В Республике Беларусь стратегическими национальными интересами в экономической сфере являются устойчивое экономическое развитие, а также стабильность финансовой и денежно-кредитной систем. Наличие теневой экономики, связанной с сокрытием полученных доходов от налогообложения и незаконной минимизации налоговых платежей, наиболее негативно влияет на экономическое положение отраслей экономики нашей страны.
Вот почему проведение мероприятий, направленных на предотвращение деятельности теневого сектора экономики, а также на выведение деятельности субъектов предпринимательской деятельности на легальный уровень являются одним из приоритетных направлений работы налоговых органов. Одним из значимых направлений работы налоговых органов является проведение мероприятий, направленных на предотвращение деятельности теневого сектора экономики, а также на выведение деятельности субъектов предпринимательской деятельности на легальный уровень. Как показывает практика контрольной работы, наиболее значительные потери бюджету государства наносят лжепредпринимательские и им подобные структуры, которые уклоняются от уплаты в бюджет налогов или уплачивают их в значительно меньшем размере, а также с их участием минимизируются налоги у контрагентов путем оформления фиктивных сделок.
С учетом изложенного, своевременное (на ранней стадии) выявление и пресечение деятельности лжеструктур и субъектов хозяйствования с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, а также выявление контрагентов вышеуказанных субъектов, является важным и на протяжении ряда лет постоянным направлением в деятельности налоговых органов.
Действующим законодательством предусмотрена защита интересов государства от вреда, причиняемого в результате незаконной минимизации сумм налоговых обязательств. С 1 января 2013 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 N 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее — Указ), который направлен на комплексное предупреждение ряда экономических правонарушений организуемых с использованием недобросовестных субъектов. Механизм реализации содержащихся в Указе положений в первую очередь предусматривает осуществление превентивных или предупредительных мер.
Так, согласно Указу Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь создан реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее — реестр).
Реестр включает следующие сведения:
- наименование коммерческой организации, фамилию, собственное имя и отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя;
- учетный номер плательщика;
- основание (основания) и дату включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет и предназначены для информирования участников бизнеса о субъектах, сделки с которыми являются нежелательными ввиду высокого предпринимательского риска.
По состоянию на 1 июля 2016 г. Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь в реестр внесена информация о 6819 организациях и индивидуальных предпринимателях.
Следует отметить, что подобные реестру информационные ресурсы предусмотрены национальным законодательством ряда европейских государств, таких как Латвия, Болгария, Литва, Португалия, Польша и других, где огромное значение для обеспечения здоровой конкуренции приобретают активное использование современных компьютерных технологий, анализ законности операций, создание соответствующих онлайн-реестров недобросовестных плательщиков, разработка и использование различных систем контроля и анализа рисков.
В целях соблюдения принципа свободы договора Указом не предусматривается какое-либо ограничение правоспособности субъекта предпринимательства, данные о котором внесены в реестр: сделки с ним не запрещаются.
Налоговыми органами работа по созданию подобного реестра велась и ранее. Так, еще с 2002 года налоговыми органами была введена в действие и использовалась автоматизированная информационная система (АИС) «Спецреестр-лжепредпринимательство», в которую заносились сведения в отношении недобросовестных субъектов хозяйствования, осуществлявших незаконные виды деятельности, зарегистрированных по подложным документам, использующих в своей деятельности схемы ухода от налогообложения, уклонявшихся от явки в налоговый орган либо не представляющих для проверки документы бухгалтерского учета и др. Сведения указанной АИС впоследствии широко применялись при проведении комплексных проверок и сборе доказательной базы по взаимоотношениям с недобросовестными контрагентами и признании недействительными первичных учетных документов, с помощью которых оформлялись, как правило, бестоварные сделки в целях последующего обналичивания денежных средств и ухода от налогообложения.
