Удовлетворение требований кредиторов в процессе ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования. Часть 2. Выплата денежных сумм кредиторам. Составление ликвидационного баланса

Согласно п. 4 ст. 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией (ликвидатором):

  1. начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса;
  2. кредиторам четвертой очереди — по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно п. 5 ст. 60 ГК требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией (ликвидатором) для их предъявления, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Согласно ч. 3 п. 21 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 N 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» (далее — постановление N 18) требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией (ликвидатором) для их предъявления, принимаются и учитываются ликвидационной комиссией (ликвидатором) отдельно. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) может отказать в удовлетворении требований кредиторов, если они заявлены после утверждения ликвидационного баланса или признаны ликвидационной комиссией (ликвидатором) необоснованными, о чем в адрес этих кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) направляет письменное уведомление (ч. 4 п. 21 постановления N 18).

Согласно п. 3 ст. 59 ГК, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном актами законодательства. Следует отметить, что проведение публичных торгов для реализации имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования является обязательным. Продажа данного имущества путем заключения договоров купли-продажи без проведения публичных торгов не допускается, поскольку такая продажа не предусмотрена действующим законодательством. Положение о порядке продажи имущества ликвидируемого юридического лица с публичных торгов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.01.2013 N 16 «О некоторых вопросах продажи имущества ликвидируемого юридического лица» (далее — Положение о торгах). Согласно ч. 2 п. 1 Положения о торгах его действие не распространяется на отношения по продаже имущества ликвидируемого юридического лица, ликвидация которого осуществляется в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве). Согласно ч. 1 п. 2 Положения о торгах публичные торги по продаже имущества могут проводиться в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организаторами торгов, предложило лучшие условия (п. 4 ст. 417 ГК). Конкурс проводится только в случаях продажи недвижимого имущества, имущественных прав на него, входящих в состав имущества ликвидируемого юридического лица:

1) сельскохозяйственной организации;

2) градообразующей или приравненной к ней организации, при наличии поручения (предложения) республиканского органа государственного управления или иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, в подчинении (в составе) которого (которой) эта организация находится, либо областного, районного или городского исполнительного комитета, на территории которого находится градообразующая или приравненная к ней организация.

Определения сельскохозяйственной организации, градообразующей и приравненной к ней организации приведены в подстрочных примечаниях к ч. 1 п. 2 Положения о торгах.

Согласно ч. 2 п. 2 Положения о торгах по результатам состоявшихся торгов продавцом имущества с участником, выигравшим торги, заключается договор купли-продажи имущества и (или) иной договор, предусматривающий возмездную передачу имущественных прав, входящих в состав имущества ликвидируемого юридического лица.

Согласно ч. 3 п. 2 Положения о торгах торги являются открытыми, за исключением случаев, установленных законодательными актами. При этом участниками торгов могут быть лица, которые в соответствии с законодательными актами могут иметь на праве собственности или ином вещном праве имущество, выставленное на торги.

При проведении публичных торгов ликвидационная комиссия (ликвидатор) выполняет функции, предусмотренные ч. 1 п. 3 Положения о торгах. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) может выступать в качестве организатора торгов. В качестве организатора торгов может выступать также юридическое лицо на основании заключенного с ликвидируемым юридическим лицом договора поручения (ч. 1 п. 5 Положения о торгах). Функции организатора торгов определены ч. 2 п. 5 Положения о торгах. В частности, организатор торгов создает комиссию по проведению торгов (абз. 8 ч. 2 п. 5 Положения о торгах). Комиссия может быть создана для проведения одних или нескольких торгов (ч. 3 п. 6 Положения о торгах). Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих членов комиссии путем открытого голосования и отражаются в протоколах (ч. 5 п. 6 Положения о торгах). Функции, которые организатор торгов вправе делегировать комиссии, определены ч. 6 п. 6 Положения о торгах.

Потенциальные участники торгов извещаются об их проведении в порядке, установленном гл. 2 Положения о торгах. Пунктом 12 Положения о торгах определены документы, которые лицо, желающее участвовать в торгах, обязано подать организатору торгов в указанный в извещении срок. Согласно п. 14 Положения о торгах к участию в торгах допускаются лица, подавшие организатору торгов в указанный в извещении срок заявление с приложением всех необходимых документов, зарегистрированное в журнале регистрации заявлений на участие в торгах, и заключившие с организатором торгов договор о задатке. Согласно ч. 1 п. 16 Положения о торгах участник торгов имеет право до начала торгов письменно отозвать свое заявление на участие в них. Неявка участника торгов на торги признается отказом от участия в торгах. В этом случае сумма внесенного задатка возвращается ему организатором торгов в течение пяти дней со дня проведения торгов.

Порядок проведения торгов и определения участника, выигравшего торги, установлен гл. 4 Положения о торгах. В день проведения торгов участник, выигравший торги, и все присутствующие члены комиссии подписывают протокол о результатах торгов в соответствии с п. 27 Положения о торгах. Согласно п. 28 Положения о торгах торги признаются несостоявшимися и комиссия оформляет протокол о признании торгов несостоявшимися в случае, если:

  1. заявление на участие в торгах подано только одним участником;
  2. для участия в торгах явился только один участник;
  3. для участия в торгах не было подано ни одного заявления;
  4. ни один из участников не явился.

