Приостановление операций органами финансовых расследований

Органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — ОФР) осуществляют правоохранительную деятельность, обеспечивающую экономическую безопасность государства.

ОФР имеют право на оперативно-розыскную деятельность, а также на дознание по уголовным делам. Перечень преступлений, по уголовным делам, по которым ОФР могут вести дознание, определяет п. 7 части 1 ст. 37 УПК.

Помимо присущих правоохранительным органам функций, ОФР, являясь составной частью Комитета государственного контроля Республики Беларусь, выполняют и контрольные функции.

Основные задачи ОФР в соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 года N 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее — Закон об ОФР) заключаются:

  • в защите интересов государства и общества от преступных и иных противоправных посягательств в сфере экономики, обеспечении экономической безопасности Республики Беларусь;
  • защите прав и законных интересов в экономической сфере граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства и организаций;
  • профилактике, выявлении и пресечении преступлений и административных правонарушений в экономической сфере, в том числе коррупционных правонарушений;
  • производстве дознания по уголовным делам, ведении административного процесса согласно компетенции.

ОФР в целях обеспечения возложенных на них задач в силу Закона об ОФР обладают соответствующими полномочиями, в том числе правом приостанавливать операции по счетам субъектов предпринимательской деятельности.

Справочно

Приостановление операций по счетам, наряду с арестом денежных средств, — одна из форм ограничения права субъекта предпринимательской деятельности на распоряжение денежными средствами, находящимися на его счетах в банке.

В обоих случаях ограничиваются лишь расходные, или так называемые активные, операции по счету (списание денежных средств). Приходные, или пассивные, операции (зачисление денежных средств) осуществляются в обычном порядке.

Несмотря на то что ограничение прав в форме приостановления операций по счетам и арест денежных средств внешне схожи, по сути они различны.

Так, ОФР в соответствии с абзацем пятнадцатым части первой ст. 13 Закона об ОФР вправе выносить обязательные для исполнения решения о приостановлении операций по счетам в банке или небанковской кредитно-финансовой организации. При этом Закон об ОФР устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда реализуется данное полномочие. Это, в частности:

  • представление документов, содержащих недостоверную информацию о деятельности субъекта хозяйствования;
  • непредставление (отказ в представлении) деклараций и (или) документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений), связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, при проведении контрольных мероприятий;
  • выявление фактов неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов (пошлины) и других обязательных платежей в бюджет;
  • выявление фактов получения средств от занятия запрещенной деятельностью или от осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), когда его получение обязательно, а также от предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке или небанковской кредитно-финансовой организации принимается руководителем ОФР или его заместителем.

Практика вынесения ОФР решений о приостановлении операций по расчетным счетам свидетельствует, что чаще всего основанием для таких решений становится непредставление документов. Далее по степени распространенности идет представление недостоверной информации и выявление фактов невнесения обязательных платежей в бюджет. Случаи же приостановления операций по расчетным счетам при выявлении фактов занятия незаконной деятельностью имеют единичный характер.

Таблица. Статистика приостановления ОФР операций по расчетным счетам

Год

Общее количество субъектов

Субъекты, имевшие признаки лжеструктур

количество

% от общего количества

2011

906

724

79

2012

638

478

74

2013

562

327

58

2014

650

483

74

Январь — июль 2015

171

27

16

Ввиду того что ОФР являются не только контролирующим органом в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510), но и правоохранительным, они вправе затребовать необходимые документы (сведения) как в ходе плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности, проводимых согласно Указу N 510, так и в ходе проверки по полученной и зарегистрированной в установленном порядке информации о возможных нарушениях законодательства, которые совершили субъекты предпринимательской деятельности либо их должностные лица.

Пример 1

В Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — ДФР) обратилось частное предприятие по вопросу правомерности принятия решения управлением ДФР по области (далее — ДФР) о приостановлении операций по счетам предприятия и о проведении в отношении его проверочных мероприятий.

Предприятие обращало внимание на то, что УДФР в соответствии с Указом N 510 проверку не проводило, в связи с чем его работники не вправе были затребовать документы о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, УДФР неправомерно приостановило операции по счетам в банке ввиду непредставления частным предприятием затребованных документов.

При этом работники УДФР, по мнению предприятия, лишили его как субъекта предпринимательской деятельности имущественных прав, чем нарушили требования Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

В ходе рассмотрения жалобы частного предприятия ДФР установил, что действительно УДФР проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия не назначало и не проводило. Документы, касающиеся деятельности предприятия, истребовались и решение о приостановлении операций по счетам в банке принималось в рамках проверки полученной и зарегистрированной информации из управления внутренних дел о нарушении должностными лицами предприятия порядка приобретения импортного товара.

