Решение экономического суда Могилевской области от 19.05.2016 (дело N 104-1/2016)

Обстоятельства: По результатам плановой проверки выявлено, что предприятием намеренно были занижены: налоговые базы, доли сумм НДС, налоговые вычеты, а также допущены иные нарушения.

Требования: О признании решения налогового органа недействительным.

Решение: В удовлетворении требования было отказано, так как имело место нарушение налогового законодательства.

Название документа: Решение экономического суда Могилевской области от 19.05.2016 (дело N 104-1/2016)

Примечание

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Могилевской области от 27.06.2016 (дело N 104-1/2016/100А) данное решение оставлено без изменения.

РЕШЕНИЕ

Экономический суд Могилевской области, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление частного производственно-торгового унитарного предприятия «Д» (далее — ЧПТУП «Д») к инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Б. (далее — ИМНС по г. Б.) о признании недействительным решения от 05.01.2016, с участием представителей

Установил:

Заявление заявлено о признании недействительным решения от 05.01.2016.

В обоснование требований заявитель ссылается на акт проверки от 19.10.2015 и решение ИМНС по г. Б. от 05.01.2016, вынесенные по результатам выездной плановой проверки ЧПТУП «Д». Заявитель принятое ИМНС по г. Б. решение считает незаконным, т. к. в нем неверно отображены выявленные нарушения, что нарушает права и законные интересы предприятия, выражающиеся в неверном исчислении доначисленных налогов, нерассмотрении пояснений по исчислению и уплате налогов согласно подпункту 1.7 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), а также несоответствии выписки из данных учета ИМНС и вышеназванного решения. В сентябре 2013 года в счет погашения задолженности ЧПТУП «Д» перед кредитором (ООО «С») хозяйственным судом Могилевской области была произведена реализация капитального строения, принадлежащего ЧПТУП «Д» на праве хозяйственного ведения.

Исчисленная сумма налога на добавленную стоимость (далее — НДС) предъявляется плательщиком покупателю в порядке, предусмотренном статьей 105 НК, однако ЧПТУП «Д» не отчуждало имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, то есть ОДО «Р» приобрело вышеназванное имущество у хозяйственного суда Могилевской области. Как следствие из вышесказанного, ЧПТУП «Д» не имеет возможности предъявить НДС покупателю (ОДО «Р») по причине неучастия в данной сделке.

Заявитель в судебном заседании признал 200 220 000 руб. как обоснованно доначисленную сумму налогов по акту, поддержал доводы заявления в остальной части в полном объеме, просил признать недействительным решение.

Заинтересованное лицо просило отказать в удовлетворении заявления по изложенным основаниям в отзыве, считая решение законным и обоснованным.

Заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

ИМНС по г. Б. в соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Положение), на основании пункта 875 координационного плана контрольной (надзорной) деятельности по Могилевской области на 2-е полугодие 2015 года и предписания от 01.09.2015 была проведена выездная плановая проверка ЧПТУП «Д». В соответствии с пунктом 22 Положения ЧПТУП «Д» 12.08.2015 по почте было направлено уведомление о проведении плановой проверки в сентябре 2015 года, в котором указаны период, за который будет проведена проверка, и перечень вопросов, подлежащих проверке. Кроме того, в уведомлении было указано, что проверяемый субъект не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления вправе представить в ИМНС по г. Б. заявление о переносе срока проведения плановой проверки с указанием причин, препятствующих ее проведению. Предписание на проведение выездной проверки вручено 01.09.2015.

В ходе проверки проверяющими были приняты к проверке все документы бухгалтерского учета, представленные плательщиком.

По результатам плановой проверки составлен акт проверки от 19.10.2015, согласно которому заявителем за 2012 — 2014 годы занижена налоговая база для исчисления НДС в налоговых декларациях (расчетах) по НДС по сравнению с данными бухгалтерского учета и данными проверки, за январь — июнь 2015 года занижена доля суммы НДС по товарам, имеющимся в отчетном периоде, в стоимости этих товаров при расчете НДС по реализации товаров в объектах общественного питания за 2013 год не в полном объеме приняты к вычету предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от даты проведения расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права и отраженные в бухгалтерском учете и в книге покупок, что повлекло доначисление и неполную уплату в бюджет НДС за 2012 — 2014 годы и январь — июнь 2015 года. Выявлены иные нарушения, указанные в акте проверки. Согласно обжалуемому решению в результате проведения проверки выявлены факты нарушения налогового законодательства и доначислены налоги и пени на общую сумму 1 265 229 224 руб., в том числе НДС за 2013 год в сумме 329 589 290 руб.

Согласно статье 98 НК (в редакции, действовавшей в 2013 году) налоговая база НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

ЧПТУП «Д» за 2013 год занижена налоговая база для исчисления НДС по ставке 20% на сумму 200 220 000 руб. в налоговой декларации (расчете) по НДС по сравнению с данными бухгалтерского учета и данными проверки.

