Согласно пункту 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение), юридическое лицо может быть ликвидировано по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием экономическим судом государственной регистрации юридического лица недействительной (часть первая подпункта 3.1 пункта 3 Положения). Согласно части второй статьи 24 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 168-З «О хозяйственных обществах» (далее — Закон об обществах) хозяйственное общество может быть ликвидировано в соответствии с его уставом по решению общего собрания участников этого общества, принятому в соответствии с Законом об обществах и иными законодательными актами. Согласно части четвертой статьи 109 Закона об обществах решения по вопросам ликвидации общества с ограниченной ответственностью принимаются всеми участниками общества единогласно.
Такое же правило, на наш взгляд, действует и в отношении общества с дополнительной ответственностью, поскольку согласно части шестой статьи 112 Закона об обществах к обществу с дополнительной ответственностью применяются нормы об обществе с ограниченной ответственностью, если иное не предусмотрено законодательными актами. Решение участников хозяйственного общества о ликвидации оформляется протоколом общего собрания участников хозяйственного общества в соответствии со статьей 47 Закона об обществах. Решение собственника имущества унитарного предприятия о ликвидации такого унитарного предприятия оформляется в письменной форме в установленном порядке. Решение индивидуального предпринимателя о прекращении деятельности не оформляется отдельным документом (часть вторая пункта 7 Положения). Оно выражается путем подачи индивидуальным предпринимателем заявления о прекращении деятельности в регистрирующий орган. В заявлении указывается, что индивидуальный предприниматель принял решение о прекращении деятельности с той или иной даты.
На практике может сложиться ситуация, когда единогласное принятие решения о ликвидации хозяйственного общества всеми его участниками невозможно по объективным причинам. Так, ООО «Б» имеет несколько участников, один из которых отсутствует по месту жительства, его место нахождения остальным участникам неизвестно. Вместе с тем остальные участники желают ликвидировать ООО «Б». В связи с этим у данных участников возник вопрос, каким образом они могут ликвидировать ООО «Б», учитывая, что отсутствующий участник не отвечает на телефонные звонки и сообщения и его место нахождения неизвестно. В рассматриваемом случае фактическая возможность ликвидации ООО «Б» по решению его участников отсутствует. При наличии соответствующих оснований ООО «Б» может быть ликвидировано по решению суда (неоднократные или грубые нарушения ООО «Б» законодательных актов, экономическая несостоятельность (банкротство) ООО «Б» (абзацы третий — четвертый части первой подпункта 3.2 пункта 3 Положения) и т.д.) или регистрирующего органа (неосуществление предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправление коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности (абзац второй части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения) и т.д.).
Согласно части второй подпункта 3.1 пункта 3 Положения, если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, такое юридическое лицо не может быть ликвидировано до проведения и завершения плановой проверки. Порядок формирования координационных планов контрольной (надзорной) деятельности и проведения проверок определен Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Согласно части третьей пункта 6 Положения срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев. Согласно части четвертой пункта 6 Положения сроки, в течение которых субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных в частях третьей, пятой, шестой и восьмой пункта 16 Положения, не включаются в указанный срок ликвидации (прекращения деятельности). Течение срока ликвидации (прекращения деятельности) приостанавливается на соответствующий период времени, в течение которого субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе на период до завершения плановой проверки юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (часть вторая подпункта 3.1 пункта 3 Положения). Конкретный срок ликвидации юридического лица определяется ликвидационной комиссией (ликвидатором) с соблюдением предельного срока ликвидации, установленного частью третьей пункта 6 Положения (часть первая пункта 6 Положения).
Согласно части второй пункта 6 Положения председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан в порядке, установленном Положением, уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган.
Особые условия, при которых банк может быть ликвидирован по решению его участников либо органа банка, уполномоченного уставом, предусмотрены частями второй и третьей статьи 102 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК). Таковыми условиями являются:
1) полное погашение банком всех имеющихся обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами банка, до которого решение о ликвидации банка не может быть принято его участниками либо органом банка, уполномоченным уставом (часть вторая статьи 102 БК);
2) письменное согласие Национального банка Республики Беларусь на ликвидацию банка по инициативе его участников либо органа банка, уполномоченного уставом (часть третья статьи 102 БК). Порядок получения согласия устанавливается пунктами 79 — 80 Инструкции о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2012 N 640.
