Решение экономического суда Гомельской области от 07.07.2016 (дело N 199-11/2016)

Обстоятельства: Был введен в эксплуатацию жилой дом и произведена государственная регистрация возникновения права собственности за застройщиком. Назначено уполномоченное лицо по управлению общим имуществом. До того застройщик оплачивал жилищно-коммунальные услуги по тарифу для юридических лиц, что гораздо выше тарифа для организации, оказывающей жилищно-коммунальные услуги.

Требование: О взыскании убытков, связанных с несвоевременным заключением договора управления общим имуществом.

Решение: В удовлетворении заявленных требований было отказано, поскольку не доказано, что затраты по содержанию жилого дома, понесенные застройщиком, являлись убытками.

Название документа: Решение экономического суда Гомельской области от 07.07.2016 (дело N 199-11/2016)

Примечание

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области от 15.08.2016 (дело N 199-11/2016-121А) данное решение оставлено без изменения.

РЕШЕНИЕ

Экономический суд Гомельской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску коммунального унитарного дочернего предприятия «У» (далее — КУДП «У») к коммунальному жилищному ремонтно-эксплуатационному унитарному предприятию «Ц» (далее — КЖРЭУП «Ц») о взыскании 25 859 руб. 53 коп., с участием представителей сторон,

Установил:

Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика 25 859 руб. 53 коп. убытков, причиненных истцу по причине несвоевременного заключения ответчиком договора управления общим имуществом.

Представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. В судебном заседании пояснили, что с момента регистрации создания капитального строения ответчик был обязан обеспечивать наличие в доме тепла. Согласно решению Гомельского городского исполнительного комитета от 28.10.2014 N 1045 ответчик определен уполномоченным лицом по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения, на него возложены функции управления и организации технического обслуживания 10-этажного 3-х секционного жилого КПД N 24 (далее — КПД N 24).

Указанный дом был зарегистрирован 17.11.2014, соответственно, с этого момента ответчик является уполномоченным лицом по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения.

Истец считает, что если бы ответчик подписал акты на передачу затрат в ноябре 2014 года и тогда же заключил договор на теплоснабжение, то тариф на оплату теплоснабжения для него как для организации, оказывающей жилищно-коммунальные услуги, был бы гораздо ниже. Кроме того, ответчик получал бы частичное возмещение расходов по оказанию жилищно-коммунальных услуг из бюджета города.

В исковом заявлении и в судебном заседании истец указывает, что в результате бездействий ответчика КУДП «У» причинены убытки в виде разницы между тарифом на отопление для юридических лиц и тарифом для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, что составляет 25 859 руб. 53 коп.

Представители истца просят суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме и отнести на ответчика расходы по государственной пошлине.

Ответчик заявленные исковые требования не признал по доводам и мотивам, изложенным в отзыве на иск. В судебном заседании его представители пояснили, что с момента регистрации создания капитального строения у застройщика как у правообладателя возникает обязанность по несению затрат на содержание принадлежащего ему объекта недвижимости. Ответчик считает, что затраты, понесенные застройщиком на теплоснабжение жилого дома с момента регистрации капитального строения до момента передачи последней квартиры дольщику (физическому лицу), не являются убытками, а являются затратами, которые законно и обоснованно должны были быть понесены истцом в соответствии с действующим законодательством.

Ответчик считает заявленные исковые требования необоснованными и просит суд отказать в их удовлетворении.

Руководствуясь статьями 133, 190, 203, 204, 207 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК), суд

Решил:

В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда Гомельской области в течение 15 дней со дня его принятия.

МОТИВИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ

Изучив материалы дела, документы, представленные сторонами в обоснование доводов и возражений, выслушав представителей сторон, обозрев подлинные документы, копии которых имеются в материалах дела, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.

Истцом — КУДП — «У» в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 08.05.2013 N 215 «О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений» (далее — Указ N 215) определено заказчиком по выполнению программ государственного заказа на строительство жилых помещений для граждан, имеющих право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Жилой КПД N 24 г. Г. (ул. Б.) был введен в эксплуатацию 30.09.2014, является жилым многоквартирным домом, построенным по государственному заказу.

Отношения по содержанию и эксплуатации жилого КПД N 24 регулируются Указом N 215.

В соответствии с подпунктом 1.16 пункта 1 Указа N 215 городские, районные исполнительные комитеты в течение пятнадцати дней со дня приемки в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, построенного по государственному заказу, принимают решения о назначении уполномоченного лица по управлению общим имуществом из числа государственных организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.

Решением Гомельского городского исполнительного комитета от 28.10.2014 N 1045 «О назначении уполномоченных лиц по управлению недвижимым имуществом совместных домовладений» КЖРЭУП «Н» определено уполномоченным лицом по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения КПД N 24, и на него возложены функции управления и организации технического обслуживания указанного совместного домовладения.

Обязанности уполномоченного лица по управлению общим имуществом определены Положением об уполномоченном лице по управлению общим имуществом, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.03.2005 N 342 (далее — Положение).

Согласно пункту 3 Положения уполномоченное лицо обязано:

  • 3.1. обеспечивать надлежащее техническое состояние общего имущества, его техническое обслуживание и (или) текущий ремонт в соответствии с требованиями законодательства;
  • 3.2. осуществлять контроль за выполнением участниками совместного домовладения:

Обязанностей по обеспечению надлежащего содержания и ремонта объектов недвижимого имущества, находящихся в их собственности;

Обязанностей по своевременному внесению платы за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с законодательством;

Условий договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг;

  • 3.3. производить в соответствии с законодательством начисление участникам совместного домовладения платы за жилищно-коммунальные услуги;
  • 3.4. осуществлять все виды расчетных и кассовых операций, бухгалтерский учет в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;
  • 3.5. вести учет и контроль выполненных работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества, предоставленных жилищно-коммунальных услуг;
  • 3.6. проводить постоянную работу с участниками совместного домовладения по улучшению технического состояния общего имущества в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений;
  • 3.7. информировать участников совместного домовладения о проводимой работе по управлению общим имуществом, организации содержания и ремонта общего имущества, предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
  • 3.8. заключать договоры управления общим имуществом, на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт общего имущества, предоставление участникам совместного домовладения жилищно-коммунальных услуг;
  • 3.9. проводить конкурсы на право заключения договоров на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт жилищного фонда;
  • 3.10. обеспечивать оформление в установленном порядке документов, удостоверяющих право на земельный участок.

