Все международные договоры о правовой помощи по уголовным делам предусматривают возможность проведения в порядке оказания международной правовой помощи различных процессуальных действий, в том числе следственных и судебных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством договаривающихся государств. Данная деятельность представляет собой правовую помощь по уголовным делам в узком смысле. Как правило, просьба органа иностранного государства исполняется в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса (далее — УПК).
Но на практике могут возникнуть проблемы, так как в уголовно-процессуальном законодательстве каждого государства, как правило, закреплен закрытый перечень следственных (судебных) действий, проводимых в рамках уголовного процесса, а также четко описаны формальные требования к их проведению.
Не всегда нормы о порядке проведения процессуальных действий идентичны в различных государствах. Возможные несоответствия законодательного регулирования проведения следственных (судебных) действий в различных государствах были частично рассмотрены А.И.Бастрыкиным <1>. Во-первых, запрашиваемое следственное (судебное) действие может отсутствовать в УПК (так, ст. 209 Уголовно-процессуального кодекса Польши (далее — УПК Польши) предусматривает проведение вскрытия трупа, которое в Беларуси производится в рамках экспертного исследования, а ст. 122 Уголовно-процессуального кодекса Молдовы (далее — УПК Молдовы) позволяет органу уголовного преследования произвести воспроизведение события на месте происшествия). Во-вторых, компетентный орган иностранного государства может испрашивать проведение следственного (судебного) действия, которое в соответствии с УПК может быть произведено только в рамках определенной стадии уголовного процесса (например, ст. 308 УПК Польши в отличие от ст. 173 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК Республики Беларусь) предусматривает возможность производства до возбуждения уголовного дела осмотра тела подозреваемого лица). В-третьих, возможно несоответствие по кругу участников следственного (судебного) действия либо характеру ограничения их прав (так, УПК Молдовы допускает возможность приглашения адвоката для представления интересов свидетеля в органе уголовного преследования и сопровождения при участии в процессуальных действиях, а параграф 111c Уголовно-процессуального кодекса ФРГ позволяет ограничить права в форме наложения запрета на земельный участок либо прав на него). В-четвертых, иностранным уголовно-процессуальным законом может быть предусмотрена особая процедура принятия и утверждения процессуальных решений (например, в соответствии со ст. 165, 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК Российской Федерации) обыск в жилище может быть произведен только на основании вынесенного в соответствии с ходатайством следователя постановления судьи, что отличается от предусмотренного ст. 210 УПК Республики Беларусь порядка проведения обыска на основании санкционированного прокурором постановления следователя). В-пятых, возможно отличие обязательных процедурных действий при проведении следственных (судебных) действий (например, перед началом допроса в судебной инстанции свидетель дает клятву в соответствии со ст. 108 УПК Молдовы). Такие формальные расхождения либо отсутствие определенных видов следственных (судебных) действий в законодательстве Республики Беларусь не должны являться препятствием в оказании международной правовой помощи. В данном случае в соответствии ч. 2 ст. 497 УПК Республики Беларусь Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, их заместители в своем решении об исполнении просьбы органа иностранного государства (исполнении в определенной части) могут разрешить органу, ведущему уголовный процесс, применить процессуальное законодательство иностранного государства. Для такого применения необходимо объективированное волеизъявление (просьба) органа иностранного государства. На наш взгляд, содержащаяся в ст. 497 УПК Республики Беларусь формулировка «если это не противоречит законодательным актам Республики Беларусь» (до 12.02.2008 норма ст. 472 УПК Республики Беларусь гласила о непротиворечии УПК Республики Беларусь) не дает возможности применения иностранного уголовно-процессуального права в вышеуказанных случаях. Правильнее говорить об отсутствии противоречия не законодательным актам Республики Беларусь, а государственной воле законодателя, которая выражается в общих положениях и началах уголовного процесса, то есть в задачах и принципах уголовного процесса.
<1> Бастрыкин А.И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного права. — Л.: ЛГУ, 1986. — С. 34 — 35.