Согласно ч. 1 п. 29 Положения о торгах в случае, если аукцион признан несостоявшимся в силу того, что заявление на участие в нем подано только одним участником или для участия в нем явился только один участник, при согласии этого участника приобрести предмет торгов по начальной цене, увеличенной на 5 процентов, комиссия в день проведения аукциона оформляет протокол о продаже предмета торгов этому участнику аукциона. Согласно ч. 1 п. 30 Положения о торгах при поступлении заявления на участие в конкурсе только от одного участника либо явке для участия в нем только одного участника и соответствии его предложений условиям конкурса продажа предмета торгов этому лицу производится на предложенных им условиях. Комиссия в таком случае оформляет протокол о продаже предмета торгов этому участнику.

Договор купли-продажи имущества и (или) иной договор, предусматривающий возмездную передачу имущественных прав, входящих в состав имущества ликвидируемого юридического лица, заключается между продавцом и участником, выигравшим торги, либо единственным участником торгов после предъявления копий документов, подтверждающих возмещение затрат на организацию и проведение торгов (ч. 2 п. 35 Положения о торгах). Договор должен быть заключен не позднее срока, указанного в извещении (ч. 3 п. 35 Положения о торгах).

Главой 6 Положения о торгах определены особенности продажи на торгах недвижимого имущества ликвидируемого юридического лица, а также передачи его прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.

Согласно п. 23 постановления N 18 ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе в соответствии с законодательством и с согласия кредиторов осуществить продажу всего имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) как имущественного комплекса при условии внесения покупателем всей суммы стоимости данного имущества на текущий (расчетный) счет юридического лица (индивидуального предпринимателя), если доходы и социальный эффект от такой продажи будут выше, чем при раздельной продаже указанного имущества. Таким образом, для осуществления продажи всего имущественного комплекса, принадлежащего юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), необходимо соблюдение следующих условий:

  1. наличие согласия всех кредиторов;
  2. внесение покупателем всей стоимости имущественного комплекса на условии предварительной оплаты;
  3. доходы и социальный эффект от продажи имущественного комплекса выше, чем при раздельной продаже имущества, входящего в комплекс.

Так, на наш взгляд, не может быть осуществлена продажа имущественного комплекса по цене ниже, чем сумма, которая может быть получена при раздельной продаже имущества, даже если имеется покупатель, желающий приобрести имущественный комплекс, а раздельная продажа имущества затруднительна ввиду отсутствия покупателей.

Также следует отметить, что постановление N 18 регулирует только отношения, возникающие при ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования по решению суда. Однако представляется, что если решение о ликвидации (прекращении деятельности) принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), то продажа всего имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования как имущественного комплекса также возможна, поскольку это не запрещено законодательством. Также представляется, что продажа имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования как имущественного комплекса не отменяет необходимости его продажи с публичных торгов.

Применительно к государственному имуществу следует обратить внимание, что на продажу имущества государственного юридического лица в процессе ликвидации не распространяется порядок распоряжения государственным имуществом, установленный Указом Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 N 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом». Продажа государственного имущества в данном случае осуществляется в соответствии с законодательством о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

Согласно п. 3 ст. 60 ГК при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица это имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательными актами.

Согласно п. 4 ст. 60 ГК в случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидируемому юридическому лицу. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Согласно п. 6 ст. 60 ГК считаются погашенными требования кредиторов:

  1. не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица. Исключение составляет случай, предусмотренный ст. 62 ГК, когда после ликвидации юридического лица будет доказано, что оно в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или иным образом намеренно скрыло хотя бы часть своего имущества. В этом случае кредиторы, не получившие полного удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного производства, вправе обратить взыскание на это имущество в непогашенной части долга. При этом соответственно применяются правила ст. 284 ГК о расчетах при возврате имущества из незаконного владения. Лицо, которому было передано имущество, считается недобросовестным, если оно знало или должно было знать о намерении юридического лица скрыть это имущество от кредиторов;
  2. не признанные ликвидационной комиссией (ликвидатором), если кредитор не обращался с иском в суд;
  3. в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Согласно п. 5 ст. 59 ГК после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, если иное не установлено законодательными актами. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается собственнику его имущества (учредителям, участникам), имеющему (имеющим) вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 59 ГК).

Следует отличать право собственника имущества (учредителя, участника) юридического лица на получение части имущества этого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, от его права на получение причитающегося ему по сделкам, совершенным с таким юридическим лицом. Так, на практике довольно распространено заключение договоров займа между юридическим лицом и собственником его имущества (учредителем, участником), которое зачастую заменяет собой более сложную процедуру увеличения размера уставного фонда юридического лица за счет дополнительных вкладов собственника его имущества (учредителей, участников). В данном случае собственник имущества (учредитель, участник) юридического лица выступает в качестве кредитора по отношению к этому юридическому лицу по обязательству, основанному на договоре займа. Его требование как кредитора по договору займа в случае ликвидации юридического лица подлежит включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяется в соответствии с установленной очередностью удовлетворения требований кредиторов, как правило, в четвертую очередь (абз. 5 ч. 1 п. 11 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»). Важно подчеркнуть, что в случае невозможности удовлетворения такого требования из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требование считается погашенным (п. 6 ст. 60 ГК) и собственник имущества (учредитель, участник) не вправе требовать удовлетворения данного требования за счет имущества юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.