Проблемы эффективности применения административной и уголовной ответственности за дорожно-транспортные правонарушения

В соответствии с подпунктом 2.18 пункта 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее — Правила дорожного движения), дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица [1].

Статья 18.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества. В 2014 году в нашей стране зарегистрировано 36 тыс. таких административных правонарушений, из которых менее одного процента совершено несовершеннолетними, 20 процентов — лицами в возрасте от 50 лет и старше, 16 процентов — женщинами, 4 процента — иностранными гражданами. Кроме того, установлено 9,3 тыс. фактов оставления водителями места ДТП, участниками которых они являлись, в случаях, когда это запрещено законодательными актами [2].

За совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.17 КоАП, преимущественно применялись меры административного взыскания в виде наложения штрафа. В 2014 году 25,7 тыс. правонарушителей оштрафовано на общую сумму 29 млрд.руб. (в среднем — на 1,1 млн.руб. каждый), при этом реальное возмещение наложенного штрафа составило менее 80 процентов [2].

Особую озабоченность государственных органов и населения вызывает проблема управления транспортными средствами нетрезвыми водителями. В целом за 2014 год правоохранительными органами выявлена 31 тыс. административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачей управления транспортным средством такому лицу либо отказом от прохождения проверки (освидетельствования). За указанные правонарушения 30,5 тыс. виновных лиц привлечено к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 283 млрд.руб. (в среднем — на 9,3 млн.руб.), при этом его фактическое возмещение составило только 43 процента [2].

Несмотря на принимаемые правоохранительными и другими государственными органами меры, не уменьшается, а наоборот, возрастает число административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством лицом, не имеющим права управления. В 2014 году выявлено 63,7 тыс. таких правонарушений (на 13 процентов больше в сравнении с 2013 годом), из которых 15,9 тыс. (на 10 процентов больше в сравнении с 2013 годом) совершено повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения [2].

Указанная категория водителей представляет повышенную угрозу безопасности участников дорожного движения, поскольку управление транспортным средством при отсутствии права управления объективно налагает дополнительные психические нагрузки на водителя, вызывает снижение его внимания, повышенную тревожность, высокую напряженность и состояние неуверенности, что в условиях осложнения дорожной ситуации может привести к совершению ДТП, в том числе с особо тяжкими последствиями.

Еще большую опасность для участников дорожного движения представляют так называемые «бесправники», находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического либо токсического опьянения. Ответственность таких лиц, очевидно, должна быть повышенной, в то же время законодатель в 2013 году исключил из статьи 18.16 КоАП часть вторую, предусматривавшую более строгую меру административного взыскания за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления, а из статьи 18.17 КоАП часть третью, предусматривавшую повышенную меру административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства или иного имущества, лицом, не имеющим права управления транспортным средством.

Таким образом, один из важнейших факторов безопасности участников дорожного движения — управление транспортным средством (источником повышенной опасности) надлежащими водителями — законодателем в значительной степени нивелирован, поскольку мера административной ответственности такого водителя, в том числе находящегося в состоянии опьянения, в настоящее время уже не зависит от наличия либо отсутствия у него права управления транспортным средством.

Особенно острой в нашей стране является проблема сохранения жизни участников дорожного движения при совершении ДТП. В последние годы резко увеличилась доля индивидуальных владельцев транспортных средств, выросли объемы автомобильных перевозок, существенно возросла нагрузка на улично-дорожную сеть, которая, однако, не получила соразмерного развития в условиях роста автомобильного парка.

Согласно статистике ДТП из 100 пострадавших в ДТП в Республике Беларусь в 2014 году погибло 14 человек (в Западной Европе этот показатель составляет не более 3). В отдельных регионах нашей страны смертность в результате ДТП еще выше (в Витебской области — 19 погибших, в Минской — 18). Между тем в столице страны этот крайне негативный показатель существенно ниже (из 100 пострадавших погибло 5 участников дорожного движения) [2].

В первую очередь это связано с ограничением в пределах городской территории скоростного режима (не более 60 километров в час), повышенным уровнем контроля за организацией дорожного движения, в том числе с использованием автоматизированных систем слежения за прохождением транспортных средств.