Необходимо также понимать, что применение процессуального права иностранного государства не ведет к превращению органа, его применяющего, в иностранный орган, ведущий уголовный процесс. Применяется только иностранный регулятор процессуальных отношений. На практике компетентные органы иностранных государств просят предупредить лицо перед допросом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, о праве отказаться от ответа на вопрос, который может вести к уголовной ответственности лица либо его родственников (со ссылкой на соответствующие статьи уголовного закона иностранного государства), уведомить защитника обвиняемого о времени производства следственного действия, выполнить определенные формальные требования, предъявляемые иностранным уголовно-процессуальным законом к составлению процессуальных документов.
С развитием в конце XX века техники в уголовном процессе появилась возможность проведения процессуальных действий дистанционно с помощью видеосвязи. Затем применение подобного новшества стало допустимым и в рамках международной правовой помощи по уголовным делам (ст. 105 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) (далее — Кишиневская конвенция)). Но использование средств видеосвязи должно быть урегулировано во внутреннем законодательстве. Применение технических средств при производстве процессуальных действий допускает ч. 3 ст. 192 УПК Республики Беларусь, но его подробная регламентация отсутствует. Конкретный случай применения видеотехнических средств при допросе свидетеля называет ч. 3 ст. 68 УПК Республики Беларусь: обеспечение безопасности участника уголовного процесса и других лиц.
Процессуальные действия могут производиться с применением видеосвязи только при наличии к тому оснований, так как хотя и минимально, но принцип непосредственного восприятия судом доказательств нарушается. Использование видеосвязи должно способствовать экономии денежных средств при оказании международной правовой помощи, ибо участник уголовного процесса может быть заслушан непосредственно органом, ведущим уголовный процесс, без вызова лица на территорию иностранного государства. Кроме того, вызов лица для допроса может быть затруднен, например оно отбывает в иностранном государстве наказание, связанное с лишением свободы, и иностранное государство не может временно его передать для производства процессуальных действий. Лицо также может опасаться за свою безопасность и отказывается явиться на территорию иностранного государства по вызову органа, ведущего уголовный процесс.
Зачастую невозможно предусмотреть ход процессуального действия и сформулировать в полном объеме круг вопросов, подлежащих выяснению при его производстве. Поэтому при производстве процессуальных действий возникает потребность в присутствии лица, в полной мере владеющего информацией по уголовному делу. При оказании международной правовой помощи нередко допускается присутствие представителя органа иностранного государства (следователя, следственного судьи, работника полиции, детектива и др.). Для этого необходимо наличие соответствующей просьбы органа иностранного государства и разрешение Генерального прокурора Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, их заместителей (ч. 2 ст. 497 УПК Республики Беларусь). Процессуальное положение такого представителя схоже с процессуальным положением специалиста. При производстве процессуальных действий он вправе с разрешения следователя или судьи задавать вопросы лицам, участвующим в его производстве, осуществлять дословную запись, а если это не запрещено законодательством Республики Беларусь — применять технические средства. На практике иногда орган иностранного государства просит разрешить их представителям произвести следственное действие (например, допрос) на территории Республики Беларусь. В этом случае Генеральная прокуратура Республики Беларусь обоснованно разрешает только присутствовать данным лицам при производстве следственного действия органом уголовного преследования Республики Беларусь.
Для того чтобы преодолеть ограничения юрисдикции отдельного государства с конца XX века в практике международных отношений для расследования преступлений стали создаваться межгосударственные ad hoc квазиорганы в форме совместных следственных (следственно-оперативных) групп, то есть групп, состоящих из следователей — граждан нескольких государств. По нашему мнению, юрисдикция таких групп ограничена суверенитетом государств-участников, условиями межгосударственного решения, на основе которого действует группа, и полномочиями лица, представляющего конкретную страну. Возможность создания совместных следственных групп в настоящий момент предусмотрена действующими для Беларуси Кишиневской конвенцией (ст. 63) и Конвенцией Организации Объединенных Наций «Против транснациональной организованной преступности» (заключена в г. Палермо 15.11.2000) (ст. 19). Но для правомерной и эффективной деятельности таких групп на территории конкретного государства необходимо регулирование их полномочий и деятельности на национальном уровне. В настоящий момент соответствующей нормы в УПК Республики Беларусь нет.