Однако существовавшая автоматизированная информационная система не являлась официально признанной и доступ к ней имелся только у налоговых инспекций. У обычных плательщиков отсутствовала возможность на основании сведений содержащихся в АИС «Спецреестр-лжепредпринимательство» официально подтвердить благонадежность контрагента по сделке.
С момента вступления в силу Указа и создания реестра юридические лица и индивидуальные предприниматели на стадии принятия решения о заключении сделки могут получить сведения об определенной репутации контрагента, а значит избежать риска негативных финансовых последствий, которые могут возникнуть в результате злоумышленных действий недобросовестных бизнесменов.
Субъекты предпринимательской деятельности включаются в реестр Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь на основании информации и документов, подтверждающих наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных Указом.
Перечень таких признаков, позволяющих усомниться в добросовестности субъекта предпринимательства, был сформирован исходя из накопленного контролирующими органами практического опыта выявления и пресечения различных умышленных экономических правонарушений и преступлений, в том числе лжепредпринимательства.
В первую очередь в реестр попадают плательщики, в деятельности которых, согласно приговору суда, установлены признаки лжепредпринимательства либо бланки и банковские счета которых использовались в преступных целях. Если предприятие работает и получает выручку, но в течение двух отчетных периодов не представляет налоговую декларацию или указывает в ней, что выручка отсутствует, то такой факт также является основанием для включения в реестр.
Включение в реестр грозит и тем субъектам предпринимательской деятельности, на счета которых поступило более 5000 базовых величин за месяц, а должностные лица не могут пояснить происхождение этих средств. К неблагонадежным субъектам предпринимательской деятельности будут причислены и организации, от имени которых действуют неуполномоченные лица либо печати, бланки документов которых переданы третьему лицу, не уполномоченному на их хранение и использование. Предприятие или индивидуального предпринимателя (ИП) посчитают рисковыми, если они не будут находиться по юридическому адресу (месту жительства), предусмотренному учредительными документами (свидетельством о регистрации) и должностные лица которых без уважительных причин не являются по вызовам (приглашениям) органов, указанных в части 1 подпункта 1.3 пункта 1 Указа. Следует отметить, что именно по этой причине субъекты чаще всего попадают в реестр.
Так, в реестр включено следующее количество субъектов хозяйствования:
- на основании абзаца 2 подпункта 1.1 пункта 1 Указа (в деятельности субъекта хозяйствования согласно вступившему в силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства) — 159 субъектов (или 2,3%);
- на основании абзаца 3 подпункта 1.1 пункта 1 Указа (поступление выручки на счета плательщиков без отражения указанных оборотов в налоговых декларациях) — 560 субъектов (или 8,2%);
- на основании абзаца 4 подпункта 1.1 пункта 1 Указа (сумма денежных средств, поступивших на счета субъекта хозяйствования, превышала 5000 базовых величин и при этом его руководитель, ИП не располагали сведениями об обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности) — 121 субъектно (1,8%);
- на основании абзаца 5 подпункта 1.1 пункта 1 Указа (от имени субъекта предпринимательской деятельности действовало неуполномоченное лицо либо печати, бланки документов и платежные инструменты переданы неуполномоченному лицу) — 537 субъектов (7,9%);
- на основании абзаца 6 подпункта 1.1 пункта 1 Указа (расположение субъекта вне местонахождения или места жительства и неявка должностного лица или ИП по вызовам в налоговый орган) — 4889 субъектов (71,7%).
По нескольким основаниям, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 1 Указа — 553 субъекта (8,1%).
Проанализировав информацию о субъектах предпринимательской деятельности, включенных в реестр в разрезе регионов республики, можно сделать вывод о том, что основная масса недобросовестных субъектов хозяйствования сконцентрирована в г. Минске.
Субъекты предпринимательской деятельности включаются в реестр Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь на основании информации и документов, подтверждающих наличие одного или нескольких оснований, представленных инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами. Основная масса субъектов хозяйствования включена в реестр на основании информации и документов, представленных инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и органами Департамента финансовых расследований Комитета Государственного контроля Республики Беларусь — 6262 и 503 субъекта соответственно.