Кроме того, более высокая транспортная дисциплина в г. Минске в значительной мере объясняется самой низкой в стране долей дорожно-транспортных правонарушений, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения. Значительно меньше, чем в большинстве регионов Республики Беларусь, выявляется в столице лиц, управлявших транспортными средствами в нетрезвом состоянии. Так, в 2014 году в г. Минске выявлено 3,7 тыс. таких лиц, в то время как в Минской области — 6,5 тыс., Брестской — 5,4 тыс., Гомельской — 4,6 тыс. [3].

Актуальность проблемы противодействия дорожно-транспортным преступлениям, как и другим так называемым неосторожным преступным деяниям, обусловлена не только ущербом, причиняемым жизни, здоровью, имуществу людей, но и тем, что эти преступные деяния принадлежат к числу наиболее острых и опасных форм проявления социальной безответственности, недисциплинированности, эгоизма, равнодушия к благу общества и его членов [4, с. 425].

Около 80 процентов ДТП в нашей стране происходит по вине водителей (остальные — по вине пешеходов и других участников дорожного движения), при этом наиболее распространенными предпосылками дорожно-транспортных преступлений являются психические и физические перегрузки водителей, их рискованные действия и состояние опьянения, при котором виновные лица значительно переоценивают свои интеллектуальные и физические возможности, теряют чувство меры и осмотрительность, способность к прогнозированию негативных последствий своего противоправного поведения [3].

Многие субъекты дорожно-транспортных преступлений не отличались законопослушным поведением. Так, каждый седьмой правонарушитель в 2014 году находился в состоянии алкогольного опьянения, значительная часть виновных лиц ранее неоднократно привлекалась к ответственности за административные правонарушения, каждый двадцатый преступник имел неснятую (непогашенную) судимость, а каждый третий — не имел постоянного места работы (учебы) [5].

Не всегда эффективно применение дополнительного наказания (административного взыскания) в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, поскольку значительная часть виновных лиц прав управления транспортными средствами не имела и ранее, другая же — продолжала эксплуатировать транспортные средства и после лишения такого права.

Одной из общеправовых мер предупреждения дорожно-транспортных преступлений является совершенствование законодательства об ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Предусмотренная Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 N 60-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения» специальная конфискация транспортного средства является одной из действенных мер предупреждения дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Указанная превентивная мера способствовала существенному (на 33 процента) снижению в 2014 году по сравнению с предшествующим годом количества преступлений, предусмотренных статьей 317-1 «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) [4], и на 15 процентов — числа административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения (статья 18.16 КоАП) [2].

Следует и дальше совершенствовать нормы законодательства об уголовной и административной ответственности нарушителей Правил дорожного движения, а также практику имущественных взысканий, в том числе путем наложения в соответствии со статьей 132 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь ареста на транспортное средство для целей обеспечения исполнения штрафа, а также возмещения вреда потерпевшим, назначенных за совершение дорожно-транспортных преступлений.

Принятые в последнее время законодателем дополнительные меры по усилению уголовной и административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения отразились на результатах судебного рассмотрения дел этой категории.

Так, если в 2013 году за преступления, предусмотренные статьей 317 УК, доля наказаний, связанных с арестом, ограничением либо лишением свободы, составила 60 процентов, то за 6 месяцев 2014 года этот показатель возрос практически до 70 процентов [6].

За преступления, предусмотренные статьей 317-1 УК, удельный вес наказаний, связанных с арестом, ограничением либо лишением свободы, составил в 2013 году 22 процента (за 6 месяцев 2014 года этот показатель увеличился до 59 процентов). Кроме того, в качестве дополнительного наказания подвергнуты штрафу либо лишены права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в 2013 году 90 процентов осужденных лиц этой категории (за 6 месяцев 2014 года — 100 процентов) [6].

Эти и другие принимаемые государственными органами меры способствовали снижению в 2014 году на 18 процентов числа погибших в результате нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств [5].

Практика свидетельствует о целесообразности дальнейшего ужесточения уголовной и административной ответственности за совершение отдельных категорий дорожно-транспортных правонарушений. Необходимо, в частности, исключить административную преюдицию за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, не имеющим права управления, и привлекать нетрезвого «бесправника» сразу же к уголовной ответственности.

ДТП со смертельным исходом в г. Бресте в 2014 году свидетельствует о критичности ситуации на дорогах страны. Особенно поражает «послужной список» виновника дорожно-транспортного преступления, который 83 раза привлекался к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, при этом одиннадцать правонарушений были совершены в течение 12 месяцев, предшествующих дорожно-транспортному преступлению, повлекшему особо тяжкие последствия.