Целями создания совместной следственной группы являются быстрота и всесторонность расследования преступлений. В соответствии с Кишиневской конвенцией основаниями создания совместной следственной группы можно считать необходимость расследования преступления, совершенного одним или несколькими лицами:
- на территории более чем одного государства или
- затрагивающего интересы более чем одного государства.
Совместная следственная группа создается для расследования конкретного преступления или преступлений и действует ограниченный период времени. Ограничение устанавливается сроками предварительного расследования. По нашему мнению, в данном случае должны применяться сроки и порядок их продления, предусмотренные законодательством страны-инициатора создания совместной следственной группы.
Члены совместной следственной группы действуют комиссионно. В рамках своей деятельности они взаимодействуют и обмениваются информацией непосредственно без необходимости соблюдения формальностей, предусмотренных при оказании международной правовой помощи. Члены совместной следственной группы должны согласовывать основные направления расследования, порядок и тактику проведения следственных действий. При этом следует учитывать вышеуказанную ограниченность юрисдикции совместной следственной группы. Ее образование не позволяет вести уголовный процесс органу уголовного преследования одного государства на территории другого. Только члены совместной следственной группы, являющиеся гражданами Республики Беларусь, могут производить процессуальные действия на территории Беларуси, они же составляют и подписывают соответствующие процессуальные документы (постановления, протоколы).
При производстве процессуального действия применяется законодательство государства проведения. При этом следует учитывать, что соответственно применяется и законодательство, регулирующее вопросы судебного контроля и прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования.
Как известно, в процессе производства следственных действий происходит собирание доказательств. УПК Республики Беларусь признает допустимыми только те доказательства, которые были получены органом Республики Беларусь, ведущим уголовный процесс, в установленном УПК Республики Беларусь порядке и из предусмотренных законом источников (ч. 3 ст. 105 УПК Республики Беларусь). С принятием в 2008 году изменений в УПК Республики Беларусь на территории Беларуси, как ранее это было и в Российской Федерации, признается юридическая сила доказательств, полученных с территории иностранного государства в порядке оказания международной правовой помощи. Однако норму статьи 455 УПК Российской Федерации следует признать более удачной, чем норма ч. 3 ст. 88 УПК Республики Беларусь. В первой четко указано, кто должен получить доказательство на территории иностранного государства, чтобы они были признаны допустимыми (должностные лица иностранного государства). Кроме того, УПК Российской Федерации в отличие от УПК Республики Беларусь признает силу доказательств, передаваемых вместе с уголовным делом или материалами для осуществления уголовного преследования. Такая разница происходит из различия в процедуре осуществления уголовного преследования по просьбе органа иностранного государства. В Республике Беларусь после поступления уголовного дела в порядке исполнения просьбы органа иностранного государства, как правило, возбуждается уголовное дело и предметы, прилагаемые к переданному уголовному делу, после их оценки могут быть приобщены к возбужденному уголовному делу в качестве доказательств.
По нашему мнению, не следует применять правило о действительности доказательств, если они были собраны с нарушением законодательства соответствующего иностранного государства или принципов уголовного процесса Республики Беларусь (например, не могут считаться допустимыми доказательства, полученные с применением к лицу насилия либо в результате допроса лиц, указанных в ч. 2 ст. 60 УПК Республики Беларусь).
Кроме предусмотренных в УПК следственных (судебных) действий в порядке оказания международной правовой помощи могут применяться и такие процессуальные действия, как вручение документов гражданину Республики Беларусь, находящемуся за границей, и вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей в Республику Беларусь.
В соответствии с пунктом 6 Консульского устава Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19.02.1996 N 82, консул может по поручению следственных органов или судов вручить процессуальный документ гражданину Республики Беларусь, находящемуся за границей, либо допросить его. Но данные действия могут быть выполнены только при наличии согласия со стороны этого гражданина. В противном случае орган Республики Беларусь, ведущий уголовный процесс, вынужден обращаться через компетентные органы с соответствующей просьбой. Вручение процессуального документа производится в порядке, предусмотренном внутренним законодательством, с составлением документа, который бы содержал сведения о дате и месте вручения, лице, его вручившем, и подпись лица о получении документа.
