Типичные вопросы об уплате государственной пошлины при обращении в хозяйственный суд

Практически любое обращение в хозяйственный суд начинается с вопроса об уплате государственной пошлины либо об освобождении от ее уплаты. На сегодняшний день институт государственной пошлины систематизирован в рамках единого нормативного правового акта — Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК). В соответствии с п. 2 ст. 6 НК сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Нужно ли уплачивать государственную пошлину вообще?

По общему правилу государственная пошлина подлежит уплате путем перечисления соответствующих денежных средств, если отсутствует возможность зачета какого-либо платежа в счет ее уплаты либо не предусмотрено освобождение. Согласно части третьей пункта 4 статьи 251 НК факт уплаты государственной пошлины при проведении налоговым органом зачета налога, сбора (пошлины) в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, указанных в статье 249 НК, подтверждается оригиналом письма налогового органа о проведенном зачете, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверенного гербовой печатью налогового органа. В соответствии с частью первой пункта 2-1 статьи 259 НК плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет предстоящих платежей и (или) исполнения налогового обязательства по уплате других налогов, сборов (пошлин), пеней.

Вопросы освобождения от уплаты государственной пошлины регламентированы статьей 257 НК. Освобождение от уплаты государственной пошлины при его возникновении не может применяться в случаях, не предусмотренных указанной статьей либо иным нормативным правовым актом. Индивидуального порядка освобождения от уплаты государственной пошлины не предусмотрено. В пунктах 2, 4 и 5 статьи 258 НК (в редакции Закона от 30.12.2011 N 330-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон N 330-З)) слова «Суд (судья)» и «суд (судья)» заменены словами «Общий суд (судья общего суда)» и «общий суд (судья общего суда)» в соответствующем падеже. Предыдущая редакция ст. 258 НК не давала явного представления о том, что она применима только в рамках обращения в общий суд. В связи с этим поступали обращения об освобождении от уплаты государственной пошлины и в ситуациях обращения в хозяйственные суды. С целью устранения данного недопонимания непосредственно были внесены рассматриваемые изменения.

При этом статьей 257 НК предусматривается освобождение от государственной пошлины как при подаче заявлений (например, подпунктом 1.1.7 пункта 1 статьи 257 НК предусматривается освобождение истцов по искам к налоговым, таможенным, финансовым органам, Комитету государственного контроля Республики Беларусь и его органам о взыскании в их пользу сумм из бюджета, а также за подачу апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора, надзорных жалоб по таким делам), так и по судебным делам в целом.

Освобождение от государственной пошлины по судебным делам в целом предусматривается в том числе подпунктом 1.29 пункта 1 статьи 257 НК: «По судебным делам, а также за выдачу копий документов освобождаются налоговые органы, таможенные органы, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и его территориальные органы, Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы, финансовые управления областных и Минского городского исполнительных комитетов, финансовые отделы городских, районных исполнительных комитетов, администраций районов в городе Минске».

Разница в данных формах освобождения от государственной пошлины раскрывается подпунктами 7.2 и 7.3 пункта 7 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 N 8 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства Республики Беларусь о государственной пошлине» (далее — постановление Пленума):

  • плательщики, для которых установлено освобождение от государственной пошлины по делам (по судебным делам), не уплачивают государственную пошлину за рассмотрение исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств при их подаче в хозяйственные суды, а также по результатам их рассмотрения, пересмотра дел в хозяйственном суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
  • при освобождении от государственной пошлины истцов (по искам, заявлениям, за подачу исковых заявлений и заявлений, по делам, с исковых заявлений) плательщики, для которых эта льгота установлена, не уплачивают государственную пошлину за подачу заявлений о возбуждении приказного производства и по результатам их рассмотрения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 257 НК освобождение от уплаты государственной пошлины по судебным делам означает, что плательщики, которым такая льгота предоставлена, не уплачивают ее в бюджет как при подаче исковых заявлений, иных заявлений, жалоб и ходатайств, так и в том случае, когда обязанность по уплате государственной пошлины в бюджет возникает по результатам рассмотрения дела.