При реализации товаров, вывезенных в государства — члены Таможенного союза, плательщик в соответствии с подпунктом 1.1.1 пункта 1 статьи 102 НК вправе применить ставку НДС в размере ноль (0) процентов при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров (оказания услуг) за пределы территории Республики Беларусь. Заявителем при исчислении НДС за 2013 год ставка в размере ноль (0) процентов не применялась, в налоговых декларациях (расчетах) по НДС за проверяемый период отсутствует оборот по реализации товаров (оказанию услуг) с применением ставки ноль (0) процентов.

В ИМНС по г. Б. в том числе и в ходе проведения проверки плательщиком за 2013 год не представлены документы, подтверждающие фактический вывоз товаров (оказания услуг) за пределы территории Республики Беларусь.

Кроме того, заявителем за 2013 год занижены налоговые вычеты на 48 342 471 руб.: не в полном объеме приняты к вычету предъявленные плательщику и отраженные в бухгалтерском учете (и в книге покупок) суммы НДС.

В 2013 году судебным исполнителем хозяйственного суда Могилевской области в соответствии со статьей 371 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) в связи с недостаточностью на счете ЧПТУП «Д» денежных средств для погашения задолженности перед ООО «С» ее взыскание производилось путем обращения взыскания на иное имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения. На праве хозяйственного ведения за ЧПТУП «Д» было зарегистрировано недвижимое имущество — капитальное строение (экспериментально-производственный корпус) общей площадью 3775,0 кв. м, расположенное по адресу: г. Б., ул. Ш. Согласно акту хозяйственного суда Могилевской области о приобретении имущества от 19.09.2013 назначенные на 14.08.2013 торги по продаже вышеуказанного капитального строения объявлены несостоявшимися и было предложено единственному участнику (ОДО «Р») приобрести его по начальной цене 1 968 864 350 руб., увеличенной на 5%, что составляет 2 067 370 567 бел. руб. Необходимая сумма была внесена покупателем, а капитальное строение 19.09.2013 передано покупателю по акту передачи имущества от 19.09.2013 в присутствии представителя должника — директора А. Подтверждением внесения ОДО «Р» денежных средств и их размера является выписка из банка.

Согласно статьям 81 и 82 НК налоговые органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней, а также за правильностью взимания, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов, сборов (пошлин).

В соответствии с пунктом 2 статьи 236 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме отдельных случаев, когда изъятие производится по основаниям, предусмотренным законом, а также согласно постановлению суда.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 238 ГК изъятие имущества путем обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законодательством или договором. Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.

Поскольку реализация капитального строения, принадлежащего ЧПТУП «Д», осуществленная в рамках исполнительного производства, признавалась хозяйственной операцией, она подлежала оформлению первичным учетным документом.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 93 НК объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 НК реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок.

Изъятие имущества носит возмездный характер (изъятие в счет погашения задолженности перед поставщиками), поэтому оборот по реализации имущества, изъятого у организации-должника, подлежит налогообложению НДС.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 105 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и предъявляется плательщиком при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями) первичный учетный документ — документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета. Первичные учетные документы должны содержать следующие сведения:

Наименование документа, дату его составления;

Наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;

Содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.

Заявителем на основании акта передачи имущества покупателю не составлен иной, отдельный первичный учетный документ, что не является основанием для невключения в налоговую базу по НДС оборотов по возмездной передаче капитального строения. В данном случае акта передачи имущества от 19.09.2013 достаточно для отражения данных в бухгалтерском учете и исчисления налогов. Однако заявителем за 2013 год необоснованно не включена в налоговую базу для исчисления НДС по ставке 20% выручка от реализации товаров, имущественных прав в сумме 2 067 370 567 руб.

Выявленные в результате проверки нарушения налогового законодательства отражены в акте проверки и в решении, установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами дела, в связи с чем заявление удовлетворению не подлежит.

Доводы заявителя не могут быть приняты во внимание. Письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 12.06.2007 не опровергает доводы ИМНС по г. Б., кроме того, данное письмо не является нормой законодательства, утратило силу, является мнением, имело временный характер. Действия судебного исполнителя заявитель вправе был обжаловать.

Обязанности выделить НДС у судебного исполнителя нет, это обязанность плательщика, судебный исполнитель не является в данном случае участником сделки. Все действия сторон после продажи здания (возврат денежных средств и др.) — это последующие самостоятельные хозяйственные операции, регулируемые иными нормами законодательства.

Пожар на ЧПТУП «Д» произошел в марте 2013 года. Проверка проводилась ИМНС по г. Б. с 01.09.2015 по 12.10.2015, ЧПТУП «Д» располагало временем для подготовки к проверке и восстановления документов в случае их отсутствия.

Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со статьей 133 ХПК.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 133, 227, 229, 230 ХПК, суд

Решил:

ЧПТУП «Д» в удовлетворении заявленных требований к ИМНС по г. Б. о признании недействительным решения от 05.01.2016 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда Могилевской области в 15-дневный срок с момента его принятия.