В связи с тем, что вручение процессуального или иного документа по уголовному делу влечет определенные юридические последствия для лица, которому они вручаются, должно быть обеспечено понимание лицом сущности вручаемого документа. Обязательным является вручение процессуального или иного документа, составленного или имеющего перевод на государственный язык Республики Беларусь. Документы, составленные на иных языках, могут быть вручены только при наличии согласия лица. Такое согласие должно быть отражено в протоколе.
В случае, если вручение документа невозможно из-за того, что местонахождение лица, которому подлежит вручить процессуальный или иной документ по уголовному делу, неизвестно, орган, ведущий уголовный процесс, обязан принять меры для установления местонахождения этого лица (ст. 248 УПК Республики Беларусь).
Статья 498 УПК Республики Беларусь называет две причины неисполнения просьбы:
- отказ лица принять процессуальный или иной документ по уголовному делу, составленный не на государственном языке Республики Беларусь (составляется протокол);
- неустановление местонахождения лица, которому подлежит вручить процессуальный или иной документ по уголовному делу, в срок, определенный для исполнения просьбы органа иностранного государства (протокол не составляется).
Одним из вручаемых процессуальных документов может быть повестка о вызове для дачи показаний. Таким образом могут быть вызваны находящиеся на территории иностранного государства свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители. Данные лица могут быть гражданами Республики Беларусь или иностранного государства, а также лицами без гражданства. Так как они находятся в юрисдикции иного государства, то их вызов обладает определенными особенностями, вытекающими из суверенитета иностранного государства. Международными договорами не допускается вызов подозреваемого или обвиняемого, но в отношении последнего может быть направлена просьба о выдаче.
В настоящий момент явка свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей возможна только на добровольной основе, то есть с их согласия. Вызов лица в иностранное государство для производства процессуальных действий с его участием в качестве потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителя, свидетеля, эксперта состоит из следующей последовательности действий:
— вручение вызова лицу, в отношении которого поступила просьба органа иностранного государства.
Вызовом при этом является и повестка органа иностранного государства, ведущего уголовный процесс. По нашему мнению, как и при вручении процессуальных и иных документов по уголовному делу, принудительное вручение вызова, составленного или не имеющего перевода на государственный язык Республики Беларусь, недопустимо;
— разъяснение лицу, в отношении которого поступила просьба, добровольности его явки по вызову в иностранное государство для участия в процессуальных действиях на его территории, а также условий, предусмотренных статьей 471 УПК Республики Беларусь.
Орган, ведущий уголовный процесс, уведомляя лицо о вызове в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей в иностранное государство, как правило, предупреждает его, если отсутствует гарантия свидетельского иммунитета в иностранном государстве, и сообщает о возможных последствиях добровольной явки лица в орган иностранного государства. Кроме того, лицу должны быть разъяснены порядок и размеры возмещения расходов органом иностранного государства;
— выяснение того, согласно ли лицо, в отношении которого поступила просьба, на участие в процессуальных действиях на территории иностранного государства.
На наш взгляд, в протоколе вызова лица отражаются все указанные выше действия, а не только вручение вызова, хотя о разъяснении добровольности явки по вызову в иностранное государство для участия в процессуальных действиях на его территории, а также условий, предусмотренных статьей 471 УПК Республики Беларусь, может быть составлен отдельный протокол. Протокол в обязательном порядке скрепляется гербовой печатью органа, ведущего уголовный процесс, и направляется в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.
Обеспечение явки лица в иностранное государство для производства процессуальных действий с его участием в качестве потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителя, свидетеля, эксперта не возлагается на органы, ведущие уголовный процесс.