Пунктами 3 — 7 статьи 21 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании) определены организации, осуществляющие образовательную деятельность, которые ликвидируются по решению Президента Республики Беларусь, а также органов государственного управления, указанных в названных правовых нормах. Согласно пункту 8 статьи 21 Кодекса об образовании решение о ликвидации государственного учреждения общего среднего образования принимается учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации с учетом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории. Согласно пункту 9 статьи 21 Кодекса об образовании решения о ликвидации государственных учреждений специального образования принимаются их учредителями по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.
Согласно пункту 3 Положения юридическое лицо может быть ликвидировано по решению регистрирующего органа в случае:
1) неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности (абзац второй части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения). Согласно части пятой пункта 20 Положения не является основанием для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя по рассматриваемому основанию неосуществление им предпринимательской деятельности в период исполнения приговора, связанного с ограничением права заниматься предпринимательской деятельностью, постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью;
2) внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием (абзац третий части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения). Порядок признания задолженности безнадежным долгом и ее списания определен Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания» (далее — Указ). В данном случае речь идет о задолженности по обязательным платежам: налогам, сборам (пошлинам), арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, обязательным страховым взносам и иным платежам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (подпункт 1.1 пункта 1 Указа). Налоговый орган вносит в регистрирующий орган представление о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в случае принятия налоговым органом в отношении такого субъекта хозяйствования решения о признании его задолженности по обязательным платежам безнадежным долгом и ее списании по основанию, предусмотренному подпунктом 1.1.3 пункта 1 Указа (подпункт 1.2 пункта 1 Указа).
Следует отметить, что в рассматриваемом случае по решению регистрирующего органа ликвидации подлежит только коммерческая организация, также может быть прекращена деятельность индивидуального предпринимателя. Если решение о признании задолженности по обязательным платежам безнадежным долгом и ее списании принято налоговым органом в соответствии с подпунктом 1.1.3 пункта 1 Указа в отношении некоммерческой организации, то некоммерческая организация подлежит ликвидации по решению суда в связи с осуществлением деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов (абзац третий части первой подпункта 3.2 пункта 3 Положения, подпункт 1.2 пункта 1 Указа);
3) непринятия собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в двухмесячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет (абзац четвертый части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения). Постановка граждан на профилактический учет осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 28 — 30 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон о профилактике правонарушений). Представляется, что датой постановки гражданина на профилактический учет следует считать дату вступления в силу решения об осуществлении профилактического учета. Такое решение вступает в силу с момента вручения гражданину, в отношении которого оно принято, копии этого решения (часть пятая статьи 29 Закона о профилактике правонарушений);
4) осуществления некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации (абзац пятый части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения).
Согласно части второй подпункта 3.3 пункта 3 Положения при обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных в абзацах втором, четвертом и пятом части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения:
1) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации;
2) регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения).
Согласно части первой пункта 14 Положения решение о начале процедуры ликвидации по основанию, предусмотренному в абзаце втором части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения, принимается регистрирующим органом не только при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа, но и при непосредственном обнаружении указанного основания. Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), которые ликвидируются (деятельность которых прекращается) по основаниям, предусмотренным в абзацах втором, четвертом и пятом части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения, размещается Министерством юстиции Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь. О принятом решении регистрирующий орган в течение трех рабочих дней уведомляет юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), а также налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение) (часть вторая пункта 14 Положения).
В случае внесения налоговыми органами в регистрирующий орган представления (предложения) по основанию, предусмотренному в абзаце втором части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения, вместе с этим представлением (предложением) направляются документы, указанные в части третьей пункта 14 Положения. В этом случае выдача справок, сведений, указанных в пункте 9 Положения, налоговыми органами не производится (часть вторая пункта 14 Положения). После получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) уведомления о решении регистрирующего органа о ликвидации (прекращении деятельности) данного субъекта хозяйствования осуществление операций по его счетам, совершение им действий, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются (часть четвертая пункта 14 Положения). В течение тридцати рабочих дней со дня получения указанного уведомления в регистрирующий орган представляются:
1) налоговыми, таможенными органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) — справки о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности по соответствующим обязательным платежам и иные сведения, предусмотренные пунктом 9 Положения;
2) юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем):
- а) печати либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) организации (индивидуального предпринимателя) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
- б) оригинал свидетельства о государственной регистрации, а при его отсутствии — заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате свидетельства о государственной регистрации (часть пятая пункта 14 Положения).
