйствования, занимающими доминирующее положение на совместном рынке, являются они фактически таковыми или нет.

Сговор может быть осуществлен только между самостоятельными субъектами хозяйствования, выступающими в хозяйственном обороте от своего имени. Если же единые монопольные цены устанавливаются для структурных подразделений единого субъекта хозяйствования, то сговор отсутствует.

12. Выделяются два вида ценовых соглашений: горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные соглашения между хозяйствующими субъектами предполагают вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом) необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах. Данный вид соглашений направлен на поддержание чрезмерно высоких или чрезмерно низких цен. В первом случае целью соглашения обычно является получение дополнительной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договоренности между хозяйствующими субъектами направлены на ограничение доступа на рынок новых хозяйствующих субъектов. Установление и поддержание в течение определенного периода времени чрезмерно низких цен осуществляется на период вероятного входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и заканчивается после устранения угрозы появления новых хозяйствующих субъектов. Потери, связанные с пониженными ценами, компенсируются их ростом.

Вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами представляют собой полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию. Поставщик применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой товар должен быть реализован потребителям. Установление и поддержание минимальной перепродажной цены означает осуществление поставщиком контроля над рынком определенного товара. Следствием этого являются ограничение конкуренции на рынке, устранение возможности для конкурентов свободно маневрировать ценами и завышение цен.

13. Формой ценовых соглашений является сговор по определению цен на товары и оказываемые услуги, устанавливаемый в устном или письменном виде. Установление ценового сговора может происходить на любой стадии процесса производства и реализации прямо или косвенно. В первом случае соглашение касается непосредственно определения цен, например, установления одинаковых цен, согласования изменения цен, дифференциации цен, скидок с цены, условий кредитования. Во втором случае предметом соглашения являются условия, влияющие на установление цены, в частности, применение единообразного прейскуранта, использование специфических методов бухгалтерского учета и расчета себестоимости, использование ограничений на объемы производства (или же установление квот), требование отчислений взносов с каждой сделки в специальный фонд, организацию и т.д.

Противодействие ценовым соглашениям осуществляется в соответствии с Инструкцией по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, утвержденной постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 N 9.

14. Установление или поддержание монопольных цен считается оконченным преступлением с момента достижения согласия между участниками сговора о совместных действиях по ограничению конкуренции в области ценообразования. Для ответственности по статье 245 УК не требуется причинения какого-либо реального ущерба другим субъектам хозяйствования или получения незаконной выгоды состоящими в сговоре субъектами хозяйствования. Обращение к другим субъектам хозяйствования с предложением об установлении монопольных цен, не закончившееся достижением соответствующего соглашения, квалифицируется как покушение на данное преступление.

15. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, когда виновные сознают, что устанавливают или поддерживают монопольные цены на товары или услуги путем сговора с другими субъектами хозяйствования о деятельности на совместном рынке, и желают действовать таким образом. Мотивы и цели совершения данного преступления могут быть различными и не влияют на его квалификацию.

16. Субъектами преступления могут выступать индивидуальные предприниматели и должностные лица юридических лиц независимо от форм собственности и организационно-правовых форм юридического лица.

Индивидуальным предпринимателем является гражданин, прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Характеристика должностных лиц как субъектов преступления содержится в ч. 4 ст. 4 УК.

17. Не влекут уголовной ответственности по комментируемой статье случаи, когда субъекты хозяйствования устанавливают монопольные цены на свои товары или услуги, не состоя в сговоре, а лишь воспользовавшись существованием сговора между другими субъектами хозяйствования.

18. Квалифицированный состав данного преступления предполагает установление или поддержание монопольных цен, сопряженное с принуждением или применением насилия в отношении конкурентов.

19. Принуждение как способ склонения к установлению или поддержанию монопольных цен характеризуется предъявлением требования совершить соответствующие действия и высказыванием угрозы в случае отказа применить насилие к принуждаемому лицу или его близким, уничтожить или повредить их имущество, распространить клеветнические или огласить иные сведения, которые они желают сохранить в тайне, либо ущемить права, свободы и законные интересы этих лиц. Подобного рода принуждение не требует дополнительной квалификации содеянного по ст. 185 УК.

20. Насилие означает применение только физического насилия независимо от его характера и степени тяжести. Составом данного преступления охватывается умышленное ограничение свободы, причинение побоев, легких телесных повреждений, повлекших расстройство здоровья, менее тяжких телесных повреждений. Причинение тяжких телесных повреждений или убийство подлежит квалификации по совокупности преступлений. Также по совокупности преступлений квалифицируется совершение иных насильственных действий, караемых равно или более строго, нежели лишением свободы на срок до семи лет, например, незаконное лишение свободы, совершенное способом, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, либо сопровождавшееся мучениями (ст. 183 УК).

21. Принуждение и насилие могут применяться как в качестве способа склонения к сговору об установлении монопольных цен, так и в отношении конкурентов, не состоящих в сговоре, с целью заставить их поддерживать монопольные цены. При этом принуждение и насилие могут применяться только в отношении конкурентов, т.е. хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке.

22. Принуждение или применение насилия в отношении соответствующих субъектов не с целью склонения к установлению или поддержанию монопольных цен при наличии соответствующих условий может влечь ответственность за принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения по ст. 246 УК.