На основании изложенного законодательством не предусмотрена обязанность уполномоченного лица по внесению платы за какую-либо жилищно-коммунальную услугу, потребляемую участниками совместного домовладения. Уполномоченное лицо обязано лишь контролировать своевременность внесения такой платы.

Согласно Свидетельству (Удостоверению) о государственной регистрации от 17.11.2014 произведена государственная регистрация возникновения права собственности на капитальное строение (г. Г., ул. Б.) за Гомельской областью, а также государственная регистрация хозяйственного ведения за КУДП «У».

Следовательно, с момента регистрации создания капитального строения у застройщика как у правообладателя возникает обязанность по несению затрат на содержание принадлежащего объекта. При подписании актов приемки-передачи объектов долевого строительства, а также заключении гражданско-правовых договоров, предусматривающих передачу дольщикам во владение и пользование объектов долевого строительства, обязанности по несению затрат на содержание, в том числе оплату жилищно-коммунальных услуг, возникают у дольщиков.

Отношения по содержанию и эксплуатации жилого КПД N 24 регулируются Положением о долевом строительстве объектов в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 06.06.2013 N 263 (далее — Положение о долевом строительстве).

В соответствии с пунктом 14 Положения о долевом строительстве застройщик обязан передать дольщику объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, техническим нормативным правовым актам, проектной и иной документации и другим обязательным требованиям, по акту приемки-передачи данного объекта, подписываемому сторонами договора. Акт приемки-передачи объекта долевого строительства подписывается дольщиком при передаче ему ключей и документов на установленное оборудование. Объект долевого строительства передается дольщику, полностью уплатившему цену объекта долевого строительства (цену договора), независимо от наличия дольщиков, имеющих задолженность перед застройщиком по уплате цены объекта долевого строительства (цены договора).

С момента подписания сторонами акта приемки-передачи объекта долевого строительства обязательство застройщика по передаче объекта дольщику считается исполненным, а дольщик приступает к пользованию этим объектом и несет все затраты по дальнейшей его эксплуатации и риск случайной гибели.

Обязательства дольщика по договору считаются исполненными со дня уплаты в полном объеме денежных средств в соответствии с договором.

При передаче застройщиком дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства до момента государственной регистрации права дольщика на этот объект стороны заключают договор найма, аренды, безвозмездного пользования или иное соглашение, предусматривающее передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства и определяющее его качественные характеристики. Данные договоры заключаются в течение одного рабочего дня после обращения дольщика, полностью уплатившего цену объекта долевого строительства (цену договора), в простой письменной форме, не подлежат государственной регистрации и считаются заключенными со дня их подписания. При этом застройщик передает дольщику документы на установленное оборудование и комплект ключей. Со дня подписания такого договора дольщик обязан вносить плату за жилищно-коммунальные услуги, а также нести риск случайной гибели имущества.

В соответствии с подпунктом 1.13 пункта 1 Указа 215 государственная регистрация перехода права собственности к гражданам на жилые помещения, построенные по государственному заказу, осуществляется после окончательного расчета граждан по договору купли-продажи жилых помещений.

До государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение гражданин имеет право потребовать досрочного расторжения договора купли-продажи жилого помещения как по своей инициативе, так и в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) своих обязательств заказчиком. В случае расторжения договора купли-продажи жилого помещения заказчик обеспечивает возврат гражданину внесенных им денежных средств в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

До государственной регистрации перехода права собственности на жилые помещения к гражданам либо передачи их по решению городского, районного исполнительного комитета в хозяйственное ведение, оперативное управление организациям жилые помещения, построенные по государственному заказу, находятся в хозяйственном ведении, оперативном управлении заказчиков.

Таким образом, с момента регистрации создания капитального строения у застройщика как у правообладателя возникает обязанность по несению затрат на содержание принадлежащего объекта. При подписании актов приемки-передачи жилых помещений обязанности по несению затрат на содержание, в том числе оплату жилищно-коммунальных услуг, возникают у граждан.

Исходя из изложенного, с момента регистрации капитального строения, то есть с 17.11.2014, у истца как у правообладателя возникла обязанность по несению затрат на содержание капитального строения — жилого КПД N 24. В связи с тем, что жилые помещения до регистрации права собственности за гражданами в хозяйственное ведение, оперативное управление каким-либо организациям не передавались, то обязанность истца по несению затрат на содержание квартир сохранялась до регистрации перехода права собственности за гражданами.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что затраты, понесенные истцом на теплоснабжение жилого КПД N 24 с момента регистрации капитального строения до момента передачи последней квартиры дольщику не являются убытками, а являются затратами, которые законно и обоснованно должны были быть понесены истцом в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.

Согласно части 2 статьи 100 ХПК Республики Беларусь каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, истец как лицо, требующее возмещения убытков, не доказал наличие убытков, противоправность действий (бездействий) ответчика, наличие причинной связи между нарушением права и убытками.

При таких обстоятельствах истцу надлежит отказать в иске в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 133 ХПК расходы по государственной пошлине возмещению не подлежат.