Вызываемые участники уголовного процесса наделяются иммунитетом, называемым некоторыми авторами свидетельским иммунитетом <2>, который заключается в невозможности их привлечения в иностранном государстве к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности, взятия под стражу либо иного ограничения личной свободы или наказания за даваемые ими показания, заключения, а также деяния, которые эти лица совершили до пересечения государственной границы иностранного государства. Вызываемое лицо также не может быть выдано третьему государству. В случае совершения преступления (кроме дачи заведомо ложных показаний, отказа либо уклонения от дачи показаний, исполнения возложенных на эксперта обязанностей и т.п.) в момент нахождения на территории иностранного государства лицо подлежит ответственности на общих основаниях, но только за вновь совершенное преступление. В соответствии с международной практикой предоставление подобной гарантии ограничивается во времени. Иммунитет прекращает свое действие, во-первых, если лицо после отъезда из иностранного государства добровольно возвращается в него; во-вторых, если лицо, имея возможность покинуть территорию иностранного государства до истечения непрерывного срока в 30 суток с момента получения официального уведомления о том, что его присутствия на территории иностранного государства более не требуется, продолжает оставаться в иностранном государстве (ч. 2 ст. 471 УПК Республики Беларусь). В этот срок не засчитывается время, в течение которого лицо по независящим от него обстоятельствам не могло покинуть территорию иностранного государства. После прекращения действия иммунитета иностранное государство может, но не обязано совершать действия, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 471 УПК Республики Беларусь. На практике Генеральная прокуратура Республики Беларусь, уведомляя лицо о вызове в качестве свидетеля в иностранное государство, предупреждает его об отсутствии свидетельского иммунитета в иностранном государстве и возможных последствиях добровольной явки лица в учреждение юстиции иностранного государства.
<2> Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. — С. 177.
Процессуальные действия с участием вызванных на территорию Республики Беларусь участников уголовного процесса производятся в соответствии с нормами УПК Республики Беларусь. На наш взгляд, исключением в связи с наличием у них иммунитета является отсутствие необходимости предупреждать их об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, исполнении обязанностей эксперта и за дачу заведомо ложных показаний (для сравнения см. п. 1 ст. 9 Кишиневской конвенции), им лишь указывается на необходимость говорить только правду. По окончании производства процессуальных действий, для участия в производстве которых лицо вызывалось, орган, ведущий уголовный процесс, должен письменно уведомить лицо о том, что в его присутствии на территории Республики Беларусь более нет необходимости. С этого момента начнет течь срок для прекращения действия свидетельского иммунитета.
Если лицо, с участием которого необходимо провести процессуальное действие на территории Беларуси, содержится в иностранном государстве под стражей, то оно может быть по просьбе органа, ведущего уголовный процесс, временно передано для производства процессуальных действий. В просьбе следует указать срок, в течение которого требуется присутствие лица на территории Республики Беларусь. УПК Республики Беларусь не содержит нормы о возможности содержания лица, которое в уголовном процессе Республики Беларусь выступает в качестве потерпевшего или свидетеля, под стражей (для сравнения см. ст. 126, 512 УПК Республики Беларусь). Но, учитывая нормы ч. 2 ст. 496 УПК Республики Беларусь, по решению Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя условие о содержании лица под стражей при нахождении его на территории Республики Беларусь и до передачи органу иностранного государства может быть выполнено. При этом основанием содержания лица будет решение органа иностранного государства. Срок пребывания лица на территории Беларуси устанавливается органом иностранного государства и не должен быть превышен. После того как орган, ведущий уголовный процесс, более не нуждается в присутствии переданного лица либо срок его передачи истекает, такое лицо должно быть незамедлительно возвращено в иностранное государство. В этом случае на гражданина Республики Беларусь не распространяется гарантия, предусмотренная ч. 3 ст. 10 Конституции Республики Беларусь, которая говорит о невозможности исключительно выдачи гражданина Республики Беларусь иностранному государству. В случае необходимости участия лица в производстве процессуальных действий в качестве обвиняемого необходимо направлять просьбу о выдаче лица на время.
Соответственно если лицо, с участием которого необходимо провести процессуальное действие на территории иностранного государства, отбывает наказание в виде лишения свободы на территории Беларуси, то оно может быть по просьбе органа иностранного государства временно передано для производства процессуальных действий на территории иностранного государства исключительно в качестве потерпевшего или свидетеля (ст. 472 УПК Республики Беларусь). Условиями исполнения просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о вызове лица для производства процессуальных действий, является направление вместе с просьбой заверенной копии решения органа иностранного государства, ведущего уголовный процесс, о производстве соответствующих процессуальных действий и письменного обязательства:
- о содержании лица под стражей и возвращении его на территорию Республики Беларусь в срок, установленный Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем;
- о предоставлении вызываемому лицу свидетельского иммунитета;
- об освобождении из-под стражи и беспрепятственном возвращении в Беларусь при поступлении соответствующего уведомления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и возмещении в этом случае лицу расходов, связанных с возвращением в Республику Беларусь.
