Роль органов уголовного преследования в профилактике правонарушений

1. Общие вопросы профилактики правонарушений.

Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон) установлены правовые и организационные основы, основные формы участия государственных органов (организаций), иных организаций и граждан в осуществлении этой деятельности.

В соответствии со статьей 1 Закона профилактика правонарушений представляет собой деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений субъектами профилактики правонарушений.

При этом под общей профилактикой понимается деятельность субъектов профилактики правонарушений по выявлению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, и принятию мер по их устранению, воздействию на социальные процессы и явления в целях недопущения противоправного поведения граждан.

Под индивидуальной профилактикой понимается деятельность субъектов профилактики правонарушений по оказанию корректирующего воздействия на гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лицо без гражданства в целях недопущения совершения правонарушений.

Согласно статье 5 Закона субъектами профилактики в уголовном процессе являются органы внутренних дел, прокуратуры и другие государственные органы, осуществляющие дознание и предварительное следствие по уголовным делам.

Профилактика правонарушений при ведении уголовного процесса осуществляется в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК).

В соответствии со статьей 90 УПК при производстве дознания и предварительного следствия органы уголовного преследования обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Следует отметить, что выявление причин и условий совершения правонарушений является фундаментальной основой для разработки эффективной системы мер по предупреждению преступлений.

Согласно статье 199 УПК, если при производстве по уголовному делу будут установлены нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления, орган уголовного преследования вправе внести в соответствующие организации или должностному лицу представление о принятии мер по устранению нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Копии представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений (далее — представления), внесенных в порядке статьи 199 УПК, направляются в органы прокуратуры начальниками следственных подразделений.

Прокурор или его заместитель, получив от следователя уголовное дело с постановлением о передаче дела прокурору для направления в суд, согласно пункту 9 части 1 статьи 263 УПК также обязаны проверить, выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры по их устранению.

2. Недостатки в проведении профилактической работы органами уголовного преследования.

Результаты выборочного исследования рассмотренных судами уголовных дел по преступлениям против жизни и здоровья человека выявили наличие определенных недостатков при внесении представлений органами уголовного преследования.

Так, данные представления внесены следователями лишь по каждому второму делу. При этом конкретные причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, указаны лишь в каждом восьмом из внесенных представлений. Подавляющее большинство представлений носит формальный характер.

Анализ представлений свидетельствует только о ненадлежащей работе участковых инспекторов милиции, что, по мнению органов уголовного преследования, является единственным условием, способствовавшим совершению большинства преступлений указанной категории.

Так, большинство представлений указывает на недостаточный уровень профилактической работы участковых инспекторов милиции с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, ранее судимыми, привлекавшимися к административной ответственности. Однако в материалах изученных уголовных дел в большинстве случаев нет данных, подтверждающих неудовлетворительную, ненадлежащую, недостаточно активную работу участковых инспекторов, низкий, недостаточный уровень осуществляемой ими профилактической и разъяснительной работы, формальный подход либо безответственное отношение к исполнению служебных обязанностей. В то же время в процессе допросов потерпевших, обвиняемых, их родителей, соседей, при проведении других следственных действий вопросы, отражающие работу участковых инспекторов милиции по профилактике и предупреждению совершенного преступления, не затрагиваются и соответственно в протоколах допросов и других следственных действиях не отражаются.