На основании абзаца восемнадцатого пункта 1 статьи 254 НК в рамках хозяйственного процесса государственная пошлина может быть взыскана с освобожденного от ее уплаты истца в случае отказа ему в иске.

Плательщикам государственной пошлины, обращающимся в хозяйственный суд, необходимо данную разницу учитывать. Следует отметить, что практика общих судов по данному вопросу иная. Вместе с тем согласно части третьей пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 02.06.2011 N 1 «О практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и процессуальных издержек по уголовным делам» если лицо освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, то и в случае вынесения решения об отказе в удовлетворении исковых требований с него государственная пошлина взысканию не подлежит.

Таким образом, в рамках гражданского процесса объектом обложения государственной пошлиной является рассмотрение искового или иного заявления, жалобы; в хозяйственном процессе объектом обложения государственной пошлиной фактически является не рассмотрение, а подача искового или иного заявления, жалобы.

Еще одна форма освобождения от государственной пошлины — освобождение сторон. В соответствии с подпунктом 1.7.3 пункта 1 статьи 257 НК от государственной пошлины освобождаются стороны по делам, связанным со страхованием и государственным регулированием страховой деятельности, а также за выдачу копий документов по таким делам. При данной форме освобождения от уплаты государственной пошлины вне зависимости от исхода дела ни с одной из его сторон государственная пошлина взысканию не подлежит.

Как отмечалось выше, в хозяйственном суде не может быть освобождено лицо от уплаты государственной пошлины в случаях, прямо не предусмотренных законодательством, в частности статьей 257 НК. При этом обращающиеся за судебной защитой субъекты хозяйствования нередко просят хозяйственный суд о применении нормы пункта 2 статьи 258 НК. Согласно данному пункту в редакции до принятия Закона N 330-З суд (судья) вправе полностью или частично освободить от государственной пошлины по судебным делам физических лиц исходя из их имущественного положения по объектам обложения государственной пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 130 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь суд или судья вправе полностью или частично освободить от уплаты государственной пошлины по судебным делам физических лиц исходя из их имущественного положения по объектам обложения государственной пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности. Хозяйственным процессуальным законодательством, в свою очередь, такого права суда не предусмотрено. Частью первой статьи 39 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) установлено, что хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами. В соответствии с абзацем шестнадцатым статьи 1 ХПК хозяйственный (экономический) спор — спор, возникающий при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

После внесения изменений Законом N 330-З в пункт 2 статьи 258 НК предполагается возможность освобождения от государственной пошлины только общим судом или судьей общего суда: общий суд (судья общего суда) вправе полностью или частично освободить от государственной пошлины по судебным делам физических лиц исходя из их имущественного положения по объектам обложения государственной пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, обязанность по уплате государственной пошлины может возникнуть как при обращении в хозяйственный суд, так и по результатам рассмотрения обращения, что субъектами хозяйствования далеко не всегда учитывается.

Важно также учитывать, что на сегодняшний день налоговые органы вправе в том числе производить зачет платежей в счет уплаты государственной пошлины, что также обуславливает отсутствие необходимости ее уплаты путем внесения (перечисления) денежных средств. Согласно пункту 4 статьи 251 НК факт уплаты государственной пошлины при проведении налоговым органом зачета налога, сбора (пошлины) в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, указанных в статье 249 НК, подтверждается оригиналом письма налогового органа о проведенном зачете, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверенного гербовой печатью налогового органа.

В соответствии с пунктом 2-1 статьи 259 НК плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет предстоящих платежей и (или) исполнения налогового обязательства по уплате других налогов, сборов (пошлин), пеней.

Что указывать в назначении платежа?

На основании подпункта 5.2 пункта 5 постановления Пленума платежные документы должны содержать сведения, подтверждающие уплату государственной пошлины именно по тому исковому заявлению, иному заявлению, жалобе, ходатайству, к которым платежный документ приложен. В назначении платежа указывается: хозяйственный суд, в который подается исковое заявление, иное заявление, жалоба, ходатайство; наименование истца и ответчика (взыскателя и должника, заявителя и заинтересованного лица); требование по конкретному исковому заявлению, иному заявлению, жалобе, ходатайству.