Для передачи на время лица для производства процессуальных действий на территории иностранного государства требуется согласие передаваемого лица. Такое согласие отбирается в письменной форме администрацией исправительного учреждения.
В рамках оказания международной правовой помощи по уголовным делам могут быть собраны доказательства не только в виде показаний или заключения эксперта. Преступная деятельность как любая деятельность оставляет после себя в материальном мире следы, которые могут находиться и за пределами государства суда. В этом случае для полного и объективного расследования уголовного дела возникает необходимость в истребовании таких следов либо их носителей. Передаются, как правило, только предметы, которые могут иметь значение доказательства в уголовном деле, то есть вещественные доказательства (орудия преступления, предметы, сохранившие на себе следы преступления, объекты преступных действий и т.п.). Просьба о передаче предметов может быть связана с просьбой о выдаче лица для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания либо поступить вне связи с такой просьбой. В случае, если в исполнении просьбы о выдаче лица отказывается или она не может быть исполнена (например, из-за смерти лица), это не влечет автоматического отказа в исполнении просьбы о передаче предметов. Например, выдача гражданина Республики Беларусь невозможна, но передача органу иностранного государства добытых преступным путем ценностей может быть разрешена.
Законодатель предусмотрел в качестве условия исполнения просьбы о передаче предмета предоставление заверенной копии решения органа иностранного государства, ведущего уголовный процесс, о производстве соответствующих процессуальных действий, не раскрыв, в чем должны заключаться соответствующие процессуальные действия. Если имелось в виду приобщение предметов в качестве вещественного доказательства, то такое постановление может быть издано только после оценки доказательства, а значит, при наличии его у следователя. Для проведения опознания также не требуется выносить решение, а протокол составляется в ходе производства опознания. Данное требование будет справедливо только для изъятия предметов при проведении выемки либо получения образцов для сравнительного исследования. При рассмотрении вопроса о передаче предмета могут возникнуть две проблемы:
1) передаваемый предмет необходим для осуществления производства по уголовному делу в Республике Беларусь, и тогда передачу этого предмета следует откладывать (ч. 2 ст. 490 УПК Республики Беларусь);
2) передаваемый предмет принадлежит на праве собственности либо ином вещном праве третьему лицу. Для предотвращения гражданско-правовых споров орган иностранного государства предоставляет письменное обязательство:
- а) по истечении установленных Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем сроков безвозмездно (все расходы должен нести орган иностранного государства) возвратить предмет на территорию Республики Беларусь либо
- б) по окончании производства по уголовному делу с согласия Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя безвозмездно передать предмет непосредственно лицам, имеющим право на этот предмет, если такие лица не откажутся его принять. Должно быть также предоставлено письменное обязательство о том, что вещные и иные права третьих лиц на предмет будут сохранены. В случае возникновения гражданско-правового спора (например, добытые ценности были проданы третьему лицу) предметы в любом случае подлежат возврату органу, ведущему уголовный процесс.
Основываясь на вышесказанном, полагаем, что УПК Республики Беларусь не в полной мере регулирует вопросы, связанные с производством процессуальных и иных облеченных в процессуальную форму действий в порядке оказания международной правовой помощи по уголовным делам. В ходе дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального законодательства необходимо регламентировать возможность применения видеосвязи при оказании международной правовой помощи по уголовным делам, порядок деятельности совместных следственных групп, а также разрешить иные возникающие на практике проблемы. Кроме того, следует пересмотреть норму о возможности применения процессуального законодательства иностранного государства. Последнее не должно противоречить лишь задачам и принципам уголовного процесса Республики Беларусь, но никак не законодательным актам Республики Беларусь. Аналогично доказательства, собранные на территории иностранного государства, могут иметь доказательственную силу в уголовном процессе Республики Беларусь только, если при их собирании не были нарушены нормы процессуального законодательства иностранного государства и принципы уголовного процесса Республики Беларусь.