По факту ДТП возбуждено уголовное дело по части второй статьи 317 УК (нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека). Можно представить, что данный водитель демонстративно, в течение нескольких лет нарушая Правила дорожного движения, много раз проявлял так называемую неосторожность, всегда рискуя чьей-то безопасностью.

В настоящее время законодательство не всегда останавливает тех водителей, кто грубо нарушает Правила дорожного движения — умышленно или по другим причинам. Хотя количество и системность совершенных водителем нарушений влияют на принятие решения о привлечении его к административной ответственности, этот механизм не слишком эффективен.

Так, 45-летний водитель из г. Минска в 2014 году 22 раза привлекался к административной ответственности за различные нарушения на дорогах, в том числе двенадцать раз за превышение скорости. Тринадцатое административное правонарушение стало для него последним, когда он на автомашине в Ошмянском районе уже привычно превысил скорость, выехал на встречную полосу и в результате этого маневра транспортное средство столкнулось с грузовым автомобилем. ДТП случилось на прямом и пустынном участке дороге в условиях густого тумана. Водитель легкового автомобиля скончался в реанимационном отделении местной больницы. Особо следует отметить, что, несмотря на постоянные нарушения Правил дорожного движения, у водителя не были изъяты права управления транспортным средством, каждый раз на него налагался только штраф.

Только в последнее время государственными органами предпринимаются определенные усилия организационно-правового характера по привлечению к надлежащей ответственности особо агрессивных водителей. В частности, Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — ГАИ) разработано несколько признаков, характеризующих агрессивный стиль вождения. Планируется установить довольно серьезную ответственность за дерзость на дорогах — вплоть до лишения права управления транспортным средством.

В настоящее же время ответственность водителей за совершенные по их вине ДТП не всегда адекватна противоправному деянию. Так, нарушения Правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения (часть первая статьи 18.17 КоАП), влекут наложение штрафа в размере от трех до тридцати базовых величин или лишение права управления транспортным средством сроком до 2 лет. Таким образом, за причинение физического вреда здоровью потерпевшего источником повышенной опасности санкция вышеуказанной статьи КоАП допускает возможность применения минимального административного взыскания — штрафа в размере трех базовых величин (примерная стоимость месячного проездного документа на все виды городского транспорта в г. Минске) без лишения виновного лица права управления транспортным средством.

Более того, как уже отмечалось ранее, Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 N 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» из статьи 18.17 КоАП исключена часть третья, предусматривающая повышенную административную ответственность за указанные выше деяния, совершенные лицом, не имеющим права управления транспортным средством (наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин).

Только за 10 месяцев 2014 года по вине таких лиц, не имеющих права управления, произошло 386 ДТП, при этом 83 человека погибли, а 426 лиц получили травмы различной степени тяжести [3].

Настораживает тот факт, что большинство правонарушителей из числа лиц, не имеющих права управления, даже не стремятся пройти обучение и законно получить водительское удостоверение. Немалая часть из них управляла транспортными средствами, находясь в состоянии опьянения. В совокупности с отсутствием у таких лиц навыков вождения участники дорожного движения подвергаются повышенной опасности совершения ДТП, нередко имеющего трагические последствия.

Диспозиция статьи 317 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств» УК не дифференцирует уголовную ответственность в зависимости от совершения деяний лицом, не имеющим права управления транспортным средством.

В то же время общее положение об обстоятельствах, отягчающих ответственность, в частности предусмотренное пунктом 13 части первой статьи 64 УК «совершение преступления, повлекшего тяжкие последствия», не может в должной мере обеспечить адекватную совершенному противоправному деянию уголовную ответственность виновного лица, не имеющего права управления транспортным средством.

В связи с этим представляется целесообразным дополнить статью 317 УК квалифицирующим признаком, предусматривающим повышенную уголовную ответственность виновного лица, не имеющего права управления транспортным средством, особенно принимая во внимание не только значительную распространенность дорожно-транспортных преступлений, совершенных такими водителями, но и, как правило, особую тяжесть наступивших при этом последствий.

УК не предусматривает уголовной ответственности за оставление места ДТП водителем, совершившим нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, в результате которого пострадавший скончался либо ему причинены тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения.