Постановлением Пленума, таким образом, предопределена необходимость более полной индивидуализации платежного поручения. Имели место случаи использования одного платежного поручения, полученного против совершенной единожды уплаты государственной пошлины, для целей обращения в несколько судебных инстанций. В связи с этим принимаются меры по пресечению подобных действий. Так, если ранее порядок указания подробного назначения платежа при обращении в хозяйственный суд регламентирован не был, то на сегодняшний день в рамках постановления Пленума для этого созданы правовые основы, нарушение которых может повлечь соответствующие процессуальные последствия. Согласно абзацу второму части первой статьи 160 ХПК к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере. В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 162 ХПК судья оставляет исковое заявление без движения, если при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству будет установлено, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 159 и 160 ХПК. При этом следует также учитывать положения пункта 4 статьи 251 и пункта 2-1 статьи 259 НК о возможности зачета платежей в счет госпошлины.

Таким образом, оценить, подтверждает ли приложенный к исковому заявлению (заявлению, жалобе) документ факт уплаты государственной пошлины, — обязанность судьи.

При этом зачастую в документах об уплате государственной пошлины указывается «за совершение юридически значимых действий» в качестве назначения платежа. Хозяйственными судами республики такие платежные документы в качестве надлежащих не принимаются. Данная проблема типична для квитанций об уплате государственной пошлины, т.е. для ситуаций, когда государственная пошлина уплачивается наличными денежными средствами, к примеру, руководителем предприятия, обращающегося в хозяйственный суд.

Кто является получателем платежа?

Еще одна проблема, связанная с уплатой государственной пошлины, заключается в указании получателя платежа. Фактически имеет место путаница в органах, а именно в органе, совершающем юридически значимые действия, предоставляющем реквизиты для уплаты государственной пошлины и впоследствии ее возвращающем, и непосредственно в органе — получателе государственной пошлины.

Следует особо подчеркнуть, что на практике бенефициар применительно к государственной пошлине, лицо (орган), осуществляющее юридически значимые действия, и орган, возвращающий государственную пошлину, — это зачастую три различных органа. Типичная ошибка плательщиков государственной пошлины при обращении в хозяйственные суды заключается в том, что в качестве бенефициара платежа указывается хозяйственный суд или налоговый орган.

Следует обратить внимание, что в данном случае, несмотря на то что юридически значимые действия фактически совершаются хозяйственным судом, в качестве бенефициара необходимо указывать соответствующие управления Министерства финансов Республики Беларусь. А возврат государственной пошлины в установленном законодательством порядке в силу положений пункта 3 статьи 259 НК производит инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки плательщика государственной пошлины на налоговый учет.

Какой расчетный счет необходимо указывать при уплате государственной пошлины (в какой бюджет подлежит уплате государственная пошлина)?

Государственная пошлина по объектам обложения государственной пошлиной в хозяйственных судах однозначно уплачивается только в республиканский бюджет. В соответствии со статьей 25-1 Бюджетного кодекса Республики Беларусь государственная пошлина зачисляется в республиканский и (или) соответствующие местные бюджеты согласно распределению, устанавливаемому Министерством финансов Республики Беларусь, по месту совершения юридически значимого действия, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, и (или) в зависимости от органа, совершающего эти действия. В соответствии с пунктом 1 приложения 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2010 N 156 «О распределении государственной пошлины и штрафов за совершение правонарушений между республиканским бюджетом и (или) соответствующими местными бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов» государственная пошлина по объекту, установленному подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 249 НК, подлежит уплате в республиканский бюджет.

Нарушение данного требования влечет признание хозяйственным судом документов об уплате государственной пошлины в качестве ненадлежащих.

Исходя из сложившейся практики, при обращении в хозяйственный суд субъект вправе уплатить государственную пошлину по реквизитам, предоставляемым инспекцией по налогам и сборам, в которой субъект находится на налоговом учете, либо по реквизитам, предоставляемым инспекцией по налогам и сборам по месту нахождения хозяйственного суда.

