Обстоятельства: Плательщик применял УСН без уплаты НДС. Вместе с тем он при реализации товаров предъявлял покупателям НДС. При этом плательщик не подал в установленные сроки налоговую декларацию по НДС и не уплатил его. В проверяемом периоде (2013 год, январь — сентябрь 2014 года) акты сверок расчетов на исправление излишне предъявленной суммы НДС отсутствовали. Они были представлены по истечении проверяемого периода.
Требование: О признании недействительным решения налогового органа в части взыскания пеней.
Решение: Требование не было удовлетворено, так как в 2013 году у плательщика имелся объект для исчисления НДС и обязанность по его уплате не была исполнена.
Название документа: Решение экономического суда Витебской области от 14.04.2016 (дело N 51-18/2016)
РЕШЕНИЕ
Экономический суд Витебской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «С» (далее — ООО «С») (В. обл., Ш. р-н, д. П.) к инспекции Министерства по налогам и сборам (далее — ИМНС) Республики Беларусь по району (В. обл., г. п. Ш., ул. К.) о признании недействительным решения от 31.03.2015 в части взыскания пени в сумме 59 431 946 руб., с участием представителей
Установил:
Подано заявление о признании недействительным решения ИМНС Республики Беларусь по району от 31.03.2015 в части взыскания пени в сумме 59 431 946 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что в соответствии с частью второй статьи 52 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) сумма пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Взыскание пени при установлении факта отсутствия обязанности по уплате НДС противоречит части второй статьи 52 НК.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, считает, что оспариваемое решение не соответствует статье 105 НК, Закону Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС), Указу Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 N 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (далее — Указ N 119).
ИМНС Республики Беларусь по району согласно отзыву на заявление с заявленными требованиями не согласна.
Представитель ИМНС Республики Беларусь по району в судебном заседании поддержал возражения против заявления.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, экономический суд установил следующие обстоятельства.
На основании предписания на проведение плановой проверки от 01.12.2014 ИМНС Республики Беларусь по району в период с 01.12.2014 по 24.12.2014 проведена плановая проверка ООО «С» по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 31.08.2012 по 30.09.2014; по вопросам исполнения налогового обязательства налоговым агентом, в том числе соблюдения требований правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога, удержанного из заработной платы и других доходов физических лиц, за период с 31.08.2012 по 01.12.2014, а также по прочим вопросам, входящим в сферу контроля налоговых органов, за период с 31.08.2012 по 24.12.2014.
По результатам проверки составлен акт проверки от 06.01.2015 с изменениями от 27.02.2015.
Согласно акту проверки налоговым органом установлено, что ООО «С» при применении упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС при реализации товаров за январь — декабрь 2013 года в первичных учетных документах покупателям предъявлен НДС на общую сумму 292 448 386 руб. Исчисление и уплата НДС ООО «С» не производились, в этой связи проверкой на основании пункта 8 статьи 105 НК доначислен НДС за 2013 год в размере 292 448 386 руб. и пени по НДС на сумму 59 431 946 руб.
На основании акта проверки начальником ИМНС вынесено решение от 31.03.2015, в соответствии с которым с ООО «С» подлежат взысканию в бюджет 59 431 946 руб. пени по НДС.
При вынесении решения учтено, что ООО «С» 30.12.2014 в ИМНС представлена налоговая декларация по НДС за 2013 год, в соответствии с которой произведено уменьшение на 292 448 386 руб. сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет за 2013 год, в связи с составлением в декабре 2014 года актов сверок с покупателями товаров, которым в первичных учетных документах был излишне выделен и предъявлен НДС, ввиду чего на момент вынесения решения обязанность по уплате в бюджет НДС за 2013 год по сроку уплаты 22.01.2014 в сумме 292 448 386 руб. у ООО «С» отсутствует.
Оценив установленные фактические обстоятельства и имеющиеся доказательства, суд признает заявленное требование не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктами 1.1, 1.4 пункта 1 статьи 22 НК плательщик обязан уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины), представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и случаях, установленных законодательством, налоговые декларации (расчеты).
В силу пункта 1 статьи 36 НК налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных НК, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон о таможенном регулировании) либо решениями местных Советов депутатов, уплатить определенный налог, сбор (пошлину).
Согласно пункту 3 статьи 36 НК налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины).