В настоящее время предусмотрена только административная ответственность водителей за оставление места ДТП, участниками которых они являлись, в случаях, когда это запрещено законодательством (часть четвертая статьи 18.17 «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества» КоАП).

В то же время практика свидетельствует, что водители транспортных средств достаточно часто оставляют место ДТП, в результате пострадавшие не получают своевременную медицинскую помощь. Только за 11 месяцев 2014 года водители скрылись с мест ДТП, где имелись пострадавшие участники дорожного движения, 257 раз. В этих авариях погибли 46 человек, а еще 244 пострадавших были ранены [3].

В ГАИ обращают внимание на то, что профилактика случаев, когда водители, ставшие участниками ДТП, скрываются с места его совершения, особенно необходима, поскольку от порядочности водителя зависит жизнь человека.

В то же время ГАИ регулярно фиксируются случаи, когда водители покидают место ДТП, оставляя пострадавшего (как правило, пешехода) без помощи. Большинство наездов происходит в темное время суток в окрестностях населенных пунктов. Но, как показывает статистика, примерно в 95 процентах случаев водителей транспортных средств, совершивших ДТП, правоохранительные органы устанавливают достаточно быстро.

В то же время скрывающийся с места происшествия водитель лишь усугубляет свое положение. Ведь зачастую причиной ДТП становится нарушение Правил дорожного движения именно пешеходом. Расследуя такие происшествия, правоохранительные органы дают правовую оценку действиям не только водителя, но и пешехода. И если нарушение Правил дорожного движения со стороны пешехода стало причиной ДТП, то и ответственность несет пешеход. Так, с января по ноябрь 2014 г. по вине пешеходов совершено 619 ДТП, в которых 163 человека погибли и 469 пострадавших получили ранения [3].

Что касается ответственности водителя, то, если он признан виновным, к примеру, в ДТП, повлекшем причинение легких телесных повреждений или вреда имуществу, на него налагается штраф от трех до тридцати базовых величин. Также виновного могут лишить права управления транспортными средствами до 2 лет. Если же водитель в таком случае скрылся, то к этим санкциям прибавляется штраф от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права управления до 2 лет. Таким образом, по совокупности правонарушений можно лишиться права управления транспортным средством на 4 года.

Как известно, несвоевременное оказание медицинской помощи потерпевшим в результате ДТП приводит к значительному увеличению числа погибших. Поэтому выполнение лицами, совершившими ДТП, действий, регламентируемых подпунктом 31.2 пункта 31 Правил дорожного движения, направленных на оказание незамедлительной помощи потерпевшим, может существенно снизить тяжесть последствий противоправного деяния [1].

Если водитель, совершив ДТП, скрывается с места происшествия, заведомо оставив потерпевшего без помощи в опасном для жизни или здоровья состоянии, то он может быть привлечен к уголовной ответственности по части третьей статьи 159 УК и наказан арестом на срок до 6 месяцев или лишением свободы на срок до 3 лет.

В то же время предусмотренное законодательством положение об обстоятельствах, смягчающих ответственность, закрепленное в статье 63 УК, не всегда может индивидуализировать уголовную ответственность виновного лица, управляющего транспортным средством (в том числе в случае оказания водителем помощи пострадавшему от его противоправных действий). В связи с этим представляется целесообразным внесение изменений в уголовное законодательство, в частности в статью 317 УК, предусматривающую меры стимулирования (снижения ответственности) постпреступного поведения водителей, совершивших нарушения Правил дорожного движения, повлекшие тяжкие последствия, по оказанию ими своевременной помощи пострадавшим [6].

Законом Республики Беларусь от 11.07.2014 N 176-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» внесены дополнения в законодательство, направленные на регламентацию использования данных специальных технических средств в качестве доказательств совершения правонарушения при вынесении постановлений о привлечении собственника (владельца) транспортного средства к административной ответственности за нарушения правил остановки и стоянки.

В отношении иных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в настоящее время данные специальных технических средств в качестве доказательств вины лица в совершении правонарушений в административном процессе не используются и применяются сотрудниками ГАИ лишь как средство обнаружения и пресечения нарушений Правил дорожного движения.

Таким образом, решение вопросов безопасности дорожного движения находится как в законодательной, так и в правоприменительной плоскости. При дополнении законодательства новыми мерами, обеспечивающими такую безопасность, следует исходить не только из строгости взыскания, но и из его неотвратимости и эффективности.