По ряду уголовных дел представления должны были быть внесены не начальнику органа внутренних дел, а руководителям других организаций и учреждений, из-за попустительства которых сформировались благоприятные условия для совершения правонарушений. Так, например, при расследовании уголовного дела по обвинению Д. установлено, что преступление совершено в подвале жилого дома. Из протокола осмотра места происшествия и других материалов видно, что в данном подвале расположена станция по снабжению многоквартирного дома питьевой водой. Несмотря на это, там длительное время проживают лица без определенного места жительства (стоят 2 дивана, есть подушки, обувь, одежда, посуда, большие емкости с питьевой водой, мыло, подведено электричество). Из представителей жилищно-эксплуатационной службы, обеспечивающей техническое обслуживание указанной станции, никто не допрошен. В протоколе осмотра места происшествия не отражено даже, оснащена ли входная дверь замками и запиралась ли она. Кроме того, из материалов дела усматривается, что обвиняемый является инвалидом 2-й группы (поражение центральной нервной системы), с 5 лет находился в школах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, отличался повышенной агрессивностью, потерей контроля над собой, склонностью к употреблению спиртных напитков, бродяжничеству. Ранее решением суда Д. был признан недееспособным. За несколько месяцев до совершения преступления он сбежал из С-го дома-интерната, но о его побеге органы внутренних дел проинформированы не были. Каким образом психически больному человеку удалось покинуть интернат, почему его длительное время никто не искал, в ходе следствия не выяснялось. Органы уголовного преследования ограничились лишь получением выписки из истории болезни обвиняемого. По мнению автора, при подобных обстоятельствах представления об устранении причин и условий должны были быть направлены прежде всего в управление жилищно-коммунального хозяйства и управление здравоохранения соответствующего областного исполнительного комитета.

К сожалению, имеют место случаи, когда при внесении представлений используются ранее заготовленные шаблоны, в которых изменяются лишь фабулы уголовных дел. При этом представления направляются начальнику одного и того же органа внутренних дел.

Так, например, представления на имя начальника районного органа внутренних дел по уголовным делам по обвинению А. и по обвинению В. отличаются друг от друга лишь изложенными обстоятельствами совершенных преступлений, в остальном они идентичны. Кроме того, в данных представлениях указывается на низкий уровень профилактической работы участковых инспекторов милиции органов внутренних дел Минской области, заключавшийся, по мнению следователя, в том, что «участковым инспектором не принимались меры по пропаганде здорового образа жизни». Следует отметить, что пропаганда здорового образа жизни является одной из основных задач, стоящих перед учреждениями и организациями Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, средствами массовой информации и т.п., но не перед участковым инспектором милиции. Кроме того, из материалов указанных уголовных дел усматривается, что как обвиняемые, так и их жертвы длительное время злоупотребляли спиртными напитками, на момент совершения преступлений находились в состоянии алкогольного опьянения (одна из жертв — в состоянии алкогольной комы (4,8 промилле алкоголя в крови), вторая — в тяжелой степени алкогольного опьянения), один из обвиняемых в соответствии с заключением психолого-психиатрической экспертизы страдал синдромом зависимости от алкоголя и нуждался в принудительном противоалкогольном лечении. Вместе с тем на учете в наркологическом диспансере ни обвиняемые, ни жертвы не состояли. Представляется, что в данных случаях речь должна была идти не о пропаганде здорового образа жизни, а о несвоевременных постановке указанных лиц на учет в наркологическом диспансере и их лечении (в т.ч. принудительном) от алкогольной зависимости и о ненадлежащем взаимодействии участкового инспектора и врачей-наркологов.

В соответствии с действующим законодательством представление следователя является основным способом реагирования на выявленные в ходе следствия нарушения, так как это процессуальный документ, влекущий за собой правовые последствия. Представление должно быть кратким, отражать сущность совершенного преступления, но без лишних деталей. Вместе с тем значительное количество внесенных по изученным уголовным делам представлений содержит подробное описание всех причиненных жертве телесных повреждений, их расположение и т.п. (фактически описательная часть представления идентична тексту постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого). При этом анализа причин и условий, способствовавших совершению преступлений, в тексте таких представлений нет вообще.

Следует также отметить, что прокурор вправе отменить представление следователя, отозвать его, если в нем изложены недоказанные факты, надуманные причины или предложены нереальные меры профилактики. Если следователь не выявил причины и условия совершенного преступления, не принял меры по их устранению, то прокурор вправе возвратить дело для устранения допущенных упущений по делу.