Согласно пункту 5 Положения документальное подтверждение факта смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, является основанием для принятия решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого индивидуального предпринимателя.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» при ликвидации организации проведение инвентаризации ее активов и обязательств обязательно.
Согласно пункту 10 Положения осуществление операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются. Таким образом, с момента принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) субъект хозяйствования не вправе осуществлять какую-либо деятельность, не связанную с ликвидацией (прекращением деятельности). Однако следующий пример из судебной практики показывает, что при определенных условиях возможны некоторые отступления от данного правила. Так, гражданин Б. обратился в суд с жалобой на незаконные действия ликвидационной комиссии ООО «М», выразившиеся в том числе в заключении договоров на завершение строительства объектов долевого строительства, не завершенного ООО «М». По мнению гражданина Б., ликвидационная комиссия не вправе заключать указанные договоры. Вместо этого она должна включать требования дольщиков в реестр требований кредиторов и удовлетворять эти требования в соответствии с установленной законодательством очередностью. Однако суд не согласился с доводами заявителя и отказал в удовлетворении жалобы, не усмотрев в действиях ликвидационной комиссии нарушений законодательства. Принятое решение суд мотивировал тем, что в соответствии с решением областного исполнительного комитета в целях защиты прав дольщиков ликвидационная комиссия обязана обеспечить окончание строительства объектов. Для этого ликвидационной комиссии ООО «М» поручено заключить договор на выполнение функций заказчика с КУП «Н». Таким образом, дальнейшее исполнение обязательств ликвидируемого юридического лица по завершению строительства объектов возлагается на другое лицо. В связи с этим в действиях ликвидационной комиссии ООО «М» нарушений законодательства не усматривается (постановление апелляционной инстанции хозяйственного суда Гомельской области от 21.04.2011 (дело N 698-7/2010/132А/30А)).
Актами законодательства на отдельных юридических лиц, собственников их имущества (учредителей, участников) могут возлагаться дополнительные обязанности, связанные с принятием решения о ликвидации. Так, согласно части первой статьи 103 БК банк обязан прекратить банковскую деятельность с момента принятия решения о его ликвидации. Определение банковской деятельности приведено в статье 12 БК.
Согласно пункту 10 статьи 21 Кодекса об образовании в случае прекращения деятельности учреждения образования учредитель принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.
Согласно части второй пункта 10 Положения об особенностях правового положения и порядка деятельности организаций культуры смешанного типа, утвержденного постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 31.05.2012 N 35, при ликвидации государственной организации культуры смешанного типа, в состав которой входит музей, ее учредитель обеспечивает сохранность музейных предметов и передает музейный фонд государственному музею (музеям).
Страховая организация независимо от формы собственности при ликвидации обязана в порядке, установленном законодательством, выполнить обязательства, принятые по действующим договорам добровольного страхования, либо передать такие обязательства другой страховой организации или произвести расторжение договоров добровольного страхования в соответствии с пунктом 26 Положения о страховой деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности».
Законодательством возлагаются определенные обязанности на организацию, являющуюся лизингодателем, в случае ее ликвидации. Согласно пункту 23 Правил осуществления лизинговой деятельности, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.08.2014 N 526, в случае принятия собственником имущества (учредителями, участниками) решения о ликвидации лизингодателя лизингодатель должен письменно проинформировать об этом лизингополучателя не позднее трех рабочих дней с даты принятия такого решения. Лизингополучатель при этом вправе досрочно вернуть предмет лизинга лизингодателю с уплатой лизинговых платежей, причитающихся к уплате на дату возврата предмета лизинга, либо выкупить предмет лизинга по выкупной стоимости предмета лизинга, рассчитанной с учетом лизинговых платежей, причитающихся к уплате на дату выкупа предмета лизинга, в порядке и сроки, согласованные сторонами путем подписания дополнительного соглашения к договору лизинга.