Следует отметить, что внесению данных о субъекте предпринимательской деятельности в реестр предшествует его предварительное уведомление, рассмотрение возможных возражений.
Рассмотрим примерный алгоритм включения сведений в реестр.
Так, на первом этапе от инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, правоохранительных органов и судов в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь поступает информация и документы о наличии одного или нескольких оснований для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр. Поступившая информация и документы исследуются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь на предмет установления оснований, предусмотренных Указом, и при их наличии в течение 3 рабочих дней в адрес субъекта предпринимательской деятельности направляется заказное письмо с уведомлением о намерении его включения в реестр (второй этап). Субъект хозяйствования имеет право в течение 10 рабочих дней со дня направления указанного уведомления представить в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь мотивированное возражение (третий этап). В случае же отсутствия возражений со стороны субъекта предпринимательской деятельности решение о включении (невключении) его в реестр принимается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления. При наличии возражения со стороны субъекта хозяйствования такое решение принимается в течение 20 рабочих дней с даты поступления возражения (четвертый этап). Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о включении (невключении) субъекта предпринимательской деятельности в реестр, соответствующее решение заказным письмом направляется субъекту предпринимательской деятельности и сведения о данном субъекте включаются в реестр Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (пятый этап).
Кроме того, Указом определен механизм исключения сведений об уже включенном в реестр субъекте. Так, если сведения были внесены, но субъект предпринимательской деятельности устранил свои нарушения — предусмотрен порядок восстановления его деловой репутации.
Исключение субъекта предпринимательской деятельности из реестра возможно в трех случаях.
- Во-первых, при ошибочном включении в реестр. Например, если вместо фирмы «Спецторг-плюс» ошибочно внесли данные о предприятии «Спецторг» или «Спецстрой».
- Во-вторых, по ходатайству субъекта предпринимательской деятельности при условии устранения им нарушений, послуживших основанием для включения его в реестр, и только после проведения проверки налоговым органом и подтверждения ею устранения нарушений.
- В-третьих, при ликвидации юридического лица-организации либо прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
При этом Указом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решения об исключении субъекта предпринимательской деятельности из реестра. Такими основаниями являются:
- неустранение субъектом предпринимательской деятельности нарушений, послуживших основанием для включения его в реестр, а в случае подачи ходатайства в связи с ошибочным включением его в реестр — неподтверждение указанного обстоятельства;
- установление в ходе проверки, проведенной по заявлению субъекта предпринимательской деятельности, иных обстоятельств, являющихся основанием для включения в реестр.
Субъект предпринимательской деятельности исключается из реестра не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь соответствующего решения.
С целью обеспечения эффективности реализации норм Указа Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь разработан комплекс мероприятий, проводимых подведомственными инспекциями, в котором доведены основные направления отбора плательщиков для проведения анализа по вопросу отнесения их к категории плательщиков с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. В целях своевременного выявления и пресечения функционирования субъектов хозяйствования, в деятельности которых установлены признаки неблагонадежности, в налоговых органах организована работа комиссий по контролю за деятельностью субъектов как на стадии постановки их на учет, так и в дальнейшем при осуществлении деятельности. Кроме того, для обеспечения координации работы по оперативному выявлению и пресечению деятельности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, своевременному размещению сведений о них в реестре, в налоговых органах приказами назначены лица, ответственные за проведение анализа показателей деятельности плательщиков, документирование оснований, предусмотренных Указом и направление сообщений в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
В инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь утверждаются графики, на основании которых проводятся заседания комиссий, в состав которых, помимо работников налоговых органов, входят представители исполнительных комитетов, правоохранительных органов. Заседаниям комиссий предшествует аналитическая работа по отбору плательщиков для рассмотрения на заседаниях, проводится анализ информационных баз данных, имеющихся в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, налоговых деклараций, представляемых плательщиками, а также иной информации, поступающей в налоговые органы.
Налоговыми органами приоритетное внимание при рассмотрении на комиссиях уделяется субъектам предпринимательской деятельности, у которых:
- не имеется более месяца с момента создания назначенных руководителей и бухгалтеров (в том числе, если сведения о назначении не представлены);
- уполномоченными представителями назначены иностранные граждане (в том числе граждане Российской Федерации);
- совмещаются в одном лице должности директора и бухгалтера;
- директор либо бухгалтер ранее работали на предприятиях — банкротах, или являлись индивидуальными предпринимателями — банкротами;
- уполномоченными представителями назначены учащиеся (студенты) или пенсионеры, не имевшие соответствующего опыта экономической работы;
- информация об учредителях или руководителях имеется в подсистеме «Лжепредпринимательство» АИС «Контрольная работа»;
- фактическое местонахождение не соответствует указанному в учредительных документах (свидетельстве о регистрации);
- иные признаки, в зависимости от специфики субъекта предпринимательской деятельности.
В случае представления субъектом хозяйствования отчетности без указания налогооблагаемых оборотов либо незначительных сумм исчисленных налогов и сборов инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь оперативно запрашиваются в обслуживающих банках сведения о движении средств по счетам с расшифровкой оборотов. О неблагонадежности субъекта предпринимательской деятельности могут служить факты:
- списания крупных сумм денежных средств в день поступления их на счет;
- разнородность товарной номенклатуры;
- неоднократные перечисления средств в качестве займов;
- поступление средств за выполнение крупных подрядных работ при отсутствии необходимых активов и штата;
- снятие индивидуальными предпринимателями крупных сумм наличных средств в виде личного дохода;
- осуществление деятельности, в основном, по посредническим сделкам;
- иные признаки, в зависимости от специфики оборотов по счетам субъекта хозяйствования.
Одновременно анализируется информация о приобретении бланков первичных учетных документов (количество полученных бланков, данные о лицах, уполномоченных на получение бланков по доверенности).
В первоочередном порядке на комиссиях рассматриваются вновь зарегистрированные плательщики и имеющие признаки неблагонадежности (не осуществляющие деятельность; имеющие низкую налоговую нагрузку, расхождения в налоговых декларациях со сведениями о движении денежных средств по расчетному счету и прочие, находящиеся длительное время в стадии ликвидации).
В ходе проведения самих комиссий заслушиваются индивидуальные предприниматели, учредители и руководители организаций, производится оценка достаточности и полноты собранных документальных доказательств в отношении субъектов хозяйствования, соответствующих основаниям, установленным подпунктом 1.1 пункта 1 Указа, и принимаются решения о направлении сообщений в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
Так, за первое полугодие 2016 года налоговыми органами на заседаниях комиссий рассмотрена деятельность 5473 организаций и индивидуальных предпринимателей, из них 2494 вновь зарегистрированных, 924 действующих и 2055 субъектов хозяйствования, не осуществляющих деятельность. Признаки повышенного риска совершения правонарушений в экономической сфере выявлены у 1193 субъектов хозяйствования (21,8% из всех, рассмотренных на комиссиях). В установленном Указом порядке в реестр на 01.07.2016 включена информация о 184 таких субъектах хозяйствования.
Включение субъектов предпринимательской деятельности в реестр не является единственной целью работы комиссий.
На комиссии также возложены превентивные функции (предупреждение субъектов хозяйствования о возможных нарушениях и ответственности за эти нарушения), а также пресекательные (инициирование процедуры ликвидации лжеструктур).
По результатам работы комиссий налоговыми органами вынесены предупреждения о предусмотренной законодательством ответственности за уклонение от уплаты налогов 607 субъектам предпринимательской деятельности.
Налоговыми органами в отношении 425 субъектов хозяйствования направлены в регистрирующие органы представления о ликвидации (прекращении деятельности), в суды по 10 субъектам предпринимательской деятельности — заявления о ликвидации (прекращении деятельности).
Задачей налоговых органов является не только выявление деятельности недобросовестных плательщиков, но и оперативное принятие всех предусмотренных законодательством мер по пресечению их противоправной деятельности.
Так, в случае включения плательщика в реестр, на основании пункта 15 Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 12.08.2011 N 33/77/17, инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь вправе выносить предписание о прекращении использования бланков документов с определенной степенью защиты и их аннулировании, а также реализует полномочия по приостановлению операций плательщика по его счетам в банке (статья 53 Налогового кодекса Республики Беларусь).
В целях защиты интересов государства от экономического мошенничества рядом органов государственного управления приняты решения (направлены рекомендации) о запрете совершения руководителями подразделений и подчиненных им организаций сделок с субъектами предпринимательской деятельности, включенными в реестр.
Если же такие факты выявляются налоговыми органами в ходе проведения контрольных мероприятий, то информацию об этом направляется в адрес органов, осуществляющих владельческий надзор.
Так, за 1 полугодие 2016 года в ходе проведения проверок субъектов хозяйствования с долей государственной собственности налоговыми органами установлено 20 случаев, когда такой субъект, совершив сделку, принял к учету документы, не имеющие юридической силы. Сумма названных сделок составила 22,2 млрд.руб. (здесь и далее по тексту данные приведены без учета деноминации). Инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь направлены информационные письма в адрес органов, осуществляющих владельческий надзор, в отношении 20 субъектов хозяйствования по выявленным фактам совершения сделок с субъектами предпринимательской деятельности, включенными в реестр.
Помимо формирования общедоступного реестра субъектов хозяйствования с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, Указом впервые:
- введена обязанность субъектов предпринимательской деятельности осуществлять проверку первичных учетных документов. Неисполнение такой обязанности является свидетельством виновности действий указанного субъекта;
- законодательно закреплено право контролирующих органов признавать первичный учетный документ для целей налогообложения не имеющим юридической силы. Ранее понятие юридической силы документа имелось только в законодательстве о бухгалтерском учете и не распространялось на организации с упрощенной системой налогообложения или индивидуальных предпринимателей;
- определена единая четкая методика налогообложения фиктивных хозяйственных операций, оформленных лишь на бумаге.
Установление обязанности субъекта хозяйствования обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства имеет несомненно положительный эффект. Так, принятие субъектом предпринимательства внутренних мер самоконтроля законности и правильности оформления совершаемых финансовых и хозяйственных операций исключает возможные злоупотребления со стороны отдельных работников или должностных лиц предприятия по оформлению подложных документов, а также защищает учредителей и собственников фирм от рисков негативных финансовых последствий.
Если выполнение такой обязанности руководством организации или индивидуальным предпринимателем игнорируется, налоговыми органами может применяться превентивная мера, предусмотренная Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510) — направление рекомендаций о самостоятельном налогообложении хозяйственных операций с включенными в реестр субъектами предпринимательской деятельности.
Так, за 1 полугодие 2016 года сумма добровольно уплаченных налогов по результатам выполнения плательщиками направленных налоговыми органами рекомендаций составила 566,5 млн.руб., что в 4,3 раза выше, чем в аналогичном периоде 2015 года.
Следует отметить, что если субъект хозяйствования в установленный в рекомендациях срок самостоятельно внес исправления и уплатил налоги, то в отношении данного субъекта и (или) его должностных лиц меры ответственности не применяются.
Если же нарушения добровольно не устранены — в отношении плательщика может быть назначена внеплановая проверка.
Для налоговых органов в ходе проверки главным является установление факта совершения хозяйственной операции и ее параметров, а недостатки в оформлении документов по данной операции очень часто носят формальный характер и не могут служить доказательствами нарушения налогового законодательства. Причем, установленная Указом методика налогообложения применяется именно к фиктивным документам, вне зависимости включены ли данные о продавце, покупателе или подрядчике в реестр или нет. Если плательщиком с организацией или индивидуальным предпринимателем, данные о которых размещены в реестре, была совершена реальная хозяйственная операция, дополнительных налоговых доначислений со стороны налоговых органов к нему не последует.
В соответствии с Указом N 510 проверяющие самостоятельно определяют методы и способы проведения проверки, оговоренные постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2009 N 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами».
При этом проверяющим в ходе проверки необходимо доказать, что данный первичный учетный документ не подтверждает ту хозяйственную операцию, которая отражена на основании этого документа в учете. Сбор доказательной базы осуществляется путем опроса организации-перевозчика или самих водителей, должностных лиц субъекта хозяйствования, осмотра складских помещений, пунктов погрузки и разгрузки, опроса их работников и т.д.
В качестве доказательств могут выступать данные о том, что подпись должностного лица не принадлежит именно этому должностному лицу субъекта-контрагента по сделке, или указанное транспортное средство не принадлежит перевозчику, который заявлен в первичном документе, или указанное транспортное средство не могло физически перевезти такое количество товара в такой промежуток времени и т.д.
Все доказательства налоговыми органами собираются, оцениваются, и только после этого принимается решение о признании первичного учетного документа не имеющим юридической силы.
При оценке доказательств налоговые органы исходят из того, что все собранные доказательства должны быть оценены с точки зрения достаточности и непротиворечивости другим собранным доказательствам. Принимаются во внимание только те из доказательств, которые получены в установленном законодательством порядке из предусмотренных законом источников.
Следует отметить, что признание по результатам проверки первичного учетного документа не имеющим юридической силы в соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Указа не ущемляет права субъектов предпринимательской деятельности на судебную защиту, так как налогоплательщики вправе подать в суд жалобу на решения контролирующего органа, оспаривая доказанность проверяющими факта отсутствия совершения хозяйственной операции по данному документу.
Как уже было отмечено ранее в зависимости от вида договора (покупки, продажи, комиссии, подряда) Указом определены конкретные налоговые последствия в случае совершения хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами.
Таким образом, действующее налоговое законодательство позволяет возместить причиненный ущерб государству и практика показывает высокую эффективность взыскания платежей в бюджет сокрытых с помощью недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности, путем проведения проверок субъектов хозяйствования, которые легализовали приобретенные либо реализованные товары пользуясь их услугами.
Так, только за 1 полугодие текущего года налоговыми органами проведено 445 проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, оформлявших сделки с субъектами предпринимательской деятельности, включенными в реестр. Нарушения выявлены во всех случаях. По результатам проверок доначислено 219,4 млрд.руб. К административной ответственности привлечено 177 должностных лиц в виде штрафов на общую сумму 424,7 млн.руб. Обращено в доход государства товаров и выручки от реализации на сумму 9,7 млрд.руб. Сведения о 138 проверках направлены в правоохранительные органы, по материалам 13 проверок возбуждены уголовные дела.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что помимо нанесения прямого ущерба в виде сумм недопоступивших в государственный бюджет налогов, деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере приводит к финансовым потерям их контрагентов в виде пеней и штрафов. Кроме того, для должностных лиц, которые воспользовались подобными услугами для уклонения от уплаты налогов, законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Наряду с совершенствованием налоговыми органами методов контрольной работы совершенствуются и схемы уклонения от уплаты налогов. Использование недобросовестных субъектов хозяйствования в целях минимизации уплаты налогов, легализации товароматериальных ценностей и обналичивания денежных средств, полученных преступным путем, продолжает иметь место.
Самым результативным противодействием указанному явлению, может стать эффективное функционирование правовых механизмов, позволяющих предупреждать и оперативно выявлять факты противоправной деятельности, а также гарантировать государству компенсацию потерь от такой деятельности. Естественно, что без согласованной работы соответствующих законодательных, правоохранительных и контролирующих органов указанную задачу не решить.
Результатом совместной работы должны стать сокращение теневой предпринимательской деятельности и ее легализация, а также рост добровольных налоговых поступлений в бюджет страны.