Кроме того, прокурор и сам является субъектом профилактики. Если следователь предлагает принять профилактические меры по конкретному преступлению, то у прокурора возможности гораздо шире. Он не только вправе внести представление по любому уголовному делу, но и на основе обобщения и анализа обстоятельств совершения конкретных преступлений за определенный период времени, их причин и условий вправе предложить и потребовать проведения ряда предупредительных мер в целом.

3. Органы прокуратуры как субъект профилактики правонарушений.

Полномочия органов прокуратуры как одного из субъектов профилактики правонарушений определены статьей 9 Закона.

Непосредственно в пределах своей компетенции органы прокуратуры осуществляют:

а) предусмотренные статьей 10 Закона такие меры общей профилактики, как:

разработка и утверждение региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и проведение профилактических мероприятий.

Справочно. Генеральная прокуратура Республики Беларусь совместно с Советом Министров Республики Беларусь осуществляет разработку государственных программ по борьбе с преступностью и коррупцией и вносит их на утверждение республиканскому координационному совещанию по борьбе с преступностью и коррупцией (статья 8 Закона); правовое просвещение граждан — формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан, осуществляемое в соответствии со статьей 20 Закона; внесение представлений, вынесение предписаний.

Справочно. Согласно статье 21 Закона представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, — письменное требование в том числе органа прокуратуры об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Предписание об устранении нарушений законодательства — письменное требование в том числе органа прокуратуры о безотлагательном устранении нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам, свободам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, правам и законным интересам организаций, государственным или общественным интересам, если оно не будет немедленно устранено;

б) предусмотренные главой 4 Закона такие меры индивидуальной профилактики, как:

  • профилактическая беседа (устное разъяснение гражданину общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также убеждение гражданина в недопустимости их совершения);
  • официальное предупреждение (письменное разъяснение гражданину о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений);
  • профилактический учет (наблюдение за поведением гражданина, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия);
  • защитное предписание (установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий).

Законом также предусмотрено, что в целях защиты прав, свобод и законных интересов детей в пределах своей компетенции органы прокуратуры осуществляют профилактические мероприятия по предупреждению насилия в семье (статья 17), которое часто приводит к совершению преступлений на бытовой почве.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в сфере профилактики правонарушений осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами (статья 35 Закона).

4. Координация деятельности по профилактике правонарушений.

Генеральным прокурором Республики Беларусь и нижестоящими прокурорами территориальных и специализированных прокуратур осуществляется координация деятельности государственных органов по профилактике правонарушений (статья 6 Закона).

Под координацией деятельности по профилактике правонарушений следует понимать самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, выражающееся в осуществлении на плановой основе комплекса аналитических, организационных и практических мероприятий по объединению усилий субъектов координации в борьбе с преступностью, обеспечению своевременного предупреждения и профилактики, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, быстрому и полному расследованию преступлений и общественно опасных деяний, совершенных лицами, устранению причин и условий, способствовавших их совершению.

Координация правоохранительной деятельности осуществляется на основании статьи 12 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон о прокуратуре), в том числе посредством организации работы координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией (далее — координационное совещание).

Правовую основу работы координационного совещания составляет Положение о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 N 644.

В сфере предупреждения правонарушений основными целями координационного совещания являются определение стратегии и тактики деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией, профилактика правонарушений с учетом криминогенной ситуации, а также выработка согласованных мероприятий по своевременному предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, а также иных правонарушений, обеспечение выполнения этих мероприятий.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 приказа Генерального прокурора Республики Беларусь от 21.08.2008 N 47 «Об основных критериях оценки эффективности деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь» (далее — приказ N 47) эффективность координирующей роли прокуратуры в борьбе с преступностью, предупреждении и пресечении посягательств на жизнь и здоровье граждан, обеспечении их личной и имущественной безопасности является одним из основных критериев оценки эффективности прокурорской деятельности.