Налоговое обязательство прекращается его исполнением плательщиком (иным обязанным лицом) либо с возникновением обстоятельств, с которыми НК, таможенное законодательство Таможенного союза и (или) акты Президента Республики Беларусь, Закон о таможенном регулировании либо решения местных Советов депутатов связывают прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору (пошлине) (пункт 4 статьи 36 НК).
В соответствии с пунктом 6 статьи 105 НК организации и индивидуальные предприниматели, освобождаемые от исчисления и уплаты НДС, а также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты НДС, при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС не исчисляют, расчетные и первичные учетные документы, применяемые при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг), имущественных прав, выписывают без выделения сумм НДС и предъявления этих сумм покупателю.
Согласно части первой пункта 8 статьи 105 НК суммы НДС, излишне предъявленные в первичных учетных документах продавцом покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав — плательщикам в Республике Беларусь, подлежат исчислению и уплате в бюджет этим продавцом, за исключением исправления излишне предъявленных сумм НДС на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем.
В соответствии с пунктом 3 статьи 63 НК налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) в порядке и сроки, установленные НК или иными актами налогового законодательства.
В силу пунктов 1 — 3 статьи 108 НК налоговым периодом по НДС признается календарный год. Отчетным периодом по НДС по выбору плательщика признается календарный месяц или календарный квартал. Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата НДС производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В ходе проверки установлено, что ООО «С» в 2013 году, январе — сентябре 2014 года применяло упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС. Вместе с тем ООО «С» в 2013 году при реализации товаров излишне предъявляло покупателям в первичных учетных документах НДС. Всего предъявлен НДС в размере 292 448 386 руб.
В силу пункта 8 статьи 105, пунктов 1 — 3 статьи 108 НК ООО «С» обязано было подать в налоговый орган налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20.01.2014 и уплатить в бюджет сумму НДС, предъявленную покупателям в первичных учетных документах, в срок не позднее 22.01.2014.
ООО «С» в установленные сроки налоговую декларацию по НДС не подало, налог не исчислило и не уплатило.
Согласно пункту 5 статьи 37 НК неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.
В соответствии со статьей 52 НК за исполнение налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством начисляются пени за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты, в течение всего срока неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога.
Поскольку проверкой установлен факт неисполнения заявителем налогового обязательства, налоговым органом правомерно начислены пени.
Доводы заявителя о несоответствии решения статье 105 НК не принимаются судом в силу следующего.
В соответствии с частью четвертой пункта 8 статьи 105 НК корректировка продавцом исчисленной суммы НДС, а покупателем — сумм налоговых вычетов производится в месяце составления и подписания акта сверки расчетов между продавцом и покупателем.
В проверяемом периоде по вопросам соблюдения налогового законодательства с 31.08.2012 по 30.09.2014 актов сверок расчетов на исправление излишне предъявленной суммы НДС в размере 292 448 386 руб. не имелось. Акты сверок расчетов между ООО «С» и покупателями, которым излишне предъявлен в первичных учетных документах НДС в размере 292 448 386 руб., подписаны и представлены заявителем в налоговый орган в декабре 2014 года.
При таких обстоятельствах налоговым органом по акту проверки обоснованно доначислен НДС за 2013 год.
Учитывая представление ООО «С» актов сверок и уточненной налоговой декларации по НДС, в решении налогового органа указано, что на момент вынесения решения обязанность по уплате в бюджет НДС у ООО «С» отсутствует.
Вместе с тем в 2013 году у ООО «С» имелся объект для исчисления НДС и была обязанность уплатить НДС не позднее 22.01.2014. Указанная обязанность не была исполнена ООО «С», следовательно, налоговым органом правомерно в соответствии со статьей 52 НК начислены и взысканы пени за неисполнение заявителем в установленные сроки налогового обязательства.
Доводы заявителя на несоответствие решения Закону об НДС и Указу N 119 являются необоснованными, поскольку указанные нормативные правовые акты утратили силу с 01.01.2010.
Согласно статье 230 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) основанием для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа является несоответствие его требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
Поскольку при проведении проверки ООО «С» выяснены все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства, решение ИМНС соответствует требованиям законодательства, принято уполномоченным лицом, не нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для признания его недействительным не имеется.
По правилам статьи 133 ХПК экономический суд распределяет судебные расходы и относит их на заявителя.
Руководствуясь статьями 190 — 193, 201, 202, 204, 207, 267 ХПК, экономический суд
Решил:
В удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в пятнадцатидневный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию экономического суда Витебской области в порядке, установленном статьями 267 — 270 ХПК.
Решение составлено с мотивировочной частью.