Судебно-следственная практика и исследования опровергают бытующее мнение, что лица, совершающие дорожно-транспортные преступления, по нравственно-психологическим свойствам не отличаются от законопослушных граждан и что в дорожно-транспортных преступлениях при взаимодействии личности и ситуации ведущей обычно оказывается последняя. Однако сама по себе дорожная ситуация даже при ярко выраженной сложности никогда минуя личность не способна стать причиной преступлений (в отличие от аварий непреступного характера). В данном случае всегда проявляется пренебрежение правилами безопасности как личностное свойство, хотя и выраженное в разной степени [4, с. 436 — 437].

Исследование особенностей, связанных с личностью потерпевших, показывает, что их поведение также во многих случаях способствовало совершению дорожно-транспортных преступлений. Например, каждый девятый из них находился в состоянии алкогольного опьянения, а около 45 процентов потерпевших трудоспособного возраста не занимались общественно полезной деятельностью [5].

Указанные лица становились жертвами дорожно-транспортных преступлений и происшествий в основном из-за бесцельного нахождения в местах интенсивного движения транспорта. Более того, отдельные лица, как свидетельствуют оперативные сводки Министерства внутренних дел Республики Беларусь, чаще всего без определенного места жительства и рода занятий, погибали в результате ДТП, находясь в состоянии сна непосредственно на проезжей части.

Значительная часть погибших, как правило, из числа подростков и молодежи, не занятых общественно полезной деятельностью, становилась жертвой дорожно-транспортных преступлений, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц, в ходе необдуманной коллективной поездки на транспортных средствах под управлением нетрезвых водителей. Не случайно свыше 60 процентов погибших в 2014 году в результате преступлений, предусмотренных частью третьей статьи 317 УК, были не работавшими или не учащимися [5].

Статистика дорожно-транспортных преступлений свидетельствует, что значительная их часть, в том числе с особо тяжкими последствиями, совершена водителями в состоянии опьянения, а также лицами, лишенными права управления транспортными средствами либо не имевшими его ранее. При этом, несмотря на принимаемые органами внутренних дел меры по пресечению фактов нарушений Правил дорожного движения, численность подобных преступлений, повлекших гибель людей, существенно не снижается.

Например, каждый третий водитель, ранее судимый за преступление, предусмотренное статьей 317-1 УК, в течение 2014 года повторно привлечен к уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения [5], хотя большинство из них были лишены права управления. Более половины лиц, подвергнутых административному взысканию за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, и такое же число правонарушителей, не имеющих права управления, не уплатили наложенный на них штраф [2]. Применение при этом дополнительного наказания или административного взыскания в виде лишения права управления транспортным средством не всегда эффективно, поскольку определенная часть правонарушителей прав управления не имела и ранее, другая же продолжала эксплуатировать транспортные средства и после лишения такого права.

Указанная категория лиц представляет особенную угрозу безопасности участников дорожного движения, поскольку управление транспортными средствами при отсутствии права управления объективно налагает дополнительные психические и физические нагрузки на водителей, вызывает разбросанность их внимания, повышенную тревожность, высокую напряженность и состояние неуверенности, что в условиях осложнения дорожной ситуации может привести к совершению дорожно-транспортного преступления либо ДТП.

Хотя практика назначения наказаний за преступления, регистрируемые по статье 317 УК, в целом соответствует требованиям нормативных актов о недопущении неоправданной снисходительности к лицам, управлявшим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, в рамках действующего законодательства не всегда удается решать проблемы индивидуализации мер наказания правонарушителей этой категории.

Наказание в отношении нетрезвых водителей ужесточилось около года назад, поэтому анализировать данные уголовной статистики об осуждении лиц за нарушения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, совершенные в состоянии опьянения и повлекшие по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения (часть четвертая статьи 317 УК) или смерть двух и более лиц (часть пятая статьи 317 УК), несколько преждевременно. Официальные данные есть только за первое полугодие 2014 года: один из обвиняемых по части четвертой статьи 317 УК получил наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет, остальные — меньше.

Так, в г. Минске 22-летний водитель, лишенный в 2011 году прав за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, в июне 2014 г. через 4 дня после возвращения ему прав управления был задержан за нетрезвое вождение. В сентябре 2014 г., будучи повторно лишенным прав управления транспортным средством, указанный водитель, находившийся в состоянии алкогольного опьянения (1,72 промилле алкоголя), не справился с управлением, выехал на остановку общественного транспорта, в результате — двое граждан, находившихся на остановке, погибли. Суд приговорил его к 7 годам лишения свободы, а компенсация морального вреда в размере 250 млн.руб. судом возложена на формального собственника транспортного средства, «продавшего» автомобиль водителю по доверенности.

В редких случаях, получивших, как правило, широкий общественный резонанс, виновные в ДТП, повлекших особо тяжкие последствия, приговорены к максимальным срокам лишения свободы, предусмотренным законодательством.

Например, пьяного 35-летнего водителя (2,38 промилле алкоголя), который в г. Витебске на трамвайной остановке насмерть сбил 7-летнего ребенка на глазах у матери и скрылся с места происшествия, суд приговорил к 7 годам лишения свободы и компенсации морального вреда в размере 200 млн.руб.

В г. Речице в марте 2014 г. нетрезвый 27-летний водитель (1,4 промилле алкоголя) выехал на остановку городского транспорта. В результате ДТП погибли трое граждан, а еще двое пострадавших были госпитализированы (одному из них пришлось ампутировать руку). Пьяный водитель пытался скрыться с места происшествия, но был задержан очевидцами преступления. Суд приговорил его к 10 годам лишения свободы и компенсации морального вреда в размере более 1 млрд.руб.

Зачастую закон не позволяет суду вынести максимальное наказание каждому пьяному водителю, виновному в гибели людей. Статья 69 УК четко регламентирует, как должно назначаться наказание при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (явка с повинной; активное способствование выявлению преступления, изобличению других участников преступления, розыску имущества, приобретенного преступным путем; оказание медицинской или иной помощи потерпевшему непосредственно после преступления, добровольные возмещение ущерба, уплата дохода, полученного преступным путем, устранение вреда, причиненного преступлением, иные действия, направленные на заглаживание такого вреда).

При наличии хотя бы одного их указанных смягчающих обстоятельств и отсутствии отягчающих обстоятельств, названных в статье 64 УК, срок или размер наказания не может превышать половины максимального срока или размера избранного судом вида основного наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК.

Даже если пьяный водитель въехал на остановку общественного транспорта и насмерть сбил пятеро детей, а после вышел из машины и пытался оказать пострадавшим хоть какую-то помощь, закон позволяет при назначении наказания применить к нему статью 69 УК и снизить срок лишения свободы с 10 до 5 лет (хотя в соответствии со статьей 64 УК совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается обстоятельством, отягчающим ответственность, суд вправе в зависимости от характера преступления не признать это обстоятельство отягчающим).

Более того, состояние опьянения водителя в этих случаях отягчающим обстоятельством не считается вообще, поскольку оно уже предусмотрено статьей Особенной части УК и не может учитываться при определении меры ответственности виновного (часть третья статьи 64 УК).

В то же время Уголовный кодекс Республики Беларусь 1960 года (далее — УК 1960 года) предусматривал наказание в виде лишения свободы сроком от 3 до 15 лет за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее гибель нескольких лиц (часть третья статьи 206). Такое наказание суд мог применить к водителю транспортного средства, даже не находившемуся в состоянии опьянения в момент совершения дорожно-транспортного преступления. При этом согласно пункту 12 части первой статьи 38 УК 1960 года совершение преступления в состоянии опьянения безальтернативно считалось обстоятельством, отягчающим ответственность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Правила дорожного движения: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 28 нояб. 2005 г. N 551 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2005. — N 1/6961.

2. Сведения об административных правонарушениях, зарегистрированных органами внутренних дел: форма N 701 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.

3. Банк данных о дорожно-транспортных происшествиях / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.

4. Агапов, А.Ф. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности / А.Ф.Агапов // Криминология: учеб. пособие; под ред. С.Я.Лебедева, М.А.Кочубей. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. — С. 422 — 441.

5. Сведения о регистрации и предварительном расследовании преступлений: форма N 453 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.

6. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания: форма N 10 / Верховный Суд Респ. Беларусь.

7. Белокопытов, В.В., Филиппенков, В.М. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений [Электронный ресурс]: [по состоянию на 25.11.2013] / В.В.Белокопытов, В.М.Филиппенков.