Кроме того, в рамках осуществления координирующей роли прокуратуры в борьбе с преступностью и в целях профилактики преступлений против жизни и здоровья граждан прокуроры обязаны:

  • осуществлять постоянное взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами по исполнению государственных программ по борьбе с преступностью;
  • постоянно анализировать работу по реализации государственных программ по борьбе с преступностью, областных программ по борьбе с правонарушениями и с учетом складывающейся обстановки вносить предложения по их корректировке;
  • инициировать перед местными исполнительными и распорядительными органами разработку программ по противодействию преступлениям;
  • информировать исполнительные комитеты о состоянии работы по профилактике преступлений;
  • инициировать регулярное рассмотрение вопросов профилактики преступлений на сессиях областных и Минского городского Советов депутатов и заседаниях исполнительных комитетов, советов по координации деятельности правоохранительных органов, на координационных совещаниях при прокурорах областей, города Минска и приравненных к ним прокурорах с приглашением руководителей заинтересованных государственных органов и заслушиванием должностных лиц, ответственных за их исполнение;
  • рассматривать на расширенных заседаниях коллегий с приглашением руководителей следственных подразделений, органов внутренних дел и других заинтересованных государственных органов состояние организации работы по предупреждению правонарушений;
  • проводить координационные совещания по вопросам предупреждения преступлений с заслушиванием руководителей государственных органов и организаций о результатах проделанной ими профилактической работы;
  • с учетом состояния правопорядка в регионах инициировать перед местными исполнительными и распорядительными органами разработку и реализацию субъектами профилактической деятельности комплекса совместных мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений.

5. Профилактика правонарушений при осуществлении надзора за исполнением законодательства.

Согласно статье 4 Закона о прокуратуре одним из ключевых направлений работы прокуратуры по профилактике преступлений является надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами (надзор за исполнением законодательства). Это обусловлено следующими обстоятельствами:

  • специфика надзора за исполнением законодательства обеспечивает возможность эффективного использования средств и методов ранней профилактики, поскольку в сферу внимания прокурора попадают те отношения, в которых зарождаются и формируются предпосылки, причины и условия совершения правонарушений, в т.ч. особо тяжких преступлений;
  • достаточно широкие полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законодательства, предусмотренные статьей 27 Закона о прокуратуре, позволяют системно и комплексно воздействовать на выявленные криминогенные факторы и обеспечивать эффективность осуществляемых профилактических мер.

Например, эффективность надзора за исполнением законов о труде, соблюдением социальных прав граждан, своевременность выявления допускаемых в этой сфере нарушений и принимаемых прокурором в рамках своих полномочий мер по их устранению во многом способствуют ослаблению действия и устранению факторов, обусловливающих возникновение сложных жизненных ситуаций, связанных с материальной необеспеченностью, отсутствием постоянного источника дохода, средств к существованию, что при определенном стечении неблагоприятных обстоятельств может привести к совершению особо тяжких преступлений, в т.ч. убийств из корыстных побуждений, либо по найму, либо сопряженных с разбоем, вымогательством или бандитизмом.

В частности, при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних могут быть выявлены не только факты уклонения родителей от исполнения обязанностей по воспитанию детей, но и факты жестокого обращения с детьми, их вовлечения в занятие проституцией, антиобщественного поведения, совершения преступлений. Своевременное принятие адекватных мер прокурорского реагирования (в т.ч. возбуждение по выявленным фактам уголовных дел, например, в отношении родителей, педагогов, иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего) является профилактической мерой по предупреждению возможного совершения тяжких преступлений как в отношении несовершеннолетних, так и самими несовершеннолетними.

Предметом особого внимания прокурора является надзор за исполнением законодательства о профилактике правонарушений. Следует также отметить, что одним из основных критериев оценки эффективности прокурорской деятельности является степень влияния средств прокурорского надзора на исполнение правоохранительными органами, органами исполнительной власти, общественными объединениями и средствами массовой информации (СМИ) законодательства о профилактике преступлений и иных правонарушений (абзац 6 пункта 1 приказа N 47).

В рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в целях профилактики преступлений прокуроры обязаны:

  • регулярно планировать и проводить проверки реального выполнения государственными органами, учреждениями, общественными организациями мероприятий, предусмотренных государственными, областными программами по борьбе с правонарушениями;
  • усилить прокурорский надзор за исполнением Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-XII «О здравоохранении», Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 N 125-З «О занятости населения Республики Беларусь», а также иного законодательства, касающегося вопросов предупреждения правонарушений;
  • предъявлять строгие требования к неукоснительному исполнению органами внутренних дел требований Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» в части принятия мер по предупреждению правонарушений;
  • осуществлять надлежащий прокурорский надзор за своевременным выявлением лиц с антиобщественным поведением, нуждающихся в применении к ним мер профилактики, а также лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями) и склонных к совершению общественно опасных деяний, нуждающихся в медицинском лечении, выявлением и привлечением к ответственности нарушителей паспортно-визового и регистрационного режимов;
  • улучшить работу по ограничению дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, направлению их в лечебно-трудовые профилактории, лишению родительских прав;

требовать от руководителей органов внутренних дел:

  • обеспечения эффективной деятельности системы предупреждения правонарушений, совершаемых на почве семейно-бытовых конфликтов, уделяя особое внимание качеству индивидуальной профилактической работы;
  • организации действенной профилактической работы участковых инспекторов милиции и оперативных работников органов внутренних дел с лицами, ранее судимыми, злоупотребляющими алкогольными напитками, нигде не работающими. Практиковать истребование у лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда, деклараций о доходах и имуществе и осуществлять тщательную проверку указанных в них сведений;
  • повышать качество и результативность профилактики преступлений против пожилых и одиноких граждан, обеспечивая в этой работе тесное взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами, в т.ч. с сельскими и поселковыми Советами депутатов, жилищно-эксплуатационными и социальными службами, общественными формированиями, с целью получения информации о совершенных или готовящихся в отношении этих лиц преступлениях и своевременного их пресечения;
  • шире использовать в профилактической работе такие формы, как выступления в СМИ, трудовых коллективах, в учебных заведениях. Участковым инспекторам милиции и оперативным работникам милиции практиковать систематические встречи по месту жительства с гражданами, в том числе с пожилыми и одиноко проживающими, для проведения бесед по вопросам соблюдения ими правил личной и имущественной безопасности;
  • с учетом того что значительное количество тяжких преступлений совершается лицами, ранее судимыми, обязать руководителей управлений, отделов внутренних дел городов, районов и районов в городах в целях профилактики таких преступлений лично беседовать с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, выясняя вопросы нуждаемости их в помощи при бытовом и трудовом устройстве;
  • систематически на основании информации органов внутренних дел о лицах, не трудоустроенных в течение месяца после освобождения из мест лишения свободы, приглашать их для беседы с целью выяснения причин их нетрудоустройства и принятия необходимых мер реагирования.

6. Профилактика правонарушений при осуществлении надзора за исполнением законов в ходе досудебного производства.

Деятельность органов уголовного преследования на стадии досудебного производства имеет большое значение для предупреждения в будущем преступлений и иных правонарушений.

Органы прокуратуры, осуществляя на основании норм глав 5 и 6 Закона о прокуратуре надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-разыскной деятельности, а также при производстве предварительного следствия и дознания, активно участвуют в выявлении и принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Направления профилактической работы различны. Прежде всего это осуществление действенного надзора за регистрацией преступлений и борьба с сокрытием их от учета; осуществление надзора за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Полноту и качество предварительного расследования прокурор должен оценивать с учетом принятых мер по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Особое внимание обращается на законность, полноту и эффективность мер по выявлению так называемых фоновых преступлений, предусмотренных статьями 153 и 154, 186, 295, 328, 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), своевременное пресечение которых способствует предотвращению более тяжких преступлений, в т.ч. убийств.