Работники УДФР действовали в пределах полномочий, предоставленных абзацем пятым ст. 11 Закона об ОФР, согласно которому обязаны принимать и регистрировать поступающие заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и осуществлять в установленном порядке их проверку.

Работники УДФР в ходе проверки поступившей информации истребовали у частного предприятия различные документы. Неоднократность запросов обусловливалась необходимостью проанализировать интересующие сведения за различные периоды и не противоречила законодательству. При этом УДФР устанавливало достаточный срок (не менее двух рабочих дней) для представления документов.

Так, директор предприятия получил предписание с требованием представить в УДФР в течение двух рабочих дней документы, касающиеся деятельности предприятия. Поскольку запрашиваемые документы предприятие не представило, начальник УДФР в соответствии с абзацем пятнадцатым части первой ст. 13 Закона об ОФР вынес решение о приостановлении расходных операций по счетам предприятия в банке.

Отметим, что в рассмотренном выше случае приостановление операций по счетам частного предприятия стало лишь одной из мер принуждения, установленных законодательством, и не ставило целью лишение (прекращение) имущественных прав предприятия. В связи с указанным доводы представителя предприятия о нарушении работниками УДФР требований Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» ДФР не принял во внимание.

Как отмечалось выше, нередко операции ОФР приостанавливают в связи с представлением документов, содержащих недостоверные сведения.

Пример 2

В ДФР поступила жалоба организации на решение УДФР о приостановлении операций по счетам. По мнению организации, данное решение было незаконным, т.к. она в срок представила по требованию работников УДФР все необходимые документы в полном объеме.

В ходе рассмотрения жалобы ДФР установил, что указанные документы, касающиеся финансово-хозяйственных операций организации, содержали недостоверную информацию о ее деятельности, в частности финансово-хозяйственных взаимоотношениях с иными субъектами хозяйствования при ввозе на территорию Республики Беларусь товарно-материальных ценностей. В связи с этим УДФР обоснованно приостановило операции организации по счетам в банке.

Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. N 267 «О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. N 359» (далее — Указ N 267) предусматривает порядок проведения расходных операций в ситуации, когда движение по счетам приостанавливается.

С учетом изменений и дополнений, внесенных в Указ N 267 в мае текущего года, в период действия имеющегося в банке постановления (определения) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах), расходные операции по счетам прекращаются. В случае наличия в банке только постановления (определения) о наложении ареста с указанием суммы расходные операции по счетам прекращаются в пределах этой суммы.

Исключение составляют:

  1. операции, связанные с платежами в бюджет (государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды), по обязательствам лица, операции по счетам которого приостановлены, и (или) денежные средства, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах), на которые наложен арест;
  2. операции, связанные с исполнением банком решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней и (или) постановлений городских, районных и районных в городах отделов областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о бесспорном взыскании недоимки, начисленных пеней в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за счет средств дебиторов плательщика-организации (иного обязанного лица), если в банке отсутствует решение о приостановлении операций по счетам, принятое органом Комитета государственного контроля Республики Беларусь, и (или) постановление (определение) о наложении ареста;

3) иные операции при наличии в банке решения о приостановлении операций по счетам, принятого органом Комитета государственного контроля Республики Беларусь, и (или) постановления (определения) о наложении ареста, а также операции, которые проводятся на основании неисполненных платежных инструкций, находящихся в банке. Такие операции осуществляются при наличии разрешения всех органов (должностных лиц), принявших решение о приостановлении операций по счетам или постановление (определение) о наложении ареста.

Разрешение выдают ОФР на основании письменного заявления владельца счета; лица, имеющего право распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете; взыскателя платежа.

В случае возврата денежных средств, зачисленных в результате технической ошибки банка на счет ненадлежащего получателя, операции по счетам которого ОФР приостановили и (или) на денежные средства которого, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах), наложили арест, требуется письменное заявление банка. В заявлении следует обосновать необходимость осуществления платежа и приложить подтверждающие документы.

Разрешение на осуществление расходных операций или мотивированный отказ ОФР направляют лицу, подавшему заявление на получение разрешения, и в банк в течение 10 рабочих дней со дня поступления.

Расходные операции, связанные с вышеуказанными платежами, банк производит в порядке календарной очередности согласно части пятой п. 1 Указа N 267.

Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности должен осуществить платежи на так называемые неотложные нужды, он вправе это сделать в порядке и на цели, предусмотренные Указом N 267, даже при условии, что ОФР приостановили операции по счетам в банке <1>.

<1> См. также постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 июня 2015 г. N 385 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством».