Разрешения на проведение валютных операций: изменения

Субъекты хозяйствования довольно часто осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, либо иные операции, регламентированные законодательством о валютном регулировании. Подобные операции требуют предварительного разрешения Национального банка Республики Беларусь.

Порядок его получения традиционно определяют нормативные правовые акты данного государственного органа. При этом, чтобы оптимизировать процесс выдачи разрешений, Национальный банк Республики Беларусь постоянно совершенствует правовое регулирование в указанной сфере.

Так, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 августа 2015 г. N 514 «О некоторых вопросах выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования» Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования (далее — Инструкция N 514), заменила действовавшую ранее Инструкцию о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 января 2008 г. N 15 (далее — Инструкция N 15).

Инструкция N 514 действует с 29 ноября 2015 г. Разберемся, какие она внесла изменения в порядок получения разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования.

Получаем разрешения: перечень операций

Пункт 18 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. N 72 (далее — Правила N 72), определил перечень валютных операций, связанных с движением капитала, требующих предварительного получения разрешения Национального банка Республики Беларусь. К таким операциям относится:

  • приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, а также внесение дополнительного вклада в случае увеличения уставного фонда нерезидента;
  • приобретение у нерезидента ценных бумаг, эмитированных нерезидентами (кроме приобретения акций при их распределении среди учредителей);
  • приобретение в собственность (в том числе на основании договоров, предусматривающих создание объектов долевого строительства) находящегося за пределами Республики Беларусь имущества, которое по белорусскому законодательству считается недвижимым;
  • размещение денежных средств в банках-нерезидентах либо передача денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезидентов) на условиях доверительного управления;
  • предоставление займов;
  • расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций — резидента (кроме банка), который стал поручителем, гарантом, перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора поручительства, гарантии;
  • получение кредитов и (или) займов, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
  • процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает: при проведении операций в долларах США, евро — 14% годовых; при проведении операций в иных иностранных валютах, белорусских рублях — увеличенный на 5% размер ставки рефинансирования центрального (национального) банка, действующей на дату получения кредита и (или) займа субъектом валютной операции — резидентом;
  • процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки его возврата (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой) и размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают 0,01% за каждый день просрочки (3,65% годовых). Если в договоре размер неустойки (штрафа, пени) выражается в фиксированной сумме, для расчета указанного уровня она пересчитывается в процентном выражении;
  • договор между субъектом валютных операций — резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента), наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом, устанавливает обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки его возврата в сумме увеличения размера процентов, а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени));
  • сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика) минуя его счет в банке;
  • исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;
  • кредитодатель или заимодавец зарегистрирован в оффшорной зоне — государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях;
  • расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций — резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании договора перевода долга или уступки права (требования), по условиям которого субъект валютных операций — резидент принимает долг нерезидента перед другим нерезидентом либо осуществляет платеж за уступленное нерезидентом право (требование).

Все иные валютные операции, связанные с движением капитала, за исключением перечисленных выше, а также поименованных в ст. 10 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года N 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», осуществляются в уведомительном порядке.

Помимо этого, в соответствии с п. 40 Правил N 72 субъекты валютных операций — резиденты (за исключением банков) без разрешения Национального банка Республики Беларусь открывают в банках-нерезидентах счета по учету кредитных операций. Счета представительств в банках государств — участников Евразийского экономического союза открываются в уведомительном порядке и в национальной валюте таких государств.

Иные счета в банках-нерезидентах субъекты валютных операций — резиденты открывают с разрешения Национального банка Республики Беларусь.

Представляем документы в Национальный банк Республики Беларусь

Принципиальные подходы к регламентации порядка получения разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций остались неизменными.

Однако в Инструкции N 514, в отличие от Инструкции N 15, сначала определяется общий перечень документов, которые следует представить в Национальный банк Республики Беларусь при совершении любой операции, а затем отдельно указывается, что для проведения некоторых операций потребуются дополнительные документы.

Так, при осуществлении любой операции, подпадающей под сферу регулирования Инструкции N 514, согласно приложению 1 к Инструкции N 514 в Национальный банк Республики Беларусь необходимо представить письменное ходатайство в произвольной форме, подготовленное в соответствии с требованиями ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». В ходатайстве заявитель должен:

  • экономически обосновать необходимость проведения испрашиваемой операции;
  • выразить согласие на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Национальным банком Республики Беларусь разрешения;
  • дать оценку эффективности инвестирования валютных ценностей (при проведении валютной операции, связанной с движением капитала);
  • указать для получения разрешения на открытие счета цель его открытия, планируемый режим, а также местонахождение и наименование банка-нерезидента, в котором планируется открыть счет.

Отметим, что ранее Инструкция N 15 закрепляла, что в Национальный банк Республики Беларусь необходимо представить заявление в письменной форме. При этом в заявлении следовало указать в том числе контактный телефон. Теперь такое требование отсутствует.