В решениях коллегий Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, приказах Генерального прокурора Республики Беларусь указывается на необходимость повышения эффективности данного направления прокурорского надзора. В частности, прокуроры обязаны:

  • проявлять принципиальность в использовании средств прокурорского надзора с целью пресечения волокиты и формализма со стороны работников органов внутренних дел при выявлении лиц, склонных к совершению бытовых преступлений, проведении в отношении их профилактических мероприятий, производстве проверок по заявлениям и сообщениям о причинении телесных повреждений, истязаниях, угрозах убийством;
  • исключить факты бездействия по заявлениям и сообщениям о преступлениях. Оперативно и жестко реагировать на выявленные нарушения законности;
  • ставить вопрос о привлечении к предусмотренной законом ответственности должностных лиц органов прокуратуры, не обеспечивших надлежащий прокурорский надзор за соблюдением органами внутренних дел законодательства о профилактике преступлений, совершаемых в семейно-бытовой сфере;
  • выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, особое внимание уделять повышению уровня профилактики пьянства и алкоголизма.

В рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в целях профилактики преступлений против жизни и здоровья граждан, прокуроры обязаны:

  • средствами прокурорского надзора активизировать оперативно-разыскную деятельность по раскрытию преступлений, розыску скрывшихся от уголовного преследования лиц. Уделять постоянное внимание эффективности розыска без вести пропавших граждан;
  • осуществлять надлежащий прокурорский надзор за качественным и своевременным разрешением заявлений и сообщений по фактам семейно-бытового насилия, применением оперативно-разыскных возможностей в предупреждении и пресечении убийств и тяжких телесных повреждений на стадии их подготовки и покушения;
  • по каждому уголовному делу об убийстве с момента его возбуждения обеспечить проведение надлежащей профилактической работы, установление реальных причин и условий, способствовавших совершению убийств, и внесение соответствующих представлений;
  • требовать привлечения в установленном порядке виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, при необходимости проводить проверки и давать правовую оценку их действиям в порядке статьи 174 УПК;
  • средствами прокурорского надзора своевременно и жестко пресекать формальное отношение сотрудников органов внутренних дел, следственных подразделений к рассмотрению обращений граждан о причинении им телесных повреждений, совершении угроз убийством, истязаний, уничтожении имущества. В необходимых случаях решать вопрос об ответственности должностных лиц, в том числе руководителей органов внутренних дел, за ненадлежащую организацию предупредительной работы;
  • при посягательстве на жизнь престарелого лица или инвалида тщательно выяснять, оказывалась ли ранее этим гражданам необходимая медицинская и социальная помощь, принимались ли органами внутренних дел меры по защите их жизни и здоровья. Проводить разъяснительную работу с родственниками данной категории лиц, обязанными по действующему законодательству содержать нетрудоспособных граждан;
  • принимать все предусмотренные действующим законодательством меры по защите прав потерпевших от тяжких и особо тяжких преступлений, в т.ч. по материальной компенсации морального вреда, а также издержек, понесенных государством в результате лечения потерпевших. Добиваться реального возмещения ущерба;
  • при наличии достаточных оснований, не дожидаясь окончания расследования, требовать от органов следствия и дознания по находящимся в их производстве уголовным делам (материалам) обеспечить исполнение требований статьи 90 УПК (вносить в соответствующие предприятия, учреждения, организации представления о принятии мер по устранению нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступлений);
  • при проверке уголовных дел, поступивших для принятия решения о направлении в суд, наряду с разрешением других вопросов, подлежащих выяснению в соответствии с требованием статьи 263 УПК, обращать внимание на полноту исследования причин и условий, способствующих совершению преступлений, на наличие в делах представлений и их качество. При выявлении фактов неполноты расследования в этой части возвращать уголовные дела начальнику следственного подразделения для производства дополнительного предварительного расследования;
  • требовать от руководителей органов внутренних дел и следственных подразделений:
  • активизации работы органов внутренних дел по выявлению преступлений, предусмотренных статьями 153, 154, 186, 218 УК. В случае установления фактов бездействия должностных лиц или формального отношения их к рассмотрению обращений граждан об их истязании, причинении телесных повреждений, угрозах убийством и уничтожении имущества проводить в отношении их служебные расследования;
  • анализировать состояние работы по расследованию уголовных дел и их профилактике.