К примеру, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь относится к инспекции по Московскому району, которая предоставляет соответствующие реквизиты для уплаты государственной пошлины при обращении в данный суд. Однако субъект вправе уплатить государственную пошлину также и по реквизитам, которые будут предоставлены ему налоговой инспекцией по месту постановки его на налоговый учет, как при обращении в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, так и в иной хозяйственный суд. Однако подчеркнем еще раз, что в качестве получателя необходимо указывать соответствующее главное управление Министерства финансов Республики Беларусь.

Наряду с изложенным следует также подчеркнуть, что возврат государственной пошлины, уплаченной в республиканский бюджет, а значит, в том числе при обращении в хозяйственный суд, в силу части первой пункта 3 статьи 259 НК осуществляется только инспекцией по месту постановки плательщика на налоговый учет.

Как и кем должно быть заверено платежное поручение?

Согласно части второй пункта 4 статьи 251 НК факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежного поручения, экземпляром платежного поручения, составленным на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежного поручения, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Следует отметить, что подпись и оттиск штампа должны быть оригинальными (т.е. не ксерокопии). Согласно части четвертой подпункта 5.2 пункта 5 постановления Пленума ксерокопия, фотокопия платежного документа и копия электронного документа об уплате государственной пошлины не должны приниматься хозяйственными судами в качестве доказательств ее уплаты.

В соответствии с частью третьей пункта 3 статьи 4 утратившего силу Закона Республики Беларусь от 10.01.1992 N 1394-XII «О государственной пошлине» факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждался дополнительным экземпляром платежного поручения с отметкой плательщика на оборотной стороне платежного поручения «Исполнено» с указанием суммы прописью. Указанная отметка заверялась подписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера банка или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и скреплялась оттиском печати банка с проставлением даты исполнения платежного поручения.

Сейчас этого делать в силу отсутствия соответствующих требований со стороны законодателя не требуется.

Как рассчитать государственную пошлину?

Расчет государственной пошлины производится на основании соответствующих ставок, установленных приложением 16 к НК. В данном приложении содержатся ставки государственной пошлины в зависимости от формы обращения, размера и характера требований. При обращении в хозяйственный суд государственная пошлина должна быть уплачена до обращения и в полном размере, за исключением случая наличия согласованного сторонами ходатайства о проведении примирительной процедуры. В соответствии с пунктом 7 статьи 250 НК за рассмотрение хозяйственными судами исковых заявлений при наличии согласованного сторонами ходатайства о проведении примирительной процедуры применяются ставки государственной пошлины в размере 50 процентов от установленной ставки.

Следует отметить, что данное согласованное ходатайство может быть выражено не только в отдельном документе. Исходя из судебной практики ходатайство может быть выражено также в виде условия хозяйственного договора, предусматривающего урегулирование споров по договору с участием примирителя. Предложение истца о возможности назначения примирителя в случае обращения в суд, изложенное в претензии, и согласие ответчика на проведение примирительной процедуры, указанное в ответе на претензию, как правило, рассматриваются хозяйственным судом в качестве согласованного сторонами ходатайства.

Важно также указать, что в случае уплаты государственной пошлины в порядке, установленном пунктом 7 статьи 250 НК (т.е. в половинном размере), и заключения соглашения о примирении или мирового соглашения (как в целом, так и в части) государственная пошлина в порядке, предусмотренном подпунктами 2.1.4 и 2.3 пункта 2 статьи 259 НК, истцу из бюджета не возвращается.

Может ли быть уплачена государственная пошлина иным лицом?

На основании статьи 13 НК плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК, таможенным законодательством Таможенного союза, законами по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Согласно пункту 2 статьи 37 НК исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с НК, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо либо иному лицу предоставляется право уплатить налоги, сборы (пошлины) за плательщика.

Исходя из анализа приведенных выше норм НК, пункта 3 постановления Пленума кроме обязанного лица государственная пошлина может быть уплачена также представителем (адвокатом) этого лица, имеющим соответствующе оформленные полномочия, а также должностным лицом юридического лица, к примеру директором предприятия, обращающегося в хозяйственный суд, на основании устава, учредительного договора, доверенности.