Кроме того, к ходатайству требуется приложить копию документа о государственной регистрации субъекта валютных операций и копию документа, оформляющего проведение гражданско-правовой сделки. При обращении за разрешением на открытие счета также следует приложить копию договора, заключенного с нерезидентом и подтверждающего необходимость осуществления расчетов посредством счета, на открытие которого заявитель испрашивает разрешение.

В новом перечне документов отсутствует указание на необходимость представления в Национальный банк Республики Беларусь сведений об ответственных за проведение операций в иностранной валюте должностных лицах субъекта валютных операций (образование, опыт работы и т.д.).

Нет в данном перечне и требования представлять копии специальных разрешений (лицензий), выданных уполномоченными государственными органами, государственными организациями и связанных с видами деятельности, на которые испрашивается разрешение.

Более широкий перечень документов, представляемых в Национальный банк Республики Беларусь, предусматривается для таких операций, как:

  • приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, а также внесение субъектом валютных операций — резидентом дополнительного вклада в случае увеличения уставного фонда нерезидента;
  • приобретение ценных бумаг, эмитированных (выданных) нерезидентами, за исключением акций при их распределении среди учредителей;
  • приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по ее законодательству к недвижимому, в том числе на основании заключенных субъектом валютных операций — резидентом договоров, предусматривающих создание объектов долевого строительства;
  • перевод денежных средств по сделкам, связанным с доверительным управлением валютными ценностями;
  • предоставление займов субъектами валютных операций — резидентами, а также физическими лицами на срок, превышающий 180 дней.

Инструкция N 514, как и ранее действовавшая Инструкция N 15, закрепляет, что Национальный банк Республики Беларусь может запросить у заявителя дополнительную информацию, а также иные документы, способствующие рассмотрению вопроса о выдаче разрешения.

Срок рассмотрения документов

Субъекты хозяйствования должны помнить, что разрешения выдаются до проведения расчетов по валютной либо иной операции.

Срок рассмотрения Национальным банком Республики Беларусь документов сократился с 15 рабочих до 15 календарных дней с даты регистрации письменного ходатайства заявителя.

Как и ранее, этот срок более длительный для случаев, когда может запрашиваться дополнительная информация. В такой ситуации срок выдачи разрешения, продления срока его действия либо направления письменного отказа в его выдаче не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в Национальный банк Республики Беларусь всей дополнительно запрошенной информации и документов.

Основания для отказа в выдаче разрешения

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения (продлении срока его действия) изменился. Так, сохранились следующие основания для отказа:

  • представление заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставление документов, необходимых для получения разрешения (продления срока его действия);
  • представление заявителем недостоверной информации;
  • получение Национальным банком Республики Беларусь от государственных органов сведений о наличии у заявителя на дату его обращения невыполненных обязательств, возникших в результате нарушения валютного, банковского, налогового, таможенного законодательства Республики Беларусь;
  • проведение заявителем валютной либо иной операции, на осуществление которой испрашивается разрешение, на дату обращения в Национальный банк Республики Беларусь;
  • неустойчивое финансовое состояние субъекта валютных операций по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках, а также иных документов, отражающих результаты производственно-хозяйственной деятельности (показатели прибыли, наличие убытков, низкая рентабельность и иные показатели).

Среди новых оснований для отказа в выдаче разрешения Национального банка Республики Беларусь:

  • отсутствие экономического обоснования необходимости проведения испрашиваемой валютной либо иной операции, в том числе отсутствие оценки эффективности инвестирования валютных ценностей при проведении валютной операции, связанной с движением капитала;
  • нарушение заявителем условий ранее выданных Национальным банком Республики Беларусь разрешений (при их наличии) за последние предшествующие дате обращения заявителя шесть месяцев, в том числе обращение за продлением срока действия разрешения по истечении такого срока;
  • несоответствие целям денежно-кредитной политики Республики Беларусь планируемых заявителем на основании испрашиваемого разрешения валютных и иных операций;
  • создание угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

Инструкция N 514, в отличие от ранее действовавшей Инструкции N 15, не предусматривает возможности приостановления действия выданного Национальным банком Республики Беларусь разрешения, но, как и Инструкция N 15, допускает возможность прекращения его действия до истечения установленного срока. Основанием для этого может стать:

  • нарушение заявителем условий выданного разрешения;
  • нарушение валютного, банковского, налогового, таможенного законодательства Республики Беларусь в результате осуществления валютных и иных операций в рамках выданного разрешения;
  • установление факта представления заявителем недостоверной информации, исходя из которой выдавалось разрешение;
  • изменение законодательства, регулирующего порядок осуществления валютных и иных операций, на проведение которых Национальный банк Республики Беларусь выдал разрешение;
  • создание угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

Порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала и осуществляемых в уведомительном порядке, остался прежним. Как и раньше, в обслуживающий банк необходимо представить уведомление по форме, определенной в нормативном правовом акте (в настоящее время это Инструкция N 514). Именно обслуживающий банк и представит соответствующую информацию Национальному банку Республики Беларусь.